СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН Российский патент 1997 года по МПК C10M161/00 C10M161/00 C10M129/10 C10M133/12 C10M137/04 C10M145/14 C10N30/06 

Описание патента на изобретение RU2086609C1

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к составу низкозастывающего масла, предназначенного для смазки и охлаждения газотурбинных двигателей в интервале температур от -55 до +150oC, в том числе газотурбинных двигателей средней теплонапряженности самолетов военной и гражданской авиации, корабельных газотурбинных установок, газоперекачивающих агрегатов с приводом от авиационного или судового двигателя и других видов техники с газовой турбиной.

К маслам для газовых турбин предъявляются особые требования:
Их кинематическая вязкость при 50oC должная составлять не менее 8,0 мм2/с, а трибологические показатели, определяемые на четырехшариковой машине трения по ГОСТ 9490, должны быть на уровне "Критическая нагрузка заедания: (Pк) не менее 50 кГс и "Диаметр пятна износа" (du) не более 0,5 мм.

Они должны иметь температуру застывания не выше минус 55oC для обеспечения всесезонной эксплуатации во всех климатических зонах страны, а также обладать высокой термической и термоокислительной стабильностью при 150oC; не вызывать лако- и коксообразование при высокой температуре.

За рубежом в газотурбинных двигателях средней теплонапряженности применяют нефтяные масла по спецификации США MJL L 6081 и Великобритании ДЕРД-2490 (I).

Например, известно масло Aeroschell Turboil-2 по спецификации MJL L - 6081C, сорт 1010, представляет собой высокоочищенный нефтяной дистиллят, содержит антиокислительную присадку фенил- α -нафтиламин (0,1-0,5%) и фенотиазин (0,1-0,5%).

Масло Aeroschell Turboil-3 по спецификации ДЕРД-2490 выпускают двух сортов: без присадок и с добавкой 0,1% стеариновой кислоты для улучшения смазывающих свойств масла при повышенной температуре.

Однако стабильность к окислению этих масел невелика, что обуславливает относительно высокое кислотное число этих масел и особенно высокую коррозионную агрессивность по отношению к свинцу и меди.

Известны масла Мк-8 и МК-8п по ГОСТ 6457. Это нефтяные масла кислотно-щелочной очистки.

Масло МК-8п содержит 0,6% антиокислительной присадки дибутилпаракрезола (ионола). Однако эти масла также имеют невысокую термоокислительную стабильность.

В настоящее время эти масла не производятся в связи с истощением ресурсов нефтей Балаханского месторождения.

Наиболее близким по составу и достигаемому техническому результату к заявляемому смазочному маслу является масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289 следующего состава,мас.

2,6-дитретбутилпаракрезол (ионол) 0,5-0,8
Совол (хлорированный дифенил) 0,8-1,2
Минеральное масло До 100 /2/
Недостатком этого масла является сравнительно высокая температура застывания (не выше минус 45oC), что сокращает температурный и региональный диапазон применения масла, увеличивает эксплуатационные расходы, связанные с подготовкой двигателя к запуску, невысокая термоокислительная стабильность масла.

Технической задачей данного изобретения является улучшение низкотемпературных, пусковых свойств и термоокислительной стабильности масла.

Поставленная задача достигается тем, что масло для судовых газовых турбин ГОСТ 10289, содержащее минеральное масло и 2,6-дитретбутилпаракрезол, дополнительно содержит N-фенил- a -нафтиламин, трикрезилфосфат или дифенил-паратретбутилфенилфосфат, бензотриазол, масляный раствор полиалкилметакрилата (ПАМА) с молекулярной массой 3000-8000 при следующем соотношении компонентов,мас.

2,6-дитретбутилпаракрезол 0,01 2
N-фенил- a -нафтиламин 0,05 2
Трикрезилфосфат или дифенил-паратретбутилфенилфосфат 0,5 5
Бензотриазол 0,005 0,2
Масляный раствор полиалкилметакрилата смол. массой 3000-8000 0,01 2
Минеральное масло Остальное
Совместное использование в составе масла масляного раствора полиалкилметакрилата с мол. массой 3000-8000, N-фенил- a -нафтиламина, 2,6-дитретбутилпаракрезола, трикрезилфосфата или дифенил-пара-третбутилфенилфосфата, бензотриазола позволяет понизить на 10oC температуру застывания, улучшить пусковые свойства, повысить термоокислительную стабильность при 150oC.

Для приготовления составов смазочного масла использовали:
трикрезилфосфат по ГОСТ 5728-76 желтоватая прозрачная жидкость с температурой вспышки 240-244oC или дифенил-пара-третбутилфенилфосфат по ТУ 6-05-1611-78 с изм. 1-6 -прозрачная маслянистая жидкость с температурой вспышки не менее 240oC;
N-фенил- a -нафтиламин по ТУ 6-14-202-74 кристаллическое вещество от серого до темно-коричневого цвета, температура плавления 54o)C;
2,6-дитретбутилпаракрезол по ТУ 38.101479-75 белое кристаллическое вещество с температурой плавления 69,5-69,7oC;
бензотриазол по ТУ 609-1291-81 белый кристаллический порошок с розовым или желтоватым оттенком с температурой плавления 98-99oC.

В качестве масляного раствора полиалкилметакрилата мол. массы 3000-8000 целесообразно использовать 60-80%-ный раствор указанного полиалкилметакрилата в минеральном масле глубокой очистки, в частности, использовался продукт марки Вископлекс 0501 фирмы Rohm.

В качестве минерального масла использовано базовое масло (фракция 300-400oC) из смеси приуральских и западносибирских нефтей в любых соотношениях.

Технология приготовления предлагаемого масла состоит из следующих операций: дозирование присадок, перемешивание основы масла с присадками до их полного растворения, фильтрация готового масла.

Для испытания было приготовлено масло следующего состава (табл.1).

Сравнительные данные, полученные при исследовании образцов предлагаемого масла и аналога масла для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289, приведены в табл.2.

Как видно из данных табл.2, использование сочетания присадок позволяет понизить на 10oC температуру застывания, значительно улучшить термоокислительную стабильность масла по всем проверяемым показателям и особенно по склонности масла к осадкообразованию.

Применение такого масла позволит повысить надежность системы смазки газотурбинного двигателя, сократить число регламентных работ, упростить эксплуатацию техники.

Похожие патенты RU2086609C1

название год авторы номер документа
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН 1997
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
  • Нигматуллин Р.Г.
  • Меджибовский А.С.
  • Мурашов С.И.
  • Назарова Т.И.
  • Хурумова А.Ф.
  • Новосартов Г.Т.
RU2125588C1
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН 1996
  • Хурумова А.Ф.
  • Назарова Т.И.
  • Шабалина Т.Н.
  • Тищенко В.А.
  • Трянов А.Е.
  • Орлов В.Н.
  • Мельников Е.И.
  • Кузнецова М.В.
RU2109800C1
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН 2012
  • Мухин Александр Анатольевич
  • Поляков Сергей Юрьевич
  • Немец Валентин Львович
  • Стерхов Андрей Владиславович
RU2505591C1
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН 1997
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
  • Нигматуллин Р.Г.
  • Меджибовский А.С.
  • Мурашов С.И.
  • Назарова Т.И.
  • Хурумова А.Ф.
RU2125084C1
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН 2000
  • Кузнецова М.В.
  • Назарова Т.И.
  • Хурумова А.Ф.
  • Школьников В.М.
RU2185423C2
КОМПОЗИЦИЯ СМАЗОЧНОГО МАСЛА ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН 2013
  • Трухан Александр Михайлович
  • Осьмушников Владимир Александрович
  • Тресков Ярослав Анатольевич
  • Осипанов Александр Николаевич
  • Мухин Александр Анатольевич
  • Поляков Сергей Юрьевич
  • Скрябина Анастасия Евгеньевна
RU2598031C2
МОТОРНО-РЕДУКТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ 2005
  • Назарова Татьяна Иосифовна
  • Лейканд Матвей Абрамович
  • Питомиц Николай Федорович
  • Поляков Сергей Юрьевич
  • Середа Василий Александрович
  • Улитько Александр Васильевич
  • Школьников Виктор Маркович
  • Михеичев Павел Алексеевич
  • Столяров Игорь Эдуардович
  • Горячев Василий Васильевич
  • Яновский Леонид Самойлович
  • Меджибовский Александр Самойлович
  • Гущин Александр Иванович
RU2283341C1
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО МАСЛА ДЛЯ ТЕПЛОНАПРЯЖЕННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ АВИАЦИИ 2010
  • Хурумова Аида Фёдоровна
  • Алексашин Анатолий Алексеевич
  • Аверина Надежда Павловна
  • Яновский Леонид Самойлович
  • Урявин Сергей Петрович
  • Ковба Лидия Васильевна
RU2476587C2
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН 2012
  • Мухин Александр Анатольевич
  • Поляков Сергей Юрьевич
  • Немец Валентин Львович
  • Стерхов Андрей Владиславович
RU2505590C1
СМАЗОЧНЫЙ СОСТАВ 2009
  • Меджибовский Александр Самойлович
  • Назарова Татьяна Иосифовна
  • Райсин Борис Александрович
  • Поляков Сергей Юрьевич
RU2398009C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 086 609 C1

Реферат патента 1997 года СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН

Изобретение предназначено для смазки газотурбинных двигателей, в том числе газотурбинных двигателей средней теплонапряженности самолетов военной и гражданской авиации, корабельных газотурбинных установок, газоперекачивающих агрегатов с приводом от авиационного или судового двигателя и других видов техники с газовой турбиной. Целью изобретения является улучшение низкотемпературных, пусковых свойств и термоокислительной стабильности масла. Поставленная цель достигается введением в состав минерального масла 2,6-дитретбутилпаракрезола (0,01-2%), N-фенил- α -нафтиламина (0,05-2%), трикрезилфосфата или дифенил-пара-трет-бутилфенилфосфата (0,5-5%), бензотриазола (0,005-0,2%) масляного раствора полиалкилметакрилата с мол.массой 2000-8000 (0,01-2%). Использование смазочного масла по предлагаемому изобретению в системе смазки газотурбинных двигателей позволит повысить надежность системы смазки, сократить число регламентных работ, упростить эксплуатацию техники. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 086 609 C1

Смазочное масло для газовых турбин, содержащее минеральное масло и 2,6-дитретбутилпаракрезол, отличающееся тем, что масло дополнительно содержит N-фенил-α-нафтиламин, трикрезилфосфат или дифенилпаратретбутилфенилфосфат, бензотриазол и масляный раствор полиалкилметакрилата с мол. м. 3000 8000 при следующем соотношении компонентов, мас.

2,6-Дитретбутилпаракрезол 0,01 2
N-фенил-a-нафтиламин 0,05 2
Трикрезилфосфат или дифенилпаратретбутилфенилфосфат 0,05 5
Бензотриазол 0,005 0,2
Масляный раствор полиалкилметакрилата с мол. м. 3000 8000 0,01 2
Минеральное масло Остальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2086609C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Виппер А.В
и др
Зарубежные масла и присадки.- М., Химия, 1981, с
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Горелов В.И
Эксплуатация корабельных газотурбинных установок.- М., Военное изд-во МО СССР, 1972, с
Канатное устройство для подъема и перемещения сыпучих и раздробленных тел 1923
  • Кизим Л.И.
SU155A1

RU 2 086 609 C1

Авторы

Бурдин Е.Ю.

Назарова Т.И.

Старков А.Ф.

Питомиц Н.Ф.

Хурумова А.Ф.

Школьников В.М.

Верховодова И.С.

Новосартов Г.Т.

Сайфуллин Н.Р.

Кушнир И.Л.

Багаутдинов Д.Т.

Теляшев Г.Г.

Холостова Г.Г.

Даты

1997-08-10Публикация

1996-06-28Подача