Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ходовой части подъемных кранов и других строительных машин на рельсовом ходу.
Известен привод ходовых колес опорной тележки, содержащий двигатель и редуктор (а.с. СССР N 1110741, B 66 C9/00, 1981 г.).
Двигатель и редуктор этого привода расположены сбоку от тележки, что приводит к довольно большим габаритным размерам привода.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является привод ходовых колес опорной тележки, содержащей двигатель и редуктор (а.с. СССР N 166815, B 66 C 9/14, 1963 г.).
Двигатель этого привода расположен выше рамы тележки, что уменьшает габаритные размеры привода. Однако редуктор привода имеет разъем по плоскости осей зубчатых передач. Для обеспечения нормальной работы подшипников и надежного уплотнения плоскости разъема он снабжается жестким и широким фланцем. Кроме того, выходная шестерня редуктора расположена в нем на полом валу, который установлен в корпусе редуктора на подшипниках. Наличие широкого фланца, а также установленных в нем подшипников полого вала увеличивает габаритный размер редуктора вдоль осей передач, т.е. его ширину. Это в свою очередь увеличивает размер привода от головки рельса, т.е. габариты нижней выступающей части крана, что очень важно, так как требует расширения свободной зоны вдоль пути перемещения крана по строительной площадке, а в зимних условиях требует расчистки от снега и льда довольно большого пространства по избежание зацеплений и поломки выступающего редуктора. Кроме того, техническое обслуживание известного привода довольно трудоемко.
Задачей изобретения является уменьшение габаритных размеров привода и габаритов нижней выступающей части крана путем уменьшения ширины редуктора.
Задача может быть решена тем, что в приводе ходовых колес опорной тележки согласно варианту I, содержащем двигатель и цилиндрический зубчатый редуктор, он снабжен крышкой, а в его корпусе соосно с ведомой шестерней выполнено отверстие с диаметром, большим диаметра наибольшей шестерни редуктора, в этом отверстии и установлена упомянутая крышка.
Задача может быть решена также тем, что в приводе ходовых колес опорной тележки согласно варианту II, содержащем установленный в ее раме на подшипниках ведущий вал, двигатель и редуктор, выходная шестерня которого расположена соосно ведущему валу тележки, выходная шестерня редуктора непосредственно закреплена только на ведущем валу тележки.
Оба рассмотренных варианта привода обеспечивают уменьшение ширины редуктора: в первом варианте за счет применения тонкой крышки вместо широкого фланца; во втором за счет закрепления выходной шестерни непосредственно только на ведущий вал тележки, что позволяет убрать подшипники из корпуса редуктора.
Таким образом, оба варианта обеспечивают получение качественно одного и того же технического результата, поэтому в формуле изобретения в двух независимых пунктах охарактеризована группа изобретений одного вида, связанных между собой настолько, что они образуют единый творческий замысел, т.е. единство изобретения соблюдено.
Кроме того, оба варианта могут использоваться в одном приводе вместе, для чего в приводе по второму варианту при выполнении редуктора цилиндрическим он снабжен крышкой, а в его корпусе соосно с ведомой шестерней выполнено отверстие с диаметром большим диаметра наибольшей шестерни редуктора, в этом отверстии и установлена упомянутая крышка.
На раме тележки и на корпусе редуктора соосно его выходной шестерне возможно выполнение цилиндрических поверхностей, центрирующих одна другую. Выходная шестерня редуктора может быть закреплена между подшипниками ведущего вала тележки.
При выполнении редуктора многоступенчатым целесообразно ведущую шестерню первой ступени установить на валу двигателя, а все остальные шестерни, кроме выходной, установить на осях, закрепленных неподвижно в корпусе редуктора.
Редуктор можно снабдить промежуточной шестерней, соединяющей ведущую и ведомую шестерни первой ступени и установленной посредством сферического подшипника на оси, закрепленной неподвижно в корпусе редуктора.
Одной из боковых стенок корпуса редуктора может являться стенка рамы тележки.
Промежуточная шестерня и ведущая шестерня второй ступени могут иметь одинаковые геометрические параметры зубчатых венцов.
Кроме того, ведомые шестерни двух последних ступеней могут иметь одинаковые геометрические параметры зубчатых венцов.
На фиг. 1 показан первый вариант привода в разрезе по осям зубчатых передач редуктора, т. е. по Б-Б на фиг. 2; на фиг. 2 и 3 внешний привода; На фиг. 4 привод, навешанный на валу ходового колеса; на фиг. 5 привод с центрированием редуктора по раме тележки; на фиг. 6 второй вариант привода; на фиг. 7 привод, объединяющий два варианта; на фиг. 8 вариант размещения выходной шестерни.
Привод ходовых колес опорной тележки согласно первому варианту выполнения содержит двигатель 1 (фиг.1,4 и 5) и цилиндрический зубчатый редуктор 2, установленный с возможностью поворота относительно оси 3 его выходной шестерни 4 и зафиксированный от этого поворота по раме 5 тележки. Редуктор 2 снабжен крышкой 6 и в его корпусе 7 соосно с ведомой шестерней второй (фиг.1 и 5) или третьей (фиг.4) ступени, которой является выходная шестерня 4 редуктора, выполнено отверстие 8 с диаметром большим диаметра этой шестерни 4, в котором и установлена крышка 6.
Выходная шестерня 4 (фиг.1 и 4) закреплена на полом валу 9, установленном на подшипниках 10 и 11 в крышке 6 и корпусе 7 редуктора 2 соответственно.
Привод согласно второму варианту выполнения содержит двигатель 1 (фиг. 6), установленный в раме 5 тележки на подшипниках 12, ведущий вал 13 и редуктор 2, выходная шестерня 4 которого расположена соосно ведущему валу 13 тележки и непосредственно закреплена только на этом валу 13.
Кроме того, оба рассмотренных варианта привода объединены в одной компоновке, показанной на фиг. 7. Такой привод содержит двигатель 1, установленный в раме 5 на подшипниках 12 ведущий вал 13 тележки и редуктор 2, выходная шестерня 4 которого непосредственно закреплена только на ведущем валу 13. Редуктор 2, кроме того, имеет крышку 6, установленную в отверстие 8 в корпусе 7. Диаметр отверстия 8 больше диаметра шестерни 4.
При фланцевом креплении двигателя 1 (фиг.1 и 4) с тормозом 14 в корпусе 7 редуктора 2 весь привод посредством полого вала 9 может быть навешен на ведущий вал тележки в различных ее исполнениях.
Например, привод может быть навешен на вал 13 (фиг.1), установленный в раме 5 на подшипниках 12. На конце вала 13 закреплена ведущая шестерня 15 открытой передачи, ведомые шестерни 16 (фиг.3) которой закреплены на валах ходовых колес 17 тележки.
Кроме того, привод может навешен непосредственно на ведущий вал 18 (фиг. 4) ходового колеса 17, установленный в раме 5 тележки на подшипниках 19.
За счет рассмотренной навески привод имеет возможность поворота относительно оси 3. Привод может быть снабжен демпфером 20 (фиг.2 и 3), через который редуктор 2 зафиксирован от поворота по раме 5 тележки. Вместо демпфера возможно жесткое, например, болтовое, крепление редуктора 2 к раме 5.
Редуктор может быть одно- и многоступенчатым.
При выполнении редуктора 2 (фиг.1,4,6 и 7) многоступенчатым ведущая шестерня 21 первой ступени установлена на валу двигателя 11, а блоки шестерен 22-23 и 24-25 (фиг.4 и 6) посредством подшипников установлены на осях 26 и 27, закрепленных неподвижно в корпусе 7.
Для сокращения габаритов привода двигатель 1 с тормозом 12 (фиг.2 и 3) размещен над рамой 5 тележки.
Двухступенчатый редуктор 2 (фиг.1 и 7) для увеличения суммарного межосевого расстояния снабжен промежуточной шестерней 28, соединяющей ведущую шестерню 21 и ведомую шестерню 22 и установленной посредством сферического подшипника 29 на оси 30, закрепленной неподвижно в корпусе 7 редуктора 2.
Промежуточная шестерня 28 (фиг.1 и 7) и шестерня 23, имеют одинаковые геометрические параметры зубчатых венцов.
Ведомые шестерни 22 и 4 первой и второй ступеней также имеют одинаковые геометрические параметры зубчатых венцов.
В тележках с закреплением ведомых шестерен 31 (фиг.5) открытой передачи на ходовых колесах 17 ведущая шестерня 32 открытой передачи крепится консольно на выходном валу 33 редуктора 2.
На раме 5 (фиг.5 и 7) тележки и на корпусе 7 редуктора соосно его выходной шестерне 4 выполнены цилиндрические поверхности 34 и 35, центрирующие одна другую и обеспечивающие возможность поворота редуктора 2 вокруг оси 3 выходной шестерни 4. При фланцевом креплении двигателя 1 с тормозом 14 к корпусе 7 редуктора 2 такое центрирование обеспечивает навешивание всего привода на раму 5 тележки. Фиксация привода от поворота может быть осуществлена по раме 5 (фиг.2 и 3) тележки посредством демпфера 20 или жестко посредством болтового соединения (не показано).
Ведущий вал 13 (фиг.8) тележки может быть установлен на подшипниках 10 и 12, размещенных в корпусе 7 редуктора 2 и в раме 5 тележки соответственно. В этом случае выходная шестерня 4 редуктора закреплена между подшипниками 10 и 12 ведущего вала 13.
Отверстие 36 (фиг. 8) большого диаметра может быть выполнено соосно с ведомой шестерней 24 промежуточной зубчатой ступени. В этом отверстии установлена крышка 37 редуктора.
Одной из боковых стенок корпуса 7 (фиг.6 и 8) редуктора 2 является одна из стенок рамы 5 тележки. В этом случае корпус 7 может быть соединен с рамой 5 болтами 38 (фиг.6) или сваркой 39 (фиг.8).
Привод работает следующим образом. Вращение от вала двигателя 1 (фиг. 1,4-8) через зубчатые колеса редуктора 2 передается на выходную его шестерню 4. Далее через полый вал 9 (фиг.1,4), ведущий вал 13 (фиг.1,6-8) и шестерни 15 и 16 (фиг.3) открытой передачи вращение передается находовые колеса 17 опорной тележки. Вращение с полого вала 9 (фиг.4) через вал 18 может непосредственно передаваться на ходовое колесо 17.
В варианте с консольным закреплением ведущей шестерни 32 (фиг.5) открытой передачи на выходном валу 33 редуктора 2 вращение от этого вала 33 через шестерни 32 и 31 также передается на ходовые колеса 17.
Реактивный крутящий момент с корпуса 7 редуктора 2 передается на раму 5 тележки через элементы фиксации редуктора. При фиксации через демпфер 20 (фиг. 2 и 3) происходит смягчение ударов и толчков, возникающих в моменты пуска и торможения привода.
Установка шестерен 28 и 4, а также блоков шестерен 22-23 и 24-25 при сборке редуктора 2 осуществляется через отверстие 8 (фиг. 1,4,5 и 7) или отверстие 36 (фиг. 8) в корпусе 7. Крышки 6 или 37 монтируются в последнюю очередь.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОБИЛЬНЫЙ НАПЛАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС «САРМАТ НК 450» | 2021 |
|
RU2773541C1 |
РЕДУКТОР ОРБИТАЛЬНЫЙ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2370693C1 |
РЕДУКТОР ОРБИТАЛЬНЫЙ (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2392515C1 |
Тяговый привод локомотива | 1986 |
|
SU1523441A1 |
ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2423259C1 |
ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2438897C1 |
РЕГУЛИРУЕМАЯ ПО ВЫСОТЕ ОПОРА | 2007 |
|
RU2456181C2 |
РЕДУКТОР ПРИВОДА ЭСКАЛАТОРА | 2005 |
|
RU2293704C2 |
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ | 2008 |
|
RU2385238C1 |
Тяговый привод локомотива | 1978 |
|
SU789303A1 |
Использование: в машиностроении и предназначен для ходовой части подъемных кранов. Сущность изобретения: привод содержит двигатель 1 и зубчатый редуктор 2, установленный с возможностью поворота относительно оси шестерни 4 и зафиксированный по раме 5. За счет использования для сборки редуктора 2 отверстия 8 в корпусе 7 с диаметром, большим диаметра выходной шестерни 4, возможно уменьшение ширины редуктора. Кроме того, закрепление выходной шестерни 4 непосредственно только на ведущем валу 13 также позволяет уменьшить ширину редуктора. Все это уменьшает габаритные размеры привода и габариты нижней выступающей части крана 4 з.п. ф-лы, 8 ил.
МЕХАНИЗМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ «ВКНШЗ» ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА | 0 |
|
SU166815A1 |
Приспособление для соединения пучка кисти с трубкою или втулкою, служащей для прикрепления ручки | 1915 |
|
SU66A1 |
Авторы
Даты
1997-06-10—Публикация
1995-01-05—Подача