ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ (ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ) СЛЕДЯЩИЙ ПРИВОД, БЛОК КОНЕЧНЫХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ, ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ВРАЩЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО (ГИДРАВЛИЧЕСКОГО) СЛЕДЯЩЕГО ПРИВОДА Российский патент 1997 года по МПК F15B9/03 F15B13/43 

Описание патента на изобретение RU2087752C1

Изобретение относится к области пневмогидроавтоматики, в частности к пневмогидравлическим системам общего назначения и может быть использовано в системах управления запорно-регулирующей аппаратурой магистральных нефтегазопроводов, химических производств, испытательных стендов и летательных аппаратов.

Известен пневматический (гидравлический) следящий привод, содержащий последовательно связанные задающее устройство и сумматор, подключенный к управляющим электромагнитам распределительного устройства, соединенного с источником рабочей среды под давлением и с реверсивным пневмо(гидро)двигателем, вал которого связан зубчатой передачей с преобразователем вращения в перемещение выходного вала, соединенного с объектом регулирования, а также устройство обратной связи, соединенное с сумматором, и конечные выключатели, а также блок конечных выключателей, содержащий панель, на которой установлены регулируемые упоры, кинематически связанные центральным рычагом с выходным валом привода, а также нормально разомкнутые герконы, каждый из которых установлен с возможностью взаимодействия с постоянным магнитом и включен в цепь соответствующего электромагнита распределительного устройства, соединенного с источником рабочей среды под давлением и с пневмо(гидро)двигателем, вал которого связан зубчатой передачей с преобразователем вращения в перемещение выходного вала, соединенного с объектом регулирования, а также преобразователь вращения в перемещение выходного вала, содержащий корпус с входным валом, соединенным зубчатой передачей с пневмо(гидро)двигателем, и рабочим валом, кинематически связанным с выходным валом, соединенным с объектом регулирования [1]
Кроме того, известен распределитель для пневматического (гидравлического) следящего привода, содержащий корпус с полостью подвода рабочей среды под давлением от ее источника, полостью отвода к пневмо(гидро)двигателю и каналами сброса рабочей среды, а также управляющий клапан, связанный с якорем управляющего электромагнита, имеющий седло, соединенное с полостью подвода, и канал, соединенный с камерой управления цилиндра, на штоке которого установлен основной клапан, поджатый пружиной к нормально закрытому седлу, разделяющему полости подвода и отвода [2]
Техническим недостатком пневматического (гидравлического) следящего привода является низкая надежность, обусловленная ударами при подходе к крайним положениям, возможными при повышении давления рабочей среды, при повышении скорости объекта регулирования, а также из-за потерь рабочей среды при отказе (остановке в стартовом или промежуточном положениях), из-за длительности процесса переключения герконов, сложности зубчатой передачи и колебаний давления на входе распределительного устройства.

Технической задачей изобретения является повышение надежности за счет усовершенствования схемы привода и конструкции конечных выключателей, преобразователя вращения и распределителя с одновременным расширением диапазона регулирования и функциональных возможностей.

Сущность изобретения заключается в том, что пневматический (гидравлический) следящий привод, содержащий последовательно связанные задающее устройство и сумматор, подключенный к управляющим электромагнитам распределительного устройства, соединенного с источником рабочей среды под давлением и с реверсивным пневмо(гидро)двигателем, вал которого связан зубчатой передачей с преобразователем вращения в перемещение выходного вала, соединенного с объектом регулирования, а также устройство обратной связи, соединенное с сумматором, и конечные выключатели, снабжен подключенными к сумматору блоком контроля давления источника рабочей среды, реле времени подачи рабочей среды и устройством определения координаты остановки выходного вала, включенным параллельно устройству обратной связи, а также блоком ограничения движущего момента, чувствительные элементы которого кинематически связаны с выходным валом и через конечные выключатели соединены с цепью электромагнитов распределительного устройства, при этом блок контроля давления выполнен с возможностью измерения скорости изменения давления и с возможностью формирования сигнала на отключение распределительного устройства от источника рабочей среды при превышении допустимой величины давления, а также сигнала на реверс выходного вала при превышении допустимого значения скорости изменения давления, блок ограничения движущего момента снабжен амортизатором, встроенным в преобразователь вращения, а пневмо(гидро)двигатель выполнен в виде струйного двигателя, преобразователь вращения может быть выполнен в виде передачи винт-гайка и кулисного механизма, поводок которого закреплен на гайке, а кулиса на выходном валу, при этом амортизатор установлен соосно винту со стороны, противоположной зубчатой передаче, преобразователь вращения может быть выполнен в виде червячного редуктора с неограниченным углом поворота вала, реле времени подачи рабочей среды выполнено с настройкой времени подачи в диапазоне 15 90 с, а распределительное устройство выполнено в виде двух параллельно включенных двухпозиционных распределителей, управляющие электромагниты которых подключены к сумматору с возможностью поочередного включения, и конечные выключатели установлены в одном блоке.

Сущность изобретения заключается также в том, что блок конечных выключателей пневматического (гидравлического) следящего привода, содержащий панель, на которой установлены регулируемые упоры, кинематически связанные центральным рычагом с выходным валом привода, а также нормально разомкнутые герконы, каждый из которых установлен с возможностью взаимодействия с постоянным магнитом и включен в цепь соответствующего электромагнита распределительного устройства, соединенного с источником рабочей среды под давлением и с пневмо(гидро)двигателем, вал которого связан зубчатой передачей с преобразователем вращения в перемещение выходного вала, соединенного с объектом регулирования, снабжен двумя подпружиненными периферийными поворотными рычагами, на которых закреплены постоянные магниты, и двумя подпружиненными двухпозиционными защелками, установленными с возможностью поочередной фиксации периферийных рычагов с магнитами в положении замыкания герконов, при этом на центральном рычаге выполнен дополнительный упор для попеременного воздействия на периферийные рычаги, которые подпружинены и соединены между собой пружиной растяжения.

Кроме того, сущность изобретения заключается в том, что преобразователь вращения в перемещение выходного вала, содержащий корпус с входным валом, соединенным зубчатой передачей с пневмо(гидро)двигателем, и рабочим валом, кинематически связанным с выходным валом, соединенным с объектом регулирования, снабжен промежуточным механизмом передачи вращения, выполненным в виде корпуса, в котором закреплен зубчатый венец внутреннего зацепления и установлено эксцентрично и с возможностью вращения на входном валу зубчатое колесо, имеющее штыри на торцевой поверхности, обращенной к рабочему валу, при этом на последнем дополнительно закреплен диск со штырями на торцевой поверхности, обращенной к входному валу, а между диском и зубчатым колесом установлена пластина с прорезями для размещения штырей зубчатого колеса и диска с образованием плоской карданной передачи, при этом входной вал установлен на подшипниках, один из которых размещен в торце диска, а другой - в корпусе, причем зубчатое колесо установлено с помощью подшипников на эксцентрично выполненном пояске входного вала, а на штырях установлены подшипники.

Кроме того, сущность изобретения заключается в том, что распределитель для пневматического (гидравлического) следящего привода, содержащий корпус с полостью подвода рабочей среды под давлением от ее источника, полостью отвода к пневмо(гидро)двигателю и каналами сброса рабочей среды, а также управляющий клапан, связанный с якорем управляющего электромагнита, имеющий седло, соединенное с полостью подвода, и канал, соединенный с камерой управления цилиндра, на штоке которого установлен основной клапан, поджатый пружиной к нормально закрытому седлу, разделяющему полости подвода и отвода, снабжен установленным на входе в полость подвода нормально открытым регулятором давления, выполненным в виде размещенных в корпусе регулирующего поршня со штоком и неподвижного кольцевого седла, обращенного к торцу штока регулирующего поршня а последний размещен с образованием камеры низкого давления, в которой установлена пружина сжатия для отжима поршня со штоком от седла с образованием между ними зазора, соединенного обводным каналом с источником рабочей среды и выполненного шириной не менее 0,2 диаметра этого седла, при этом управляющий клапан выполнен с наружными продольными прорезями, с одним плоским торцем, на котором размещено уплотнительное кольцо, поджатое к его седлу, и с другим конусообразным торцем, опертым через свободно плавающую шпильку на подпружиненный якорь электромагнита, причем на торце штока регулирующего поршня выполнена выточка диаметром, равным 0,9 0,95 диаметра его седла, регулятор давления выполнен в отдельном корпусе, соединенном с корпусом распределителя дополнительным трубопроводом.

На фиг. 1 изображена схема пневматического (гидравлического) следящего привода, на фиг. 2 конструкция распределителя, на фиг. 3 схема блока конечных выключателей, на фиг. 4 конструкция преобразователя вращения, на фиг. 5 вид по А фиг. 4.

Пневматический (гидравлический) следящий привод содержит последовательно связанные задающее устройство 1 и сумматора 2, подключенный к управляющим электромагнитам 3, 4 распределительного устройства, соединенного с источником рабочей среды под давлением (не изображен) и с реверсивным пневмо (или гидро) двигателем в виде струйного двигателя 5, вал 6 которого связан зубчатой передачей 7 с преобразователем 8 вращения в перемещение выходного вала 9, соединенного с объектом регулирования, например, задвижкой 10, а также датчик 11 и устройство 12 обратной связи, соединенное с сумматором 2, и конечные выключатели 13, 14. К сумматору 2 подключены блок 15 контроля давления источника рабочей среды, реле 16 времени подачи рабочей среды и устройство 17 определения координаты остановки выходного вала, включенное параллельно устройству 12. Чувствительные элементы 18, 19 блока 20 ограничения движущего момента кинематические связаны с валом 9 и через выключатели 13, 14 соединены с цепью электромагнитов 3, 4.

Блок 15 выполнен с возможностью измерения скорости изменения давления и с возможностью формирования сигнала на отключение распределительного устройства от источника рабочей среды при превышении допустимой величины давления, а также сигнала на реверс вала 9 при превышении допустимого значения скорости изменения давления. Блок 20 снабжен амортизатором 21, встроенным в преобразователь 8, который может быть выполнен в виде передачи винт 22 гайка 23 и кулисного механизма, поводок 24 которого закреплен на гайке, а кулиса 25 на валу 9, при этом амортизатор 21 установлен соосно винту 22 со стороны, противоположной передаче 7. В других случаях преобразователь 8 может быть выполнен в виде червячного редуктора с неограниченным углом поворота вала (не изображено). Реле 16 выполнено с настройкой времени подачи в диапазоне 15 90 с. Распределительное устройство выполнено в виде параллельно включенных двухпозиционных распределителей, управляющие электромагниты 3, 4 которых подключены к сумматору 2 с возможностью поочередного включения. Конечные выключатели 13, 14 установлены в одном блоке 26.

Блок 26 содержит панель 27, на которой установлены регулируемые упоры 28, 29, кинематически связанные центральным рычагом 30 с валом 9, а также нормально разомкнутые герконы 31, 32, включенные в цепь электромагнитов 3, 4, подпружиненные периферийные поворотные рычаги 33, 34, на которых закреплены постоянные магниты 35, 36, и подпружиненные двухпозиционные защелки 37, 38, установленные с возможностью поочередной фиксации рычагов 33, 34 с магнитами 35, 36 в положении замыкания герконов 31, 32, при этом на рычаге 30 выполнен дополнительный упор 39 для попеременного воздействия на рычаги 33, 34, которые подпружинены и соединены между собой пружиной 40 растяжения.

Преобразователь 8 имеет корпус 41 с входным валом 42, соединенным передачей 7 со струйным двигателем 5, и рабочим валом 43, кинематически связанным с валом 9, а также промежуточный механизм передачи вращения, выполненный в виде корпуса 44, в котором закреплен зубчатый венец 45 внутреннего зацепления и установлено эксцентрично и с возможностью вращения на валу 42 зубчатое колесо 46, имеющее штыри 47, 48 на торцевой поверхности, обращенной к валу 43, при этом на последнем закреплен диск 49 со штырями 50, 51 на торцевой поверхности, обращенной к валу 42, а между диском 49 и зубчатым колесом 46 установлена пластина 52 с прорезями (не обозначены) для размещения штырей 47, 48, 50, 51 причем вал 42 установлена на подшипниках 53, 54, один из которых размещен в торце диска 49, а другой в корпусе 44. Зубчатое колесо 46 установлено с помощью подшипников 55, 56 на эксцентрично выполненном пояске 57 вала 42, а на штырях 47, 48, 50, 51 установлены подшипники (не изображены). Каждый из распределителей 58, 59 содержит корпус 60 с полостью 61 подвода рабочей среды под давлением от ее источника, полость 62 отвода к двигателю 5 и каналы 63, 64 сброса рабочей среды, а также управляющий клапан 65, связанный с якорем 66 электромагнита 3(4), имеющий седло 67, соединенное с полостью 61, и канал 68, соединенный с камерой 69 управления цилиндра 70, на штоке 71 которого установлен основной клапан 72, поджатый пружиной 73 к нормально закрытому седлу 74, разделяющему полости 61, 62. На входе в полость 61 установлен нормально открытый регулятор 75 давления в виде размещенных в корпусе 76 регулирующего поршня 77 со штоком 78 и неподвижного кольцевого седла 79, обращенного к торцу штока 78, а последний размещен с образованием камеры 80 низкого давления, в которой установлена пружина 81 сжатия для отжима поршня со штоком 78 от седла 79 с образованием между ними зазора "Н", соединенного обводным каналом 82 с источником рабочей среды и выполненного шириной не менее 0,2 диаметра седла 79. Клапан 65 выполнен с наружными продольными прорезями 83 с плоским торцем, на котором размещено уплотнительное кольца, поджатое к седлу 67 (не обозначено), и с конусообразным другим торцем, опертым через свободноплавающую шпильку 84 на якорь 66. На торце штока 71 выполнена выточка 85 диаметром, равным 0,9 0,95 диаметра седла 79. Регулятор 75 может быть выполнен в отдельном корпусе 76, соединенном с корпусом 60 дополнительным трубопроводом (не изображено).

Каждая пара геркон 31(32) магнит 35(36) представляет собой конечный выключатель 13(14). Защелки 37, 38 оперты упруго на неподвижные элементы 86, 87, вал 42 в некоторых случаях может быть связан с передачей 7 с помощью зубчатой пары 90, а вал 43 установлен на подшипниках 88, 89. Цилиндр 70 имеет поршень 91, а якорь 66 подпружинен пружиной 92. В корпусе 60 выполнены соединительные каналы 93, 94. Шпилька 84 вставлена с зазором, обеспечивающим сброс давления из камер 95, 69 при закрытом седле 67 клапана 65. Передача 7 имеет ручной дублер 96.

Пневматический (гидравлический) следящий привод, блок конечных выключателей, преобразователь вращения и распределитель работают совместно следующим образом.

При поступлении на задающее устройство 1 сигнала на поворот объекта регулирования 10 этот сигнал подается на электромагнит 3(4) распределителя 58(59). Цепь замыкается через конечный выключатель 13(14), причем соответствующий геркон 31(32) замкнут полем постоянного магнита 35(36). Электромагнит 3 срабатывает, притягивая якорь 66 и сжимая пружину 92. Клапан 65 под действием давления полости 61 перемещается влево (по чертежу) и перекрывает своим конусообразным торце сброс рабочей среды из камер 61, 95 через канал 63 и одновременно открывает проход рабочей среды (например, газа) в камеру 69 цилиндра 70. Под действием давления газа поршень 91 со штоком 71 и клапаном 72 перемещаются влево, сжимая пружину 73, и открывают доступ газа из полости 61 в полость 62 и далее в двигатель 5. Газ, поступая в двигатель 5, создает реактивный движущий момент на валу 6, который передается зубчатой передачей 7, винтом 22, гайкой 23, поводком 24и кулисой 25 выходному валу 9. При повороте вала 9 в данном случае против часовой стрелки рычаг 30 своим упором 39 поворачивает рычаг 33 и заводит его за выступ защелки 37, перебрасывая магнит 35 к геркону 31, при этом магнит 35 своим полем замыкает контакты геркона 31 и подготавливает цепь к прохождению противоположного сигнала. Взаимное расположение рычагов 30 и 33, 34 становится одинаковым, т. е. при дальнейшем движении вала 9 герконы 31, 32 одновременно замкнуты и подготовлены к прохождению задающего сигнала в любом направлении.

При подходе вала 9 к новому крайнему положению рычаг 30 своим упором 28 нажимает левый конец защелки 38 и поворачивает ее против часовой стрелки, освобождая рычаг 34, который под действием пружины 40 перебрасывается, в результате чего его поле перестает действовать на геркон 32, последний размыкается и разрывает цепь подачи сигнала на электромагнит 3. В результате пружина 92 возвращает якорь 66 и с ним шпильку 84 и клапан 65 в исходное положение и прекрывает подачу газа в камеру 69. Одновременно газ из камеры 69 через зазор шпильки 84 и канал 63 сбрасывается, например, в атмосферу, под действием пружины 73 и давление в полости 61 клапан 72 прижимается к седлу 74 и прекращает подачу газа в двигатель 5, а вал 9 останавливается в крайнем положении.

При установке кулисы 25 в положении упора винт 22 ввинчивается в гайку 23, сжимая амортизатор 21, что уменьшает силу удара при остановке. В случае "заедания" объекта регулирования или элементов привода может возникнуть избыточный движущий момент. Тогда блок 20 с помощью соответствующего чувствительного элемента 18(19) разрывает цепь подачи сигнала на электромагнит 3(4) и тем самым прекращает подачу газа двигателю 5. В том случае, если в результате аварии не произошло отключение привода по сигналам герконов 31, 32 или блока 20, реле 16 после истечения заданного времени отработки сигнала задающего устройства 1, прекратит подачу газа двигателю 5, что позволяет избежать потерь рабочей среды, а также подаст звуковой или иной сигнал аварии. Кроме того, устройство 17 при выявлении остановки вала 9 в несанкционированном положении прекратит подачу газа двигателю 5 в любой текущий момент времени или даст команду на реверс последнего для снижения силы удара в крайнем положении.

При давлении рабочей среды в заданных пределах (от 0 до 3,0 МПа), поршень 77 находится под действием пружины 81 в крайнем левом положении и величина зазора "Н" обеспечивает площадь прохода газа, равную сечению седла 79. При этом газ протекает как через седло 79, так и по зазорам поршня 77 и штока 78, так как для надежности работы они не имеют уплотнений. В силу течения газа на кольцевом дросселе "Н" между седлом 79 и торцем штока 78 имеется некоторое падение давления и давление в полости 61 ниже давления в канале 82. При увеличении давления источника питания (например, в сети, управляемой заслонкой 10) эта разность увеличивается и формируется усилие, перемещающее поршень 77 со штоком 78 в направлении седла 79 и уменьшающее ширину зазора "Н", чем обеспечивается поддержание уровня давления в полости 61 в заданных пределах, т.е. стабилизируется работа привода в более широком диапазоне условий эксплуатации. В том случае, если рост давления в сети превысит допустимую величину, блок 15 полностью отключает распределители 58, 59 от источника рабочей среды, а при превышении допустимого значения скорости изменения давления блок 15 формирует сигнал на реверс вала 9 путем переключения электромагнитов 3, 4. При вращении двигателя 5 с валом 6 вращение передается на вал 42 и колесо 46 катится по внутренней поверхности венца 45, вращаясь вокруг собственной оси. Это вращение с помощью штырей 47, 48, 50, 51 и пластины 52 передается валу 43 и далее валу 9 через кулису 25. Передаточное отношение этого промежуточного механизма определяется из соотношения:
где Z1 число зубьев венца 45, Z2 число зубьев колеса 46.

При Z1 200 и Z2 198, передаточное отношение равно 100. Такой диапазон изменения числа оборотов позволяет расширить функциональные возможности привода для управления с помощью быстровращающегося струйного двигателя 5 тихоходными объектами регулирования.

Таким образом, в результате использования изобретения увеличивается диапазон применения привода с его элементами, улучшается качество переходных процессов, снижаются сила ударов и потери рабочей среды, осуществляется многокомпонентный контроль режима работы и его оптимизация при изменении условий работы в крайних и промежуточных положениях объекта регулирования, что обеспечивает в совокупности повышение надежности и расширение функциональных возможностей, т.е. решение поставленной технической задачи.

Похожие патенты RU2087752C1

название год авторы номер документа
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ (ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ) СЛЕДЯЩИЙ ПРИВОД, СТРУЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ И БЛОК КОНЕЧНЫХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ 1995
  • Кондрашов Борис Михайлович
  • Саяпин Вадим Васильевич
RU2093715C1
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД САЯПИНА И ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 1998
  • Саяпин В.В.
RU2131065C1
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ (ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ) ПРИВОД 1992
  • Саяпин В.В.
RU2014525C1
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД, СТРУЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) И ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 2001
  • Саяпин В.В.
RU2178842C1
ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОРШНЕВЫХ И СТРУЙНЫХ ПНЕВМОПРИВОДОВ ШАРОВЫХ КРАНОВ ТРУБОПРОВОДОВ 2001
  • Саяпин В.В.
RU2194885C1
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ (ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ) СЛЕДЯЩИЙ ПРИВОД И СТРУЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 1995
  • Саяпин Вадим Васильевич
RU2089756C1
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ (ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ) МЕХАНИЗМ 1992
  • Саяпин Вадим Васильевич
RU2014517C1
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД ДЛЯ ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АРМАТУРЫ, ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО, СТРУЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, УСТРОЙСТВО ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, БЛОК ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ 2005
  • Саяпин Вадим Васильевич
RU2288376C1
МНОГОКАНАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВИРОВАННЫЙ ПРИВОД И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ДЛЯ ПОДАЧИ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ 1995
  • Саяпин Вадим Васильевич
RU2065091C1
ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ПРИВОДОВ ШАРОВЫХ КРАНОВ ТРУБОПРОВОДОВ 2004
  • Саяпин Вадим Васильевич
RU2269037C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 087 752 C1

Реферат патента 1997 года ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ (ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ) СЛЕДЯЩИЙ ПРИВОД, БЛОК КОНЕЧНЫХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ, ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ВРАЩЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО (ГИДРАВЛИЧЕСКОГО) СЛЕДЯЩЕГО ПРИВОДА

Использование: в области гидроавтоматики. Сущность изобретения: привод содержит задающее устройство, сумматор, реверсивный пневмо(гидро)двигатель, преобразователь вращения в перемещение выходного вала, соединенного с объектом регулирования, а также устройство обратной связи. К сумматору подключены блок контроля давления, реле времени, блок ограничения момент. Конечные выключатели соединены с цепью электромагнитов распределительного устройства и выполнены в виде герконов и постоянных магнитов, установленных на поворотных рычагах. Распределитель имеет основной и управляющий клапаны и регулятор давления в виде поршня со штоком и седла, обращенного к торцу штока с образованием зазора, соединенного с источником рабочей среды обводным каналом. Преобразователь вращения имеет передачу винт-гайка и кулисный механизм и снабжен промежуточным механизмом передачи вращения в виде зубчатого венца с внутренним зацеплением и эксцентрично установленного зубчатого колеса, связанного плоским карданным механизмом с рабочим валом преобразователя вращения. 4 с. и 12 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 087 752 C1

1. Пневматический (гидравлический) следящий привод, содержащий последовательно связанные задающее устройство и сумматор, подключенный к управляющим электромагнитам распределительного устройства, соединенного с источником рабочей среды под давлением и с реверсивным пневмо(гидро)двигателем, вал которого связан зубчатой передачей с преобразователем вращения в перемещение выходного вала, соединенного с объектом регулирования, а также устройство обратной связи, соединенное с сумматором, и конечные выключатели, отличающийся тем, что он снабжен подключенными к сумматору блоком контроля давления источника рабочей среды, реле времени подачи рабочей среды и устройством определения координаты остановки выходного вала, включенным параллельно устройству обратной связи, а также блоком ограничения движущего момента, чувствительные элементы которого кинематически связаны с выходным валом и через конечные выключатели соединены с цепью электромагнитов распределительного устройства. 2. Привод по п.1, отличающийся тем, что блок контроля давления выполнен с возможностью измерения скорости изменения давления и с возможностью формирования сигнала на отключение распределительного устройства от источника рабочей среды при превышении допустимой величины давления, а также сигнала на реверс выходного вала при превышении допустимого значения скорости изменения давления. 3. Привод по пп.1 и 2, отличающийся тем, что блок ограничения движущего момента снабжен амортизатором, встроенным в преобразователь вращения, а пневмо(гидро)двигатель выполнен в виде струйного двигателя. 4. Привод по пп.1-3, отличающийся тем, что преобразователь вращения выполнен в виде передачи винт-гайка и кулисного механизма, поводок которого закреплен на гайке, а кулиса на выходном валу, при этом амортизатор установлен соосно винту со стороны, противоположной зубчатой передаче. 5. Привод по пп.1 и 2, отличающийся тем, что преобразователь вращения выполнен в виде червячного редуктора с неограниченным углом поворота вала. 6. Привод по п.1, отличающийся тем, что реле времени подачи рабочей среды выполнено с настройкой времени подачи в диапазоне 15-90 с. 7. Привод по пп.1-6, отличающийся тем, что распределительное устройство выполнено в виде двух параллельно включенных двухпозиционных распределителей, управляющие электромагниты которых подключены к сумматору с возможностью поочередного включения. 8. Привод по пп.1-7, отличающийся тем, что конечные выключатели установлены в одном блоке. 9. Блок конечных выключателей пневматического (гидравлического) привода, содержащий панель, на которой установлены регулируемые упоры, кинематически связанные центральным рычагом с выходным валом привода, а также нормально разомкнутые герконы, каждый из которых установлен с возможностью взаимодействия с постоянным магнитом и включен в цепь соответствующего электромагнита распределительного устройства, соединенного с источником рабочей среды под давлением и с пневмо(гидро)двигателем, вал которого связан зубчатой передачей с преобразователем вращения в перемещение выходного вала, соединенного с объектом регулирования, отличающийся тем, что он снабжен двумя подпружиненными периферийными поворотными рычагами, на которых закреплены постоянные магниты, и двумя подпружиненными двухпозиционными защелками, установленными с возможностью поочередной фиксации периферийных рычагов с магнитами в положении замыкания герконов, при этом на центральном рычаге выполнен дополнительный упор для попеременного воздействия на периферийные рычаги. 10. Блок по п.9, отличающийся тем, что периферийные рычаги подпружинены и соединены между собой пружиной растяжения. 11. Преобразователь вращения в перемещение выходного вала, содержащий корпус с входным валом, соединенным зубчатой передачей с пневмо(гидро)двигателем, и рабочим валом, кинематически связанным с выходным валом, соединенным с объектом регулирования, отличающийся тем, что он снабжен промежуточным механизмом передачи вращения, выполненным в виде корпуса, в котором закреплен зубчатый венец внутреннего зацепления и установлено эксцентрично и с возможностью вращения на входном валу зубчатое колесо, имеющее штыри на торцевой поверхности, обращенной к рабочему валу, причем на последнем дополнительно закреплен диск со штырями на торцевой поверхности, обращенной к входному валу, а между диском и зубчатым колесом установлена пластина с прорезями для размещения штырей зубчатого колеса и диска с образованием плоской карданной передачи, при этом входной вал установлен на подшипниках, один из которых размещен в торце диска, а другой в корпусе. 12. Преобразователь по п.11, отличающийся тем, что зубчатое колесо установлено с помощью подшипников на эксцентрично выполненном пояске входного вала. 13. Преобразователь по пп.11 и 12, отличающийся тем, что на штырях установлены подшипники. 14. Распределитель для пневматического (гидравлического) следящего привода, содержащий корпус с полостью подвода рабочей среды под давлением от ее источника, полостью отвода к пневмо(гидро)двигателю и каналами сброса рабочей среды, а также управляющий клапан, связанный с якорем управляющего электромагнита, имеющий седло, соединенное с полостью подвода, и канал, соединенный с камерой управления цилиндра, на штоке которого установлен основной клапан, поджатый пружиной к нормально закрытому седлу, разделяющему полости подвода и отвода, отличающийся тем, что он снабжен установленным на входе в полость подвода нормально открытым регулятором давления, выполненным в виде размещенных в корпусе регулирующего поршня со штоком и неподвижного кольцевого седла, обращенного к торцу штока регулирующего поршня, а последний размещен с образованием камеры низкого давления, в которой установлена пружина сжатия для отжима поршня со штоком от седла с образованием между ними зазора, соединенного обводным каналом с источником рабочей среды и выполненного с шириной не менее 0,2 диаметра этого седла, при этом управляющий клапан выполнен с наружными продольными прорезями, с одним плоским торцом, на котором размещено уплотнительное кольцо, поджатое к его седлу, и с другим конусообразным торцом, опертым через свободно плавающую шпильку на подпружиненный якорь электромагнита. 15. Распределитель по п.14, отличающийся тем, что на торце штока регулирующего поршня выполнена выточка с диаметром, равным 0,9-0,95 диаметра его седла. 16. Распределитель по пп.14 и 15, отличающийся тем, что регулятор давления выполнен в отдельном корпусе, соединенном с корпусом распределителя дополнительным трубопроводом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2087752C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ (ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ) МЕХАНИЗМ 1992
  • Саяпин Вадим Васильевич
RU2014517C1
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава 1917
  • Колоницкий Е.А.
SU15A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Саяпин В.В
и др
Пневматические приводы летательных аппаратов
- М.: Машиностроение, 1992, с.15, рис.1.7.

RU 2 087 752 C1

Авторы

Саяпин Вадим Васильевич

Даты

1997-08-20Публикация

1995-07-19Подача