Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к двухскоростным механизмам валов отбора мощности, например, сельскохозяйственных тракторов. Целью изобретения является снижение трудоемкости переналадки вала отбора мощности с одного скоростного режима на другой за счет использования приспособления для поворота.
На фиг.1 показан механизм двухскоро- стного привода вала отбора мощности (ВОМ) со стороны хвостовика, общий вид; на фиг.2 - вид А на фиг.1; на фиг.З - разрез Б-Б на фиг.1 при наладке на 1-й скоростной режим (скорость вращения хвостовика 540 об/мин); на фиг.4 - то же, но при наладке на 2-й скоростной режим (скорость вращения хвостовика 1000 об/мин); на фиг.5 - разрез В-В на фиг.З.
Механизм содержит корпус 1, установленный с возможностью поворота в круговой направляющей расточке 2, выполненной в корпусе трансмиссии 3, причем центр тяжести механизма двухскоростного привода ВОМ, собранного в корпусе 1, размещен в пределах длины вышеупомянутой расточки 2. В корпусе 1 на подшипниковых опорах размещены шестерни 4 и 5. Середина межцентрового расстояния шестерен 4 и 5 совмещена с профильной осью 0-0 круговой направляющей расточки 2. Ступицы шестерен 4 и 5 снабжены внутренними шлицами разного профиля 6 и 7, посредством которых шестерни 4 и 5 соединяются, в зависимости от необходимого числа оборотов, с одним из двух концов переставного комбинированного хвостовика 8, выполненных также со шлицами разного профиля, соответствующими профилям шлицов ступиц шестерен 4 и 5. Внутренние торцы ступиц шестерен 4 и 5 оснащены шлицами одинакового профиля 9, с помощью которых посредством зубчатой муфты 10 шестерни .поочередно соединяются с приводным валом 11. Переставной комбинированный хвостовик 8 посредством выполненного на нем упорного пояска 12 и резьбовой втулки 13, оснащенной пазами 14, закреплен в ступице шестерни 4 (фиг.З) или шестерни 5 (фиг.4). Корпус 1 состоит из наружной 15 и внутренней 16 стенок, в которых размещены подшипниковые опоры шестерен 4 и 5.
Наружная 15 и внутренняя 16 ст кки
снабжены посадочными поверхностями 17 и 18, сопрягающимися с посадочными поверхностями круговой направляющей расточки 2. Стенки 15 и 16 связаны друг с
другом перемычками 19 и 20, между которыми являются промежутки, расположенные против полюса 21 зацепления шестерен 4 и 5 и отверстий 22 и 23 для струйной системы смазки, выполненных в боковых стенках
корпуса трансмиссии 3.
Для снижения материалоемкости конструкции механизма привода ВОМ внутренняя стенка 16 корпуса 1 выполнена с вырезами в виде сегментов 24.
На наружной стенке 15 корпуса 1 имеется фланец 25, оснащенный зубчатым венцом 26, с которым сопрягается шестерня 27, установленная на прижимном устройстве 28, выполненным в виде кольца.
С целью фиксации в рабочем положении корпуса 1 относительно корпуса трансмиссии 3 фланец 25 прижат к корпусу трансмиссии посредством прижимного устройства 28 и болтов 29.Прижимное устройство может быть выполнено любой другой формы, в частности в виде отдельных сегментов, крепящихся болтами к корпусу трансмиссии 3.
Для осуществления переналадки ВОМ с
одного скоростного режима на другой путем поворота корпуса 1 механизма в расточке 2 корпуса трансмиссии 3 посредством вращения шестерни 27 наружный конец 30 вала вышеупомянутой шестерни оснащен квадратом 31 под ключ. На прижимном устройстве-кольце 28 посредством болтов 32 закреплен кронштейн 33 с защитным кожухом 34 хвостовика 8.
Для обеспечения возможности переналадки ВОМ с одного скоростного режима на другой, в случае выхода из строя зубчатого венца 26 или сопрягаемой с ним шестерни 27, на внешней поверхности наружной
стенки 15 корпуса 1 выполнены бонки 35 с отверстиями.
Для удобства переналадки на прижимном кольце 28 и внешней поверхности наружной стенки 15 корпуса 1 нанесены риски 36.
Для предохранения шлицев 6 и 7 ступиц шестерен 4 и 5 от попадания грязи стаканы 37 и 38 поочередно, в зависимости от наладки ВОМ на определенное число оборотов, закрыты крышкой 39.
Предлагаемый механизм двухскорост- ного привода вала отбора мощности трактора работает следующим образом.
При работе вала отбора мощности на первом скоростном режиме (обороты хвостовика равны 540 об/мин), как показано на фиг.З, мощность двигателя трактора от приводного вала 11 через зубчатую муфту 10, шестерни 4 и 5 передается переставному комбинированному хвостовику 8 и далее приводимому в действие механизму или машине.
При необходимости переналадки вала отбора мощности на второй скоростной режим- (обороты хвостовика равны 1000 об/мин) проводят следующие операции.
Зубчатую муфту 10 выводят из зацепления со шлицами 9 шестерни 5. Используя пазы 14, выворачивают резьбовую втулку 13 из ступицы шестерни 4, вынимают из нее хвостовик и снимают крышку 39 со стакана 37. Затем, отпустив болты 29 до обрзования минимально необходимого зазора между прижимным устройством-кольцом 28 и фланцем 25 корпуса 1, вращают с помощью ключа шестерню 27, используя для этой цели квадрат 31 наружного конца 30 вала упомянутой шестерни. При этом зубья шестерни 27, взаимодействуя с зубчатым венцом 26 фланца 25 корпуса 1, поворачивают последний в расточке 2 вокруг оси 0-0. Повернув корпус 1 на 180° до совпадения рисок 36, нанесенных на прижимном устройстве-кольце 28 и внешней поверхности стенки 15, зубчатую муфту 10 вводят в 0 зацепление со шлицами 9 шестерни 4, тем самым обеспечивая необходимую кинематическую связь механизма с приводным валом. При этом шестерня 4 занимает относительно приводного вала 11 положе- 5 ние шестерни 5, как показано на фиг.4.
Вышеупомянутый поворот, в случае выхода из строя шестерни 27, можно осуществить, используя бонки 35 с отверстиями, в которые для осуществления поворота может быть вставлен любой имеющийся под руками инструмент или стержень.
Повернув хвостовик 8 на 180°, вставляют его в ступицу шестерни 5 и фиксируют в ней посредством резьбовой втулки 13. Затем закрыв крышкой 39 стакан 38 фиксируют корпус 1 в новом положении (фиг.4) посредством прижимного устройства-кольца 28 и болтов 29.
Формула изобретения Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора, содержащий прикрепленный к корпусу трансмиссии посредством фланца и расположенный в его кольцевой расточке корпус механизма, выполненный повороуным относительно его, установленные в корпусе кинематически связанные между собой и с приводным валом две шестерни, снабженные внутренними шлицами разного профиля, переставной комбинированный хвостовик вала отбора мощности с ответными шлицами на концах, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости переналадки вала отбора мощности с одного скоростного режима на другой за счет использования приспособления для поворота, фланец корпуса механизма снабжен зубчатым венцом, а корпус трансмиссии снабжен шестерней для ее взаимодействия с указанным зубчатым венцом, и прижимным устройством, вы- полненным в виде кольца, связанного с корпусом трансмиссии.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности | 1989 |
|
SU1740206A1 |
Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора | 1988 |
|
SU1511160A1 |
Привод независимого вала отбора мощности транспортного средства | 1990 |
|
SU1776584A1 |
МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРАКТОРОВ | 1971 |
|
SU316589A1 |
МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРАКТОРА | 1973 |
|
SU390986A1 |
Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора | 1990 |
|
SU1720904A1 |
МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРАКТОРОВ | 1968 |
|
SU222047A1 |
Механизм двухскоростного приводаВАлА ОТбОРА МОщНОСТи TPAKTOPA | 1979 |
|
SU844396A1 |
МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО ПРЕ^ВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАКТОРА | 1971 |
|
SU296669A1 |
Коробка передач | 1987 |
|
SU1504116A1 |
Изобретение относится к механизмам привода двухскоростных валов отбора мощности тракторов. Цель изобретения - снижение трудоемкости переналадки вала отбора мощности с одного скоростного режима на другой за счет использования приспособления для поворота. Механизм двух- скоростного привода вала отбора мощности содержит корпус 1, установленный с возможностью поворота в круговой направляющей расточке 2 корпуса 3 транс
ФиаЛ
CM
со
CN CN CD
4
, I,
в-J
/////// s///
Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности транспортного средства | 1979 |
|
SU861120A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Дверной замок, автоматически запирающийся на ригель, удерживаемый в крайних своих положениях помощью серии парных, симметрично расположенных цугальт | 1914 |
|
SU1979A1 |
Авторы
Даты
1991-01-23—Публикация
1989-02-06—Подача