Изобретение относится к производству и потреблению бензинов и дизельных топлив и может быть использовано производителями и потребителями этих топлив.
Основной вклад в загрязнение воздуха городов вносят выхлопные газы автомобилей [1, с. 197] содержащие ароматические углеводороды, альдегиды, фенолы, окислы азота, сажу. Для снижения токсичности выхлопных газов автомобилей нашло применение каталитическое дожигание выхлопных газов с использованием платино-палладиевого катализатора [1, с. 221] Однако высокая стоимость катализатора делает этот способ применимым не во всех странах; кроме того, каталитический дожиг выхлопных газов неприменим при использовании этилированных бензинов.
Был предложен ряд присадок на основе органических соединений бария для снижения дымности дизельных двигателей [2,3] которые снижают выделение сажи на 36- 58% при введении в дизельное топливо 0,5% присадки. Однако, при использовании этих присадок концентрация оксида бария в выхлопных газа дизельных двигателей значительно выше ПДК.
Наиболее эффективно снижает токсичность выхлопных газов дизельных двигателей присадка, представляющая собой соединения типа ХМР, где X - циклооктадиенил; R бензил,-фенил- или нитробензил-; M платина, палладий или рений [4] (прототип). Однако дороговизна и ограниченность ресурсов металлов платиновой группы, сложность синтеза присадки препятствуют ее применению.
Цель изобретения улучшение экологических свойств бензинов и дизельных топлив с помощью эффективной, дешевой присадки.
В изобретении предлагается использовать присадку на основе никеля, представляющую собой никелевые соли синтетических жирных кислот фракции C10-C16. Смесь солей (CnH2n+1COO)2Ni, где n=10- 16, хорошо растворяется в бензинах и дизельных топливах. Влияние присадки на содержание токсичных веществ в выхлопных газах карбюраторных и дизельных двигателей представлены в таблице. Здесь же приведены данные для циклооктадиенил-бензил-платины (согласно прототипу).
Как видно из данных таблицы, оптимальная добавка предлагаемой присадки составляет 0,5- 1,0 мг на кг бензина и 1,0- 2,0 мг на кг дизельного топлива; достигаемое снижение токсичности выхлопных газов аналогично получаемому при применении прототипа, а для бензина с высоким содержанием азота предлагаемая присадка эффективнее прототипа.
Ранее никелевые соли жирных кислот C10- C16 предложены в качестве антидетонатора [5]
Источники информации
1. Химия окружающей среды. /Под. ред. О.М.Бокриса. Пер. с англ. под ред. А.П.Цыганкова. М. Химия, 1982, 672 с.
2. Кулиев М.А. Химия и технология присадок к маслам и топливам, М. Химия, 1972. 337 с.
3. Качество моторных и реактивных топлив, масел и присадок. По материалам VII Мирового нефтяного конгресса. /Под ред. д.т.н. К.К.Панок и к.т.н. А.Б.Виппера. М. Химия, 1970, 71 с.
4. Патент США 4892562, 1990.
5. Патент РФ 2032708, 1995.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИСАДКА ДЛЯ БЕНЗИНОВ И ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ И СОДЕРЖАЩАЯ ЕЕ ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2004 |
|
RU2270231C1 |
АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ПРИСАДКА | 1997 |
|
RU2120958C1 |
АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ПРИСАДКА К БЕНЗИНУ | 1992 |
|
RU2032708C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1996 |
|
RU2121493C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ К ВЕЛИЧИНЕ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА | 2010 |
|
RU2505589C2 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1996 |
|
RU2121494C1 |
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ВЫБРОСА БЕНЗ(α)ПИРЕНА И ЕГО АНАЛОГОВ АВТОМОБИЛЯМИ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ | 2011 |
|
RU2468069C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДОБАВКА К ТОПЛИВУ | 2015 |
|
RU2577857C1 |
ПРИСАДКА К БЕНЗИНОВОМУ ТОПЛИВУ | 2003 |
|
RU2280066C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ | 1995 |
|
RU2057788C1 |
Сущность изобретения: с целью снижения токсичности выхлопных газов карбюраторных и дизельных двигателей предлагается применять в качестве присадки к бензинам и дизельным топливам никелевые соли жирных кислот (CnH2n+1COO)2Ni, где n= 10- 16. Оптимальное количество присадки составляет 0,5- 1,0 мг на кг бензина и 1,0- 2,0 мг на кг дизельного топлива. Использование присадки снижает содержание окислов азота, углеводородов и фенолов в выхлопных газах карбюраторных двигателей и окислов азота, углеводородов, фенолов и сажи в выхлопных газах дизельных двигателей. 1 табл.
Применение соединения формулы
(CnH2 n + 1 COO)2Ni,
где n 10 16,
в качестве присадки, улучшающей экологические свойства бензинов и дизельных топлив.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ПРИСАДКА К БЕНЗИНУ | 1992 |
|
RU2032708C1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Патент США N 3348932, кл | |||
Приспособление для плетения проволочного каркаса для железобетонных пустотелых камней | 1920 |
|
SU44A1 |
Авторы
Даты
1997-06-27—Публикация
1995-09-15—Подача