СОСТАВ СУДОВОГО ВЫСОКОВЯЗКОГО ТОПЛИВА Российский патент 1997 года по МПК C10L1/04 

Описание патента на изобретение RU2084494C1

Изобретение относится к углеводородным топливным композициям на основе продуктов переработки нефти и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности и судах морского, речного и рыбопромыслового флота.

Известен состав топлива, содержащий 50 70% мазута и 30 50% соляра [1] Недостатком известного состава является получение его путем компаундирования легкого дистиллята и нефтяного остатка, что приводит к нарушению его стабильности и полноты сгорания. Недостатками известного топлива являются также неоднородность и широкий фракционный состав, наличие неуглеводородных высокомолекулярных соединений смол и асфальтенов, что приводит к нарушению стабильности и плотности сгорания топлива, а следовательно, к ухудшению его эксплуатационных и экологических характеристик.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является состав судового высоковязкого топлива [2] на основе гудрона с добавкой мазута и газойля каталитического крекинга, который с целью улучшения эксплуатационных свойств, расширения сырьевых ресурсов и снижения себестоимости дополнительно содержит фракции 180 500oC вторичных процессов и/или фракции 200 480oC крекинг-флегмы и фракцию 450 - ККoC остатка термических процессов или фракцию 520 ККoC остатка деасфальтизации при следующем соотношении компонентов, мас.

Мазут 20 40
Газойль каталитического крекинга 5 20
Фракции 180 500oC вторичных процессов и/или фракции 200 480oC крекинг-флегмы 5 15
Фракции 450 ККoC остатка термических процессов или фракция 520 - ККoC остатка деасфальтизации 20 60
Гудрон До 100
В качестве газойля и остатка вторичных процессов топливо содержит продукты процесса термического крекинга или висбрекинга или коксования. Однако высоких эксплуатационных свойств для данного состава топлива, в том числе прокачиваемости, достичь не удалось.

Многокомпонентность известного состава судового высоковязкого топлива, высокое содержание в нем тяжелых нефтяных остатков прямой перегонки нефти, крекинг-процессов и процесса деасфальтизации, достигающее 65 90% различие их природы и состава и широкие пределы кипения 180 500oC вторичных дистиллятов обуславливают его низкую стабильность к расслоению на фазы при длительном хранении и эксплуатации, неполноту сгорания и плохие экологические характеристики топлива. К недостаткам известного состава следует также отнести высокое содержание в нем сернистых соединений (2,25 2,95%) и трудно растворимых асфальтенов, карбенов и карбоидов, концентрация которых особенно велика в остатках вторичного происхождения.

Предлагаемое изобретение решает задачу удешевления топлива, расширения сырьевых ресурсов, улучшения экологии за счет вовлечения в состав топлива нефтяных отходов: нефтешлама и ловушечной нефти.

Сущность изобретения заключается в том, что известное судовое высоковязкое топливо, включающее мазут, согласно изобретению, дополнительно содержит остаток 200oC ККoC ректификации смеси ловушечной нефти и нефтешлама после двухступенчатого обезвоживания и смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания при следующем соотношении компонентов, мас.

Остаток 200oC КК 12,5 25,0
Смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания
12,5 25,0
Мазут 50,0 75,0
Качество исходных компонентов судового высоковязкого топлива представлено в табл. 1.

Предлагаемое судовое высоковязкое топливо получают следующим образом. В резервуар предварительно закачивают мазут с температурой 90oC. В этот же резервуар закачивают смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания и остаток ректификации ловушечной нефти и нефтешлама после двухступенчатого обезвоживания, выкипающий выше 200oC. При контакте с горячим мазутом под воздействием температуры и снижении вязкости среды происходит разделение эмульсионного слоя на нижний водный слой, который дренируется в канализацию промышленных сточных вод, и верхний слой, отвечающий по качеству требованиям на тормозное судовое высоковязкое топливо в соответствии с ТУ 381011 314 904.

Пример 1. Судовое высоковязкое топливо получают компаундированием мазута с температурой 90oC со смесью ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания и остатком ректификации 200oC ККoC смеси ловушечной нефти и нефтешлама после двухступенчатого обезвоживания при следующем соотношении компонентов, мас.

Остаток 200oC ККoC 25,0
Смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания
25,0
Мазут 50,0
Пример 2. Судовое высоковязкое топливо получают компаундированием мазута с температурой 90oC со смесью ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания и остатком ректификации 200oC ККoC смеси ловушечной нефти и нефтешлама после двухступенчатого обезвоживания при следующем соотношении компонентов, мас.

Остаток 200oC KKoC 12,5
Смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания
12,5
Мазут 75,0
Пример 3. Судовое высоковязкое топливо получают путем компаундирования мазута с температурой 90oC со смесью ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания и остатком ректификации 200oC KKoC смеси ловушечной нефти и нефтешлама после двухступенчатого обезвоживания при следующем соотношении компонентов, мас.

Остаток 200oC KKoC 17,5
Смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания
17,5
Мазут 65,0
Показатели качества судового высоковязкого топлива приведены в табл. 2.

Из данных табл. 2 видно, что компаундированием указанных в табл. 1 компонентов с мазутом получены товарные композиции, соответствующие по качеству судовому высоковязкому топливу (СВТ) в соответствии с ТУ 381011 314 904 и удовлетворяющие исходным требованиям на разработку.

Предлагаемое изобретение может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности и судах морского, речного и рыбопромыслового флота.

Вовлечение в состав топлива нефтяных отходов: нефтешлама и ловушечной нефти позволяет расширить сырьевые ресурсы топлива, снизить его стоимость, улучшить экологию за счет утилизации отходов.

Источники информации
1. В.А. Сомов и П.П. Боткин. Топливо для транспортных дизелей, 1963, с. 320.

2. Патент РФ N 1672731 от 02.02.93 г. "Судовое высоковязкое топливо". Кондрашева Н.К. и др. (прототип).

Похожие патенты RU2084494C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЕОТХОДОВ 1995
  • Равилов И.М.
  • Ланин П.А.
  • Ахметов А.Ф.
  • Махов А.Ф.
  • Усманов Р.М.
  • Ахметшина М.Н.
  • Кондрашева Н.К.
  • Рябцов В.А.
  • Шамсутдинов И.Н.
  • Файзуллин В.Б.
RU2098361C1
СУДОВОЕ ВЫСОКОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО 2016
  • Кондрашева Наталья Константиновна
  • Рудко Вячеслав Алексеевич
  • Кондрашев Дмитрий Олегович
  • Коноплин Ростислав Робертович
  • Шайдулина Алина Азатовна
RU2626236C1
СУДОВОЕ ВЫСОКОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ СРЕДНЕОБОРОТНЫХ И МАЛООБОРОТНЫХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) 1995
  • Кондрашева Н.К.
  • Ахметов А.Ф.
  • Рогачев М.К.
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Махов А.Ф.
  • Теляшев Г.Г.
  • Семенов В.М.
  • Салихов Р.Ф.
RU2079542C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВЫХ ВЫСОКОВЯЗКИХ ТОПЛИВ И НЕФТЯНОГО КОКСА 2015
  • Кондрашева Наталья Константиновна
  • Рудко Вячеслав Алексеевич
  • Кондрашев Дмитрий Олегович
  • Шайдулина Алина Азатовна
RU2601744C1
СУДОВОЕ ОСТАТОЧНОЕ ТОПЛИВО 2018
  • Султанов Фаиз Минигалеевич
  • Хайрудинов Ильдар Рашидович
  • Водянной Михаил Юрьевич
  • Мурашко Максим Геннадиевич
  • Давыдов Сергей Владимирович
  • Гредчин Иван Сергеевич
RU2700705C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВЫХ ТОПЛИВ И ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Кондрашева Наталья Константиновна
  • Ахметов Арслан Фаритович
  • Кондрашев Дмитрий Олегович
  • Валявин Геннадий Георгиевич
  • Ветошкин Николай Иванович
  • Запорин Виктор Павлович
  • Сухов Сергей Витальевич
RU2312129C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2008
  • Кудашева Флорида Хусаиновна
  • Шарипов Тагир Вильданович
  • Гимаев Рагиб Насретдинович
  • Бадикова Альбина Дарисовна
  • Мусина Алсу Мусаевна
  • Мустафин Ахат Газизьянович
RU2409613C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА 1997
  • Абдульминев К.Г.
  • Ахметов А.Ф.
RU2120467C1
ЭМУЛЬГАТОР ОБРАТНЫХ ВОДОНЕФТЯНЫХ ЭМУЛЬСИЙ 1999
  • Рогачев М.К.
  • Рогачева О.И.
  • Кондрашева Н.К.
  • Зейгман Ю.В.
  • Орлов Г.А.
  • Сухоруков А.М.
  • Калимуллин М.М.
RU2154662C1
СУДОВОЕ ВЫСОКОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО 2000
  • Котов С.В.
  • Ясиненко В.А.
  • Шабалина Т.Н.
  • Шафранский Е.Л.
  • Олтырев А.Г.
  • Канкаева И.Н.
RU2177979C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 084 494 C1

Реферат патента 1997 года СОСТАВ СУДОВОГО ВЫСОКОВЯЗКОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к углеводородным топливным композициям на основе продуктов переработки нефти и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности и судах морского речного и рыбопромыслового флота.

Изобретение решает задачу расширения сырьевых ресурсов, удешевления топлива, улучшения экологии за счет утилизации нефтяных отходов: смеси нефтешлама и ловушечной нефти.

Предлагаемое судовое высоковязкое топливо содержит мазут, остаток ректификации 200oC - KKoC смеси ловушечной нефти и нефтешлама после двухступенчатого обезвоживания и смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Остаток ректификации 200oC - KKoC - 12,5 ... 25,0
Смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания - 12,5 ... 25,0
Мазут - 50,0 ... 75,0
2 табл.

Формула изобретения RU 2 084 494 C1

Состав судового высоковязкого топлива, включающий мазут, отличающийся тем, что он дополнительно содержит остаток 200oС конец кипения ректификации смеси ловушечной нефти и нефтешлама после двухступенчатого обезвоживания и смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания при следующем соотношении компонентов, мас.

Остаток 200oС конец кипения 12,5 -25,0
Смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания
12,5 -25,0
Мазут 50,0 75,0н

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2084494C1

Сомов В.А., Боткин П.П
Топливо для транспортных дизелей
Приспособление к комнатным печам для постепенного сгорания топлива 1925
  • Галахов П.Г.
SU1963A1
Прибор для подогрева воздуха отработавшими газам и двигателя 1921
  • Селезнев С.В.
SU320A1
СУДОВОЕ ВЫСОКОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО 1989
  • Кондрашева Н.К.
  • Гимаев Р.Н.
  • Рогачева О.И.
  • Ахметов С.А.
  • Сюняев З.И.
  • Митусова Т.Н.
  • Пугач И.А.
  • Аренбристер Л.П.
  • Каракуц В.Н.
  • Махов А.Ф.
  • Мальцев А.П.
  • Семенов В.М.
  • Шевченко З.П.
  • Судовиков А.Д.
  • Большаков В.Ф.
  • Дерюгина Л.А.
  • Цветков О.С.
RU1672731C
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1

RU 2 084 494 C1

Авторы

Кондрашева Н.К.

Ахметшина М.Н.

Ахметов А.Ф.

Равилов И.М.

Сайфуллин Н.Р.

Махов А.Ф.

Усманов Р.М.

Теляшев Г.Г.

Салихов Р.Ф.

Дьяченко А.Е.

Ланин П.А.

Даты

1997-07-20Публикация

1995-10-31Подача