Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям.
Известны движительно-рулевые устройства, содержащие кольцевую поворотную насадку с размещенным внутри гребным винтом, приводящимся во вращение от осевой угловой зубчатой передачи в виде конического редуктора (Лебедев Э.Г. и др. "Средства активного управления судами", Судостроение, 1969, стр. 185-204).
Их недостатком является техническая сложность с обеспечением герметичности корпусов угловых зубчатых передач, расположенных под водой.
Известен также, принятый в качестве ближайшего аналога, движительно-рулевой комплекс судна, содержащий кольцевую поворотную насадку и гребной винт с лопастями, жестко соединенными с ободом, кинематически связанным с двигателем посредством угловой конической передачи (США, патент N 3918389, B 63 H 1/12, 1975 г.).
Предложенное изобретение предназначено для решения задач повышения эффективности работы движительно-рулевого комплекса.
Технический результат достигается тем, что соосно с гребным винтом установлен второй гребной винт с гидропрессом и гидронасосом, связанный с первым винтом посредством вала, установленного по оси их вращения, при этом угловая коническая передача выполнена фрикционной с возможностью взаимодействия диаметрально противоположной стороны конического шкива угловой передачи с ободом второго винта.
При горизонтальном размещении ведущего вала на нем установлены два конических шкива, каждый из которых сопряжен с ободом одного гребного винта, при этом гидропресс установлен на ступицу каждого гребного винта.
На фиг. 1 изображен движительно-рулевой комплекс, вид сбоку.
На фиг. 2 то же, вид вдоль оси.
На фиг. 3 устройство переменного нагружения винтов.
На фиг. 4 изображен движительный комплекс в виде винтов-тандем, вид сбоку.
На фиг. 5 то же, вид вдоль оси.
На фиг. 6 устройство переменного нагружения винтов-тандем.
Движительно-рулевой комплекс состоит из гребного вала 1 с закрепленным коническим шкивом 2, который через ободы 3 сопряжен с двумя гребными винтами носовым 4 и кормовым 5, расположенными на одной оси 6. Ось 6 закреплена на крестовине поворотной насадки 7. На ступице носового гребного винта 4 расположены гидропресс 8 и гидронасос 9, который через вал 10 соединен с кормовым гребным винтом 5.
Рабочая жидкость к гидропрессу, к гидронасосу и на смазку подшипников поступает по каналу 11. Гребные винты монтируются прижатый к шкиву 2, но с зазорами "a" и "b" между крестовиной и ступицами. Зазор "a" должен быть меньше зазора "b" на величину (расчетную) осевого отклонения лопастей от развиваемого упора.
При запуске главного двигателя шкив 2 начинает вращать оба гребных винта 4, 5. Кормовой винт 5 сразу, самонагружаясь, войдет в плотный контакт со шкивом 2, в то время как носовой винт 4 будет стремиться выйти из такого контакта. Однако, кормовой винит 5 через вал 10 включит в работу гидронасос 9, который, воздействуя на гидропресс 8, будет перемещать ступицу носового винта 4 в сторону кормы, обеспечивая тем самым необходимый контакт шкива 2 с ободом 3. Гидронасос 9 может быть установлен вне движительно-рулевого комплекса, например, в машинном отделении, откуда и будет производиться управление работой гидронасоса и гидропресса. Аналогичный порядок работы будет происходить и в движительном комплексе, изображенном на фиг. 4-6. Отличие будет заключаться в том, что гидронасосы и гидропрессы будут включаться в работу только на заднем ходу судна. При остановке главного двигателя гребные винты саморазгружаются от воздействия остаточных деформаций.
Экономическая эффективность комплексов будет значительной, так как пропульсивный коэффициент движителей несомненно выше.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВИНТОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2167784C1 |
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ТИПА "ПОВОРОТНАЯ КОЛОНКА" | 1996 |
|
RU2115588C1 |
ПРОПУЛЬСИВНАЯ СИСТЕМА СОЛОВЬЕВА | 2006 |
|
RU2326021C2 |
ПРОПУЛЬСИВНАЯ СИСТЕМА С ПОГРУЖНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ | 2006 |
|
RU2320516C1 |
ПРОПУЛЬСИВНАЯ СИСТЕМА С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ | 2006 |
|
RU2327596C2 |
ПРОПУЛЬСИВНАЯ СИСТЕМА С ПОГРУЖНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2006 |
|
RU2323123C1 |
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ТИПА "ПОВОРОТНАЯ КОЛОНКА" | 1996 |
|
RU2115589C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2002 |
|
RU2217348C1 |
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2000 |
|
RU2175297C1 |
ЛЕГКОНАГРУЖЕННЫЙ ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2013 |
|
RU2537351C2 |
Использование: судостроение, гребные винты в насадках. Сущность изобретения: движительно-рулевой комплекс содержит две кольцевые насадки, с которыми жестко соединены лопасти гребных винтов, размещенных соосно. На ступице одного из винтов размещены гидропресс и гидронасос. Винты приводятся во вращение угловой конической фрикционной передачей с одним или двумя коническими шкивами. Использование изобретения повышает пропульсивные качества движителя. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Патент США N 3918389, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1997-06-20—Публикация
1991-06-28—Подача