ПРИВОД УБОРКИ И ВЫПУСКА ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 1997 года по МПК B64C25/10 

Описание патента на изобретение RU2085445C1

Изобретение относится к области приводов уборки и выпуска шасси летательного аппарата и может быть использовано при создании новых и модернизации существующих летательных аппаратов.

Известен привод уборки и выпуска шасси летательного аппарата, содержащий командный рычаг, установленный в кабине экипажа летательного аппарата, и механический редуктор, установленный на стойке шасси, причем командный рычаг механически связан с выходным валом редуктора (патент Германии N 665839, B 64 C 25/10, 1938).

Недостатком известного привода является применение значительных мускульных усилий и большое время их создания летчиком при выпуске и уборке шасси, что может отвлечь внимание летчика и привести к снижению безопасности полета летательного аппарата на этапах выпуска и уборки шасси. Выпуск и уборка шасси осуществляется мускульным усилием летчика, приложенным к командному рычагу. В полете летательного аппарата возникают инерционные и аэродинамические силы, действующие на стойки и колеса шасси, а также силы трения, препятствующие выпуску и уборке шасси.

Техническим результатом изобретения является снижение мускульных усилий и времени их создания летчиком в процессе выпуска и уборки шасси при сохранении малой массы привода уборки и выпуска шасси.

Указанный технический результат достигается тем, что в привод уборки и выпуска шасси летательного аппарата, содержащий командный рычаг, установленный в кабине экипажа летательного аппарата, и механический редуктор, установленный на стойке шасси, причем командный рычаг механически связан с входным валом редуктора, дополнительно введена плоская аэродинамическая поверхность, установленная на стойке шасси между осью поворота стойки и колесом шасси с возможностью вращения относительно стойки шасси, причем выходной вал редуктора механически связан с этой аэродинамической поверхностью.

На фиг. 1 изображен предлагаемый привод при выпущенном положении стойки шасси; на фиг. 2 предлагаемый привод при убранном положении стойки шасси.

Привод уборки и выпуска шасси (см. фиг.1) содержит командный рычаг 1, установленный в кабине экипажа и закрепленный на ведущем ролике 2, установленном на оси 3 с возможностью вращения относительно корпуса летательного аппарата. Ведущий ролик 2 с помощью троса 4 механически связан с ведомым роликом 5, закрепленным на валу 6, который посредством подшипников 7 установлен внутри оси 8 стойки шасси с возможностью вращения относительно оси 8, которая установлена в корпусе летательного аппарата с возможностью вращения. На валу 6 закреплена коническая шестерня 9, которая находится в зацеплении с конической шестерней 10, закрепленной на валу 11, установленном посредством подшипников 12 внутри стойки 13 шасси с возможностью вращения относительно стойки 13, скрепленной с осью 8. На валу 11 закреплен также поводок 14, который через закрепленный на нем палец 15 соединен с аэродинамической поверхностью 16, установленной на стойке 13 с возможностью вращения относительно нее. На стойке 13 установлено также колесо 17 шасси с возможностью вращения относительно стойки 13. Шестерни 9 и 10 образуют механический редуктор, входным валом которого является вал 6, а выходным валом является вал 11.

Работает привод следующим образом. Положение элементов привода в исходном состоянии при выпущенном положении стойки 13 шасси показано сплошными линиями (см. фиг.1). Для уборки шасси командный рычаг 1 переводится в положение, показанное пунктиром (см. фиг.1). При этом поворачивается ведущий ролик 2. Его поворот через трос 4 передается ведомому ролику 5, валу 6 и шестерне 9. При этом поворачивается также шестерня 10, вал 11 и поводок 14. Через палец 15, который входит в лунку на торце аэродинамической поверхности 16, поворачивается эта аэродинамическая поверхность относительно стойки 13 в положение, показанное пунктиром на фиг.1. При этом аэродинамическая поверхность 16 становится под углом атаки относительно вектора скорости летательного аппарата, вследствие чего на аэродинамической поверхности 16 создается аэродинамическая сила, определяемая выражением

где S,Cαу

площадь аэродинамической поверхности 16 и производная по углу атаки коэффициента Cy подьемной силы поверхности 16;
ρ плотность воздуха;
V скорость летательного аппарата.

Сила Yг на плече 1 создает момент Mг
Mг Yг•1 (2)
относительно оси Ox вращения оси 8 стойки шасси, под действием которого стойка 13 шасси поворачивается в сторону уборки до убранного положения.

Положение элемента привода в исходном положении стойки шасси показано сплошными линиями (см. фиг.2). Для выпуска шасси командный рычаг 1 переводится в положение, показанное пунктиром на фиг.2. При этом поворачивается ведущий ролик 2, ведомый ролик 5, вал 6, шестерня 9, шестерня 10, вал 11 (см. фиг.1), поводок 14 и аэродинамическая поверхность 16, которая в результате поворота займет положение, показанное пунктиром (см. фиг.2). При этом аэродинамическая поверхность 16 окажется в воздушном потоке под углом атаки aв и на ней создается аэродинамическая сила Yв

которая на плече 1 создает момент Mв
Mв Yв • 1 (4)
относительно оси Ox вращения оси 8 стойки шасси. Под действием этого момента стойка 13 шасси поворачивается в сторону выпуска шасси до выпущенного положения стойки 13.

Для оценки работоспособности привода уборки и выпуска шасси были проведены расчеты при следующих исходных данных: момент инерции стойки 13 с колесом 17 и аэродинамической поверхностью 16 относительно оси Ox вращения оси 8 равен Ix 13 кгм; аэродинамическая поверхность 16 имеет в плане квадратную форму со стороной 0,2 м; Cαу

1,5; ρ1,22 кгм-3; V=108 кмч-1=30 мс-1; l=0,6 м; aг= αв= 0,3.
При этих исходных данных на основании (1) и (3) получили
Yг=Yв=Y=1,5•4•10-2•0,3•1,22• •9•102•0,5=9,9 H,
и на основании (2) и (4)
Mг=Mв=M=9,9•0,6=5,95 Hм.

Уравнение движения стойки 13 имеет вид

где угловое ускорение вращения стойки 13.


Интегрированием уравнения (5) получаем изменение угла Fст и угловой скорости поворота стойки 13 с течением времени t:

Пусть для прихода стойки 13 в убранное положение необходим поворот этой стойки на 90o от выпущенного положения. Тогда для уборки шасси требуется время tn

и угловая скорость стойки 13 в момент прихода ее в убранное положение составит

Проведенные расчеты показывают, что привод уборки и выпуска шасси при довольно небольших размерах аэродинамической поверхности 16 осуществляет уборку и выпуск шасси за сравнительно короткое время. Выбором соответствующего расстояния между осью вращения аэродинамической поверхности 16 относительно стойки 13 и точкой приложения аэродинамической силы Y, а также выбором длины командного рычага 1 можно обеспечить приемлемое усилие на командном рычаге 1 для его поворота при уборке и выпуске шасси. При этом коэффициент передачи от командного рычага 1 к аэродинамической поверхности 16 можно считать близким к 1 и значение потребного угла Fкр поворота командного рычага 1 будет примерно равно значению Fап угла поворота аэродинамической поверхности 16. Если, как принималось выше в расчетах, Fап=0,3, то Fкр=0,3 и при угловой скорости вращения летчиком командного рычага 1, равной 54 град.c (с. 0,785с.-1), время, которое затратит летчик на выполнение операции уборки или выпуска шасси, составит около 0,4 с. Таким образом, предлагаемый привод позволяет летчику выполнить уборку и выпуск шасси при создании им небольших мускульных усилий в течение непродолжительного времени, чем и достигается цель изобретения.

Похожие патенты RU2085445C1

название год авторы номер документа
РУЛЕВОЙ ПРИВОД УПРАВЛЯЕМОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ 1993
  • Григорьев Владимир Григорьевич
  • Григорьев Дмитрий Владимирович
RU2072311C1
РУЛЕВОЙ ПРИВОД УПРАВЛЯЕМОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ 1994
  • Григорьев Владимир Григорьевич
  • Григорьев Дмитрий Владимирович
RU2090446C1
СПОСОБ ПОВОРОТА УПРАВЛЯЮЩЕЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2001
  • Григорьев В.Г.
  • Григорьев Д.В.
  • Григорьев В.В.
RU2193992C2
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ СХЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1993
  • Григорьев Владимир Григорьевич
  • Григорьев Дмитрий Владимирович
RU2093417C1
ЛЕГКИЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 2004
  • Демченко Олег Федорович
  • Долженков Николай Николаевич
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Попович Константин Федорович
  • Гуртовой Аркадий Иосифович
  • Школин Владимир Петрович
  • Кодола Валерий Григорьевич
RU2271305C1
ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1992
  • Шуликов Константин Владимирович
RU2111150C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ), ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ ШАССИ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ПОДЪЕМА В ВОЗДУХ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Комбаров Евгений Григорьевич
RU2588198C2
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ СХЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1998
  • Григорьев В.Г.
  • Григорьев Д.В.
  • Григорьев В.В.
RU2148533C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ-КОНВЕРТОПЛАН-АМФИБИЯ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Колесников Анатолий Аркадьевич
  • Воронков Юрий Сергеевич
  • Мушенко Алексей Сергеевич
  • Воронков Олег Юрьевич
RU2312795C2
ЛЕГКИЙ ДВУХМОТОРНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 1994
  • Шуликов Константин Владимирович
RU2112704C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 085 445 C1

Реферат патента 1997 года ПРИВОД УБОРКИ И ВЫПУСКА ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Использование: изобретение может быть использовано для уборки и выпуска шасси при создании новых и модернизации существующих летательных аппаратов. Сущность изобретения: привод содержит командный рычаг, установленный в кабине экипажа летательного аппарата, и механический редуктор, установленный на стойке шасси. Командный рычаг механически связан с входным валом редуктора. В привод дополнительно введена плоская аэродинамическая поверхность, установленная на стойке шасси между осью поворота стойки и колесом шасси с возможностью вращения относительно стойки шасси, причем выходной вал редуктора механически связан с этой аэродинамической поверхностью. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 085 445 C1

Привод уборки и выпуска шасси летательного аппарата, содержащий командный рычаг, установленный в кабине экипажа летательного аппарата, и механический редуктор, установленный на стойке шасси, причем командный рычаг механически связан с входным валом редуктора, отличающийся тем, что в него дополнительно введена плоская аэродинамическая поверхность, установленная на стойке шасси между осью поворота стойки и колесом шасси с возможностью вращения относительно стойки шасси, причем выходной вал редуктора механически связан с этой аэродинамической поверхностью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2085445C1

Устройство для срезания деревьев 1977
  • Учакин Николай Дмитриевич
  • Королев Виктор Евгеньевич
  • Кругов Владимир Степанович
  • Попов Борис Васильевич
  • Барман Михаил Аврамович
SU665839A1
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

RU 2 085 445 C1

Авторы

Григорьев Владимир Григорьевич

Григорьев Дмитрий Владимирович

Даты

1997-07-27Публикация

1994-05-19Подача