СТРУЙНО-ЩЕЛЕВАЯ ЛОПАСТЬ ВОЗДУШНОГО ВИНТА Российский патент 1997 года по МПК B64C11/00 

Описание патента на изобретение RU2081789C1

Изобретение относится к авиационной технике, но может быть использовано и для движителей других транспортных средств.

В настоящее время известны многочисленные средства и способы повышения эффективности воздушных винтов, используемых в качестве движителей транспортных средств. При этом совершенствуются не только пути и способы преобразования энергии двигателя в силу тяги, обеспечивающую перемещение транспортных средств, но совершенствуется и сама конструкция воздушных винтов и их отдельных элементов. Кроме приводов воздушных винтов большое внимание специалистов уделялось и уделяется совершенствованию их лопастей с целью повышения коэффициента полезного действия (КПД) и эксплуатационных характеристик винта.

Известен, например, воздушный винт Юрьева Б.Н по патенту СССР N 761, кл. B 64 C 11/00, 1924. Винт включает пустотелые лопасти и реактивный привод, в котором сжатый воздух от втулки винта поступает к концам лопастей и истекает из щелевых сопел на задних кромках, создавая реактивную силу для вращения винта.

Известный винт в аэродинамическом отношении уступал обычным воздушным винтам с центральным приводом из-за относительно больших толщин профиля, значительных сопротивлений и, как результат, невысокого КПД.

Известны различные конструкции воздушных винтов с центральным приводом, управляемой циркуляцией и с управлением вихрями, возникающими на концах лопастей (см. например, патент США N 4596512, кл. B 64 C 11/24, 1986 и N 3692259, кл. B 64 C 23/06, 1972). Подача воздуха в пустотелые лопасти и выдувание его вдоль хорд в направлении циркуляции скорости или через законцовки вдоль оси лопасти позволяет повысить эксплуатационные характеристики воздушного винта, но не обеспечивает существенного увеличения КПД.

Известен воздушный винт с управляемой циркуляцией скорости, у которого на поверхностях пустотелых лопастей выполнены продольные щели для выхода воздуха по касательной к образующей профиля (см. патент США N 3713750, кл. B 64 C 27/18, 1973).

Известен также воздушный винт со щелевыми лопастями (см. патент СССР, N 4869, кл. B 64 C 11/20, 1926), принятый за прототип. Лопасти известного винта выполнены по типу щелевых крыльев с профилированными каналами, соединяющими поверхности лопастей с различными давлениями и обеспечивающими струйное перетекание воздуха в направлении циркуляции скорости.

Такое расположение щелей не является оптимальным и не обеспечивает реализацию возможностей дальнейшего совершенствования воздушных винтов.

Предлагаемое изобретение имеет своей целью дальнейшее повышение эффективности воздушных винтов, повышение КПД и улучшение их эксплуатационных характеристик. Для этого струйно-щелевые лопасти выполняются таким образом, что по крайней мере на их концах выполнены продольные каналы, ориентированные на стороне разрежения по направлению циркуляции скорости вокруг лопасти. Таких каналов (щелей вдоль лопасти) может быть в результате чего образуется многощелевой аэродинамический профиль.

Щелевой участок лопасти может быть выполнен таким образом, что будет представлять в сечении и составной аэродинамический профиль. Этим обеспечивается бессрывное обтекание лопастей на больших углах установки и повышение КПД винта.

На фиг. 1 представлено принципиальное устройство предложенной струйно-щелевой лопасти; на фиг. 2 сечение А А струйно-щелевого участка лопасти. Показаны профилированные каналы, соединяющие обе поверхности лопасти, ориентированные по направлению циркуляции скорости.

Предложенная лопасть может быть изготовлена как из металлических сплавов, так и из композиционных материалов.

При работе винта за счет перепада давлений на поверхностях лопастей усиливается обтекание спинки профиля лопасти, снижаются срывные явления и интенсивность концевых вихрей, увеличивается тяга и КПД винта.

Похожие патенты RU2081789C1

название год авторы номер документа
КОЛЬЦЕВОЙ СТАТИЧЕСКИЙ ВЕТРО- И ВОДОДВИЖИТЕЛЬ И УСТРОЙСТВО ВЕТРОЛЕТА, ВОДОЛЕТА И ВОДОХОДА 1994
  • Глазунов Игорь Михайлович
RU2110439C1
УСТРОЙСТВО СНИЖЕНИЯ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Глазунов Игорь Михайлович
  • Отрепьева Наталия Николаевна
RU2042836C1
ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТЫ) 1994
  • Глазунов Игорь Михайлович
RU2103545C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С МУСКУЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 1992
  • Глазунов Игорь Михайлович
  • Отрепьева Наталия Николаевна
RU2033367C1
СТРУЙНО-ЩЕЛЕВАЯ ЛОПАСТЬ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Шпади Андрей Леонидович
  • Тимофеев Владимир Федорович
RU2362707C2
СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДВИЖУЩЕГОСЯ ПОТОКА НА ВИНТ ВЕТРО- ИЛИ ГИДРОДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2008
  • Никифоров Иван Михайлович
RU2468249C2
УСТРОЙСТВО РЕАКТИВНОГО ПРИВОДА НЕСУЩЕГО ВИНТА 2020
  • Федоров Олег Леонидович
RU2748769C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ (АППАРАТ - СОЛОУХИНОЙ Е.Н.) 2017
  • Солоухина Екатерина Николаевна
  • Солоухин Николай Дмитриевич
RU2652423C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СУДНО 1989
  • Григорчук В.С.
RU2163203C2
ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2015
  • Авраменко Андрей Федорович
RU2594839C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 081 789 C1

Реферат патента 1997 года СТРУЙНО-ЩЕЛЕВАЯ ЛОПАСТЬ ВОЗДУШНОГО ВИНТА

Использование: изобретение относится к авиационной технике, по может быть использовано и для двигателей других транспортных средств. Сущность изобретения заключается в том, что лопасти воздушного винта выполнены с продольными щелями, соединяющими поверхности лопастей с различными давлениями. При этом по крайней мере на концах лопастей выполнены каналы, ориентированные на стороне разрежения по направлению циркуляции скорости вокруг лопасти. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 081 789 C1

1. Струйно-щелевая лопасть воздушного винта, содержащая каналы в виде щелей, выполненные вдоль лопасти и соединяющие ее поверхности с различными давлениями, отличающаяся тем, что по крайней мере на конце лопасти выполнены каналы, ориентированные на стороне разрежения по направлению циркуляции скорости вокруг лопасти. 2. Лопасть по п. 1, отличающаяся тем, что каналы образуют многощелевой аэродинамический профиль. 3. Лопасть по пп. 1 и 2, отличающаяся тем что каналы образуют составной аэродинамический профиль.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2081789C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Реактивный турбо-пропеллер и устройство для его использования 1924
  • Юрьев Б.Н.
SU761A1
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Патент США N 4596512, кл
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Патент США N 3692259, кл
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Патент США N 3713750, кл
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Пропеллер 1926
  • Лесникова Н.П.
SU4869A1
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

RU 2 081 789 C1

Авторы

Глазунов Игорь Михайлович

Отрепьева Наталия Николаевна

Даты

1997-06-20Публикация

1993-11-04Подача