Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым редукторам с принудительной подачей смазки.
Известен зубчатый редуктор, содержащий корпус, расположенные в нем валы, с установленными на них шестернями, циркуляционную систему смазки с маслосборником, расположенным в верхней части редуктора, внутренняя поверхность которого имеет отверстия для подачи масла к шестерням и подшипникам валов [1]
Наиболее близким к изобретению по технической сущности являются зубчатый редуктор, содержащий корпус, размещенные в нем валы с установленными на нем зубчатыми колесами, имеющими ступицы, циркуляционную систему смазки, включающую насос, маслопровод и маслосборник в виде герметичной емкости с отверстиями для подачи масла к зубчатым колесам и валам [2]
Недостатками известного редуктора являются недостаточная надежность и долговечность редуктора, обусловленная низкой эффективностью циркуляционной системы смазки под давлением, связанной с тем, что подводимое по трубам масло попадает на ступицы шестерен и практически не подводится (лишь нецеленаправленным разбрызгиванием) к подшипникам, на которых установлены валы, и к шлицам валов, посредством которых на валах могут быть установлены шестерни. Это не может не отразится на условиях работы подшипников и шлицев валов и шестерен, а следовательно, и на надежности и долговечности всего редуктора. Кроме того, подводящие масло трубки могут засориться или закоксоваться в процессе работы, что также может отразиться на надежности и долговечности редуктора.
Цель изобретения повышение долговечности и надежности за счет улучшения смазки подшипников и шлицев валов, на которых установлены зубчатые колеса.
Указанная цель достигается тем, что в зубчатом редукторе, содержащем корпус, размещенные в нем валы с установленным на них зубчатыми колесами, имеющими ступицы, циркуляционную систему смазки, включающую насос, маслопровод и маслосборник в виде герметичной емкости с отверстиями для подачи масла к зубчатым колесам и валам, на ступицах зубчатых колес выполнены расположенные симметрично продольные и поперечные пазы, редуктор снабжен установленными на валах зубчатыми муфтами, боковые поверхности которых и ступиц зубчатых колес выполнены коническими для отражения струй масла, одна часть отверстий для подачи масла расположена напротив продольных и поперечных пазов ступиц, оси другой части совпадают с образующими конических поверхностей зубчатых колес и ступиц.
На фиг. 1 изображен зубчатый редактор в поперечном разрезе; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Зубчатый редуктор содержит корпус 1, в котором на подшипниках 2 установлены валы 3, 4, 5. На валу 3, оснащенном зубчатыми венцами 6 и 7, на подшипниках 8 установлены зубчатое колесо 9 и блок зубчатых колес 10. Ступицы зубчатого колеса 9 и блока зубчатых колес 10 оснащены зубчатыми венцами 11 и продольными симметрично расположенными пазами 12. Ступица блока зубчатых колес 10 к тому же снабжена поперечными симметрично расположенными относительно оси вала 3 пазами 13. Пазы 12 и 13 соединяют расточки под подшипники 8 зубчатого колеса 9 и блока зубчатых колес 10 с внутренним пространством корпуса 1 редуктора. На зубчатых венцах 6 и 7 вала 3 размещены зубчатые муфты 14, посредством которых зубчатое колесо 9 и блок зубчатых колес 10 соединяются с валом 3.
На валах 4 и 5 посредством шлицев 15 установлены блоки зубчатых колес 16 и зубчатые колеса 17, ступицы которых, как и ступицы зубчатого колеса 9 и блока зубчатых колес 10, оснащены продольными 12 и поперечными 13 пазами, симметрично расположенными относительно продольных осей валов 4 и 5. Ступицы зубчатых колес 9 и 17 и блока зубчатых колес 10 и 16, а также зубчатые муфты 14 имеют конические поверхности 18 с углом наклона, обеспечивающим отражение направленных на них струй масла на подшипники валов.
В верхней части корпуса 1 редуктора установлена крышка 19, оснащенная маслосборником 20, выполненным в виде герметичной емкости, закрытой пластиной 21. Внутренняя поверхность маслосборника 20 имеет отверстия 22, направленные в продольные 12 и поперечные 13 пазы и на конические поверхности 18.
Редуктор имеет циркуляционную систему смазки, содержащую помимо маслосборника 20 всасывающий трубопровод 23, маслонасос 24 и нагнетательный трубопровод 25, которые соединяют масляную ванну 26 корпуса 1 редуктора с маслосборником. Для более интенсивного охлаждения масла крышка 19 и пластина 21, закрывающая последнюю, оснащены ребрами 27.
Зубчатый редуктор работает следующим образом.
При работе редуктора маслонасос 24 по всасывающему 23 и нагнетательному 25 трубопроводам подает под давлением масло в маслосборник 20, из которого через отверстия 22 масло направляется в промежутки между зацепляющимися зубьями колес и в продольные 12 и поперечные 13 пазы зубчатых колес 9 и 17 и блоков 10 и 16, обеспечивая тем самым более интенсивную смазку и охлаждение подшипников 8 и шлицев 15. Струи масла из отверстий 22, направленные на конические поверхности 18, отразившись от последних, попадают на подшипники 2 валов 3, 4, 5, обеспечивая их более интенсивную смазку и охлаждение. Направление движения масла показано на чертежах стрелками.
Обработанное масло стекает в масляную ванну 26 корпуса 1, откуда через маслопроводы 23 и 25 маслонасосом 24 вновь подается в маслосборник 20.
Засорившиеся отверстия 22 легко очистить с помощью элементарного куска проволоки подходящего диаметра, сняв пластину 21, не разбирая редуктор.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫМ РЕДУКТОРОМ | 1991 |
|
RU2075675C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ РЕДУКТОР | 1991 |
|
RU2075674C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАКТОРА | 1992 |
|
RU2021914C1 |
РУЧНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОРУДИЕ | 1991 |
|
RU2017360C1 |
РЕДУКТОР ТРАНСМИССИИ ТРАКТОРА | 1992 |
|
RU2023599C1 |
РЕДУКТОР ВЕРТОЛЁТА СООСНОЙ СХЕМЫ | 2013 |
|
RU2541569C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2024091C1 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ | 1991 |
|
RU2025598C1 |
Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора | 1988 |
|
SU1511160A1 |
Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора | 1989 |
|
SU1622182A1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к зубчатым редукторам с принудительной системой смазки. Цель изобретения - повышение долговечности и надежности. Маслонасос 24 подает под давление масло в маслосборник 20, из которого через отверстия 22 направляется в промежутки между зацепляющимися зубьями колес и в продольные 12 и поперечные 13 пазы зубчатых колес, обеспечивая более интенсивную смазку и охлаждение подшипников и шлицев 15 валов. Струи масла из отверстий 22, направленные на конические поверхности зубчатых колес и муфт, отразившись от последних, попадают на подшипники валов 2, 4, 5, обеспечивая их более интенсивную смазку и охлаждение. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.
Устройство для смазки | 1978 |
|
SU702203A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Способ измерения скорости потока | 1973 |
|
SU499531A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1997-07-27—Публикация
1991-05-05—Подача