Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к системам с электрогидравлическим управлением силовыми исполнительными механизмами поворота колес шасси самолетов.
Известна система управления поворотом колес (СУПК) передней опоры шасси самолета с электродистанционным управлением исполнительным механизмом устройства разворота колес, выполненная в виде органа управления (педалей управления рулем направления), который системой качалок и тяг связан с электрическим задатчиком управляющего сигнала, и который, в свою очередь, электрически связан с блоком усиления и контроля и через него с электрогидравлическим агрегатом управления, гидравлически связанным с рулежно-демпфирующим цилиндром поворота передней опоры, имеющей кулачок, с которым взаимодействует электрический датчик обратной связи, (см. "Самолет ТУ-204". Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию. М, АНТК им. АН. Туполева. 1992 г. стр. 9/10, рис. 1). В этом устройстве сигналы задатчика и датчика обратной связи имеют характеристику, близкую к линейной, поэтому СУПК одинаково реагирует на отклонение педалей на большие и малые углы. При движении самолета на разбеге или пробеге с большой и малой скоростью для одной и той же динамической реакции самолета нужна разная величина перемещения (дачи) органа управления: на больших скоростях дача педали должна быть значительно меньше, чем на малых скоростях. В связи с этим желательно иметь нелинейную характеристику управления с малой чувствительностью СУПК в начале хода педалей и ее увеличением к середине и во второй половине хода. При этом для каждого самолета подбор этой характеристики может быть индивидуальным, что существенно зависит от аэродинамики самолета и динамических свойств самой СУПК. Необходимость в изменении характеристики выясняется только при летных испытаниях, когда уже становится сложно и дорого изменять конструкции входящих в СУПК агрегатов и блоков.
Задачей изобретения является обеспечение возможности простого, доступного на любом этапе эксплуатации самолета, изменения характеристик СУПК с целью улучшения управляемости самолета.
Указанная задача в системе управления поворотом колес передней опоры, содержащей установленный на опорном кронштейне задатчик управляющего сигнала, связанный с органом управления через поводок и шарнирно подсоединенную к нему тягу кинематической проводки, блок усиления и контроля управляющих сигналов, электрогидравлический агрегат управления и датчик обратной связи, достигается тем, что кинематическая проводка снабжена дополнительным трехшарнирным рычагом, пружинным распрямителем рычага, кулачком и дополнительной тягой, причем трехшарнирный рычаг посредством одного крайнего шарнира установлен на опорном кронштейне задатчика, к промежуточному шарниру подсоединена тяга кинематической проводки, а второй крайний шарнир взаимодействует с кулачком при этом дополнительная тяга установлена между поводком задатчика и вторым крайним шарниром.
Задача также достигается тем, что требуемая характеристика управления выбирается профилем кулачка.
Изобретение иллюстрируется чертежом, где изображена блок-схема системы управления как совокупность механической проводки управления и электрогидравлического силового контура управления. Система выполнена в виде педалей 1, связанных механической рычажно-тяговой проводкой, конечными элементами которой являются шарнирная тяга 2, трехшарнирный рычаг 3 и дополнительная тяга 4, с задатчиком 5 управляющего сигнала, имеющим укрепленный на оси поводок 6. Трехшарнирный рычаг 3 одним крайним шарниром 7 установлен на кронштейне 8 крепления задатчика 5, а вторым крайним шарниром 9 взаимодействует с кулачком 10, укрепленным на том же кронштейне 8. Тяга 2 механической проводки соединена с промежуточным шарниром 11 рычага 3, а тяга 4 соединяет второй крайний шарнир 9 с поводком 6 задатчика 5. Сквозь оси шарниров 7 и 9 пропущены стержни 12 и 13, между которыми установлено пружинное устройство (пружинный распрямитель рычага) 14. Задатчик 5 электрически связан с блоком 15 управления и контроля, который, в свою очередь, электрически связан с агрегатом управления 16, соединенным гидравлически с источником гидропитания и с рулежно-демпфирующим цилиндром 17, установленным на невращающейся части стойки 18 шасси. Цилиндр 17 взаимодействует с поворотной частью 19 стойки, на которой закреплены оси колес 20 и кулачок 21, с которым контактирует поводок 22 оси датчика 23 обратной связи силового контура управления. Сигнал с датчика 22 поступает в блок 15.
Работа системы происходит следующим образом.
При перемещении педалей 1 через механическую проводку, в том числе тягу 2, рычаг 3, тягу 4 и поводок 5, поворачивается вал задатчика 5 углов поворота. Сигнал поступает в блок 15, управляющий подачей рабочей жидкости под давлением через агрегат 16 в цилиндр 17. Слежение за управляющим сигналом обеспечивает устройство обратной связи в виде кулачка 21 и датчика обратной связи 23, связанного с ним поводком 22. Выбором профиля кулачка обеспечивается требуемая характеристика чувствительности системы управления к даче педали 1, в частности, малый наклон статической характеристики в начале хода педали, что обеспечивает плавность управления самолетом и исключает его рысканье при больших скоростях разбега и пробега. Трехшарнирный рычаг встраивается в проводку управления практически на любом этапе эксплуатации самолета, не требуя дорогостоящей переделки следящего силового контура. Сменный кулачок 10 позволяет быстро и удобно выполнять подбор необходимой характеристики управления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ КОЛЕС ПЕРЕДНЕЙ ОПОРЫ САМОЛЕТА | 1994 |
|
RU2072683C1 |
СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ КОЛЕС ШАССИ САМОЛЕТА | 1994 |
|
RU2102283C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА | 1994 |
|
RU2092389C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДНЕЙ ОПОРОЙ ШАССИ САМОЛЕТА | 2009 |
|
RU2395428C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДНЕЙ ОПОРОЙ ШАССИ САМОЛЕТА | 1992 |
|
RU2070140C1 |
Командный блок устройства управления передней опорой шасси самолета (варианты) | 2018 |
|
RU2695967C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОДНОМЕСТНЫЙ САМОЛЕТ С КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ | 2016 |
|
RU2630030C1 |
СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ КОЛЕС ШАССИ САМОЛЕТА | 2014 |
|
RU2554050C1 |
Самоходная машина | 1987 |
|
SU1731657A1 |
СКЛАДНОЙ ВЕЛОСИПЕД | 2002 |
|
RU2241628C2 |
Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к гидравлическим системам управления поворотом колес передней опоры самолета. Сущность изобретения заключается в следующем. Система управления поворотом колес передней опоры самолета состоит из кинематической проводки управления и электрогидравлического силового контура управления. Кинематическая проводка управления снабжена трехшарнирным рычагом и дополнительной тягой. Трехшарнирный рычаг одним крайним шарниром установлен на опорном кронштейне крепления задатчика управляющего сигнала, а вторым крайним шарниром взаимодействует с кулачком, укрепленным на том же кронштейне. Тяга механической проводки соединена с промежуточным шарниром трехшарнирного рычага, а дополнительная тяга соединяет второй крайний шарнир с поводком задатчика. Сквозь оси крайних шарниров пропущены стержни, между которыми установлен пружинный распрямитель рычага. При перемещении педалей поводок совершает движение, определяемое профилем кулачка, который выбирается расчетом или графическим методом в зависимости от требуемой характеристики системы управления. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Ротационный фильтр-пресс для отжатия торфяной массы, подвергшейся коагулированию, и т.п. работ | 1924 |
|
SU204A1 |
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию.- М.: АНТК им.А.Н.Туполева, 1992, с | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1997-08-10—Публикация
1994-05-20—Подача