СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА Российский патент 1998 года по МПК C10G59/02 

Описание патента на изобретение RU2120467C1

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии и может быть использовано при производстве высокооктановых авиационных бензинов.

Известен способ получения бензина путем риформинга бензиновой фракции в присутствии алюмоплатинового катализатора при температуре 480-530oC, давлении до 4 МПа с последующей ректификацией стабильных продуктов с получением головной фракции НК-120oC и ниже с последующим контактированием головной фракции в присутствии алюмоплатинового катализатора при температуре 200-450oC, давлении 2,0-5,0 МПа. Полученный продукт смешивают с остаточной фракцией риформата (авт. свид. СССР N 625407, кл. C 10 G 59/00, опубл. 1982 г.).

Недостатком известного технического решения является существенное снижение октанового числа в процессе глубокой деароматизации головной фракции риформата.

Предлагаемый способ получения авиационного бензина решает задачу повышения качества товарного продукта, снижения энергетических затрат и материальных затрат, снижения расхода водорода.

Сущность изобретения заключается в том, что в известном способе получения авиационного бензина путем каталитического риформинга прямогонного бензина с получением риформата, выделением из риформата головной и остаточной фракций, направлением головной фракции на гидродеароматизацию в присутствии платинусодержащего катализатора при повышенной температуре и давлении до 5 МПа и объемной скорости подачи сырья 1-5 ч-1 согласно изобретению из риформата выделяют головную фракцию НК-90oC, среднюю фракцию 90-140oC и остаточную фракцию 140-KKoC, а продукт гидродеароматизации смешивают со средней фракцией 90-140oC, причем в качестве платинусодержащего катализатора используют алюмоплатиновый катализатор АП-64, а гидродеароматизацию проводят при температуре 200-450oC.

Условия риформинга: температура 480-510oC, объемная скорость подачи сырья 1,5 ч-1, соотношение водородсодержащего газа и сырья 1800 нм33, давление до 3,0 МПа.

На чертеже представлена схема осуществления способа. Риформат подвергают разделению в ректификационных колоннах 1,2 на три фракции: НК-90oC, фракцию 90-140oC и фракцию 140-KKoC, фракцию НК-90oC подвергают гидродеароматизации в реакторе 5 в присутствии алюмоплатинового катализатора АП-64 при температуре 200-450oC, давлении до 5 МПа и объемной скорости подачи сырья 1-5 ч-1, реакционную смесь охлаждают в теплообменнике-холодильнике 6, отделяют от водородсодержащих газов в газосепараторе 7 и растворенных газов в стабилизаторе 3, продукт гидродеароматизации смешивают со 2-й фракцией 90-140oC и получают авиационный бензин марки Б-91/115.

Пример 1 получения авиационного бензина. Фракцию НК-90oC подвергают гидродеароматизации в присутствии алюмоплатинового катализатора АП-64 при температуре 320oC, давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 2,0 ч-1 и кратности подачи водорода 600 нм33, октановое число без ТЭС 75 пунктов. Смешением гидрированной фракции НК-90oC и фракции 90-140oC получают авиационный бензин марки Б-91/115.

Пример 2. Фракцию НК-90oC подвергают гидродеароматизации в присутствии алюмоплатинового катализатора АП-64 при температуре 200oC, давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 2,0 ч-1 и кратности подачи водорода 600 нм33, получают компонент с октановым числом 75,4. Смешением гидрированной фракции НК-90oC и фракции 90-140oC получают авиационный бензин Б-91/115.

В таблице представлены физико-химические свойства исходного сырья, выделяемых из него фракций, продукта деароматизации и получаемого бензина, а также требования ГОСТа 1012-72.

Как видно из данных таблицы, полученный по описываемому способу продукт полностью удовлетворяет основным требованиям ГОСТа на авиационный бензин марки Б-91/115. Кроме того, снижается объем продукта, подвергаемого гидродеароматизации в два раза, что в свою очередь снижает энергозатраты, уменьшается расход водорода за счет того, что головная фракция НК-90oC, подвергаемая гидродеароматизации содержит в 3 раза меньше ароматических углеводородов. Предлагаемый способ получения авиационного бензина позволяет повысить октановое число целевого продукта на 3-4 пункта, что в свою очередь позволит уменьшить добавку ТЭС в 2 раза.

Предлагаемое изобретение может быть использовано на нефтеперерабатывающих заводах топливного направления для получения авиационного бензина.

Похожие патенты RU2120467C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1998
  • Ахметов А.Ф.
  • Абдульминев К.Г.
  • Батырбаев Н.А.
  • Соловьев А.С.
RU2145627C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 2003
  • Абдульминев К.Г.
  • Ахметов А.Ф.
  • Ахметов Ф.А.
  • Касьянов А.А.
  • Соловьев А.С.
  • Федоринов И.А.
RU2240340C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1997
  • Ахметов А.Ф.
  • Абдульминев К.Г.
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
  • Навалихин П.Г.
  • Салихов Р.Ф.
RU2131908C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 2005
  • Кондрашев Дмитрий Олегович
  • Ахметов Арслан Фаритович
RU2280062C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1999
  • Абдульминев К.Г.
  • Ахметов А.Ф.
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
RU2146275C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 2001
  • Абдульминев К.Г.
  • Ахметов А.Ф.
  • Абдульминев Р.К.
  • Ахметов Ф.А.
RU2206600C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1998
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
  • Навалихин П.Г.
  • Салихов Р.Ф.
  • Теляшев Г.Г.
  • Ахметов А.Ф.
  • Абдульминев К.Г.
  • Махов А.Ф.
  • Мальцев А.П.
  • Емельянов В.Е.
  • Никитина Е.А.
RU2131909C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗОЛА И ТОЛУОЛА 2001
  • Абдульминев К.Г.
  • Ахметов А.Ф.
  • Ганцев В.А.
  • Сухоруков А.М.
  • Малинин П.А.
  • Абдульминев А.К.
  • Амирханов М.К.
RU2194740C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1996
  • Крылов В.А.
  • Аликин А.Г.
  • Камлык А.С.
  • Безворотный П.В.
  • Веселкин В.А.
RU2099390C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1990
  • Кастерин В.Н.
  • Мороз В.М.
  • Хаджиев С.Н.
  • Здобнов В.Н.
  • Шабанов С.Н.
  • Куприянов В.А.
  • Александрова И.Л.
  • Каменский А.А.
SU1817465A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 120 467 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА

Использование: нефтехимия. Сущность: прямогонный бензин подвергают каталитическому риформингу. Из риформата выделяют головную фракцию HK-90oC, среднюю фракцию 90-140oC и остаточную фракцию 140-KKoC. Головную фракцию направляют на гидродеароматизацию в присутствии платинусодержащего катализатора при повышенной температуре, давлении до 5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1-5 ч-1. Продукт гидродеароматизации смешивают со средней фракцией 90-140oC. Предпочтительно гидродеароматизацию проводят при температуре 200-450oC в присутствии алюмоплатинового катализатора АП-64. Способ позволяет снизить энергозатраты на процесс, уменьшить расход водорода, повысить октановое число целевого продукта. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 ил.

Формула изобретения RU 2 120 467 C1

1. Способ получения авиационного бензина путем каталитического риформинга прямогонного бензина с получением риформата, выделением из риформата головной и остаточной фракций, направлением головной фракции на гидродеароматизацию в присутствии платинусодержащего катализатора при повышенной температуре и давлении до 5 Мпа и объемной скорости подачи сырья 1-5 ч-1, отличающийся тем, что из риформата выделяют головную фракцию НК-90oC, среднюю фракцию 90-140oC и остаточную фракцию 140-ККoC, а продукт гидродеароматизации смешивают со средней фракцией 90-140oC. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве платинусодержащего катализатора используют алюмоплатиновый катализатор АП-64. 3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что гидродеароматизацию проводят при температуре 200-450oC.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2120467C1

Способ получения высокооктанового бензина 1976
  • Ахметов А.Ф.
  • Танатаров М.А.
  • Киладзе Т.К.
  • Хурамшин Т.З.
  • Махов А.Ф.
  • Смирнов Н.П.
  • Теляшев Г.Г.
  • Рисов Б.Я.
SU625407A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫХ ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ 0
  • И. А. Лукашенко, В. Н. Кшин, Л. Тимофеенко Э. А. Биевицкий
  • Научно Исследовательский Институт Строительных Конструкций
SU290024A1
US 3502570 A, 24.03.70
US 2932612 A, 12.04.60.

RU 2 120 467 C1

Авторы

Абдульминев К.Г.

Ахметов А.Ф.

Даты

1998-10-20Публикация

1997-05-13Подача