Изобретение относится к нефтехимии, в частности к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей (ГТД) в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов (ГПА).
Смазочные масла для газовых турбин должны отвечать следующим требованиям:
- надежно смазывать все узлы трения и агрегаты двигателей с минимальными износами при рабочих температурах масла в объеме до 180oC в течение всего ресурса 100 тыс. ч;
- обладать пологой вязкостно-температурной кривой с вязкостью при 100oC в пределах 2,5 - 5 мм2/с;
- иметь однородный и стабильный фракционный состав, обуславливающий минимальную испаряемость;
- обладать высокими антиокислительными свойствами при рабочих температурах до 180oC и кратковременных перегревах 250 - 300oC;
- обладать высокой термической стойкостью.
Известно смазочное масло для газовых турбин на основе нефтяных масел с добавлением различных функциональных присадок, мас.%:
Дитретбутилфенола - 0,8
Дипроксамина Д-157 - 0,02
Кислого эфира алкенилянтарной кислоты - 0,02
Полиметилсилоксана ПМС-200А - 0,003.
(Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Справочник под ред. В.М.Школьникова, М., Химия, 1989).
Недостатком масла ТП-22С является низкая термоокислительная стабильность до 70 - 80oC и высокая вязкость при 100oC (20 - 22 мм2/с).
Наиболее близким по составу и достигаемому техническому результату к предлагаемому смазочному маслу является масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289, применяемых в авиационных и судовых приводов (ГПА), следующего состава, мас.%.
2,6-дитретбутилпаракрезол - 0,5 - 0,8
Совол (хлорированный дифенил) - 0,8 - 1,2
Нефтяное масло - до 100
(В.И.Горелов, Эксплуатация корабельных газотурбинных установок, М., Военное издательство МО СССР, 1972, с. 155 - 156).
Недостатком судового масла для газовых турбин по ГОСТ 10289, является неудовлетворительная термоокислительная стабильность при 175 - 180oC и повышенная вспениваемость, не обеспечивающие оптимальную работоспособность газотурбинных двигателей авиационных и судовых приводов (ГПА) в течение требуемого ресурса.
Недостаточная термоокислительная стабильность требует частой смены масла из-за образования отложения продуктов окисления, загрязнения поверхности маслофильтров и повышенного кислотного числа и резкого увеличения вязкости.
Повышенная вспениваемость масла ухудшает работу маслосистемы двигателя; теплоемкость и теплопроводность масла уменьшаются, ухудшается охлаждение трущихся деталей двигателя, количество подающегося к местам смазки масла уменьшается из-за увеличения за счет вспенивания его объема.
Технической задачей данного изобретения является улучшение термоокислительной стабильности масла до 180oC и понижение его способности к пенообразованию.
Поставленная задача достигается тем, что смазочное масло для газовых турбин, содержащее базовое масло и 2,6-дитретбутилпаракрезол, дополнительно содержит n,n'-динонилдифениламин, бензотриазол, трикрезилфосфат или дифенилпаратретбутилфенилфосфат при следующем соотношении компонентов, мас.%.
2,6-дитретбутилпаракрезол - 0,5 - 3,0
n,n'-динонилдифениламин - 0,2 - 0,5
Трикрезилфосфат или дифенилпаратретбутилфенилфосфат - 1,0 - 3,0,
Бензотриазол - 0,005 - 0,1
Базовое масло - Остальное
В качестве базового масла предлагаемое смазочное масло содержит нефтяное или синтетическое масло.
Совместное использование в составе смазочного масла антиокислителей n, n'-динонилдифениламина, 2,6-дитретбутилпаракрезола, трикрезилфосфата или дифенилпаратретбутилфенилфосфата и бензотриазола позволяет улучшить термоокислительную стабильность при 180oC и понизить способность масла к пенообразованию.
Для приготовления составов смазочного масла использовали:
- трикрезилфосфат по ГОСТ 5728-76 изм. 1-4, желтоватую, прозрачную жидкость с температурой вспышки 240 - 244oC или дифенилпаратретбутилфенилфосфат по ТУ-6-05-1611-76 изм. 1, 2, прозрачную маслянистую жидкость с температурой вспышки не менее 240oC;
- 2,6-дитретбутилпаракрезол (агидол-1) по ТУ 38.5901237-90, белое кристаллическое вещество с температурой плавления 69,5 - 69,7oC;
- бензотриазол по ТУ 6-09-1291-81, белый кристаллический порошок с розовым или желтоватым оттенком с температурой 98 - 99oC;
- n,n'-динонилдифениламин по ТУ 38.1011215-89, прозрачная вязкая жидкость от желтого до темновишневого цвета с вязкостью при 100oC в пределах 14 - 25 мм2/с;
- нефтяное масло прозрачное от бесцветного до слабожелтого цвета селективной или адсорбционной очистки с температурой вспышки не ниже 170oC;
- синтетическое масло представляющее собой смесь изопарафиновых углеводородов, полученное гидрогенизационной переработкой нефтяного сырья или полимеризацией α -олефинов.
Технология приготовления предлагаемого масла состоит из следующих операций: дозирование компонентов, перемешивание основы с присадками до полного растворения, фильтрация готового масла.
Для испытания были приготовлены образцы масла состава; приведенного в табл. 1.
Сравнительные данные полученные при исследовании образцов предлагаемого масла и аналоги масла для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289 приведены в табл. 2.
Как видно из табл. 2 использование сочетания присадок в предлагаемом масле позволяет улучшить термоокислительную стабильность при 180oC, понизить способность масла к пенообразованию.
Применение такого масла позволит обеспечить работоспособность и надежность перспективных ГТД в приводах газоперекачивающих агрегатов в течение ресурса 100 тыс. ч, сократить число регламентных работ, упростить эксплуатацию техники.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 1996 |
|
RU2086609C1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 1997 |
|
RU2125588C1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 2000 |
|
RU2185423C2 |
КОМПОЗИЦИЯ СМАЗОЧНОГО МАСЛА ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 2013 |
|
RU2598031C2 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 1997 |
|
RU2125084C1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 2012 |
|
RU2505591C1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ СИЛОВЫХ ТУРБИН | 2006 |
|
RU2325434C2 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО МАСЛА ДЛЯ ТЕПЛОНАПРЯЖЕННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ АВИАЦИИ | 2010 |
|
RU2476587C2 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 2012 |
|
RU2505590C1 |
СМАЗОЧНЫЙ СОСТАВ | 2009 |
|
RU2398009C1 |
Использование: изобретение относится к смазочным маслам для газовых турбин и предназначено для смазки перспективных газотурбинных двигателей в составе газоперекачивающих агрегатов и других видов техники с газовой турбиной. Заявляется смазочное масло следующего состава, мас.%: 2,6-дитретбутилпаракрезол 0,5 - 3,0; n, n'-динонилдифениламин 0,2 - 0,5; трикрезилфосфат или дифенилпаратретбутилфенилфосфат 1,0 - 3,0; бензотриазол 0,005 - 0,1; базовое масло остальное. В качестве базового масла используются нефтяное или синтетическое масло. Использование смазочного масла по предполагаемому изобретению в системе смазки перспективных газотурбинных двигателей позволит обеспечить их работоспособность и надежность в течение ресурса 100 тыс.ч, сократить число регламентных работ, упростить эксплуатацию техники. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
2,6-Дитретбутилпаракрезол - 0,5 - 3,0
n,n'-Динонилдифениламин - 0,2 - 0,5
Трикрезилфосфат или дифенилпаратретбутилфенилфосфат - 1,0 - 3,0
Бензотриазол - 0,005 - 0,1
Базовое масло - Остальное
2. Масло по п.1, отличающееся тем, что в качестве базового масла оно содержит нефтяное или синтетическое масло.
Топлива, смазочные материалы, технические жидкости: Справочник Горелов В.и | |||
Под ред.В.М.Школьникова, - М.; Химия, 1989, с.140 - 143 | |||
Эксплуатация корабельных газотурбинных установок | |||
- М.: Военное издательство МО СССР, 1972, с | |||
Канатное устройство для подъема и перемещения сыпучих и раздробленных тел | 1923 |
|
SU155A1 |
Катучая промежуточная опора для канатного транспортера | 1928 |
|
SU10289A1 |
Авторы
Даты
1998-04-27—Публикация
1996-08-05—Подача