Изобретение относится к углеводородным топливным композициям на основе продуктов переработки нефти и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности и судах морского, речного и рыбопромыслового флота с среднеоборотными и малооборотными дизельными двигателями.
Наибольшее распространение на судах получили дизельные, газотурбинные и котельные установки, которые используют примерно одни и те же марки нефтяных топлив: от дизельных дистиллятных марок до флотских и топочных мазутов включительно. Качественная характеристика последних приведена в табл. 1.
Широкий ассортимент применяемых на флоте нефтяных топлив создает большие трудности при бункеровке и эксплуатации судов. Кроме того, используемые в настоящее время товарные марки нефтяных топлив по своему составу и качеству не удовлетворяют современным требованиям эксплуатации и защиты окружающей среды (экологии). Все нефтяные топлива характеризуются присутствием в них примесей, которые в процессе сгорания в установках являются источником образования химических соединений, оказывающих вредное действие на окружающую среду. Одной из основных причин загрязнения атмосферы с судов является наличие в топливе сернистых соединений, а также вовлечение в бункер значительных объемов нефтяных остатков и других вредных веществ: присутствие в топливе серы в виде различных меркаптанов, сульфидов, дисульфидов, тиофенов и других ее соединений является источником образования при сгорании сернистого и серного ангидридов. Тяжелые компоненты топлива являются источником образования при сгорании продуктов неполного окисления карбенов и карбоидов (твердых частиц). Образование продуктов неполного окисления может происходить даже в случае применения топлива со сравнительно небольшой вязкостью, если это топливо имеет широкий фракционный состав. Примеси неорганического происхождения образуют золу. Наряду с этим в процессе сгорания топлив образуются вредные химические соединения, причиной появления которых в выпускных газах являются условия (давление, температура) протекания окисления углеводородов топлива. К ним относятся окись углерода, образующаяся при сгорании топлива в условиях недостатка кислорода, и окислы азота, образующиеся при сгорании топлива в условиях недостатка кислорода или при температурах выше 1500oC.
Известен состав топлива, содержащий 50 70% мазута и 30 50% соляра. Недостатками известного состава являются получение его путем компаундирования легкого дистиллята и нефтяного остатка, что приводит к нарушению его стабильности и полноты сгорания. Недостатками известного топлива, полученного компаундированием легкого дистиллята и нефтяного остатка являются также неоднородность и широкий фракционный состав, наличие неуглеводородных высокомолекулярных соединений смол и асфальтенов, что приводит к нарушению стабильности и полноты сгорания топлива, а следовательно, к ухудшению его эксплуатационных и экологических характеристик (см. табл. 1).
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является состав судового высоковязкого топлива на основе гудрона с добавкой мазута и газойля каталитического крекинга, который с целью улучшения эксплуатационных свойств, расширения сырьевых ресурсов и снижения себестоимости дополнительно содержит фракции 180 500oC вторичных процессов и/или фракцию 200 480oC крекинг-флегмы и фракцию деасфальтизации при следующем соотношении компонентов, мас.
Мазут 20.40
Газойль каталитического крекинга 5.20
Фракции 180 500oC вторичных процессов и/или фракции 200 480oC крекинг-флегмы 5.15
Фракция 450oC-КК остатка термических процессов или фракция 520oC-КК остатка деасфальтизации 20.60
Гудрон До 100
В качестве газойлей и остатков вторичных процессов топливо содержит продукты процесса термического крекинга или висбрекинга или коксования. Однако высоких эксплуатационных свойств для данного состава топлива, в том числе прокачиваемости, достичь не удалось.
Многокомпонентность известного состава судового высоковязкого топлива, высокое содержание в нем тяжелых нефтяных остатков прямой перегонки нефти, крекинг-процессов и процесса деасфальтизации, достигающее 65 90% различие их природы и состава и широкие пределы кипения 180 500oC вторичных дистиллятов обусловливает его низкую стабильность к расслоению на фазы при длительном хранении и эксплуатации, неполноту сгорания и плохие экологические характеристики топлива. К недостаткам известного состава следует отнести также высокое содержание в нем сернистых соединений (2,25-2,95%) и труднорастворимых асфальтенов, карбенов и карбоидов, концентрация которых особенно валика в остатках вторичного происхождения, неудовлетворительные низкотемпературные свойства.
Изобретение решает задачу создания единого для среднеоборотных и малооборотных судовых дизелей экологически чистого высоковязкого топлива с улучшенными эксплуатационными свойствами: пониженным содержанием серы и вредных примесей органического и неорганического происхождения, узким фракционным составом, пониженной испаряемостью легких фракций и практически полным их отсутствием, высокой стабильностью и полнотой сгорания, лучшими низкотемпературными свойствами и прокачиваемостью.
Сущность изобретения заключается в том, что известное судовое высоковязкое топливо, содержащее углеводородную дистиллятную фракцию и депрессорную добавку на основе остатка термического крекинга согласно изобретению в качестве углеводородной дистиллятной фракции содержит узкую фракцию прямой перегонки нефти, выкипающую при температуре 350 500oC, а в качестве депрессорной добавки содержит остаток термического крекинга плотностью 1040-1095 кг/м3 при следующем соотношении компонентов, мас.
Узкая фракция 350 500oC прямой перегонки нефти 94.98
Остаток термического крекинга плотностью 1040-1095 кг/м3 До 100.
Согласно второму варианту судовое высоковязкое топливо, содержащее углеводородную дистиллятную фракцию и депрессорную добавку на основе остатка термического крекинга, согласно изобретению в качестве углеводородной дистиллятной фракции содержит узкую фракцию 350 500oC прямой перегонки нефти и дистиллят вторичных крекинг-процессов с температурой кипения 350 - 500oC, а в качестве допрессорной добавки содержит остаток термического крекинга плотностью 1040-1095 кг/м3 при следующем соотношении компонентов, мас.
Узкая фракция 350 500oC прямой перегонки нефти 47.49
Дистиллят вторичных крекинг-процессов с температурой кипения 350 - 500oC 47.49
Остаток термического крекинга плотностью 1040-1095 До 100
Качество исходных компонентов судового высоковязкого топлива представлено в табл. 2.
Предлагаемое судовое высоковязкое топливо получают путем ввода небольшого количества депрессорной добавки в углеводородную дистиллятную фракцию в горячем виде и дальнейшего перемешивания топлива до полного ее растворения.
Пример 1. Образец судового высоковязкого топлива получают путем ввода в узкую фракцию прямой перегонки нефти 300 500oC с пониженной температурой начала кипения депрессорной добавки остатка термического крекинга плотностью 1095 кг/м3 при следующем соотношении компонентов, мас.
Узкая фракция прямой перегонки нефти с температурой кипения 300 - 500oC 98
Остаток термического крекинга плотностью 1095 кг/м3 2
Пример 2. Образец судового высоковязкого топлива получают путем ввода в узкую фракцию прямой перегонки нефти с температурой кипения 350 540oC депрессорной добавки остатка термического крекинга с плотностью 1040 кг/м3 при следующем соотношении компонентов, мас.
Узкая фракция прямой перегонки нефти с температурой кипения 350 - 540oC 98
Остаток термического крекинга с плотностью 1040 кг/м3 2
Пример 4. Образец судового высоковязкого топлива получают путем ввода вы узкую фракцию прямой перегонки нефти с температурой кипения 350 500oC депрессорной добавки остатка термического крекинга с плотностью 1095 кг/м3 при следующем соотношении компонентов, мас.
Узкая фракция прямой перегонки нефти 350 500oC 99
Остаток термического крекинга 1095 кг/м3 -
Пример 5. Образец судового высоковязкого топлива получают путем ввода в дистиллят вторичных крекинг-процессов с температурой кипения 350 500oC депрессорной добавки остатка термического крекинга с плотностью 1085 кг/м3 при следующем соотношении компонентов, мас.
Дистиллят вторичных крекинг-процессов с температурой кипения 350 - 500oC 98
Остаток термического крекинга с плотностью 1085 кг/м3 2
Пример 6. Образец судового высоковязкого топлива получают путем ввода в смесь узкой фракции 350 500oC прямой перегонки нефти и дистиллята вторичных крекинг-процессов с температурой кипения 350 500oC, взятых в массовом соотношении 1 1, депрессорной добавки остатка термического крекинга с плотностью 1085 кг/м3 при следующем соотношении компонентов, мас.
Узкая фракция прямой перегонки нефти 350 500oC 48,5
Дистиллят вторичных крекинг-процессов с температурой кипения 350 - 500oC 48,5
Остаток термического крекинга с плотностью 1085 кг/м3 3,0
Пример 7. Образец судового высоковязкого топлива получают путем ввода в дистиллят вторичных крекинг-процессов с температурой кипения 350 500oC депрессорной добавки остатка термического крекинга с плотностью 1085 кг/м3 при следующем соотношении компонентов, мас.
Дистиллят вторичных крекинг-процессов с температурой кипения 350 - 500oC 94
Остаток термического крекинга с плотностью 1085 кг/м3 6
Пример 8. Образец судового высоковязкого топлива получают путем ввода в узкую фракцию прямой перегонки нефти 350 500oC депрессорной добавки - остатка термического крекинга с плотностью 1040 кг/м3 при следующем соотношении компонентов, мас.
Узкая фракция прямой перегонки нефти 350 500oC 93
Остаток термического крекинга с плотностью 1040 кг/м3 7
Показатели качества узких дистиллятных фракций с запредельными значениями температур их кипения без депрессорной добавки, а также температуры застывания узких базовых дистиллятов, содержащих в качестве депрессорной добавки остаток термического крекинга с плотностью 1040 1095 кг/м3 (примеры 1 3), приведена в табл. 3.
Из данных табл. 3 видно, что облегчение фракционного состава дистиллятной фракции по началу кипения до 300 500oC (пример 1) приводит к падению вязкости до 32 36 мм2/с против 54 60 мм2/с при 20oC для узкой базовой фракции с пределами кипения 350 500oC (пример 6) и снижению ее температуры вспышки до 150 -180oC против 180-200oC для базового образца.
Утяжеление фракционного состава узкой дистиллятной фракции по концу кипения до 350 540oC (пример 3) влечет за собой повышение содержания серы до 1,62-1,65% и температуры застывания до 30-34oC против содержания серы 1,38-1,40% и температуры застывания 16-25oC в базовой дистиллятной фракции с пределами кипения 350 500oC. Кроме того, максимальное снижение температуры застывания (до минус 16oC) наблюдается при введении 2 мас. остатка термического крекинга с плотностью 1085 кг/м3 в базовую дистиллятную фракцию с пределами кипения 350 500oC.
Показатели качества известных и предлагаемых составов судового высоковязкого топлива по примерам 4 8 представлены в табл. 4.
В результате изучения влияния количества добавки нефтяного на температуру застывания узкой дистиллятной фракции с пределами кипения 350 500oC установлена оптимальная ее концентрация, которая равна 2-6 мас. (примеры 5 - 7).
Снижение и повышение содержания остатка термического крекинга ниже 2 мас. (1 мас. пример 4) и выше 6 мас. (7 мас. пример 8) в смеси с узкой дистиллятной фракцией, выкипяющей в пределах 350 500oC, приводит в обоих случаях к повышению температуры застывания топлива до минус 5oC и минус 6oC соответственно по сравнению с минус 16 минус 12oC при его оптимальном содержании в смеси, равном 2-6 мас.
Предлагаемое судовое высоковязкое топливо согласно изобретению удовлетворяет исходным требованиям на разработку. По сравнению с известным составом предлагаемые составы топлива характеризуются улучшенными экологическими и эксплуатационными свойствами: пониженным содержанием серы и вредных примесей, узким фракционным составом, пониженной испаряемостью легких фракций и практически полным их отсутствием, высокой стабильностью и полнотой сгорания, лучшими низкотемпературными свойствами и прокачиваемостью, за счет вовлечения в состав топлива в качестве базовых дистиллятов узкой высококипящей фракции прямой перегонки нефти и/или вторичных крекинг-процессов с температурой кипения 350 500oC и в качестве депрессорной добавки остатка термического крекинга с плотностью 1040 1095 кг/м3, снижающего температуру застывания топлива.
Предлагаемое изобретение может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности и судах морского, речного и рыбопромыслового флота с среднеоборотными и малооборотными дизельными двигателями.
Применение предлагаемых составов топлива позволит обновить и сократить номенклатуру тяжелых топлив для судовых дизелей (унифицировать существующий ассортимент тяжелых топлив для судовых дизелей) и повысить их эксплуатационные и экологические свойства, улучшить экологическую обстановку воздушного и водного бассейнов, рек, морей и океанов.
Источники информации:
1. Отраслевой стандарт. Топлива, масла и смазки для судов морского флота // Ограничительный перечень. ОСТ 31.8003-78.-М: ЦРИА ММФ.-1980.
2. В. А. Сомов и П.П. Боткин. Топливо для транспортных дизелей. 1963 г. с. 320.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВЫХ ТОПЛИВ И ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2312129C1 |
СУДОВОЕ ВЫСОКОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО | 2016 |
|
RU2626236C1 |
СУДОВОЕ ВЫСОКОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО | 2000 |
|
RU2177979C1 |
СОСТАВ СУДОВОГО ВЫСОКОВЯЗКОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2084494C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВОГО МАЛОВЯЗКОГО ТОПЛИВА | 1999 |
|
RU2149888C1 |
СПОСОБ КРЕКИНГА ТЯЖЕЛЫХ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2100407C1 |
НЕФТЯНОЙ ПРОПИТОЧНЫЙ СОСТАВ (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2065356C1 |
АНТИСЕПТИЧЕСКАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ПРОПИТКИ ДРЕВЕСИНЫ ЖТК-1 | 1996 |
|
RU2111851C1 |
ПРОПИТОЧНАЯ ЖИДКОСТЬ ВСЕСЕЗОННАЯ ДЛЯ ДРЕВЕСИНЫ | 1995 |
|
RU2084335C1 |
Топливо маловязкое судовое | 2020 |
|
RU2734259C1 |
Изобретение относится к углеводородным топливным композициям на основе продуктов переработки нефти и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности и судах морского, речного и рыбопромыслового флота с среднеоборотными и малооборотными дизельными двигателями. Изобретение решает задачу создания единого для среднеоборотных и малооборотных судовых дизелей экологически чистого высоковязкого топлива с улучшенными эксплуатационными свойствами: пониженным содержанием серы и вредных примесей органического и неорганического происхождения, узким фракционным составом, пониженной испаряемостью легких фракций и практически полным их отсутствием, высокой стабильностью и полнотой сгорания, лучшими низкотемпературными свойствами и прокачиваемостью. Предлагаемое судовое высоковязкое топливо содержит согласно первому варианту узкую фракцию прямой перегонки нефти, выкипающую при температуре 350 - 500oC и остаток термического крекинга плотностью 1040 - 1095 кг/м3 при следующем соотношении компонентов, мас.%: узкая фракция 350 - 500oC прямой перегонки нефти 94...98; oстаток термического крекинга плотностью 1040 - 1095 кг/м3 до 100. Согласно второму варианту судовое высоковязкое топливо содержит узкую фракцию 350 - 500oC прямой перегонки нефти и дистиллят вторичных крекинг-процессов с температурой кипения 350 - 500oC, и остаток термического крекинга плотностью 1040 - 1095 кг/м3 при следующем соотношении компонентов, мас.%: узкая фракция 350 - 500oC прямой перегонки нефти 47...49; дистиллят вторичных крекинг-процессов с температурой кипения 350 - 500oC 47...49; oстаток термического крекинга плотностью 1040 - 1095 кг/м3 до 100. Согласно третьему варианту судовое высоковязкое топливо содержит дистиллят вторичных крекинг-процессов с температурой кипения 350 - 500oC и остаток термического крекинга плотностью 1040 - 1095 кг/м3 при следующем соотношении компонентов, мас.%: дистиллят вторичных крекинг-процессов с температурой кипения 350 - 500oC 94...96; oстаток термического крекинга плотностью 1040 - 1095 кг/м3 до 100. 4 табл.
Узкая фракция прямой перегонки нефти 350 500oС 94,0 96,0
Остаток термического крекинга плотностью 1040 1095 кг/м3 До 100
2. Судовое высоковязкое топливо для среднеоборотных и малооборотных судовых дизелей, включающее углеводородную дистиллятную фракцию и депрессорную добавку на основе остатка термического крекинга, отличающееся тем, что в качестве углеводородной дистиллятной фракции оно содержит узкую фракцию 350
500oС прямой перегонки нефти и дистиллят 350 500oС вторичных крекинг-процессов и в качестве депрессорной добавки остаток термического крекинга плотностью 1040 1095 кг/м3 при следующем соотношении компонентов, мас.
Узкая фракция прямой перегонки нефти 350 500oС 47,0 49,0
Дистиллят вторичных крекинг-процессов с температурой кипения 350 - 500oС 47,0 49,0
Остаток термического крекинга плотностью 1040 1095 кг/м3 До 100
3. Судовое высоковязкое топливо для среднеоборотных и малооборотных судовых дизелей, включающее углеводородную дистяллятную фракцию и депрессорную добавку на основе термического крекинга, отличающееся тем, что в качестве углеводородной дистиллятной фракции она содержит дистиллят вторичных крекинг-процессов с температурой кипения 350 500oС и в качестве депрессорной добавки остаток термического крекинга плотностью 1040 1095 кг/м3 при следующем соотношении компонентов, мас.
Дистиллят вторичных крекинг-процессов с температурой кипения 350 - 500oС 94 98
Остаток термического крекинга плотностью 1040 1095 кг/м3 До 100т
Химия и технология топлив и масел, 1989, N 11, с | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
СУДОВОЕ ВЫСОКОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО | 1989 |
|
RU1672731C |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1997-05-20—Публикация
1995-06-13—Подача