Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах металлорежущих станков, а также в другом оборудовании, где требуется автоматическое изменение частоты вращения при резком изменении нагрузки.
Известен планетарный привод с блокировочной муфтой между центральными колесами [1] Этот привод из планетарного механизма типа 2К-Н, блокировочной фрикционной муфты и фрикционного тормоза большого центрального колеса. Ее недостаток в том, что такая конструкция не позволяет автоматически (без участия оператора) изменять передаточное отношение привода ( т.е. изменять структуру привода, переход с режима "планетарный редуктор" на режим "прямая передача" и наоборот) при изменении момента на ведомом валу.
Наиболее близким к изобретению является планетарный привод, содержащий корпус, ведущий и ведомый валы, планетарную передачу, блокировочную муфту для соединения центрального колеса с внутренними зубьями планетарной передачи с ведущим валом, несущим центральное колесо с внешними зубьями той же передачи, и обгонную муфту, звездочка которой связана с центральным колесом с внутренними зубьями, а обойма с корпусом [2]
Известный привод позволяет автоматически изменять передаточное отношение.
Однако не предусмотрены средства, сглаживающие скачкообразное изменение внешней нагрузки.
Задачей изобретения является придание привода свойства автоматически изменять передаточное отношение (переход с режима "планетарная передача" на режим "прямая передача" и наоборот) при скачкообразном изменении нагрузки на выходном валу.
Данная задача решается тем, что в планетарном приводе, содержащем корпус, ведущий и ведомый валы, планетарную передачу, блокировочную фрикционную муфту для соединения центрального колеса с внутренними зубьями планетарной передачи с ведущим валом, несущим центральное колесо с внешними зубьями той же передачи, и обгонную муфту, звездочка последней связана с центральным колесом с внутренними зубьями, обойма связана с корпусом через упругие элементы, а через имеющийся у обоймы пазовый кулачок и толкатели с конусом блокировочной фрикционной муфты.
Величина деформации упругих элементов зависит от приложенного к выходному валу привода нагружающего момента. Поэтому при изменении величины нагрузки в ту или иную сторону эти элементы, деформируясь, включают или выключают блокировочную муфту, воздействуя на нее через кулачковые пазы, выполненные на обойме обгонной муфты, и толкатели.
На фиг. 1 изображена схема планетарного привода; на фиг. 2 показан вид по стрелке А, поясняющий механизм взаимодействия обоймы и толкателя.
Планетарный привод (фиг. 1) состоит из ведущего 1 и ведомого 2 валов, планетарной передачи, включающей центральное колесо 3 с внутренними зубьями, центральное колесо 4 с внешними зубьями, соединенное с ведущим валом 1, водило 5, связанное с ведомым валом 22 и несущие сателлиты 6, обгонной муфты, включающей звездочку 7, обойму 8, и ролики 9, упругих элементов в виде пружин 10, блокировочной фрикционной муфты, включающей фрикционный конус 11 и фрикционный конический диски 12, Г-образные толкатели 13 с роликами 14 и вилками 15.
Центральное колесо 3 соединено со звездочкой 7 и фрикционным коническим диском 12. На обойме 8 имеется выступ 16, в который упираются упругие элементы 10, второй конец которых упирается в неподвижный корпус 17. На обойме 8 выполнен пазовый кулачек 18, в который входят ролики 14 толкателей 13. На другом конце толкателей 13 закреплены вилки 15, входящие в круговой паз 19 фрикционного конуса 11. Последний связан с валом 1 шлицевым соединением.
Работает планетарный привод следующим образом. В "номинальном" режиме (идет снятие стружки с обрабатываемой детали), когда ведомый вал 2 нагружен рабочим моментом, на центральное колесо 3 будет действовать реактивный момент, который будет передаваться на обойму 8 обгонной муфты (обгонная муфта при этом включена, т.е. ролики 9 усилие от звездочки 7 к обойме 8). Обойма 8, сжимая пружины 10, будет проворачиватьс в направлении стрелки "Б" (фиг.). При этом толкатели 13, взаимодействуя с обоймой 8 посредством пазового кулачка 18 и роликов 9, будут перемещаться в направлении стрелки "В". Это приведет к тому, что фрикционный конус 11 будет отведен от диска 12. Поэтому в номинальном режиме планетарный привод работает как планетарная передача с остановленным центральным колесом 3.
В случае резкого падения нагрузки на ведомом валу 2 (полость в обрабатываемой детали) данный привод начинает передавать ускоренное вращение "напрямую", т.к. колесо 4 блокируется с колесом 3 при помощи фрикционной муфты и вся планетарная передача вращается как одно целое. Происходит это следующим образом. Т.к. передаваемый момент резко уменьшился, то пружины 10 разожмутся, провернув обойму 8 против стрелки "Б". Это вызовет перемещение толкателей 13 против стрелки "В" (фиг. 2), что приведет к перемещению (на шлицах по валу 1) конуса 11 вправо и входу его в контакт с коническим диском 12. Диск 12 и жестко связанные с ним звездочка 7 обгонной муфты и центральное колесо 3 начнут вращаться вместе с валом 1 и центральном колесом 4 как единое целое. При этом в обгонной муфте произойдет размыкание обоймы 8 и звездочки 7 (т.е. центральное колесо 3 планетарной передачи будет отсоединено от неподвижного корпуса 17).
Если нагрузка на ведомом валу вновь увеличивается, то во фрикционной муфте начнется проскальзывание, что приведет к остановке колеса 3, замыканию обгонной муфты, повороту ее обоймы по стрелке "Б" (фиг.2) 6 перемещению толкателей 13 по стрелки "В" и размыканию фрикционной муфты (конуса 11 и конического диска 12). Таким образом привод вновь превратится в планетарную передачу.
Изобретение может быть использовано в станкостроении, а именно в приводах подач металлорежущих станков, в первую очередь станков-автоматов. Это позволит повысить производительность обработки на станках. Использование привода в оборудовании, требующем больших пусковых моментов, позволит снизить установленную мощность электродвигателей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВОЛНОВАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2098693C1 |
ПРИВОД АВТОМАТИЧЕСКИЙ | 2009 |
|
RU2397387C1 |
ЭЛЕКТРОМОТОР-КОЛЕСО | 1995 |
|
RU2098694C1 |
Двухскоростная планетарная передача | 1973 |
|
SU528402A1 |
ВОЛНОВАЯ НЕСООСНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2092728C1 |
ЗУБЧАТАЯ ОБГОННАЯ МУФТА | 2005 |
|
RU2298711C2 |
РЕКУПЕРАТИВНЫЙ ТОРМОЗ | 2003 |
|
RU2234011C1 |
КУЛИСНО-ЗУБЧАТЫЙ РЕГУЛИРУЕМЫЙ ПРИВОД КОНВЕЙЕРА | 2000 |
|
RU2187725C2 |
Механическая передача | 1983 |
|
SU1146499A1 |
ВЫПРЯМИТЕЛЬ МЕХАНИЧЕСКИХ ИМПУЛЬСНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 2014 |
|
RU2563380C1 |
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: в планетарном приводе центральное колесо с внутренними зубьями соединено со звездочкой обгонной муфты и посредством блокировочной фрикционной муфты - с ведущим валом. Обойма обгонной муфты связана через упругие элементы с корпусом, а через имеющийся у обоймы пазовый кулачок и толкатели - с конусом блокировочной фрикционной муфты. 2 ил.
Планетарный привод, содержащий корпус, ведущий и ведомый валы, планетарную передачу, блокировочную фрикционную муфту для соединения центрального колеса с внутренними зубьями планетарной передачи с ведущим валом, несущим центральное колесо с внешними зубьями той же передачи, и обгонную муфту, звездочка которой связана с центральным колесом с внутренними зубьями, а обойма с корпусом, отличающийся тем, что обойма обгонной муфты связана через упругие элементы с корпусом, а через имеющийся у обоймы пазовый кулачок и толкатели с конусом блокировочной фрикционной муфты.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Кристи М | |||
К., Красненьков В | |||
И | |||
Новые механизмы трансмиссий | |||
- М.: Машиностроение, 1967, с | |||
Способ сужения чугунных изделий | 1922 |
|
SU38A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Волков Д.П., Крайнев А.Ф | |||
Трансмиссии строительных и дорожных машин | |||
- М.: Машиностроение, 1974, с | |||
Железнодорожный снегоочиститель | 1920 |
|
SU264A1 |
Устройство для выпрямления опрокинувшихся на бок и затонувших у берега судов | 1922 |
|
SU85A1 |
Авторы
Даты
1997-06-20—Публикация
1994-04-11—Подача