Изобретение относится к области нефтехимии, в частности, к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов.
Известен состав смазочного масла для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289, применяемых в авиационных и судовых приводах.
Горелов В. И. Эксплуатация корабельных газотурбинных установок. - М.: Военное издательство МО СССР, 1972, с. 155-156)
Указанное смазочное масло имеет в своем составе следующие компоненты, мас.%:
2,6-Дитретбутилпаракрезол - 0,5 - 0,8
Совол (хлорированный дифенил) - 0,8 - 1,2
Нефтяное масло - Остальное
Недостатками известного судового масла являются невысокие его эксплуатационные свойства.
Техническим результатом предлагаемого состава смазочного масла является повышение эксплуатационных свойств смазочного масла за счет уменьшения его испаряемости.
Для достижения указанного технического результата смазочное масло для газовых турбин, содержащее базовое масло и 2,6-дитретбутилпаракрезол, дополнительно содержит ариловые эфиры фосфорной кислоты, аминопроизводные антиокислительные присадки и бензотриазол при следующем соотношении компонентов, мас.%:
2,6-Дитретбутилпаракрезол - 0,7 - 1,0
Ариловые эфиры фосфорной кислоты - 1,0 - 3,0
Аминопроизводные антиокислительные присадки - 0,1 - 0,5
Бензотриазол - 0,005 - 0,15
Базовое масло - Остальное
При проверке патентоспособности заявленного изобретения установлено соответствие его условиям промышленной применимости, поскольку указанный состав смазочного масла для газовых турбин обладает повышенными эксплуатационными свойствами за счет уменьшения его испаряемости.
Изобретение признается соответствующим условиям новизны, так как вышеуказанный состав смазочного масла, содержащего базовое масло и 2,6-дитретбутилпаракрезол, а также ариловые эфиры фосфорной кислоты, аминопроизводные антиокислительные присадки и бензотриазол при вышеуказанном соотношении компонентов не известны из уровня техники.
При проведении сопоставительного анализа установлено соответствие изобретения условиям изобретательского уровня, поскольку заявленный состав смазочного масла для газовых турбин отличается от наиболее близкого аналога содержанием ариловых эфиров фосфорной кислоты, аминопроизводных антиокислительных присадок и бензотриазола при следующем соотношении компонентов, мас. :
2,6-Дитретбутилпаракрезол - 0,7 - 1,0
Ариловые эфиры фосфорной кислоты - 1,0 - 3,0
Аминопроизводные антиокислительные присадки - 0,1 - 0,5
Бензотриазол - 0,005 - 0,015
Базовое масло - Остальное
Изобретение иллюстрируется на следующем примере.
Пример. Для приготовления смазочного масла используют:
ариловые эфиры фосфорной кислоты: дифенил-пара-третбутил-фенилфосфат по ТУ-6-05-1611-78 изм. 1-2 (прозрачная маслянистая жидкость с температурой вспышки не менее 240oC) или трикрезилфосфат или импортный аналог REOFOS-65 R фирмы FMC;
2,6-дитретбутилпаракрезол по ТУ-6-05-1611-78 изм. 1-2, белое кристаллическое вещество с температурой плавления 69,5 - 69,7oC;
бензотриазол по ТУ-6-09-1291-87, белый кристаллический порошок с розовым или желтоватым оттенком с температурой 98-99oC;
аминопроизводные антиокислительные присадки: фенил -α- нафтиламин (Неозон А) по ТУ-6-14-202-74 или n,n'-динонилдифениламин по ТУ-6-05-16-11-78;
базовое масло МС-8 по ТУ-38.101678-81 изм. 1-3.
Указанные компоненты дозируют, перемешивают при температуре 60-70oC до полного растворения, проводят фильтрацию готового масла и затаривают.
Для испытания были приготовлены образцы масла следующего состава, мас.%: (табл. 1)
Результаты исследования образцов предлагаемого масла и аналога представлены в табл. 2.
Проведенные испытания показали, что в предлагаемом масле повышены качественные показатели, наблюдается уменьшение испаряемости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 1997 |
|
RU2125588C1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 2012 |
|
RU2505590C1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 2012 |
|
RU2505591C1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 2000 |
|
RU2185423C2 |
СМАЗОЧНЫЙ СОСТАВ | 2009 |
|
RU2398009C1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 1996 |
|
RU2109800C1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 1996 |
|
RU2086609C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО МАСЛА ДЛЯ ТЕПЛОНАПРЯЖЕННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ АВИАЦИИ | 2010 |
|
RU2476587C2 |
КОМПОЗИЦИЯ СМАЗОЧНОГО МАСЛА ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 2013 |
|
RU2598031C2 |
МОТОРНО-РЕДУКТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ | 2005 |
|
RU2283341C1 |
Изобретение относится к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов. Повышенные эксплуатационные свойства смазочного масла за счет уменьшения его испаряемости обеспечиваются смешением следующих компонентов, мас.%: 2,6-дитретбутилпаракрезол 0,7 - 1,0; акриловые эфиры фосфорной кислоты 1,0 - 3,0; аминопроизводные антиокислительные присадки 0,1 - 0,5; бензотриазол 0,005 - 0,015; базовое масло остальное. 2 табл.
Смазочное масло для газовых турбин, содержащее базовое масло и 2,6-дитретбутилпаракрезол, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит ариловые эфиры фосфорной кислоты, аминопроизводные антиокислительные присадки и бензотриазол при следующем соотношении компонентов, мас.%:
2,6-Дитретбутилпаракрезол - 0,7 - 1,0
Ариловые эфиры фосфорной кислоты - 1,0 - 3,0
Аминопроизводные антиокислительные присадки - 0,1 - 0,5
Бензотриазол - 0,005 - 0,015
Базовое масло - Остальное
Катучая промежуточная опора для канатного транспортера | 1928 |
|
SU10289A1 |
Топлива, смазочные материалы, технические жидкости | |||
Справочное издание под ред.Школьникова В.М | |||
- М.: Химия, 1989, с.190. |
Авторы
Даты
1999-01-20—Публикация
1997-01-08—Подача