Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора Советский патент 1991 года по МПК B60K17/28 

Описание патента на изобретение SU1622182A1

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к двухскоростным механизмам валов отбора мощности, например, сельскохозяйственных тракторов. Целью изобретения является снижение трудоемкости переналадки вала отбора мощности с одного скоростного режима на другой за счет использования приспособления для поворота.

На фиг.1 показан механизм двухскоро- стного привода вала отбора мощности (ВОМ) со стороны хвостовика, общий вид; на фиг.2 - вид А на фиг.1; на фиг.З - разрез Б-Б на фиг.1 при наладке на 1-й скоростной режим (скорость вращения хвостовика 540 об/мин); на фиг.4 - то же, но при наладке на 2-й скоростной режим (скорость вращения хвостовика 1000 об/мин); на фиг.5 - разрез В-В на фиг.З.

Механизм содержит корпус 1, установленный с возможностью поворота в круговой направляющей расточке 2, выполненной в корпусе трансмиссии 3, причем центр тяжести механизма двухскоростного привода ВОМ, собранного в корпусе 1, размещен в пределах длины вышеупомянутой расточки 2. В корпусе 1 на подшипниковых опорах размещены шестерни 4 и 5. Середина межцентрового расстояния шестерен 4 и 5 совмещена с профильной осью 0-0 круговой направляющей расточки 2. Ступицы шестерен 4 и 5 снабжены внутренними шлицами разного профиля 6 и 7, посредством которых шестерни 4 и 5 соединяются, в зависимости от необходимого числа оборотов, с одним из двух концов переставного комбинированного хвостовика 8, выполненных также со шлицами разного профиля, соответствующими профилям шлицов ступиц шестерен 4 и 5. Внутренние торцы ступиц шестерен 4 и 5 оснащены шлицами одинакового профиля 9, с помощью которых посредством зубчатой муфты 10 шестерни .поочередно соединяются с приводным валом 11. Переставной комбинированный хвостовик 8 посредством выполненного на нем упорного пояска 12 и резьбовой втулки 13, оснащенной пазами 14, закреплен в ступице шестерни 4 (фиг.З) или шестерни 5 (фиг.4). Корпус 1 состоит из наружной 15 и внутренней 16 стенок, в которых размещены подшипниковые опоры шестерен 4 и 5.

Наружная 15 и внутренняя 16 ст кки

снабжены посадочными поверхностями 17 и 18, сопрягающимися с посадочными поверхностями круговой направляющей расточки 2. Стенки 15 и 16 связаны друг с

другом перемычками 19 и 20, между которыми являются промежутки, расположенные против полюса 21 зацепления шестерен 4 и 5 и отверстий 22 и 23 для струйной системы смазки, выполненных в боковых стенках

корпуса трансмиссии 3.

Для снижения материалоемкости конструкции механизма привода ВОМ внутренняя стенка 16 корпуса 1 выполнена с вырезами в виде сегментов 24.

На наружной стенке 15 корпуса 1 имеется фланец 25, оснащенный зубчатым венцом 26, с которым сопрягается шестерня 27, установленная на прижимном устройстве 28, выполненным в виде кольца.

С целью фиксации в рабочем положении корпуса 1 относительно корпуса трансмиссии 3 фланец 25 прижат к корпусу трансмиссии посредством прижимного устройства 28 и болтов 29.Прижимное устройство может быть выполнено любой другой формы, в частности в виде отдельных сегментов, крепящихся болтами к корпусу трансмиссии 3.

Для осуществления переналадки ВОМ с

одного скоростного режима на другой путем поворота корпуса 1 механизма в расточке 2 корпуса трансмиссии 3 посредством вращения шестерни 27 наружный конец 30 вала вышеупомянутой шестерни оснащен квадратом 31 под ключ. На прижимном устройстве-кольце 28 посредством болтов 32 закреплен кронштейн 33 с защитным кожухом 34 хвостовика 8.

Для обеспечения возможности переналадки ВОМ с одного скоростного режима на другой, в случае выхода из строя зубчатого венца 26 или сопрягаемой с ним шестерни 27, на внешней поверхности наружной

стенки 15 корпуса 1 выполнены бонки 35 с отверстиями.

Для удобства переналадки на прижимном кольце 28 и внешней поверхности наружной стенки 15 корпуса 1 нанесены риски 36.

Для предохранения шлицев 6 и 7 ступиц шестерен 4 и 5 от попадания грязи стаканы 37 и 38 поочередно, в зависимости от наладки ВОМ на определенное число оборотов, закрыты крышкой 39.

Предлагаемый механизм двухскорост- ного привода вала отбора мощности трактора работает следующим образом.

При работе вала отбора мощности на первом скоростном режиме (обороты хвостовика равны 540 об/мин), как показано на фиг.З, мощность двигателя трактора от приводного вала 11 через зубчатую муфту 10, шестерни 4 и 5 передается переставному комбинированному хвостовику 8 и далее приводимому в действие механизму или машине.

При необходимости переналадки вала отбора мощности на второй скоростной режим- (обороты хвостовика равны 1000 об/мин) проводят следующие операции.

Зубчатую муфту 10 выводят из зацепления со шлицами 9 шестерни 5. Используя пазы 14, выворачивают резьбовую втулку 13 из ступицы шестерни 4, вынимают из нее хвостовик и снимают крышку 39 со стакана 37. Затем, отпустив болты 29 до обрзования минимально необходимого зазора между прижимным устройством-кольцом 28 и фланцем 25 корпуса 1, вращают с помощью ключа шестерню 27, используя для этой цели квадрат 31 наружного конца 30 вала упомянутой шестерни. При этом зубья шестерни 27, взаимодействуя с зубчатым венцом 26 фланца 25 корпуса 1, поворачивают последний в расточке 2 вокруг оси 0-0. Повернув корпус 1 на 180° до совпадения рисок 36, нанесенных на прижимном устройстве-кольце 28 и внешней поверхности стенки 15, зубчатую муфту 10 вводят в 0 зацепление со шлицами 9 шестерни 4, тем самым обеспечивая необходимую кинематическую связь механизма с приводным валом. При этом шестерня 4 занимает относительно приводного вала 11 положе- 5 ние шестерни 5, как показано на фиг.4.

Вышеупомянутый поворот, в случае выхода из строя шестерни 27, можно осуществить, используя бонки 35 с отверстиями, в которые для осуществления поворота может быть вставлен любой имеющийся под руками инструмент или стержень.

Повернув хвостовик 8 на 180°, вставляют его в ступицу шестерни 5 и фиксируют в ней посредством резьбовой втулки 13. Затем закрыв крышкой 39 стакан 38 фиксируют корпус 1 в новом положении (фиг.4) посредством прижимного устройства-кольца 28 и болтов 29.

Формула изобретения Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора, содержащий прикрепленный к корпусу трансмиссии посредством фланца и расположенный в его кольцевой расточке корпус механизма, выполненный повороуным относительно его, установленные в корпусе кинематически связанные между собой и с приводным валом две шестерни, снабженные внутренними шлицами разного профиля, переставной комбинированный хвостовик вала отбора мощности с ответными шлицами на концах, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости переналадки вала отбора мощности с одного скоростного режима на другой за счет использования приспособления для поворота, фланец корпуса механизма снабжен зубчатым венцом, а корпус трансмиссии снабжен шестерней для ее взаимодействия с указанным зубчатым венцом, и прижимным устройством, вы- полненным в виде кольца, связанного с корпусом трансмиссии.

Похожие патенты SU1622182A1

название год авторы номер документа
Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности 1989
  • Беганский Станислав Александрович
  • Чаплыгин Николай Максимович
SU1740206A1
Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора 1988
  • Беганский Станислав Александрович
  • Вафин Ильдар Рашитович
  • Дементьев Анатолий Владимирович
  • Парфентьева Марианна Станиславовна
  • Парфентьев Александр Сергеевич
SU1511160A1
Привод независимого вала отбора мощности транспортного средства 1990
  • Беганский Станислав Александрович
SU1776584A1
МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРАКТОРОВ 1971
SU316589A1
МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРАКТОРА 1973
  • В. Г. Дочкин, А. В. Ленский, Н. М. Чаплыгин, Г. И. Дейнега, И. П. Ксеневич, Е. Н. Козлов П. А. Стецко
  • Вители Специализированное Конструкторское Бюро Снециальным Гусеничным Тракторам Головное Специальное Конструкторское Бюро Универсально Пропашным Тракторам
SU390986A1
Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора 1990
  • Виноградов Константин Николаевич
  • Черных Сергей Алексеевич
  • Каплун Александр Григорьевич
SU1720904A1
МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРАКТОРОВ 1968
  • А. В. Ленский
SU222047A1
Механизм двухскоростного приводаВАлА ОТбОРА МОщНОСТи TPAKTOPA 1979
  • Черкасов Николай Михайлович
  • Бобровский Николай Серафимович
  • Скаргин Владимир Каллистрат
SU844396A1
МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО ПРЕ^ВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАКТОРА 1971
SU296669A1
Коробка передач 1987
  • Беганский Станислав Александрович
  • Тимошенко Владлен Александрович
  • Уткин Владимир Викторович
  • Чаплыгин Николай Максимович
SU1504116A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 622 182 A1

Реферат патента 1991 года Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора

Изобретение относится к механизмам привода двухскоростных валов отбора мощности тракторов. Цель изобретения - снижение трудоемкости переналадки вала отбора мощности с одного скоростного режима на другой за счет использования приспособления для поворота. Механизм двух- скоростного привода вала отбора мощности содержит корпус 1, установленный с возможностью поворота в круговой направляющей расточке 2 корпуса 3 транс

Формула изобретения SU 1 622 182 A1

ФиаЛ

CM

со

CN CN CD

4

, I,

в-J

/////// s///

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1622182A1

Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности транспортного средства 1979
  • Бернштейн Израиль Моисеевич
  • Довнар Олег Казимирович
  • Стринадко Владимир Петрович
SU861120A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Дверной замок, автоматически запирающийся на ригель, удерживаемый в крайних своих положениях помощью серии парных, симметрично расположенных цугальт 1914
  • Федоров В.С.
SU1979A1

SU 1 622 182 A1

Авторы

Беганский Станислав Александрович

Чаплыгин Николай Максимович

Даты

1991-01-23Публикация

1989-02-06Подача