Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин и приборов, в частности в узлах трения электроцентробежных погружных насосов.
Известен узел трения скольжения, содержащий две детали, одна из которых выполнена из композиционного материала в виде антифрикционного термопласта на основе армированного стекловолокном полиамида. В качестве антифрикционной и технологической добавок он включает соответственно нити твердого смазочного материала и политетрафторэтилен.
Недостатком известного материала является использование дорогостоящих дефицитных материалов с большой материалоемкостью при сложной технологии изготовления.
Техническим результатом является повышение надежности, упрощение и удешевление технологии изготовления.
Для этого в узле трения скольжения, содержащем по крайней мере две детали, одна из которых выполнена из композиционного материала, в качестве композиционного материала использован антифрикционный термопласт, включающий полиамид, минеральный наполнитель, антифрикционную и технологическую добавки, причем антифрикционный термопласт содержит следующий состав мас.
Полиамид 50,0-95,0
Минеральный наполнитель 40,0-4,0
Антифрикционная добавка 5,0-0,5
Технологическая добавка 5,0-0,5,
кроме того, минеральный наполнитель содержит один из следующих компонентов: мел, слюда, стекловолокно, каолин и т.п. антифрикционная добавка содержит дисульфид молибдена и (или) графит, и (или) ультрадисперсный алмаз, а технологическая добавка содержит полиэтилен и (или) тефлон, при этом деталь из антифрикционного термопласта изготовлена способом литья под давлением.
Сущность изобретения заключается в том, что использование в качестве композиционного материала антифрикционного термопласта позволяет повысить износостойкость, снизить вес узла трения, причем экологически чистая технология обеспечивается безотходным процессом литья под давлением с использованием относительно дешевого материала.
На чертеже представлена конструкция предлагаемого устройства для случая использования его в электроцентробежном погружном насосе.
Устройство содержит две детали, выполненные в виде большой 1 и малой 2 шайб, закрепленных на торцевых поверхностях рабочего колеса 3, и двух поверхностей 4 и 5 направляющих аппаратов 6 и 7. Рабочее колесо 3 жестко закреплено на валу 8 насоса, а каждый направляющий аппарат 6 и 7 выполнен в виде стакана 4, укрепленного в корпусе 9.
Шайбы 1 и 2 выполнены из антифрикционного термопласта, включающего следующий состав, мас.
Полиамид 50,0-95,0
Минеральный наполнитель 40,0-4,0
Антифрикционная добавка 5,0-0,5
Технологическая добавка 5,0-0,5
Минеральный наполнитель содержит один из следующих компонентов: мел, слюда, стекловолокно, каолин и т.п.
Антифрикционная добавка содержит дисульфид молибдена и (или) графит, и (или) ультрадисперсный алмаз, а технологическая добавка содержит полиэтилен(ы) и (или) тефлон.
Шайбы 1 и 2 могут быть изготовлены способом литья под давлением.
В данном случае насос содержит множество узлов трения скольжения.
При вращении вала 8 насоса шайбы 1 и 2 рабочего колеса 3 скользят по торцевым поверхностям 4 и 5 направляющих аппаратов 6 и 7.
Выполнение хотя бы одной из деталей каждого узла трения скольжения из антифрикционного термопласта вышеуказанного состава позволяет существенно увеличить износостойкость, снизить вес и таким образом повысить надежность.
Как показали эксперименты, при использовании полиамида менее 50 мас. на состав, прочностные и антифрикционные свойства композиции резко уменьшаются, а его использование более 95 мас. не позволяет включать необходимые добавки для улучшения характеристик композиционного материала. Выбор минерального наполнителя более 40 мас. уменьшает механические и реологические свойства композиции, а при взятии менее 4,0 мас. не будут достигнуты необходимая твердость и теплостойкость.
Увеличение антифрикционной и технологической добавок более 5 мас. не дает эффекта и удорожает композицию, а выбор их менее 0,5 мас. не позволяет улучшить перерабатываемость материала и его антифрикционные свойства.
Возможно использование в каждом узле трения скольжения всех деталей, выполненных из антифрикционного термопласта, однако это не всегда оправдано.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВТУЛКА РЫЧАЖНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 2010 |
|
RU2441787C1 |
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ | 2005 |
|
RU2293092C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2009 |
|
RU2395563C1 |
Антифрикционная полиамидная композиция | 2018 |
|
RU2688517C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОЙ КОМПОЗИЦИИ | 2009 |
|
RU2421480C2 |
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ | 2004 |
|
RU2265037C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 2008 |
|
RU2376327C1 |
ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2003 |
|
RU2237690C1 |
ПОЛИМЕРНЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 2006 |
|
RU2307130C1 |
Поверхностно-модифицированный композиционный материал | 2015 |
|
RU2615416C2 |
Использование: в электроцентробежных погружных насосах. Сущность изобретения: узел трения скольжения содержит как минимум две детали, одна из которых выполнена из антифрикционного термопласта, включающего полиамид, минеральный наполнитель, антифрикционную и технологическую добавки в следующих соотношениях, мас.%: полиамид 50,0 -95,0; минеральный наполнитель 40,0-4,0; антифрикционная добавка 5,0 - 0,5; технологическая добавка 5,0 - 0,5. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Полиамид 50,0 95,0
Минеральный наполнитель 40,0 4,0
Антифрикционная добавка 5,0 0,5
Технологическая добавка 5,0 0,5
2. Узел по п.1, отличающийся тем, что в качестве минерального наполнителя использован или мел, или слюда, или стекловолокно, или каолин, в качестве антифрикционной добавки использован дисульфид молибдена и/или графит, и/или ультрадисперсный алмаз и в качестве технологической добавки использован полиэтилен и/или тефлон.
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАЗВИТИЯ РАКА | 1994 |
|
RU2099080C1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1997-08-10—Публикация
1995-01-31—Подача