Изобретение относится к авиационной технике, в частности к проектированию тренажеров для обучения пилотов.
В настоящее время в мировой практике известны два вида наземных тренажеров: одни из них предназначены для обучения пилотов только приемам пилотирования на разных режимах и при различных ситуациях, возникающих в полете, причем они могут быть выполнены подвижными или стационарными, другие тренажеры предназначены для обучения приемам катапультирования, т. е. для отработки процедур ввода в действие катапультного кресла и психофизиологической переносимости перегрузок катапультирования, как правило кабина у них расположена горизонтально.
Общим недостатком пилотажных тренажеров является отсутствие имитации аварийных и катастрофических ситуаций и они не располагают элементами катапультирования, что не позволяет на них отработать с пилотом навыки для его ориентации в сложившейся ситуации и принятию правильного решения об аварийном покидании самолета и выбору способа его осуществления.
Статистика показывает, что в катастрофических и аварийных ситуациях летчики страдают синдромом страха перед принятием решения на катапультирование, отчего их погибает до 33%
Высокие потери пилотов, не принявших вовремя решение на катапультирование, объясняется отсутствием необходимой натренированности пилотов в принятии решений на отрезке полета в катастрофической ситуации, во время которого требуется сориентироваться в ситуации и принять правильное решение на катапультирование и уложиться при этом во времени.
Предлагаемый тренажер соединяет в себе признаки известных тренажеров обоих видов и предназначен для повышения эффективности обучения пилотов путем создания условий тренировки, которые могут возникнуть в реальной аварийной и катастрофической ситуациях и обеспечения возможности обучения пилотов навыкам ориентации в сложившейся ситуации и принятия правильного решения на покидание самолета.
Известен "тренажер Линка" [1] представляющий собой упрощенный макет одноместного самолета с кабиной, закрепленной на универсальном шарнире, позволяющем самолету осуществлять имитированный полет с изменяющимися углами тангажа, крена и рыскания. В тренажере предусмотрено наличие инструктора, осуществляющего контроль пилотирования. Управление кабиной-самолетом осуществляется при помощи пневмоприводов.
Недостатками тренажера Линка являются отсутствие замкнутого контура во время имитации управления самолетом при отклонении пилотом органов управления, а также устройств, воспроизводящих или имитирующих катапультирование. Кроме того, не предусмотрены имитация катапультирования или аварийных ситуаций и отработка поведения пилота в этих ситуациях.
Известен также комплексный авиационный тренажер [2] содержащий кабину для экипажа с приборными досками, снабженными необходимыми приборами, систему управления, рабочие места для пилотов, систему внешней обстановки, систему подвижности, вычислительный комплекс, пульт инструктора и командира.
Тренажер предназначен для отработки процедур пилотирования, навыков управления на различных этапах полета или в определенных "нештатных ситуациях".
Недостатками известного тренажера являются недостаточные углы наклона кабины при имитации полета по тангажу, крену и рысканию; отсутствие устройств, воспроизводящих или имитирующих катапультирование. Кроме того, в программе обучения пилота не предусмотрена имитация аварийных и катастрофических ситуаций, при которых пилот вынужден покинуть самолет, например при помощи катапультирования, не предусмотрена также возможность обучения пилота принятию правильного решения на катапультирование в зависимости от опасности сложившейся ситуации.
Наиболее близким к предлагаемому техническому решению и принятому в качестве прототипа, является тренажер катапультирования [3] содержащий направляющие для катапультирования с установленным на них катапультным креслом и связанную с ними подвижную кабину, представляющую макет кабины летательного аппарата, агрегаты обеспечивающие отработку техники катапультирования, пульт инструктора. Кабина перемещается горизонтально от пилота в кресле. Инструктор вводит начальные условия для пилота, а он самостоятельно выполняет процедуры, необходимые для катапультирования. Перед имитацией катапультирования подвижная кабина перемещается по горизонтали вперед от катапультного кресла с пилотом, обеспечивая ему безопасность. Только после этого осуществляется катапультирование кресла с пилотом по вертикальным направляющим с воспроизводством соответствующих перегрузок. Инструктор наблюдает всю кабину с пилотом и контролирует правильность катапультирования визуально.
Тренажер позволяет определять неисправности отдельных элементов системы катапультирования, а также обучать пилота навыкам катапультирования в горизонтальном полете.
Недостатками известного устройства являются имитация катапультирования, которая осуществляется только в горизонтальном режиме полета, кроме того, в тренажере не воспроизводится участок полета, предшествующий катапультированию, тем самым нет оценки пилота правильному действию на этом важном этапе времени, не отрабатываются навыки принимать правильные решения на катапультирование.
В предлагаемом тренажере, содержащем устройство для катапультирования с катапультным креслом пилота, пульт инструктора, установленный вне кабины, кабина тренажера выполнена адекватной кабине реального самолета по параметрам рабочей зоны и интерьеру и снабжена приборной доской, системой индикации на лобовом стекле, системой управления, системой визуализации внешней обстановки, а также катапультным креслом для пилота, откидывающимся фонарем, при этом кабина снабжена системой подвижности, обеспечивающей ей перемещение по углам тангажа, крена и рыскания в пределах более 45о, а также имитатором стреляющего пневмомеханизма, при этом движение катапультного кресла обеспечивается на начальном участке, фонарь же снабжен шарнирным механизмом и механизмом перемещения его вместе с креслом, при этом тренажер снабжен вычислителем, связанным с приводами системы подвижности, системами индикации и визуализации и управления, обеспечивающим имитированное движение кабины в особой ситуации и создающим поток информации для индикации в системах, установленных в кабине и вне ее. Пульт инструктора с дисплеем вынесен за пределы тренажера.
Предлагаемый тренажер позволяет повысить эффективность обучения пилотов путем создания условий тренировки в аварийной и катастрофической ситуациях и обеспечить навыкам принятия правильного решения на покидание самолета, в том числе путем катапультирования.
При этом в тренажере создают реальную обстановку как в режиме обычного полета, так и реальную обстановку в режиме катастрофы, так как система подвижности кабины позволяет ей занимать большие углы по крену до 50о, большие отрицательные углы по тангажу более 45о и углы рыскания до 45о.
Пульт инструктора с дисплеем, индуктирующим на своем экране все параметры движения и управления, вынесен за пределы тренажера с целью уменьшения веса кабины. Между инструктором и пилотом выполнена прямая и обратная связь.
Кабина тренажера выполнена адекватной кабине реального самолета по параметрам рабочей зоны и интерьеру и снабжена всем необходимым оборудованием и элементами управления, а также снабжена катапультным креслом, как на самолете, с набором элементов управления и другого по инструкции для осуществления катапультирования.
На фиг. 1 изображен тренажер, общий вид; на фиг. 2 вид кабины, состыкованной с капсулой, которая установлена на вилкообразной опоре, и показаны узлы, из которых они состоят, а также положение пилота в кресле кабины до катапультирования и во время имитации катапультирования; на фиг. 3 тренажер, вид слева (крепление капсулы с кабиной на вилкообразной опоре и ее установка на корпусе при помощи вертикальной полой оси, а также показаны системы подвижности кабины с капсулой по углам тангажа, крена и рыскания); на фиг. 4 тренажер, вид сверху и показаны углы поворота кабины с капсулой по углам рыскания; на фиг. 5 тренажер с положением кабины под разными углами тангажа и рыскания с одновременной имитацией катапультирования; на фиг. 6 принципиальная схема работы тренажера.
Предлагаемый тренажер содержит подвижную кабину 1, моделирующую конкретный тип летательного аппарата с воспроизведением интерьера рабочего места пилота. Кабина 1 жестко связана с капсулой 2 и имеет два отсека. Первый отсек 3 одним торцом встык связан с кабиной 1, а другим с вторым отсеком 4. В первом отсеке капсулы 2 расположен узел подвижности кабины 1 по крену, а во втором отсеке размещен балансированный груз 5. Все узлы кабина 1 и капсула 2 с ее двумя отсеками имеют общую продольную ось. На капсуле 2 на уровне ее продольной оси симметрии установлены жестко две полуоси 6, при помощи которых она подвижно крепится в цапфах и на подшипниках 7 вилкообразной опоры 8, при этом полуоси 6 связаны с механизмом поворота, кабины 1 и капсулы, который содержит электрогидравлический привод 9, связанный с зубчатым сектором 10 и установленный на одной из полуосей 6, а сам электрогидравлический привод 9 закреплен на кронштейне 11, который установлен на соответствующей вилке опоры 8. Таким образом вилкообразная опора 8 предназначена для подвижного крепления капсулы 2 с кабиной 1, а механизм поворота 9, 10, установленный на одной из вилок опоры 8, поворачивает кабину 1 с капсулой 2 по углам тангажа от 0 до более 45о. Вилкообразная опора 8 установлена подвижно с вращением вокруг вертикальной оси, создавая этим имитацию движения кабины 1 с капсулой 2 по углам рыскания до 45о в одну и другую сторону. Вилкообразная опора 8 установлена на подвижной планшайбе 12, которая опирается на подшипник 13 и жестко связывает опору 8 с вертикальной полой осью 14, расположенной внутри корпуса 15, на верхней площадке которого установлена планшайба 12. При этом вертикальная ось полой оси 14, планшайбы 12, ось симметрии вилкообразной опоры 8 и вертикальная ось симметрии кабины 1 с капсулой 2 совмещены (расположены на одной вертикальной оси). Корпус 15 жестко установлен на плите 16, при помощи которой он крепится к фундаменту 17. Пульт 18 инструктора с экспертной системой контроля и вычислительной системой 19 управления расположены вне тренажера и установлены также на фундаменте 17. Вычислительная система 19 установлена вне тренажера и связана при помощи кабеля 20 с узлами подвижности и с кабиной 1 пилота, чем и осуществляется контроль за действиями и поведением пилота, а также обеспечивает режим работы тренажера. Кабина 1 тренажера выполнена подвижной и может перемещаться по углам тангажа и рыскания в месте с капсулой 2, а также по углам крена до 50о самостоятельно относительно капсулы 2. Кабина 1 выполнена адекватной кабине реального самолета по параметрам рабочей зоны и интерьеру. В кабине 1 расположены приборная панель 21 фиг. 2 с набором пилотажных приборов индикации и все органы 22 управления самолетом (РУС, РУД, педали и т. д.).
На кабине 1 установлен фонарь 23, выполненный откидывающимся относительно оси 24 для доступа пилота в кабину 1, фонарь 23 снабжен механизмом 25 его подъема вверх вместе с креслом 26 при имитации катапультирования. В кабине 1 установлено катапультное кресло 26, оборудованное устройствами, функционально связанными с процессом аварийного покидания (приводы ручного сброса фонаря кабины 1, приборы и т. д.).
Пилот размещается в катапультном кресле в полном штатном снаряжении.
Для тренировки пилота по катапультированию в условиях маневренного полета в кабине тренажера (или на снаряжении пилота) размещены конструктивные устройства, ограничивающие подвижность рук летчика, адекватно влиянию действующей перегрузки.
При этом обеспечивается соответствие имитируемой перегрузки реальному характеру ее изменения в полете при снятии рук летчика с РУС, либо при характерных видах отказов системы управления самолетом.
Для отработки действий по аварийному покиданию самолета в условиях больших высот в случае разгерметизации кабины предусматривается возможность наддува высотного снаряжения пилота до избыточного давления, соответствующего условиям покидания на высотах до Нмакс самолета.
В кабине 1 пилота или на шлеме 27 летчика установлена система визуализации внешних условий полета. На приборной доске 21 кабины 1, а также на шлеме 27 пилота воспроизводятся предусмотренные на самолете виды предупредительной и аварийной (звуковой, световой) сигнализации летчику.
На тренажере обеспечивается функциональная и акустическая имитация первоначального этапа процесса катапуль- тирования при сбрасывании приводами аварийного покидания "сброс фонаря" от приводов кресла либо ручки автономного сброса, предусмотрено выдвижение кресла 26 из кабины 1 от приводов кресла на высоту, близкую к ходу штатного самолета.
Временная последовательность срабатывания систем, имитирующих процесс катапультирования на тренажере, соответствует циклограмме штатного процесса аварийного покидания самолета с учетом начальных и последующих условий полета. Кресло 26 снабжено имитатором стреляющего пневмомеханизма 28, при помощи которого предусмотрено выдвижение кресла 26 на высоту, близкую к ходу штатного самолета. Поворот кабине 1 по крену обеспечивает система подвижности, расположенная в первом отсеке 3 капсулы 2, с которой она жестко соединена при помощи силовой рамы 29.
Система подвижности кабины 1 по крену выполнена в виде продольной полой оси 30, расположенной внутри отсека 3 капсулы 2, и установлена на подшипниках 31, которая связана при этом с механизмом поворота, содержащим электрогидравлический привод 32 и рейку 33, установленную на полой оси 30. Внутри полой оси 30 уложена компенсационная петля электрокоммуникационного кабеля 20, сохраняющая его от механического повреждения при повороте кабины 1 по углам крена. Балансировочный груз 5, расположенный во втором отсеке 4 капсулы 2, обеспечивает балансировку кабины 1 относительно оси поворота ее по углам тангажа и представляет собой набор грузов, которые крепятся между собой крепежным устройством 34. Имитацию подвижности кабины 1 по углам рыскания создает механизм подвижности вилкообразной опоры 8 относительно ее вертикальной оси. Она содержит вертикально установленную внутри корпуса 15 полую ось 14, жестко связанную с планшайбой 12 и вилкообразной опорой 8 на ней. Планшайба 12 установлена на подшипнике 13, который лежит на верхней площадке корпуса 15, а полая ось 14 на подшипниках 35 и связана при помощи зубчатой рейки 36, закрепленной на ней, с электрогидравлическим приводом 37, который установлен на кронштейне 38, закрепленном на боковой стенке корпуса 15 изнутри. Внутри полой вертикальной оси 14 проходит электрокоммуникационный кабель 20 и связывает все подвижные системы тренажера с вычислительной системой 19 тренажера, установленной вне его. Все вычислительные функции, необходимые для обеспечения процедуры тренировки пилота, выполняет вычислительная система тренажера 19.
Она обеспечивает имитацию "управления полетом", неуправляемого движения при отказе или разрушении управления, воспроизведение на приборной доске и системе визуализации соответствующей полетной информации. Кроме того, она обеспечивает адекватную условиям "полета" загрузку ручки управления (РУС); ввод согласно принятому перечню инструктора типичных видов аварийных ситуаций, обусловленных отказов техники или ошибок в "пилотировании". Вычислительная система также обеспечивает действие установленных на приборной доске (остеклении кабины) устройств предупредительной или аварийной сигнализации пилоту. Моделируемые на тренажере аварийные ситуации могут сопровождаться имитацией характерных для них внешних проявлений (признаков) появление дыма, тряски, соответствующие колебания углов тангажа и крена и т. п.
Вычислительная система снабжена также блоком регистрации для объективной оценки процедуры тренировки и поведения летчика, хронометрирования действий летчика при катапультировании.
На пульте инструктора полностью и наглядно отражается информация процедуры тренировки на всех стадиях, а также при помощи экспертной системы отображение ошибок в поведении пилота, допущенных им в течение отрезка времени, предшествующего катапультированию и при катапультировании, а также результаты катапультирования.
Устройство работает следующим образом.
Пилот, курсант 40, откинув фонарь 23, залезает в кабину 1 тренажера, как в кабину реального самолета и размещается в катапультном кресле 26, действуя по инструкции (пристегивается и т. д.). После его сигнала "готов" включается в работу инструктор. Начальный режим полета пилоту задает инструктор с пульта 18 управления через вычислитель 19 путем манипуляции органами управления на пульте 18.
Режим может соответствовать нормальному горизонтальному полету и может иметь определенное значение скорости, высоты, углов тангажа, крена и рыскания и т. п.
Эта информация поступает в вычислитель 19, который сразу начинает решать задачу моделирования полета и определять работу всех систем.
В вычислителе 19 формируется информация, индуктируемая на пилотажных приборах 21, на индикаторах лобового стекла 39, а также характеристики внешней обстановки 41, выдаваемые на экраны, акустические параметры 42, воспроизводимые в блоках.
Параметры углового положения кабины 1, выработанные в вычислителе 19, воспроизводятся системой подвижности 43 тренажера, а сама кабина занимает соответствующее угловое положение по тангажу, крену, рысканию.
Система подвижности 43 тренажера разделена на три соответствующие по назначению углов положения кабины 1 по тангажу, крену, рысканию. Система подвижности по крену расположена в капсуле 2, в ее отсеке 3, подвижность по тангажу кабине 1 обеспечивают ее вилкообразная опора 8 и механизм перемещения 9 (10), связанный с кабиной 1 при помощи осей 6, а также опора 8, связанная с планшайбой 12 и полой веpтикальной осью 14. При помощи механизма перемещения 36, 37 перемещают кабину 1 по углам рыскания.
При поступлении сигнала из вычислителя 19 на гидропровод 32 он начинает поворачивать при помощи зубчатой рейки 33 полую ось 30, которая жестко связана с кабиной 1. Соответственно кабина 1 приобретает требуемое положение по крену в ту или иную сторону до 50о.
При поступлении сигнала из вычислителя 19 на гидропровод 9 он, воздействуя на рейку 10, поворачивает ось 6, на которой закреплена зубчатая рейка 10, а с осью 6 поворачивается и кабина 1, поворачивается соответственно вверх или вниз по углам тангажа. В предлагаемом тренажере предусмотрено перемещение по тангажу более 45о.
При поступлении сигнала из вычислителя 19 на гидропривод 37 он начинает перемещать зубчатую рейку 36, которая жестко установлена на полой вертикальной оси 14 и поворачивает ее соответственно влево или вправо, а вместе с ней планшайбу 12 и опору 8 вместе с кабиной 1 на требуемый угол рыскания.
Когда кабина 1 по сигналам из вычислителя 19 занимает соответствующее угловое положение по тангажу, крену и рысканию, пилот-курсант, воздействуя на элементы 22 системы управления и блоки управления системами самолета 45, осуществляет управление им и выполняет заданный режим, затем продолжает выполнять заданный маневр полета, пилотирование в воздушном бою или другую предписанную операцию.
В определенный момент от инструктора также через вычислитель 19 поступает сигнал на возникновение особой тяжелой ситуации ОС в полете, как катастрофической. Этот сигнал может быть запрограммирован инструктором, например, во времени либо по высоте или по положению кабины 1. Например, это может быть отказ функциональной системы, сильное внешнее возмущение, как например прорыв или сдвиг ветра, отклонение, эквивалентные ошибки пилота. В вычислителе 19 моделируется новый режим ОС особой ситуации, и только после этого соответствующая приборная информация, внешняя обстановка, акустическая информация, угловые положения кабины 1 и т. д. реализуются в системах у пилота, таких как в пилотажных приборах на приборной панели 21, в индикаторе на лобовом стекле 39, в системе имитации внешней обстановки 41, в имитаторе акустического воздействия 42, в системе подвижности по тангажу, крену и рысканию 43. Пилот получает таким образом новую информацию по приборам, по изменению положения кабины и звуковым сигналам и начинает самостоятельно воздействовать на органы управления 22, на блоки управления системами самолета 45 и стремиться парировать (исправить) возникшую особую ситуацию ОС. Как правило ОС сопровождается интенсивным снижением самолета, развитием отрицательного тангажа, больших углов крена и рыскания.
Пилот оценивает изменение соответствующих параметров по информации на экранах внешней обстановки 41, по показаниям приборов 21, а также ощущает по угловому положению 43 кабины 1.
Между инструктором и пилотом имеется прямая и обратная связь. В это время инструктор следит за действиями пилота по информации, индуктируемой на его пульте 18, и сравнивает получаемые данные с эталонными характеристиками и допусками, индуктируемыми там же.
Этим сравнением инструктор оценивает действие пилота-курсанта 40 по парированию (преодолению) ОС.
Задача пилота-курсанта 40 преодолевать ОС до того момента, когда уже ничего нельзя сделать и надо покидать самолет. Аварийное покидание может быть осуществлено либо путем "катапультирования", либо выбросом через борт кабины 1, фонарь 23 в этом случае откидывается. Однако пилот курсант должен учитывать оставшийся резерв времени, запас высоты и располагаемой скорости, а также угловое положение кабины 1. Правильное решение должно быть принято им в очень ограниченное время и в допустимом диапазоне параметров полета-скорости, высоты и др. Одновременно пилот-курсант не должен покинуть самолет-кабину 1 преждевременно, т. е. не выполнив предписанные процедуры по спасению самолета.
Оценку правильности действий пилота инструктор проводит по информации, индуктируемой на пульте 18, где фактические параметры сопоставляются с эталонными.
Когда пилот решает покинуть самолет путем катапультирования, он выполняет необходимые операции с органами управления 44, установленными на кресле по инструкции, предусмотренной для штатного кресла в самолете, а именно: притяг ног, срабатывание средств защиты от потока, сброс фонаря 23 и др. После этого срабатывает энергодатчик 46, управляющий имитатором стреляющего пневмомеханизма 28, и кресло 26 начинает перемещаться по направляющим вверх, при этом соблюдается подобие с реальным самолетом только в части подготовительных процедур.
Операция и самовыдвижение по скорости, ускорениям и перегрузкам не соблюдается, так как в этом нет необходимости.
Одновременно с креслом 26 перемещается в том же направлении и фонарь 23, но по другой, чем в самолете схеме, для его сохранения, а именно фонарь 23 при выдвижении кресла 26 из кабины вверх также поднимается при помощи механизма 25, установленного на кабине 1 и связанного с креслом 26.
Момент катапультирования и все процедуры, выполняемые пилотом, отражаются на пульте 18 инструктора. Затем в вычислителе 19 решается прогнозируемая траектория кресла и дается оценка правильности катапультирования и возможность спасения пилота. При желании пилот может покинуть кабину через борт. Таким образом, предлагаемый тренажер повышает эффективность обучения пилотов путем создания условий тренировки в аварийной и катастрофической ситуациях и обеспечения обучения навыкам принятия правильного решения на покидание самолета, в том числе путем катапультирования. При этом в тренажере создают реальную обстановку как в режиме обычного полета, так и реальную обстановку в режиме катастрофы, так как система подвижности кабины позволяет ей занимать большие углы по крену до 50оС, большие отрицательные углы по тангажу более 45о и углы рыскания до 45о.
Пульт инструктора с дисплеем, индуктирующим на своем экране все параметры движения и управления, вынесен за пределы тренажера с целью уменьшения веса кабины. Между инструктором и пилотом выполнена прямая и обратная связь.
Кабина выполнена адекватной кабине реального самолета по параметрам рабочей зоны и интерьеру и снабжена всем необходимым оборудованием и элементами управления, а также она снабжена катапультным креслом, как на самолете, с набором элементов управления катапультирования.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО | 1990 |
|
RU2101217C1 |
СИСТЕМА КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ КРЕСЛА С РЕГУЛИРУЕМОЙ ТЯГОЙ РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1993 |
|
RU2095291C1 |
СИСТЕМА ИМИТАЦИИ ВИЗУАЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВКИ ЛЕТЧИКА | 1997 |
|
RU2128860C1 |
ТРЕНАЖЕР ВОЗДУШНОГО БОЯ | 2005 |
|
RU2297674C2 |
КАТАПУЛЬТИРУЕМОЕ КРЕСЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1993 |
|
RU2088484C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА НА АВИАЦИОННОМ ТРЕНАЖЕРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 1990 |
|
SU1831958A3 |
ИМИТАТОР КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ АВИАЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА | 1988 |
|
RU1586427C |
СПОСОБ И СИСТЕМА АВАРИЙНОГО ПОКИДАНИЯ САМОЛЕТА С ЧЕТЫРЬМЯ ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА | 2016 |
|
RU2644211C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВСПЛЫТИЯ ЭКИПАЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ИЗ ПОДВОДНОГО ПОЛОЖЕНИЯ | 1995 |
|
RU2088485C1 |
ПИЛОТАЖНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС | 2004 |
|
RU2263973C1 |
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к проектированию тренажеров для обучения пилотов. Условия тренировки на тренажере создают такие, какие могут возникнуть в реальной обстановке в полете. Для этого кабина пилота в тренажере полностью повторяет по конструкции кабину реального самолета, а также по параметрам рабочей зоны и интерьеру, снабжена приборной доской с таким же набором приборов, что и в самолете. На лобовом стекле установлена система индикации. В кабине установлены системы управления и визуализации внешней обстановки. Кабина также снабжена катапультным креслом, как в самолете, и фонарем, который может откидываться, а также системой подвижности, которая связана с кабиной и позволяет ей изменять положение по углам тангажа, крена и рыскания в пределах более 45°. В тренажере кресло выполнено катапультирующимся, для чего в кабине установлен имитатор катапультирования, выполненный в виде направляющих с пневмоприводом и обеспечивающих движение катапультного кресла на начальном участке. Фонарь снабжен механизмом подъема, при помощи которого фонарь поднимается одновременно с поднимающимся по направляющим катапультным креслом. Тренажер снабжен вычислителем, связывающим пилота с инструктором и позволяющим осуществлять имитированное движение в аварийной и катастрофической ситуациях и создавать поток информации для индикации в соответствующем имитаторе и системах, установленных в кабине. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Патент США N 4580982, кл.434-30, 1986. |
Авторы
Даты
1995-06-09—Публикация
1992-02-14—Подача