СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, МАШИН, МЕХАНИЗМОВ, ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ РАБОТЫ Российский патент 1997 года по МПК F02B79/00 F02M63/00 G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2087733C1

Изобретение относится к области механики, в частности к эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС), машин, механизмов, обрабатывающих инструментов.

Известны способы повышения эксплуатационных свойств машин, механизмов, ДВС, обрабатывающих инструментов путем применения в узлах трения деталей (инструментов) с антифрикционными рабочими поверхностями [1,2,3] с высокотвердыми износостойкими покрытиями [4] с поверхностями, упроченными поверхностным пластическим деформированием.

Недостатком этих способов является необходимость полной разработки обрабатываемого объекта и проведение обработки рабочих поверхностей каждой детали отдельно, что экономически не целесообразно.

Известны способы повышения эксплуатационных свойств объектов путем применения смазочных материалов или других рабочих сред со специальными присадками и наполнителями [5]
Недостатками этих способов являются:
при применении присадок:
узкая область применения (только для моторных масел, для пластичных смазок, охлаждающих жидкостей и т.д.)
низкая термическая стабильность
ухудшение других эксплуатационных свойств, например вводимые в моторные масла моющие сульфонатные присадки ухудшают его противоизносные свойства
необходимость введения всего комплекса присадок при каждой замене рабочей среды.

при применении антифрикционных наполнителей:
низкая универсальность
низкая седиментационная устойчивость в материалах с низкой вязкостью
высокая степень осаждения в системах очистки
необходимость введения комплекса наполнителей при каждой замене рабочей среде.

Известен способ увеличения послеремонтного ресурса машин /двигателей внутреннего сгорания/ путем их приработки с маслом, содержащим металлоплакирующие присадки [6] Этот способ как наиболее близкий по существу к прилагаемому техническому решению принят нами за прототип.

Недостатками прототипа являются:
образование на рабочих поверхностях трения плакирующих металлических пленок, для которых необходимо наличие достатка большого зазора между контактирующими поверхностями, что резко сужает область применения таких присадок (полностью исключается область прецезионного машиностроения и приборостроения),
невозможность регулирования толщины плакирующего слоя,
плакирующие металлические пленки в определенных условиях (повышенные температуры) вызывают ускоренное окисление рабочих сред,
при повышенных нагрузках в узлах трения отслаивающиеся частицы плакирующего слоя, содержащие твердые частицы металлов, например хрома, могут вызвать интенсивный абразивный износ узла трения.

Задачей настоящего изобретения является повышение универсальности, расширение области применения и эффективности способа повышения эксплуатационных свойств ДВС, машин механизмов, обрабатывающих инструментов.

Задача решается тем, что повышение эксплуатационных свойств двигателей внутреннего сгорания, машин, механизмов, обрабатывающих инструментов в процессе их работы на штатных смазочных материалах или иных рабочих средах осуществляется путем трибохимической модификации трущихся поверхностей путем введения в систему смазки и /или/ охлаждения работающего объекта модификатора в концентрации 0,1 0,3 об. с последующей его работой в течение не менее 10 мин, а в качестве модификатора используют полимонофторид углерода.

Испытания предполагаемого технического решения проводили на различных объектах техники.

Пример конкретного использования предложенного cпособа.

Пример 1. Проводили стендовые испытания двигателя ГАЗ-24 после капитального ремонта. Цель испытаний: определение возможности работы модифицированного двигателя без масла.

Испытания проводили следующим образом: В прогретый двигатель был введен модификатор в концентрации 0,25 об. двигатель проработал на масле с модификатором 20 минут, после чего масло с двигателя было слито. Испытания проводили поэтапно, производя через определенные промежутки времени залив штатного масла без модификатора с целью контроля давления в системе смазки. Ход испытания и его результаты представлены в табл.1.

После разборки двигателя следов износа на шейках коленвала, вкладышах подшипников и гильзе цилиндра не обнаружено.

Проведенные испытания подтверждают возможность работы двигателя более одного часа без смазки. Образовавшийся модифицированный слой предохраняет двигатель от износа. Последнее обстоятельство позволяет в случае утечки масла из системы смазки добраться автотранспортному средству до ближайшего пункта ремонта. Такая живучесть модифицированного двигателя особенно важна для техники, участвующей в ралли, сельскохозяйственной, лесозаготовительной и военной техники.

Пример 2. Проводили стендовые испытания новых двигателей ГАЗ-24 и ВАЗ-2104 с целью определения влияния модификации трущихся узлов двигателя на число оборотов холостого хода. Для этого в прогретые двигатели на холостом ходу вводили модификатор в концентрации 0,2 об. и при фиксированной подаче топлива регистрировали изменение числа оборотов двигателя на холостом ходу. Результаты приведены на фиг. 1.

Приведенные результаты указывают на увеличение оборотов холостого хода в двигателях, работающих с модификатором, на 40 60% по сравнению с двигателями, работающими на штатном масле.

Соответствующая регулировка подачи топлива позволяет достичь его экономии до 10%
Пример 3. На стенде с двигателем ГАЗ-24 определялась оптимальная концентрация модификатора в масле. Для этого в прогретый двигатель при его работе на холостом ходу вводили модификатор в разных концентрациях и фиксировали изменение числа холостых оборотов во времени при постоянной подаче топлива. Для определения влияния концентрации модификатора на рост числа холостых оборотов каждый раз брался новый обкатанный двигатель.

Результаты испытаний приведены на фиг. 2.

Представленные на фиг. 2 графики свидетельствуют, что концентрация модификатора ниже чем 0.1 об. не эффективна, а концентрация более чем на 0,3 об. дает незначительное увеличение числа оборотов холостого хода и экономически не целесообразна.

Пример 4. Проводили 100-часовые стендовые испытания двигателя ГАЗ-24 с целью определения влияния предложенного способа на износ поршневых колец. Испытания проводили по следующей схеме:
1 этап на штатном масле
2 этап на штатном масле с добавкой 1,5 об. присадки СУРАТ (прототип)
3 этап на штатном масле
4 этап на штатом масле с добавкой 0,25 об. предложенного модификатора
5 этап на штатном масле
Результаты испытаний приведены на фиг. 3. За износ поршневых колец двигателя работающего на штатом масле взято среднее арифметическое по результатам трех этапов испытаний 1,3 и 5. То есть на износе сказался эффект последствия испытуемой присадки СУРАТ и предложенного способа.

Приведенные данные свидетельствуют, что предложенный способ на 20 40% эффективнее прототипа.

Пример 5. Эффективность способа проверяли при добавлении 0,18 об. модификатора в индустриальному маслу И-Г-А-32 для капельной смазки узлов трения машины для шитья обуви СПР-1. Испытания проводили на двух машинах. Одна работала на смазочном материале по базовому варианту на индустриальном масле И-Г-А-32, а другая на опытном масле индустриальном масле И-Г-А-32 с 0,18 об. модификатора.

У обеих машин перед сборкой был проведен микрометраж отобранных узлов трения. Машины были собраны, заправлены маслом и отработали по 8 смен в режиме холостого хода. После чего были остановлены и была проведена оценка выбранных узлов трения. Износ определялся визуально, путем замера величины размерного износа деталей (микрометрированном) и путем замера величины шероховатости. Результаты измерений приведены в табл. 2.

Данные табл. 2 подтверждают эффективность предложенного технического решения для снижения износа узлов трения машины для шитья обуви СПР-1.

Пример 6. Испытания проводили на сверлильном полуавтомате при скорости резания 40 м/мин, подаче 0,15 мм/оборот, глубине резания 0,6 мм инструментом из быстрорежущей стали Р6М5. В качестве смазочно-охлаждающей жидкости использовался при штатной работе станка Акватол 10М, а при опытной Акватол 10М с 0,2 об. модификатора.

Введение модификатора при сверлении стали 45 позволило сократить расход инструмента на 65%
Приведенные примеры подтверждают эффективность патентуемого способа повышения эксплуатационных свойств ДВС, машин, механизмов и обрабатывающих инструментов.

Похожие патенты RU2087733C1

название год авторы номер документа
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПРИРАБОТКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Телицин И.И.
  • Попков А.Ю.
  • Лавин П.И.
RU2054031C1
Способ безразборного восстановления изношенных металлических поверхностей и состав для его осуществления 2019
  • Коваль Алена Александровна
RU2721242C1
АНТИФРИКЦИОННАЯ, ПРОТИВОИЗНОСНАЯ ПРИСАДКА К СМАЗОЧНЫМ МАТЕРИАЛАМ 2002
  • Аптекман Александр Григорьевич
  • Беклемышев В.И.
  • Болгов В.Ю.
  • Махонин И.И.
RU2223302C1
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Поляшов Л.И.(Ru)
  • Иванов А.М.(Ru)
  • Герасимов А.Ф.(Ru)
  • Лев Фрэнк
RU2135818C1
ВСЕСЕЗОННОЕ ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ МАСЛО "МОБОЙЛ-15" ТИПА МГ-15-В 2001
  • Москалев Б.В.
RU2214451C2
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ СВОЙСТВ МАСЛА В СИСТЕМЕ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Нечаев Евгений Павлович
  • Нечаев Павел Егорович
RU2092699C1
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2000
  • Аптекман Александр Григорьевич
  • Беклемышев В.И.
  • Болгов В.Ю.
  • Махонин И.И.
RU2177027C2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ СТАНОК ДЛЯ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ 1995
  • Сигейкин И.М.
RU2099179C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА "СИЛКОН" 1997
  • Чигаренко Г.Г.
  • Пономаренко А.Г.
  • Бурлов А.С.
  • Огурцова Л.В.
RU2119533C1
ДОБАВКА К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ И ПЛАСТИЧНЫМ СМАЗКАМ 2014
  • Струнин Борис Павлович
RU2584155C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 087 733 C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, МАШИН, МЕХАНИЗМОВ, ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ РАБОТЫ

Использование: двигателестроение, в частности эксплуатация машин, механизмов, двигателей внутреннего сгорания и обрабатывающих инструментов. Сущность изобретения: способ повышения эксплуатационных свойств двигателей внутреннего сгорания, машин, механизмов, обрабатывающих инструментов в процессе их эксплуатации заключается в трибохимической модификации поверхностей трения путем введения в штатное смазочное масло или другую рабочую среду полимонофторида углерода в концентрации 0,1 - 0,3 об.% и последующей работе узла трения не менее 10 минут. 1 табл., 3 ил.

Формула изобретения RU 2 087 733 C1

Способ повышения эксплуатационных свойств двигателей внутреннего сгорания, машин, механизмов, обрабатывающих инструментов в процессе их работы на штатных смазочных материалах или иных рабочих средах, путем трибохимической модификации трущихся поверхностей, отличающийся тем, что модификатор вводят в систему смазки и/или охлаждения работающего объекта в концентрации 0,1 0,3 об. с последующей его работой не менее 10 мин, а в качестве модификатора используют полимонофторид углерода.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2087733C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ обработки инструментального материала 1988
  • Островский Владимир Ильич
  • Степанов Александр Борисович
  • Липов Александр Павлович
  • Куценок Юрий Борисович
  • Ашкинази Лев Аврамович
SU1636126A1
Машина для добывания торфа и т.п. 1922
  • Панкратов(-А?) В.И.
  • Панкратов(-А?) И.И.
  • Панкратов(-А?) И.С.
SU22A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ обработки режущего инструмента 1988
  • Островский Владимир Ильич
  • Степанов Александр Борисович
  • Липов Александр Павлович
  • Куценок Юрий Борисович
  • Ашкинази Лев Аврамович
SU1680447A1
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб 1921
  • Игнатенко Ф.Я.
  • Смирнов Е.П.
SU23A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Способ получения антифрикционной поверхности 1988
  • Островский Владимир Ильич
  • Степанов Александр Борисович
  • Липов Александр Павлович
  • Куценок Юрий Борисович
  • Ашкинази Лев Аврамович
SU1613726A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Власов В.М
Работоспособность упрочненных трущихся поверхностей
- М.: Машиностроение, 1987, с
Паровой котел с винтовым парообразователем 1921
  • Свистунов А.С.
SU304A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Топлива, смазочные материалы, технические жидкости
Ассортимент и применение: Справочное издание
- М.: Химия, 1989, с
Камневыбирательная машина 1921
  • Гаркунов И.Г.
SU222A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Радин Ю.А., Суслов П.Г
Безизносность деталей машин при трении
- Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1989, с
Водяные лыжи 1919
  • Бурковский Е.О.
SU181A1

RU 2 087 733 C1

Авторы

Степанов А.Б.

Ашкинази Л.А.

Куценок Ю.Б.

Крюков А.И.

Обухов Н.Н.

Даты

1997-08-20Публикация

1996-03-15Подача