УЗЕЛ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 1997 года по МПК F16C33/12 

Описание патента на изобретение RU2086817C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин и приборов, в частности в узлах трения электроцентробежных погружных насосов.

Известен узел трения скольжения, содержащий две детали, одна из которых выполнена из композиционного материала в виде антифрикционного термопласта на основе армированного стекловолокном полиамида. В качестве антифрикционной и технологической добавок он включает соответственно нити твердого смазочного материала и политетрафторэтилен.

Недостатком известного материала является использование дорогостоящих дефицитных материалов с большой материалоемкостью при сложной технологии изготовления.

Техническим результатом является повышение надежности, упрощение и удешевление технологии изготовления.

Для этого в узле трения скольжения, содержащем по крайней мере две детали, одна из которых выполнена из композиционного материала, в качестве композиционного материала использован антифрикционный термопласт, включающий полиамид, минеральный наполнитель, антифрикционную и технологическую добавки, причем антифрикционный термопласт содержит следующий состав мас.

Полиамид 50,0-95,0
Минеральный наполнитель 40,0-4,0
Антифрикционная добавка 5,0-0,5
Технологическая добавка 5,0-0,5,
кроме того, минеральный наполнитель содержит один из следующих компонентов: мел, слюда, стекловолокно, каолин и т.п. антифрикционная добавка содержит дисульфид молибдена и (или) графит, и (или) ультрадисперсный алмаз, а технологическая добавка содержит полиэтилен и (или) тефлон, при этом деталь из антифрикционного термопласта изготовлена способом литья под давлением.

Сущность изобретения заключается в том, что использование в качестве композиционного материала антифрикционного термопласта позволяет повысить износостойкость, снизить вес узла трения, причем экологически чистая технология обеспечивается безотходным процессом литья под давлением с использованием относительно дешевого материала.

На чертеже представлена конструкция предлагаемого устройства для случая использования его в электроцентробежном погружном насосе.

Устройство содержит две детали, выполненные в виде большой 1 и малой 2 шайб, закрепленных на торцевых поверхностях рабочего колеса 3, и двух поверхностей 4 и 5 направляющих аппаратов 6 и 7. Рабочее колесо 3 жестко закреплено на валу 8 насоса, а каждый направляющий аппарат 6 и 7 выполнен в виде стакана 4, укрепленного в корпусе 9.

Шайбы 1 и 2 выполнены из антифрикционного термопласта, включающего следующий состав, мас.

Полиамид 50,0-95,0
Минеральный наполнитель 40,0-4,0
Антифрикционная добавка 5,0-0,5
Технологическая добавка 5,0-0,5
Минеральный наполнитель содержит один из следующих компонентов: мел, слюда, стекловолокно, каолин и т.п.

Антифрикционная добавка содержит дисульфид молибдена и (или) графит, и (или) ультрадисперсный алмаз, а технологическая добавка содержит полиэтилен(ы) и (или) тефлон.

Шайбы 1 и 2 могут быть изготовлены способом литья под давлением.

В данном случае насос содержит множество узлов трения скольжения.

При вращении вала 8 насоса шайбы 1 и 2 рабочего колеса 3 скользят по торцевым поверхностям 4 и 5 направляющих аппаратов 6 и 7.

Выполнение хотя бы одной из деталей каждого узла трения скольжения из антифрикционного термопласта вышеуказанного состава позволяет существенно увеличить износостойкость, снизить вес и таким образом повысить надежность.

Как показали эксперименты, при использовании полиамида менее 50 мас. на состав, прочностные и антифрикционные свойства композиции резко уменьшаются, а его использование более 95 мас. не позволяет включать необходимые добавки для улучшения характеристик композиционного материала. Выбор минерального наполнителя более 40 мас. уменьшает механические и реологические свойства композиции, а при взятии менее 4,0 мас. не будут достигнуты необходимая твердость и теплостойкость.

Увеличение антифрикционной и технологической добавок более 5 мас. не дает эффекта и удорожает композицию, а выбор их менее 0,5 мас. не позволяет улучшить перерабатываемость материала и его антифрикционные свойства.

Возможно использование в каждом узле трения скольжения всех деталей, выполненных из антифрикционного термопласта, однако это не всегда оправдано.

Похожие патенты RU2086817C1

название год авторы номер документа
ВТУЛКА РЫЧАЖНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА 2010
  • Литвиненко Андрей Викторович
  • Южалин Дмитрий Славович
  • Южалин Слава Николаевич
RU2441787C1
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 2005
  • Мельников Вячеслав Георгиевич
  • Терентьев Владимир Викторович
RU2293092C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА 2009
  • Иванов Михаил Григорьевич
  • Иванов Денис Михайлович
RU2395563C1
Антифрикционная полиамидная композиция 2018
  • Радайкина Елена Александровна
  • Водяков Владимир Николаевич
  • Кузьмин Антон Михайлович
  • Кузнецов Вячеслав Викторович
RU2688517C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОЙ КОМПОЗИЦИИ 2009
  • Охлопкова Айталина Алексеевна
  • Петрова Павлина Николаевна
  • Федоров Андрей Леонидович
  • Морова Лилия Ягьяевна
  • Никифоров Леонид Александрович
RU2421480C2
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 2004
  • Струк Василий Александрович
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Костюкович Геннадий Александрович
  • Авдейчик Сергей Валентинович
  • Овчинников Евгений Витальевич
RU2265037C1
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 2008
  • Гинзбург Борис Моисеевич
  • Ляшков Александр Иванович
  • Михайлов Борис Иванович
  • Прокофьев Владимир Михайлович
  • Точильников Давид Гершевич
  • Соболев Николай Захарович
  • Оленин Юрий Валентинович
  • Савицкий Александр Викторович
RU2376327C1
ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2003
  • Краснов А.П.
  • Рашкован И.А.
  • Казаков М.Е.
  • Афоничева О.В.
  • Айзинсон И.Л.
  • Кулачинская О.Б.
RU2237690C1
ПОЛИМЕРНЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 2006
  • Машков Юрий Константинович
  • Мамаев Олег Алексеевич
  • Овчар Зиновий Николаевич
  • Зябликов Владимир Сергеевич
RU2307130C1
Поверхностно-модифицированный композиционный материал 2015
  • Соколова Марина Дмитриевна
  • Дьяконов Афанасий Алексеевич
  • Попов Савва Николаевич
  • Шадринов Николай Викторович
  • Морова Лилия Ягьяевна
  • Охлопкова Татьяна Андреевна
  • Слепцова Сардана Афанасьевна
RU2615416C2

Реферат патента 1997 года УЗЕЛ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ

Использование: в электроцентробежных погружных насосах. Сущность изобретения: узел трения скольжения содержит как минимум две детали, одна из которых выполнена из антифрикционного термопласта, включающего полиамид, минеральный наполнитель, антифрикционную и технологическую добавки в следующих соотношениях, мас.%: полиамид 50,0 -95,0; минеральный наполнитель 40,0-4,0; антифрикционная добавка 5,0 - 0,5; технологическая добавка 5,0 - 0,5. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 086 817 C1

1. Узел трения скольжения, содержащий по крайней мере две детали, одна из которых выполнена из композиционного материала в виде антифрикционного термопласта, включающего армированный минеральным наполнителем полиамид с антифрикционной и технологической добавкой, отличающийся тем, что антифрикционный термопласт содержит следующий состав, мас.

Полиамид 50,0 95,0
Минеральный наполнитель 40,0 4,0
Антифрикционная добавка 5,0 0,5
Технологическая добавка 5,0 0,5
2. Узел по п.1, отличающийся тем, что в качестве минерального наполнителя использован или мел, или слюда, или стекловолокно, или каолин, в качестве антифрикционной добавки использован дисульфид молибдена и/или графит, и/или ультрадисперсный алмаз и в качестве технологической добавки использован полиэтилен и/или тефлон.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2086817C1

СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАЗВИТИЯ РАКА 1994
  • Финько Дмитрий Иванович
  • Голованова Елена Дмитриевна
  • Голованов Иван Иванович
RU2099080C1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 086 817 C1

Авторы

Зыков В.Г.

Полетаев В.А.

Даты

1997-08-10Публикация

1995-01-31Подача