Устройство относится к оборудованию летательного аппарата, в частности к катапультируемым креслам.
Известно катапультируемое кресло летательного аппарата, содержащее сидение со спинкой, заголовник, устройство, парирующее воздействие перегрузок на летчика, включающее два складных надувных элемента, размещенных относительно головы летчика по правой и левой сторонам заголовника, надувной блок.
В этом катапультируемом кресле при получении сигнала на включение надувные устройства разворачивают в рабочее положение и надувают сжатым воздухом, при этом они прилегают к обоим сторонам головы летчика, ограничивая тем самым ее подвижность в боковом направлении.
Указывается также, что данное устройство фиксации головы предлагается задействовать и в условиях катапультирования.
Однако в условиях катапультирования, характеризующихся гораздо более значительным динамическим воздействием на человека по сравнению с полетом, это устройство обладает рядом серьезных недостатков.
К их числу относится то, что при динамическом развороте кресла в боковом направлении при катапультировании после выхода из кабины самолета, т.е. относительно поперечной оси ОХ, подобная фиксация может привести к травмированию шейных позвонков человека из-за различной подвижности головы и плеч в боковом направлении: головка "зажата", а плечи относительно свободны.
Кроме того, при выдвижении кресла из кабины самолета с помощью стреляющего механизма голова летчика под действием значительной продольной перегрузки (до 15-18 единиц) обычно сильно отклоняется вперед и вниз, в результате чего она будет выходить за пределы надувных элементов, что снижает травмобезопасность летчика при катапультировании.
Техническим результатом, на решение которого направлено изобретение, является повышение травмобезопасности летчика при динамическом развороте катапультируемого кресла в боковом направлении относительно поперечной оси ОХ.
Технический результат достигается тем, что в указанном катапультируемом кресле летательного аппарата, содержащем сиденье со спинкой, заголовник, устройство, парирующее воздействие перегрузок на летчика, включающее два складных надувных элемента, размещенных относительно головы летчика по левой и правой сторонам заголовника, надувной блок, надувные элементы выполнены с возможностью раздвижения вдоль заголовника на уровне опорной поверхности заголовника.
Повышение травмобезопасности обеспечивается за счет увеличения ширины опорной поверхности заголовника по правой и левой сторонам головы путем наполнения плоских подушек воздухом, создания жесткой формы и дополнительного упора для головы.
На фиг. 1 представлена схема размещения на кресле надувного блока и надувных элементов; на фиг. 2 заголовник кресла с мягкой надувной конструкцией боковин в рабочем (надутом) положении (при катапультировании); на фиг.3 заголовник с надувной конструкцией в исходном положении до катапультирования; на фиг.4 вариант выполнения заголовника кресла с использованием откидных щитков.
Кресло ЛА содержит (фиг. 1) сиденье со спинкой 1, на которой установлен заголовник 2, к левой и правой сторонам которого относительно головы прикреплены надувные элементы 3. Надувные элементы 3 выполнены в виде плоских подушек с передними стенками 4 на уровне опорной поверхности заголовника, при этом их тыльные стороны 5 крепятся по всему периметру боковых сторон заголовника. Надувные элементы соединены с надувным блоком 6 через трубопроводы 7. Надувной блок 6 содержит баллон со сжатым газом 8, тройник с обратным клапаном 9, запорный вентиль с дублированным электромеханическим открытием 10, редуктор 11, тройник 10 связывает редуктор 11 через трубопроводы с надувными элементами 3.
Устройство работает следующим образом.
Пример 1. В исходном положении (в условиях обычного полета) надувные элементы заголовника 3 находятся в исходном (упакованном) состоянии, минимально увеличивающем ширину заголовника, не мешая условиям работы экипажа в полете и обзору задней полусферы. При аварийном покидании в момент срабатывания электросигнал от приводов кресла поступает в запорный вентиль 10 с дублированным электромеханическим открытием и с помощью сжатого воздуха из баллона 8 производится наполнение надувных элементов через редуктор 11, тройник 12, по трубопроводам 7, закрепленным в спинке кресла 11. Надувные элементы при наполнении газом увеличивают ширину заголовника до требуемого размера, представляя жесткую форму в виде плоских подушек с передними стенками на уровне опорной поверхности заголовника.
Поскольку ширина заголовника серийного кресла значительно меньше максимальной ширины спинки кресла, увеличение размера заголовника не вызовет затруднений с безопасным выходом кресла с летчиком из кабины самолета при катапультировании.
Быстродействие срабатывания предлагаемого устройства не должно превосходить времени выполнения подготовительных операций к катапультированию (срабатывание системы притягивания, сброс фонаря и разблокировка кресла), составляющее для современных серийных кресел 0,3 с.
Пример 2. Конструктивной реализацией (фиг. 4) данного изобретения является заголовник с установленными на нем поворотными щитками, расположенными по обоим его бокам и увеличивающими его ширину при катапультировании до безопасных для летчика размеров. В исходном положении эти щетки прижаты к заголовнику, а при катапультировании с помощью системы рычагов и привода разворачиваются в рабочее положение и "фиксируются".
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ КРЕСЛА С РЕГУЛИРУЕМОЙ ТЯГОЙ РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1993 |
|
RU2095291C1 |
КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО | 1990 |
|
RU2101217C1 |
ТРЕНАЖЕР | 1992 |
|
RU2037209C1 |
СИСТЕМА КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ ИЗ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2013 |
|
RU2540133C1 |
ИМИТАТОР ВИДИМОСТИ В СЛОЖНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ | 1991 |
|
RU2056646C1 |
СИСТЕМА ИМИТАЦИИ ВИЗУАЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВКИ ЛЕТЧИКА | 1997 |
|
RU2128860C1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗНЫМ КРЮКОМ И ДВИГАТЕЛЕМ ПРИ ПОСАДКЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ПАЛУБУ КОРАБЛЯ | 1996 |
|
RU2119440C1 |
СПОСОБ АВАРИЙНОГО ПОКИДАНИЯ ЭКИПАЖЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2022 |
|
RU2812986C1 |
УСТРОЙСТВО для ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГОвлияния | 1967 |
|
SU196240A1 |
СПОСОБ И СИСТЕМА КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ НА БОЛЬШИХ ИНДИКАТОРНЫХ СКОРОСТЯХ ПОЛЕТА | 2022 |
|
RU2788230C1 |
Устройство относится к оборудованию летательного аппарата, в частности к катапультируемым креслам. Сущность изобретения: кресло предназначено для повышения травмобезопасности летчика при динамическом развороте катапультируемого кресла в боковом направлении относительно поперечной оси ОХ ЛА, оно снабжено устройством для гашения воздействия перегрузок на летчика при катапультировании в боковом направлении, при этом устройство снабжено надувным блоком, двумя складными надувными элементами, размещенными по бокам заголовника относительно головы. Надувные элементы выполнены в виде плоских подушек с передними стенками на уровне опорной поверхности заголовника, увеличивающих ширину заголовника после катапультирования. 4 ил.
Катапультируемое кресло летательного аппарата, содержащее сиденье со спинкой, заголовник, устройство, парирующее воздействие перегрузок на летчика, включающее два складных надувных элемента, размещенных относительно головы летчика по правой и левой сторонам заголовника, надувной блок, отличающееся тем, что надувные элементы выполнены с возможностью раздвижения вдоль заголовника на уровне опорной поверхности заголовника.
Патент США N 4899961, кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1997-08-27—Публикация
1993-10-15—Подача