СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ ПРИ ХРАНЕНИИ В ГАРАЖЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Российский патент 1997 года по МПК C23F13/00 

Описание патента на изобретение RU2083721C1

Изобретение касается защиты металлических конструкций от коррозии методом катодной защиты внешним током и может быть использовано для снижения скорости коррозии кузова автомобиля при хранении его в металлическом гараже.

Сущность способа катодной защиты внешним током состоит в том, что защищаемая конструкция подключается к отрицательному полюсу внешнего источника тока, к положительному полюсу которого подключается дополнительный электрод, поляризуемый анодно.

Данный способ находит широкое применение для защиты трубопроводов, резервуаров, кабелей (1,2, 3,4,5), а также кузова автомобиля (6). Известные способы катодной защиты различаются формой и расположением дополнительных электродов (анодов), способом формирования защитного потенциала и защитного тока.

В настоящее время в качестве анодов используются металлические штыри, забиваемые в землю в непосредственной близости от защищаемой конструкции (3), металлические пластины, устанавливаемые на поверхности защищаемой конструкции (1,5), металлическая сетка (2).

Известные технические решения используются для защиты геометрически простых конструкций (цилиндр, сфера, параллелепипед), находящихся в агрессивных средах (речная или морская вода, почва, кислоты и т.д.). Защитный эффект достигается за счет применения определенного числа локальных анодов и использования внешнего источника тока большой мощности для формирования необходимых значений защитных токов (единицы ампер) при напряжении порядка нескольких десятков вольт.

Для кузова автомобиля характерны относительно малые геометрические размеры и наличие большого числа скрытых полостей (пороги, лонжероны, балки). В этих условиях использование локальных анодов приводит лишь к частичной защите кузова и поэтому неэффективно. По этим причинам известные технические решения не могут быть использованы для защиты кузова автомобиля.

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ защиты от коррозии металлоконструкций, не имеющих контакта с землей, например кузова автомобиля, изложенный в (6). Известный способ состоит в том, что постоянный источник тока соединен с преобразователем напряжения, отрицательный полюс которого соединен с кузовом автомобиля, положительный полюс соединен с анодом.

Анод выполнен в виде меандра из металла с более отрицательным потенциалом, чем потенциал защищаемой конструкции и помещен в раствор электролита. Площадь анода составляет 0,05% от площади защищаемой поверхности.

Известное предложение позволяет снизить скорость коррозии в 3 раза и потребляет от внешнего источника ток величиной 1 А.

Недостатками известного предложения являются
низкая эффективность защиты, поскольку использование катодной защиты позволяет снизить скорость коррозии в 20 50 раз, а не в три раза, как в известном изобретении;
большой ток потребления (1 А) не позволяет использовать устройство для защиты кузова при длительном хранении автомобиля, т.е. во время наиболее интенсивного его корродирования;
сложность конструкции самого устройства, необходимость его электрической изоляции от кузова автомобиля.

Недостатки известного предложения вызваны тем, что в нем используется локальный анод, размеры которого существенно меньше размеров кузова автомобиля, а защитный потенциал составляет доли вольта.

Многочисленные исследования показали (см. например (5), стр. 9), что скорость коррозии в стальных боксах (гаражах) в несколько раз выше по сравнению со скоростью коррозии на открытом воздухе. Высокая скорость коррозии объясняется повышенной влажностью внутри гаража, малым его объемом, близким расположением стенок гаража к кузову автомобиля. Приведенные факты указывают на необходимость защиты автомобиля прежде всего при его хранении.

Защита кузова автомобиля при его длительном хранении в гараже известным способом и устройством не эффективна, т.к. предложенный способ не обеспечивает необходимого снижения скорости коррозии, а само устройство потребляет большой ток.

Целью изобретения является снижение скорости коррозии кузова автомобиля при его хранении в металлическом гараже за счет использования стен гаража в качестве внешнего анода.

Поставленная цель достигается тем, что отрицательный полюс внешнего источника постоянного тока подключен к кузову автомобиля, положительный полюс источника тока через последовательно соединенные стабилизатор напряжения и соединительный провод подключен к металлической стенке гаража.

При использовании стенок гаража в качестве внешнего анода вследствие постоянства потенциала внутри гаража, как и внутри любой замкнутой металлической поверхности, потенциал на поверхности кузова также будет одинаков. Постоянство потенциала на защищаемой поверхности позволяет выбрать оптимальную величину защитного потенциала (1,75 2 В), что не вызывает эффекта перенапряжения, при котором наблюдается выделение водорода и разрушение поверхности (5). Вместе с тем большой размер анода, зависимость проводимости атмосферы внутри гаража от температуры и влажности воздуха, а также от состояния лакокрасочного покрытия кузова автомобиля и стен гаража приводят к изменению величины защитного тока в пределах от 0,01 до 10 мА (5). Для предотвращения изменения защитного потенциала при изменении защитного тока защитный потенциал должен быть стабилизирован. Стабилизатор должен обеспечивать выходное напряжение 1,75 2 В при изменении тока от 0,01 до 10 мА. В качестве внешнего источника тока используется, например, бортовой автомобильный аккумулятор напряжением 12 В.

При выбранных значениях защитного потенциала и тока обеспечивается более чем в тридцать раз (см. (5), рис. 1, стр. 8) снижение скорости коррозии, отсутствует интенсивное выделение водорода на катоде и обеспечивается защита всей внешней и внутренней поверхности кузова автомобиля, в том числе защита скрытых полостей кузова. Потребляемый ток не превышает 10 мА, что позволяет эксплуатировать устройство непрерывно без подзарядки аккумулятора в течение нескольких месяцев.

На чертеже приведена конструкция устройства.

Устройство содержит источник внешнего тока 1, стабилизатор 2 напряжения, соединительный провод 3, внешний анод металлическую стенку гаража 4, защищаемую поверхность кузов автомобиля 5.

В качестве стабилизатора 2 напряжения может быть использован любой стабилизатор, обладающий необходимыми техническими характеристиками (см. например 7).

Для удобства эксплуатации устройство может быть выполнено в виде штекера под стандартный разъем автомобильного прикуривателя или переносной лампы.

Высокая эффективность предложенных способа защиты и устройства для его реализации достигнута благодаря учету специфических условий коррозии кузова автомобиля и особенностей его эксплуатации при длительном хранении в гараже.

Похожие патенты RU2083721C1

название год авторы номер документа
Устройство для катодной защиты от коррозии 1990
  • Демин Сергей Вячеславович
SU1834916A3
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1992
  • Мишин Н.Ф.
  • Селютин В.В.
  • Поливин С.Н.
  • Семилуцкий В.И.
  • Смоляницкий С.Л.
RU2006522C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ОТ КОРРОЗИИ 1992
  • Кулешов В.Н.
  • Моксяков А.И.
  • Филин С.А.
  • Воробьев Н.Е.
RU2019578C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ПРОТЯЖЕННЫХ СТАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ 2003
  • Наумейко А.В.
RU2237748C1
СПОСОБ ПРОТЕКТОРНОЙ ЗАЩИТЫ КОРПУСА АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1991
  • Добров Александр Михайлович[Ua]
  • Добров Олег Александрович[Ua]
RU2067132C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО КУЗОВОВ АВТОМОБИЛЕЙ, ОТ КОРРОЗИИ 1992
  • Атрошенко А.Ф.
RU2023054C1
УСТРОЙСТВО КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ АТМОСФЕРНОЙ КОРРОЗИИ 1993
  • Соколов А.И.
  • Грачев Н.Н.
  • Жиляев А.А.
  • Ибрагимова А.Ф.
  • Грибков Ю.В.
  • Красовский Г.Н.
RU2091503C1
СПОСОБ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОЧЕГО КОЛЕСА С ЛОПАСТЯМИ ТУРБИНЫ ГИДРОАГРЕГАТА ОТ КОРРОЗИОННЫХ И КАВИТАЦИОННЫХ РАЗРУШЕНИЙ 2014
  • Буслаев Александр Алексеевич
RU2596514C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ АТМОСФЕРНОЙ КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ 1995
  • Кравченко А.М.
  • Улитовский Б.А.
RU2081942C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ОБЪЕКТА ОТ АТМОСФЕРНОЙ КОРРОЗИИ 1993
  • Соколов А.И.
  • Грачев Н.Н.
  • Ибрагимова А.Ф.
  • Красовский Г.Н.
RU2040590C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ ПРИ ХРАНЕНИИ В ГАРАЖЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Изобретение касается защиты металлических конструкций от коррозии методом катодной защиты внешним током и может быть использовано для снижения скорости коррозии кузова автомобиля при хранение его в металлическом гараже. Снижение скорости коррозии достигается тем, что от внешнего источника тока на кузов автомобиля подается отрицательный потенциал, а на металлические стенки гаража подается положительный стабилизированный потенциал. Устройство содержит внешний источник тока, например автомобильный аккумулятор, отрицательный полюс которого соединен с кузовом автомобиля, положительный полюс источника тока через последовательно соединенные стабилизатор напряжения и соединительный провод подключен к металлической стенке гаража. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 083 721 C1

1. Способ защиты от коррозии кузова автомобиля при хранении в гараже, включающий подсоединение к отрицательному полюсу источника тока кузова автомобиля, отличающийся тем, что положительный полюс источника тока подсоединяют к металлическим стенкам гаража и стабилизируют положительный потенциал источника тока в диапазоне 1,75 2 В. 2. Устройство защиты от коррозии кузова автомобиля при хранении в гараже, содержащее источник постоянного тока, например бортовой автомобильный аккумулятор, преобразователь напряжения, отличающееся тем, что в качестве преобразователя напряжения использован стабилизатор напряжения, причем отрицательный полюс источника постоянного тока соединен с кузовом автомобиля и первым входом стабилизатора напряжения, второй вход которого соединен с положительным полюсом источника постоянного тока, выход стабилизатора напряжения соединен с металлическими стенками гаража. 3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что входы стабилизатора напряжения и кузов автомобиля соединены через штекер со стандартным разъемом автомобильного прикуривателя или переносной лампы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2083721C1

Способ катодной защиты внутренней поверхности трубопроводов от коррозии 1989
  • Даутов Фарваз Инсапович
SU1713978A1
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб 1921
  • Игнатенко Ф.Я.
  • Смирнов Е.П.
SU23A1
СПОСОБ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ТРУБОПРОВОДОВ 0
SU198883A1
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб 1921
  • Игнатенко Ф.Я.
  • Смирнов Е.П.
SU23A1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ КОРРСГЗТПГс 0
  • В. Ф. Высоцкий
SU162741A1
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб 1921
  • Игнатенко Ф.Я.
  • Смирнов Е.П.
SU23A1
Бэкман В., Швенк В
Катодная защита от коррозии
- М.: Металлургия, 1984
Бэкман В
Катодная защита
Справочник - М.: Металлургия, 1992
Устройство для катодной защиты от коррозии 1990
  • Демин Сергей Вячеславович
SU1834916A3
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб 1921
  • Игнатенко Ф.Я.
  • Смирнов Е.П.
SU23A1

RU 2 083 721 C1

Авторы

Бородин Вячеслав Васильевич

Даты

1997-07-10Публикация

1994-04-29Подача