Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии и может быть использовано при производстве высокооктановых авиационных бензинов.
Известен способ получения бензина путем риформинга бензиновой фракции в присутствии алюмоплатинового катализатора при температуре 480-530oC, давлении до 4 МПа с последующей ректификацией стабильных продуктов с получением головной фракции НК-120oC и ниже с последующим контактированием головной фракции в присутствии алюмоплатинового катализатора при температуре 200-450oC, давлении 2,0-5,0 МПа. Полученный продукт смешивают с остаточной фракцией риформата (авт. свид. СССР N 625407, кл. C 10 G 59/00, опубл. 1982 г.).
Недостатком известного технического решения является существенное снижение октанового числа в процессе глубокой деароматизации головной фракции риформата.
Предлагаемый способ получения авиационного бензина решает задачу повышения качества товарного продукта, снижения энергетических затрат и материальных затрат, снижения расхода водорода.
Сущность изобретения заключается в том, что в известном способе получения авиационного бензина путем каталитического риформинга прямогонного бензина с получением риформата, выделением из риформата головной и остаточной фракций, направлением головной фракции на гидродеароматизацию в присутствии платинусодержащего катализатора при повышенной температуре и давлении до 5 МПа и объемной скорости подачи сырья 1-5 ч-1 согласно изобретению из риформата выделяют головную фракцию НК-90oC, среднюю фракцию 90-140oC и остаточную фракцию 140-KKoC, а продукт гидродеароматизации смешивают со средней фракцией 90-140oC, причем в качестве платинусодержащего катализатора используют алюмоплатиновый катализатор АП-64, а гидродеароматизацию проводят при температуре 200-450oC.
Условия риформинга: температура 480-510oC, объемная скорость подачи сырья 1,5 ч-1, соотношение водородсодержащего газа и сырья 1800 нм3/м3, давление до 3,0 МПа.
На чертеже представлена схема осуществления способа. Риформат подвергают разделению в ректификационных колоннах 1,2 на три фракции: НК-90oC, фракцию 90-140oC и фракцию 140-KKoC, фракцию НК-90oC подвергают гидродеароматизации в реакторе 5 в присутствии алюмоплатинового катализатора АП-64 при температуре 200-450oC, давлении до 5 МПа и объемной скорости подачи сырья 1-5 ч-1, реакционную смесь охлаждают в теплообменнике-холодильнике 6, отделяют от водородсодержащих газов в газосепараторе 7 и растворенных газов в стабилизаторе 3, продукт гидродеароматизации смешивают со 2-й фракцией 90-140oC и получают авиационный бензин марки Б-91/115.
Пример 1 получения авиационного бензина. Фракцию НК-90oC подвергают гидродеароматизации в присутствии алюмоплатинового катализатора АП-64 при температуре 320oC, давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 2,0 ч-1 и кратности подачи водорода 600 нм3/м3, октановое число без ТЭС 75 пунктов. Смешением гидрированной фракции НК-90oC и фракции 90-140oC получают авиационный бензин марки Б-91/115.
Пример 2. Фракцию НК-90oC подвергают гидродеароматизации в присутствии алюмоплатинового катализатора АП-64 при температуре 200oC, давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 2,0 ч-1 и кратности подачи водорода 600 нм3/м3, получают компонент с октановым числом 75,4. Смешением гидрированной фракции НК-90oC и фракции 90-140oC получают авиационный бензин Б-91/115.
В таблице представлены физико-химические свойства исходного сырья, выделяемых из него фракций, продукта деароматизации и получаемого бензина, а также требования ГОСТа 1012-72.
Как видно из данных таблицы, полученный по описываемому способу продукт полностью удовлетворяет основным требованиям ГОСТа на авиационный бензин марки Б-91/115. Кроме того, снижается объем продукта, подвергаемого гидродеароматизации в два раза, что в свою очередь снижает энергозатраты, уменьшается расход водорода за счет того, что головная фракция НК-90oC, подвергаемая гидродеароматизации содержит в 3 раза меньше ароматических углеводородов. Предлагаемый способ получения авиационного бензина позволяет повысить октановое число целевого продукта на 3-4 пункта, что в свою очередь позволит уменьшить добавку ТЭС в 2 раза.
Предлагаемое изобретение может быть использовано на нефтеперерабатывающих заводах топливного направления для получения авиационного бензина.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1998 |
|
RU2145627C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 2003 |
|
RU2240340C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1997 |
|
RU2131908C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 2005 |
|
RU2280062C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1999 |
|
RU2146275C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 2001 |
|
RU2206600C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1998 |
|
RU2131909C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗОЛА И ТОЛУОЛА | 2001 |
|
RU2194740C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1996 |
|
RU2099390C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1990 |
|
SU1817465A1 |
Использование: нефтехимия. Сущность: прямогонный бензин подвергают каталитическому риформингу. Из риформата выделяют головную фракцию HK-90oC, среднюю фракцию 90-140oC и остаточную фракцию 140-KKoC. Головную фракцию направляют на гидродеароматизацию в присутствии платинусодержащего катализатора при повышенной температуре, давлении до 5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1-5 ч-1. Продукт гидродеароматизации смешивают со средней фракцией 90-140oC. Предпочтительно гидродеароматизацию проводят при температуре 200-450oC в присутствии алюмоплатинового катализатора АП-64. Способ позволяет снизить энергозатраты на процесс, уменьшить расход водорода, повысить октановое число целевого продукта. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 ил.
Способ получения высокооктанового бензина | 1976 |
|
SU625407A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫХ ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ | 0 |
|
SU290024A1 |
US 3502570 A, 24.03.70 | |||
US 2932612 A, 12.04.60. |
Авторы
Даты
1998-10-20—Публикация
1997-05-13—Подача