РЕДУКТОР ПРИВОДА ЭСКАЛАТОРА Российский патент 2007 года по МПК B66B23/02 B66B23/14 B66D1/00 

Описание патента на изобретение RU2293704C2

Изобретение относится к подъемным устройствам, в частности к приводам эскалаторов. Изобретение может быть использовано в приводах тоннельных эскалаторов.

Известна конструкция редуктора привода эскалатора модели ЭТ-5 (И.Н.Поминов. "Эскалаторы метрополитена, устройство, обслуживание и ремонт", Москва, "Транспорт" 1993). Редуктор состоит из системы зубчатых и червячных передач, смонтированных в отдельном корпусе. Корпус воспринимает нагрузку от валов зубчатых колес, защищает механизм от проникновения влаги и пыли и создает условия для непрерывной смазки трущихся частей. Литой корпус редуктора ЭТ-5 состоит из двух частей: нижнего основания - собственно корпуса и крышки. Редуктор двухступенчатый, цилиндрический. Корпус и крышка редуктора имеют: массивное основание; ребра жесткости и отдельные утолщения, усиливающие прочность наиболее нагруженных частей; обработанные места для размещения опор валов, крышек, уплотнений; фланцы для крепления крышки; приливы для размещения маслоуказателя, для стопорения при монтаже и демонтаже. На крышке имеются смотровые люки и окна, закрытые крышками. Внутреннее дно больших редукторов выполняется с небольшим уклоном для стекания масла. В корпусе имеется кран для слива масла. Все разъемы редукторов имеют уплотнения, препятствующие вытеканию масла. Кроме того, разъемы герметизируют специальными составами и стягивают болтами. Крышки подшипников валов при необходимости снабжаются масленками.

Корпус редуктора повторяет схему зубчатых зацеплений. При такой конструкции привода затруднено проведение ремонтных работ в связи с тем, что для демонтажа главного вала необходима разборка редуктора, что в ограниченном пространстве машинного зала очень затруднительно.

Известна конструкция редуктора эскалатора модели ЭТ-5М (И.Н.Поминов. "Эскалаторы метрополитена, устройство, обслуживание и ремонт", Москва, "Транспорт" 1993). Схема зубчатого зацепления редуктора ЭТ-5М диктует основную форму корпуса редуктора. Удлиненная и массивная крышка выполнена для осмотров, демонтажных и ремонтных работ составной. Она имеет три части: левую, среднюю и правую. Каждая часть крышки скреплена с другой и с основанием корпуса болтами, имеет собственные приливы. В крышке предусмотрен также ряд окон для осмотра зубчатых зацеплений. Редуктор имеет и другие характерные особенности. Редуктор цилиндрический, трехступенчатый. Входной вал-шестерня имеет конический конец для закрепления тормозной муфты. Промежуточные валы выполнены также, как валы-шестерни. На них установлены зубчатые колеса. Шестерня второго промежуточного вала входит в зацепление с паразитным колесом, необходимым для увеличения межцентрового расстояния между главным валом и входным быстроходным валом. Колесо не изменяет передаточного отношения редуктора. В отличие от других паразитное колесо вращается на подшипнике неподвижной оси. Вращающий момент через паразитное колесо передается на главный вал эскалатора, на котором закреплено зубчатое колесо.

Все подшипники валов установлены в стаканах и закрыты крышками. Бурты (выступы) стаканов и центрирующие пояски крышек, входящие в стаканы, могут одновременно служить для исключения смещения подшипников в осевом направлении, фиксируя их по наружному кольцу. Внутренние кольца подшипников фиксируются уступами валов или колес, стопорными планками и кольцами. Планки закрепляют болтами, ввинченными в торец вала, и обвязывают проволокой для предотвращения проворачивания. Подшипник входного вала со стороны муфты фиксируется пружинным кольцом. Проходная с отверстием крышка подшипника входного вала имеет манжетное уплотнение. Проходная крышка выходного вала имеет уплотнение типа щелевого с прокладкой. Кроме того, колесо имеет со стороны звездочки специальный выступ, препятствующий стеканию масла с колеса по валу. Глухие крышки подшипников и ось паразитного колеса имеют уплотняющие кольца. Подшипниковые узлы конструируются так, чтобы допускалась возможность некоторого осевого смещения, "игры". Это позволяет компенсировать погрешности изготовления и температурные деформации вала и корпуса. При этом фиксированные опоры смежных валов располагают в шахматном порядке.

Указанные конструктивные решения - общие для большинства редукторов эскалаторов. Для этих редукторов характерно также колесо на входном валу, которое не входит в зацепление. Оно предназначено для вспомогательного привода, шестерня редуктора которого входит в зацепление с этим колесом при его подключении.

При такой конструкции привода затруднено проведение ремонтных работ в связи с тем, что для демонтажа главного вала необходима разборка редуктора, для производства которой в ограниченном пространстве машинного зала применяют составные крышки редукторов, которые сложны в изготовлении. Кроме того, подшипники главного вала воспринимают осевые силы, возникающие в косозубом зацеплении выходной ступени редуктора, что приводит к срыву посадок подшипников главного вала.

Наиболее близким аналогом (прототипом) заявляемого изобретения является редуктор главного привода эскалаторов ЭМ-4, ЭМ-5. (Инструкция по техническому обслуживанию эскалаторов серии ЭМ, Москва, Информационно-издательский Центр "ТИМР", 1995 г.) Редуктор предназначен для снижения скорости вращения и увеличения крутящего момента с передачей последнего от вала электродвигателя на главный вал эскалатора. Редуктор установлен в машинном помещении, содержит систему зубчатых передач, смонтированную в отдельном корпусе. Корпус редуктора воспринимает нагрузку от валов зубчатых колес, защищает механизм от проникновения влаги и пыли и создает условия для непрерывной смазки трущихся частей. Входной вал редуктора главного привода эскалаторов ЭМ-4, ЭМ-5 соединен упругой муфтой с электродвигателем, а выходной вал соединен зубчатой разъемной муфтой с главным валом эскалатора. Корпус редуктора выполняется составным, отдельные детали корпуса (основание, крышка) скрепляются между собой болтами. Для осмотра зубчатых передач и заливки масла в корпус имеются смотровые окна, закрываемые крышками. Для центровки крышек редуктора на основании корпуса применяются конические штифты. В основании корпуса расположены сливные отверстия (кран), закрываемые пробками, в них же расположены и маслоуказатели. Корпус редуктора изготовляют обычно из чугунного литья; его размеры зависят от размеров зубчатых колес. Основание корпуса выполнено массивным. Смазывание зубчатых колес редуктора при окружных скоростях до 12-15 м/с осуществляется картерным способом (окунанием колес в масляную ванну). Масло должно покрывать рабочие поверхности зубьев.

В указанной конструкции привода затруднено проведение ремонтных работ в связи с тем, что для демонтажа главного вала необходима разборка редуктора, для производства которой в ограниченном пространстве машинного зала применяют составные крышки редукторов, которые сложны в изготовлении и требуют значительных затрат для монтажа и демонтажа.

Сущность изобретения заключается в том, что одна из опор редуктора привода эскалатора выполнена шарнирной, установлена соосно с входным валом редуктора, а другая имеет убирающуюся опорную площадку. Редуктор привода эскалатора имеет раму, образующую пространство, достаточное для поворота редуктора вокруг оси шарнирной опоры на определенный угол, а убирающаяся опорная площадка может быть установлена как на редукторе, так и на раме редуктора.

Такая конструкция позволяет после разборки зубчатой муфты и убирания опорной части второй опоры провернуть редуктор относительно оси первой опоры на угол, позволяющий освободить доступ к торцу главного вала для зачаливания, при этом редуктор находится в таком положении, которое позволяет демонтировать его крышку целиком.

Сущность изобретения иллюстрируется следующими чертежами:

на фиг.1 изображен вид сбоку на редуктор привода эскалатора в рабочем положении;

на фиг.2 - вид сзади на привод эскалатора;

на фиг.3 - редуктор привода эскалатора в опущенном положении.

Редуктор привода эскалатора 1 (фиг.1), установленный в машинном помещении, имеет раму 2, установленную на фундаменте, одна из его опор 3 выполнена шарнирной, установлена соосно с входным валом редуктора, а другая имеет убирающуюся опорную площадку 4 (съемную поворотную). Рама 2 редуктора привода эскалатора 1 образует пространство, достаточное для его поворота вокруг оси шарнирной опоры 3 на определенный угол.

Выходной вал редуктора 5 (фиг.2) соединен разъемной зубчатой муфтой 6 с главным валом эскалатора 7, который установлен на опорах 8, закрепленных на раме 2. Входной вал редуктора 9 соединен упругой муфтой 10 с валом двигателя 11, установленного на раме.

Для демонтажа главного вала 7 и разборки редуктора привода эскалатора 1 производят разборку зубчатой муфты 6, затем убирают опору 4, которая может устанавливаться на раме редуктора, после чего поворачивают редуктор привода эскалатора 1 вокруг оси шарнирной опоры 3 на определенный угол, освобождая доступ к торцу главного вала 7 и крышке редуктора 12 (фиг.3). Это позволяет снять крышку редуктора 12, выполненную цельной (не разъемной), а также произвести демонтаж главного вала 7. Монтаж производится в обратном порядке.

Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в упрощении конструкции редуктора привода эскалатора и облегчении проведения ремонтных и монтажных работ.

Заявляемая конструкция прошла испытания и планируется для установки на эскалаторы метрополитена г.Киева.

Похожие патенты RU2293704C2

название год авторы номер документа
ПРИВОД ЭСКАЛАТОРА 2005
  • Ковалевский Вячеслав Юрьевич
  • Волощенко Александр Михайлович
  • Масловец Юрий Николаевич
  • Шиляев Владимир Николаевич
  • Приходько Владимир Иванович
  • Коробка Борис Афанасьевич
  • Журавель Виктор Николаевич
  • Гетьман Андрей Николаевич
RU2293703C2
СПОСОБ МОНТАЖА ОСЕВОГО НАГНЕТАТЕЛЬНОГО ВЕНТИЛЯТОРА 1999
  • Лобанов И.Ю.
  • Гусев С.А.
  • Россовский В.Г.
  • Березовский Н.Е.
  • Батайкина Т.В.
RU2156890C1
Многоосное длиннобазное шасси 2020
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
RU2743769C1
Устройство для регулировки выжимных подшипников 2021
  • Юрченко Николай Николаевич
RU2776631C1
ПРИВОД ХОДОВЫХ КОЛЕС ОПОРНОЙ ТЕЛЕЖКИ 1995
  • Абрамов Владимир Николаевич
  • Евстафьев Юрий Александрович
  • Полянский Валерий Павлович
RU2081050C1
ПРИВОД ШТАНГОВЫХ ГЛУБИННЫХ НАСОСОВ 2015
  • Носов Алексей Дмитриевич
  • Перельсон Лариса Александровна
  • Соловьев Сергей Владимирович
  • Чикунов Юрий Александрович
RU2614315C1
Балансирный привод установки штанговых скважинных насосов 2018
  • Волохин Аркадий Викторович
  • Арсибеков Дмитрий Витальевич
  • Волохин Евгений Аркадьевич
  • Волохин Виктор Аркадьевич
RU2688615C1
ПРИВОД НАПОРА КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА 2016
  • Шварц Лев Израилевич
  • Аистов Алексей Степанович
RU2631060C2
ЭСКАЛАТОР 2012
  • Семенков Игорь Иванович
  • Варнаков Анатолий Владимирович
  • Свидан Николай Иванович
  • Осипов Александр Юрьевич
  • Супин Александр Шабаевич
RU2508242C2
УСТАНОВКА ДЛЯ БУРЕНИЯ, ИСПЫТАНИЯ И РЕМОНТА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН УПА-80 2007
  • Орлов Николай Григорьевич
  • Шарафутдинов Гафур Сабурович
  • Пищаев Денис Владимирович
RU2362868C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 293 704 C2

Реферат патента 2007 года РЕДУКТОР ПРИВОДА ЭСКАЛАТОРА

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приводам эскалаторов. Редуктор 1 привода эскалатора имеет раму 2, установленную на фундаменте. Одна из его опор 3 выполнена шарнирной и установлена соосно с входным валом редуктора, а другая имеет убирающуюся опорную площадку 4, съемную или поворотную. Рама 2 редуктора 1 привода эскалатора образует пространство, достаточное для его поворота вокруг оси шарнирной опоры 3 на определенный угол. Технический результат заключается в упрощении конструкции редуктора привода эскалатора и облегчении проведения ремонтных и монтажных работ. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 293 704 C2

1. Редуктор привода эскалатора, установленный в машинном помещении, содержащий систему зубчатых передач, смонтированную в отдельном корпусе, входной вал, соединенный упругой муфтой с электродвигателем, и выходной вал, соединенный зубчатой разъемной муфтой с главным валом эскалатора, отличающийся тем, что одна из его опор выполнена шарнирной и установлена соосно с входным валом редуктора, а другая имеет убирающуюся опорную площадку.2. Редуктор привода эскалатора по п.1, отличающийся тем, что имеет раму, образующую пространство, достаточное для поворота редуктора вокруг оси шарнирной опоры на определенный угол.3. Редуктор привода эскалатора по п.1, отличающийся тем, что убирающаяся опорная площадка установлена на раме редуктора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2293704C2

БОВИН Г.М
и др
Эскалаторы
- М.: Машгиз, 1955, с.90, фиг.69
Приводное устройство эскалатора 1988
  • Христич Виктор Константинович
  • Синеокий Анатолий Алексеевич
SU1530558A1
ЛЕБЕДКА 1972
SU419465A1
JP 56145087 A, 11.11.1981.

RU 2 293 704 C2

Авторы

Ковалевский Вячеслав Юрьевич

Приходько Владимир Иванович

Волощенко Александр Михайлович

Гетьман Андрей Николаевич

Масловец Юрий Николаевич

Коробка Борис Афанасьевич

Коваленко Юрий Николаевич

Шиляев Владимир Николаевич

Денисенко Николай Семенович

Даты

2007-02-20Публикация

2005-02-22Подача