Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике, где используются высокоскоростные винтовые и турбокомпрессорные агрегаты.
Известен упорный подшипник скольжения, содержащий корпус, размещенные в нем самоустанавливающиеся сегменты и упорный диск с выполненными в нем осевым и заглушенным радиальным каналами, вал с радиальным и осевым каналом, имеющим конический участок [1] К недостаткам известного подшипника можно отнести снижение несущей способности за счет дросселирования смазки с интенсивным пенообразованием при выходе загазованной смазки из каналов, сложность подвода загазованной смазки во вращающийся вал, ослабление прочности упругого диска и повышенный износ трущихся поверхностей.
Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности работы подшипника и снижения пенообразования.
Это достигается тем, что упорный подшипник скольжения, содержащий корпус, размещенные в нем самоустанавливающиеся сегменты и упорный диск с выполненными в нем осевым и заглушенным радиальными каналами, вал с радиальным и осевым каналами, имеющими конический участок, снабжен маслосборником с газовым и масляным патрубками и маслособирающей проточкой, а также смонтированным на коническом участке осевого канала вала разделителем смазочного потока и направляющим кольцом с направляющими лопатками, обращенными к маслособирающей проточке, при этом отверстие для подвода смазки выполнено в корпусе.
На фиг. 1 представлен упорный подшипник скольжения, продольный разрез; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1.
Упорный подшипник скольжения содержит корпус 1 с отверстием 2 для подвода смазки, расположенные в нем самоустанавливающиеся сегменты 3, упорный диск 4, внутри которого выполнены осевой 5 и заглушенный радиальный 6 каналы для отвода смазки. В состав упорного подшипника скольжения входит вал 7 с радиальным 6 каналом и осевым 8, имеющим конический участок 9, направляющим кольцом 10, содержащим направляющие лопатки 11. На коническом участке осевого канала 8 вала 7 смонтирован разделитель 12 смазочного потока. Упорный подшипник скольжения имеет маслосборник 13 с газовым 14 и масляным 5 патрубками и маслособирающую проточку 16, сообщающуюся с разделителем 12 смазочного потока и направляющим кольцом 10.
Подшипник работает следующим образом.
Смазка в подшипник подается через отверстие 2 на рабочие поверхности упорного диска 4 и самоустанавливающиеся сегменты 3, отводится через осевой 5 и радиальный 6 каналы упорного диска 4, а затем поступает в осевой 8 канал вала и перемещается по внутренней поверхности конического участка 9 осевого канала вала к разделителю 12 смазочного потока. При перемещении по поверхности масло распределяется тонким слоем и из него выделяется растворенный газ за счет разницы гидродинамического давления в пленке и разряжения в центре конуса. Выделившийся газ отсасывается через газовый патрубок 14, а масло проходит через направляющее кольцо 10 по направляющим лопаткам 11, позволяющим уменьшить скорость потока масла и препятствующим вторичному насыщению смазки газом, в маслособирающую проточку 16 и удаляется через масляный патрубок 15.
Такое выполнение упорного подшипника скольжения приводит к удалению газа, что приближает свойства масло-газовой смеси к свойствам чистого масла, улучшает слив масла из-за полного отсутствия пены, обеспечивает подачу для смазки масла, очищенного от газов, исключает вторичное насыщение смазки газом в связи с применением направляющего кольца, а также повышает несущую способность и надежность подшипника.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЗОТУРБОНАГНЕТАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2182245C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ БЕЗМАСЛЕННОГО ТИПА С АВТОНОМНОЙ СИСТЕМОЙ СМАЗКИ | 2003 |
|
RU2241148C1 |
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1996 |
|
RU2115037C1 |
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, РАБОТАЮЩИЙ НА МАЛОВЯЗКОЙ ЖИДКОСТИ | 1999 |
|
RU2186266C2 |
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОДШИПНИКОВОГО УСТРОЙСТВА | 2000 |
|
RU2199682C2 |
НЕСИММЕТРИЧНЫЙ ДВУНАПРАВЛЕННЫЙ УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК С ДВУМЯ АКТИВНЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ | 2014 |
|
RU2643854C2 |
РАДИАЛЬНАЯ ИМПУЛЬСНАЯ ТУРБИНА НАДДУВА ДИЗЕЛЯ | 1994 |
|
RU2109142C1 |
ТУРБОАГРЕГАТ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ | 1999 |
|
RU2158398C1 |
ВИНТОДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1983 |
|
SU1839924A2 |
ВИСКОЗИМЕТР ДЛЯ ЖИДКИХ СРЕД | 1993 |
|
RU2087898C1 |
Использование: в машиностроении для высокотемпературных винтовых и турбокомпрессорных агрегатов. Сущность: упорный подшипник скольжения содержит корпус с отверстием для подвода смазки и расположенные в нем самоустанавливающиеся сегменты, упорный диск с осевыми и радиальными каналами. Осевой канал имеет конический участок и снабжен направляющим кольцом с направляющими лопатками и разделителем смазочного потока, расположенными в маслосборнике с маслособирающей проточкой и газовым и масляным патрубками. Такое выполнение обеспечивает удаление газов из смазочной смеси, что повышает несущую способность и надежность подшипника. 2 ил.
Упорный подшипник скольжения, содержащий корпус, размещенные в нем самоустанавливающиеся сегменты и упорный диск с выполненными в нем осевым и заглушенным радиальным каналами, вал с радиальным и осевым каналом, имеющим конический участок, отличающийся тем, что он снабжен маслосборником с газовым и масляным патрубками и маслособирающей проточкой, а также смонтированным на коническом участке осевого канала вала разделителем смазочного потока и направляющим кольцом с направляющими лопатками, обращенными к маслособирающей проточке, при этом отверстие для подвода смазки выполнено в корпусе.
Упорный подшипник скольжения | 1984 |
|
SU1328593A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1997-08-27—Публикация
1993-03-17—Подача