Изобретение относится к подъемным устройствам, в частности к приводам эскалаторов. Изобретение может быть использовано в приводах тоннельных эскалаторов.
Известна конструкция редуктора привода эскалатора модели ЭТ-5 (И.Н.Поминов. "Эскалаторы метрополитена, устройство, обслуживание и ремонт", Москва, "Транспорт" 1993). Редуктор состоит из системы зубчатых и червячных передач, смонтированных в отдельном корпусе. Корпус воспринимает нагрузку от валов зубчатых колес, защищает механизм от проникновения влаги и пыли и создает условия для непрерывной смазки трущихся частей. Литой корпус редуктора ЭТ-5 состоит из двух частей: нижнего основания - собственно корпуса и крышки. Редуктор двухступенчатый, цилиндрический. Корпус и крышка редуктора имеют: массивное основание; ребра жесткости и отдельные утолщения, усиливающие прочность наиболее нагруженных частей; обработанные места для размещения опор валов, крышек, уплотнений; фланцы для крепления крышки; приливы для размещения маслоуказателя, для стопорения при монтаже и демонтаже. На крышке имеются смотровые люки и окна, закрытые крышками. Внутреннее дно больших редукторов выполняется с небольшим уклоном для стекания масла. В корпусе имеется кран для слива масла. Все разъемы редукторов имеют уплотнения, препятствующие вытеканию масла. Кроме того, разъемы герметизируют специальными составами и стягивают болтами. Крышки подшипников валов при необходимости снабжаются масленками.
Корпус редуктора повторяет схему зубчатых зацеплений. При такой конструкции привода затруднено проведение ремонтных работ в связи с тем, что для демонтажа главного вала необходима разборка редуктора, что в ограниченном пространстве машинного зала очень затруднительно.
Известна конструкция редуктора эскалатора модели ЭТ-5М (И.Н.Поминов. "Эскалаторы метрополитена, устройство, обслуживание и ремонт", Москва, "Транспорт" 1993). Схема зубчатого зацепления редуктора ЭТ-5М диктует основную форму корпуса редуктора. Удлиненная и массивная крышка выполнена для осмотров, демонтажных и ремонтных работ составной. Она имеет три части: левую, среднюю и правую. Каждая часть крышки скреплена с другой и с основанием корпуса болтами, имеет собственные приливы. В крышке предусмотрен также ряд окон для осмотра зубчатых зацеплений. Редуктор имеет и другие характерные особенности. Редуктор цилиндрический, трехступенчатый. Входной вал-шестерня имеет конический конец для закрепления тормозной муфты. Промежуточные валы выполнены также, как валы-шестерни. На них установлены зубчатые колеса. Шестерня второго промежуточного вала входит в зацепление с паразитным колесом, необходимым для увеличения межцентрового расстояния между главным валом и входным быстроходным валом. Колесо не изменяет передаточного отношения редуктора. В отличие от других паразитное колесо вращается на подшипнике неподвижной оси. Вращающий момент через паразитное колесо передается на главный вал эскалатора, на котором закреплено зубчатое колесо.
Все подшипники валов установлены в стаканах и закрыты крышками. Бурты (выступы) стаканов и центрирующие пояски крышек, входящие в стаканы, могут одновременно служить для исключения смещения подшипников в осевом направлении, фиксируя их по наружному кольцу. Внутренние кольца подшипников фиксируются уступами валов или колес, стопорными планками и кольцами. Планки закрепляют болтами, ввинченными в торец вала, и обвязывают проволокой для предотвращения проворачивания. Подшипник входного вала со стороны муфты фиксируется пружинным кольцом. Проходная с отверстием крышка подшипника входного вала имеет манжетное уплотнение. Проходная крышка выходного вала имеет уплотнение типа щелевого с прокладкой. Кроме того, колесо имеет со стороны звездочки специальный выступ, препятствующий стеканию масла с колеса по валу. Глухие крышки подшипников и ось паразитного колеса имеют уплотняющие кольца. Подшипниковые узлы конструируются так, чтобы допускалась возможность некоторого осевого смещения, "игры". Это позволяет компенсировать погрешности изготовления и температурные деформации вала и корпуса. При этом фиксированные опоры смежных валов располагают в шахматном порядке.
Указанные конструктивные решения - общие для большинства редукторов эскалаторов. Для этих редукторов характерно также колесо на входном валу, которое не входит в зацепление. Оно предназначено для вспомогательного привода, шестерня редуктора которого входит в зацепление с этим колесом при его подключении.
При такой конструкции привода затруднено проведение ремонтных работ в связи с тем, что для демонтажа главного вала необходима разборка редуктора, для производства которой в ограниченном пространстве машинного зала применяют составные крышки редукторов, которые сложны в изготовлении. Кроме того, подшипники главного вала воспринимают осевые силы, возникающие в косозубом зацеплении выходной ступени редуктора, что приводит к срыву посадок подшипников главного вала.
Наиболее близким аналогом (прототипом) заявляемого изобретения является редуктор главного привода эскалаторов ЭМ-4, ЭМ-5. (Инструкция по техническому обслуживанию эскалаторов серии ЭМ, Москва, Информационно-издательский Центр "ТИМР", 1995 г.) Редуктор предназначен для снижения скорости вращения и увеличения крутящего момента с передачей последнего от вала электродвигателя на главный вал эскалатора. Редуктор установлен в машинном помещении, содержит систему зубчатых передач, смонтированную в отдельном корпусе. Корпус редуктора воспринимает нагрузку от валов зубчатых колес, защищает механизм от проникновения влаги и пыли и создает условия для непрерывной смазки трущихся частей. Входной вал редуктора главного привода эскалаторов ЭМ-4, ЭМ-5 соединен упругой муфтой с электродвигателем, а выходной вал соединен зубчатой разъемной муфтой с главным валом эскалатора. Корпус редуктора выполняется составным, отдельные детали корпуса (основание, крышка) скрепляются между собой болтами. Для осмотра зубчатых передач и заливки масла в корпус имеются смотровые окна, закрываемые крышками. Для центровки крышек редуктора на основании корпуса применяются конические штифты. В основании корпуса расположены сливные отверстия (кран), закрываемые пробками, в них же расположены и маслоуказатели. Корпус редуктора изготовляют обычно из чугунного литья; его размеры зависят от размеров зубчатых колес. Основание корпуса выполнено массивным. Смазывание зубчатых колес редуктора при окружных скоростях до 12-15 м/с осуществляется картерным способом (окунанием колес в масляную ванну). Масло должно покрывать рабочие поверхности зубьев.
В указанной конструкции привода затруднено проведение ремонтных работ в связи с тем, что для демонтажа главного вала необходима разборка редуктора, для производства которой в ограниченном пространстве машинного зала применяют составные крышки редукторов, которые сложны в изготовлении и требуют значительных затрат для монтажа и демонтажа.
Сущность изобретения заключается в том, что одна из опор редуктора привода эскалатора выполнена шарнирной, установлена соосно с входным валом редуктора, а другая имеет убирающуюся опорную площадку. Редуктор привода эскалатора имеет раму, образующую пространство, достаточное для поворота редуктора вокруг оси шарнирной опоры на определенный угол, а убирающаяся опорная площадка может быть установлена как на редукторе, так и на раме редуктора.
Такая конструкция позволяет после разборки зубчатой муфты и убирания опорной части второй опоры провернуть редуктор относительно оси первой опоры на угол, позволяющий освободить доступ к торцу главного вала для зачаливания, при этом редуктор находится в таком положении, которое позволяет демонтировать его крышку целиком.
Сущность изобретения иллюстрируется следующими чертежами:
на фиг.1 изображен вид сбоку на редуктор привода эскалатора в рабочем положении;
на фиг.2 - вид сзади на привод эскалатора;
на фиг.3 - редуктор привода эскалатора в опущенном положении.
Редуктор привода эскалатора 1 (фиг.1), установленный в машинном помещении, имеет раму 2, установленную на фундаменте, одна из его опор 3 выполнена шарнирной, установлена соосно с входным валом редуктора, а другая имеет убирающуюся опорную площадку 4 (съемную поворотную). Рама 2 редуктора привода эскалатора 1 образует пространство, достаточное для его поворота вокруг оси шарнирной опоры 3 на определенный угол.
Выходной вал редуктора 5 (фиг.2) соединен разъемной зубчатой муфтой 6 с главным валом эскалатора 7, который установлен на опорах 8, закрепленных на раме 2. Входной вал редуктора 9 соединен упругой муфтой 10 с валом двигателя 11, установленного на раме.
Для демонтажа главного вала 7 и разборки редуктора привода эскалатора 1 производят разборку зубчатой муфты 6, затем убирают опору 4, которая может устанавливаться на раме редуктора, после чего поворачивают редуктор привода эскалатора 1 вокруг оси шарнирной опоры 3 на определенный угол, освобождая доступ к торцу главного вала 7 и крышке редуктора 12 (фиг.3). Это позволяет снять крышку редуктора 12, выполненную цельной (не разъемной), а также произвести демонтаж главного вала 7. Монтаж производится в обратном порядке.
Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в упрощении конструкции редуктора привода эскалатора и облегчении проведения ремонтных и монтажных работ.
Заявляемая конструкция прошла испытания и планируется для установки на эскалаторы метрополитена г.Киева.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИВОД ЭСКАЛАТОРА | 2005 |
|
RU2293703C2 |
СПОСОБ МОНТАЖА ОСЕВОГО НАГНЕТАТЕЛЬНОГО ВЕНТИЛЯТОРА | 1999 |
|
RU2156890C1 |
Многоосное длиннобазное шасси | 2020 |
|
RU2743769C1 |
Устройство для регулировки выжимных подшипников | 2021 |
|
RU2776631C1 |
ПРИВОД ХОДОВЫХ КОЛЕС ОПОРНОЙ ТЕЛЕЖКИ | 1995 |
|
RU2081050C1 |
ПРИВОД ШТАНГОВЫХ ГЛУБИННЫХ НАСОСОВ | 2015 |
|
RU2614315C1 |
Балансирный привод установки штанговых скважинных насосов | 2018 |
|
RU2688615C1 |
ПРИВОД НАПОРА КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА | 2016 |
|
RU2631060C2 |
ЭСКАЛАТОР | 2012 |
|
RU2508242C2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ БУРЕНИЯ, ИСПЫТАНИЯ И РЕМОНТА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН УПА-80 | 2007 |
|
RU2362868C1 |
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приводам эскалаторов. Редуктор 1 привода эскалатора имеет раму 2, установленную на фундаменте. Одна из его опор 3 выполнена шарнирной и установлена соосно с входным валом редуктора, а другая имеет убирающуюся опорную площадку 4, съемную или поворотную. Рама 2 редуктора 1 привода эскалатора образует пространство, достаточное для его поворота вокруг оси шарнирной опоры 3 на определенный угол. Технический результат заключается в упрощении конструкции редуктора привода эскалатора и облегчении проведения ремонтных и монтажных работ. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
БОВИН Г.М | |||
и др | |||
Эскалаторы | |||
- М.: Машгиз, 1955, с.90, фиг.69 | |||
Приводное устройство эскалатора | 1988 |
|
SU1530558A1 |
ЛЕБЕДКА | 1972 |
|
SU419465A1 |
JP 56145087 A, 11.11.1981. |
Авторы
Даты
2007-02-20—Публикация
2005-02-22—Подача