ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСМИССИИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ Российский патент 1997 года по МПК B60K17/00 

Описание патента на изобретение RU2085410C1

Изобретение относится к области бронетанковой техники, может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств.

Известна планетарная коробка передач /Техническое описание танка Т-64. Воениздат, МО СССР, М. 1969, с. 389, рис. 200/, содержащая четыре планетарных ряда и шесть элементов управления тормоза и фрикционы.

Недостатками этой коробки передач являются сложность ее кинетической схемы, относительно большие габариты, сложность производства и эксплуатации.

Известна также планетарная коробка передач танка "Леопард-2" /Soldat und Technik, N 9, 1980, с. 485, рис. 3/, содержащая ведущий вал, три планетарных ряда, оснащенных четырьмя элементами управления, включающих три тормоза и одну фрикционную муфту, и выходной вал.

Недостатками этой коробки передач являются значительные габариты, обусловленные наличием промежуточных звеньев между планетарными рядами, недостаточная жесткость всего механизма из-за наличия сложной системы промежуточных опор планетарных рядов, низкая несущая способность коробки.

Целью изобретения является увеличение несущей способности и расширение функциональных возможностей коробки передач.

Поставленная цель достигается тем, что в планетарной коробке передач, содержащей ведущий вал, три планетарных ряда, оснащенных четырьмя элементами управления, включающих три тормоза и одну фрикционную муфту, и выходной вал, планетарные ряды выполнены с общим водилом, которое связано с выходным валом и через фрикционную муфту с солнечной шестерней первого планетарного ряда, связанной с первым тормозом, солнечные шестерни и второго, и третьего планетарных рядов связаны с ведущим валом, эпициклы первого и второго рядов связаны друг с другом и со вторым тормозом, а эпицикл третьего ряда с третьим тормозом. Первый планетарный ряд выполнен с двумя группами сателлитов, первая из которых находится в зацеплении с солнечной шестерней первого планетарного ряда и с сателлитами второй группы, которые в свою очередь находятся в зацеплении с эпициклом первого планетарного ряда. Общее водило планетарных рядов выполнено с двумя группами осей сателлитов, первая из которых связана с сателлитами первой группы первого планетарного ряда и с сателлитами третьего планетарного ряда, а вторая с сателлитами второй группы первого планетарного ряда и сателлитами второго планетарного ряда. Ведущий вал выполнен из двух частей, первая из которых связана зубчатым соединением с зубчатым отверстием солнечной шестерни второго планетарного ряда, а вторая выполнена в виде солнечной шестерни третьего планетарного ряда, которая своими зубьями также связана с зубчатым отверстием.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема гидромеханической трансмиссии.

На фиг. 2 планетарная коробка передач в разрезе,
на фиг. 3 кинематическая схема планетарной коробки передач при включенной первой передаче;
на фиг. 4 то же, при включенной второй передаче;
на фиг. 5 то же, при включенной третьей передаче;
на фиг. 6 то же, при включенной четвертой передаче.

Планетарная коробка передач 1 является составной частью гидромеханической трансмиссии /фиг. 1/, включающей гидротрансформатор 2, реверсивный редуктор 3. Ведущий вал 4 планетарной коробки передач 1 связан через реверсивный редуктор 3 с турбинным колесом 5 гидротрасформатора 2, насосное колесо 6 гидротрасформатора связано с двигателем машины. Выходной вал 7 планетарной коробки передач 1 связан с суммирующими планетарными редукторами 8, которые связаны с механизмами поворота машины.

Планетарная коробка передач 1 содержит три планетарных ряда 10, 11 и 12, объединенных общим водилом 13, связанным с выходным валом 7. Водило 13 снабжено двумя группами осей 14 и 15, первая из которых несет сателлиты 16 первого планетарного ряда 10 и сателлиты 17 третьего планетарного ряда 12. Вторая группа осей 15 несет сателлиты 18 первого планетарного ряда 10 и сателлиты 19 второго планетарного ряда 11. Сателлиты 16 находятся в зацеплении с солнечной шестерней 20 первого планетарного ряда 10 и с сателлитами 18, которые зацепляются с эпициклом 21 первого планетарного ряда 10.

Ведущий вал 4 выполнен из двух частей 22 и 23. Первая часть 22 вала 4 связана зубчатым соединением с зубчатым отверстием 24 солнечной шестерни 25 второго планетарного ряда 11. В это же отверстие частично входит своими зубьями вторая часть 23 ведущего вала 4, представляющая собой солнечную шестерню третьего планетарного ряда 12.

Солнечная шестерня 20 через фрикционную муфту 26 связана с водилом 13 и с тормозом 27. Эпицикл 21 первого планетарного ряда 10 и эпицикл 28 второго планетарного ряда 11 выполнены в виде одной детали, связанной со вторым тормозом 29. Эпицикл 30 третьего планетарного ряда 12 связан с третьим тормозом 31.

Включение первой, второй и третьей передач осуществляется путем включения соответственно тормозов 31, 29 и 27. При этом, работают соответственно планетарные ряды 12, 11 и 10 /фиг. 2, 4, 5/.

Четвертая передача осуществляется включением фрикционной муфты 26 /фиг. 6/. При этом, блокируются все солнечные шестерни с водилом, которое вращается вместе с ведущим валом, осуществляя передаточное отношение, равное 1.

Выполнение коробки передач с общим водилом для всех планетарных рядов позволяет значительно повысить ее несущую способность, так как водило представляет собой жесткую деталь вращения, опирающуюся на корпус трансмиссии через подшипники. На водиле расположены сателлиты всех планетарных рядов и, таким образом, водило с сателлитами является единым центрирующим узлом для всех планетарных рядов. При этом, все остальные шестерни планетарных рядов выполнены плавающими и хорошо приспосабливаются к условиям работы и нагрузкам, что обеспечивает равномерное распределение нагрузок между сателлитами в каждом планетарном ряду, исключает перекосы в зубчатых зацеплениях, при этом, компенсируются неточности изготовления шестерен и водила.

Снятие выходного крутящего момента с одного водила позволяет варьировать выбором передаточного отношения каждой передачи, которое зависит только от внутреннего передаточного соотношения соответствующего планетарного ряда. Это обстоятельство позволяет изменять диапазон передаточных отношений коробки передач в одних и тех же ее габаритах.

Выполнение водила единым для всех планетарных рядов позволяет обойтись только двумя его опорами, расположенными по его концам. Отсутствие дополнительных несущих звеньев и опор между планетарными рядами позволяет уменьшить осевые габариты коробки передач.

Похожие патенты RU2085410C1

название год авторы номер документа
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1995
  • Волченко Ю.И.
  • Костюков В.А.
RU2093736C1
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1995
  • Волченко Ю.И.
  • Костюков В.А.
RU2093737C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1999
  • Нагайцев М.В.
  • Харитонов С.А.
  • Сологуб С.А.
  • Юдин Е.Г.
  • Брекалов В.Г.
  • Денисов А.В.
  • Лысков А.Н.
RU2162553C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Зыков Е.А.
  • Жебелев К.С.
  • Мокин В.В.
  • Печенкин В.А.
  • Семенов А.Г.
  • Сухоруков А.К.
  • Шелест Л.А.
RU2137619C1
Коробка передач транспортного средства 1982
  • Альгин Владимир Борисович
  • Грицкевич Вацлав Владимирович
  • Косткин Олег Львович
  • Меленцевич Владимир Петрович
  • Цитович Игорь Сергеевич
  • Шейнкер Израиль Гильевич
  • Калацкий Леонид Владимирович
  • Поддубко Сергей Николаевич
  • Царев Олег Петрович
SU1071467A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2004
  • Никонов Александр Иванович
  • Печенкин Виктор Алексеевич
  • Гаев Сергей Викторович
  • Евтодеев Юрий Леонидович
  • Захаров Юрий Анатольевич
  • Нефедов Александр Васильевич
RU2280792C2
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2013
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Нагайцев Максим Максимович
  • Тараторкин Александр Игоревич
  • Харитонов Сергей Александрович
RU2549343C2
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2006
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
  • Семенов Александр Владимирович
  • Палеев Дмитрий Николаевич
RU2307268C1
Коробка передач 1990
  • Куликова Зинаида Кузминична
  • Собченко Борис Сергеевич
SU1712202A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2005
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
RU2309309C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 085 410 C1

Реферат патента 1997 года ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСМИССИИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области бронетанковой техники, может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств. В планетарной коробке передач, содержащей ведущий вал, три планетарных ряда, оснащенных четырьмя элементами управления, включающих три тормоза и одну фрикционную муфту, и выходной вал, планетарные ряды выполнены с общим водилом, которое связано с выходным валом и через фрикционную муфту - с солнечной шестерней первого планетарного ряда, связанной с первым тормозом. Солнечные шестерни второго и третьего планетарных рядов связаны с ведущим валом. Эпициклы первого и второго рядов связаны друг с другом и со вторым тормозом, а эпицикл третьего ряда - с третьим тормозом. 3 з.п.ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 085 410 C1

1. Планетарная коробка передач для трансмиссии военной гусеничной машины, содержащая ведущий вал, три планетарных ряда, оснащенных четырьмя элементами управления, включающий три тормоза и одну фрикционную муфту, и выходной вал, отличающаяся тем, что, с целью увеличения несущей способности и расширения функциональных возможностей, планетарные ряды выполнены с общим водилом, которое связано с выходным валом и через фрикционную муфту с солнечной шестерней первого планетарного ряда, связанной с первым тормозом, солнечные шестерни второго и третьего планетарных рядов связаны с ведущим валом, эпициклы первого и второго рядов связаны друг с другом и с вторым тормозом, а эпицикл третьего ряда с третьим тормозом. 2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона скоростей, первый планетарный ряд выполнен с двумя группами сателлитов, первая из которых находится в зацеплении с солнечной шестерней первого планетарного ряда и с сателлитами второй группы, которые в свою очередь находятся в зацеплении с эпициклом первого планетарного ряда. 3. Коробка передач по п. 2, отличающаяся тем, что общее водило планетарных рядов выполнено с двумя группами осей сателлитов, первая из которых связана с сателлитами первой группы первого планетарного ряда и с сателлитами третьего планетарного ряда, а вторая с сателлитами второй группы первого планетарного ряда и сателлитами второго планетарного ряда. 4. Коробка передач по пп. 1 3, отличающаяся тем, что ведущий вал выполнен из двух частей, первая из которых связана зубчатым соединением с зубчатым отверстием солнечной шестерни второго планетарного ряда, а вторая выполнена в виде солнечной шестерни третьего планетарного ряда, которая своими зубьями также связана с зубчатым отверстием.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2085410C1

Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1
Воениздат МО СССР
Приспособление к индикатору для определения момента вспышки в двигателях 1925
  • Ярин П.С.
SU1969A1
Гидравлический подъемник 1922
  • Кочкин Б.П.
SU389A1
Мяльно-трепальный станок для обработки тресты лубовых растений 1922
  • Клубов В.С.
SU200A1

RU 2 085 410 C1

Авторы

Колесов В.А.

Вашец А.Д.

Степанов В.А.

Иванкин В.С.

Крот П.В.

Ширшов Ю.И.

Даты

1997-07-27Публикация

1981-06-16Подача