УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 1997 года по МПК F16C33/10 F16C17/04 

Описание патента на изобретение RU2088816C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике, где используются высокоскоростные винтовые и турбокомпрессорные агрегаты.

Известен упорный подшипник скольжения, содержащий корпус, размещенные в нем самоустанавливающиеся сегменты и упорный диск с выполненными в нем осевым и заглушенным радиальным каналами, вал с радиальным и осевым каналом, имеющим конический участок [1] К недостаткам известного подшипника можно отнести снижение несущей способности за счет дросселирования смазки с интенсивным пенообразованием при выходе загазованной смазки из каналов, сложность подвода загазованной смазки во вращающийся вал, ослабление прочности упругого диска и повышенный износ трущихся поверхностей.

Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности работы подшипника и снижения пенообразования.

Это достигается тем, что упорный подшипник скольжения, содержащий корпус, размещенные в нем самоустанавливающиеся сегменты и упорный диск с выполненными в нем осевым и заглушенным радиальными каналами, вал с радиальным и осевым каналами, имеющими конический участок, снабжен маслосборником с газовым и масляным патрубками и маслособирающей проточкой, а также смонтированным на коническом участке осевого канала вала разделителем смазочного потока и направляющим кольцом с направляющими лопатками, обращенными к маслособирающей проточке, при этом отверстие для подвода смазки выполнено в корпусе.

На фиг. 1 представлен упорный подшипник скольжения, продольный разрез; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1.

Упорный подшипник скольжения содержит корпус 1 с отверстием 2 для подвода смазки, расположенные в нем самоустанавливающиеся сегменты 3, упорный диск 4, внутри которого выполнены осевой 5 и заглушенный радиальный 6 каналы для отвода смазки. В состав упорного подшипника скольжения входит вал 7 с радиальным 6 каналом и осевым 8, имеющим конический участок 9, направляющим кольцом 10, содержащим направляющие лопатки 11. На коническом участке осевого канала 8 вала 7 смонтирован разделитель 12 смазочного потока. Упорный подшипник скольжения имеет маслосборник 13 с газовым 14 и масляным 5 патрубками и маслособирающую проточку 16, сообщающуюся с разделителем 12 смазочного потока и направляющим кольцом 10.

Подшипник работает следующим образом.

Смазка в подшипник подается через отверстие 2 на рабочие поверхности упорного диска 4 и самоустанавливающиеся сегменты 3, отводится через осевой 5 и радиальный 6 каналы упорного диска 4, а затем поступает в осевой 8 канал вала и перемещается по внутренней поверхности конического участка 9 осевого канала вала к разделителю 12 смазочного потока. При перемещении по поверхности масло распределяется тонким слоем и из него выделяется растворенный газ за счет разницы гидродинамического давления в пленке и разряжения в центре конуса. Выделившийся газ отсасывается через газовый патрубок 14, а масло проходит через направляющее кольцо 10 по направляющим лопаткам 11, позволяющим уменьшить скорость потока масла и препятствующим вторичному насыщению смазки газом, в маслособирающую проточку 16 и удаляется через масляный патрубок 15.

Такое выполнение упорного подшипника скольжения приводит к удалению газа, что приближает свойства масло-газовой смеси к свойствам чистого масла, улучшает слив масла из-за полного отсутствия пены, обеспечивает подачу для смазки масла, очищенного от газов, исключает вторичное насыщение смазки газом в связи с применением направляющего кольца, а также повышает несущую способность и надежность подшипника.

Похожие патенты RU2088816C1

название год авторы номер документа
ГАЗОТУРБОНАГНЕТАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Ульянов А.Г.
  • Крукович А.Р.
RU2182245C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ БЕЗМАСЛЕННОГО ТИПА С АВТОНОМНОЙ СИСТЕМОЙ СМАЗКИ 2003
  • Ульянов А.Г.
  • Куличков С.В.
  • Шишкин Ю.П.
RU2241148C1
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1996
  • Ульянов А.Г.
  • Арон А.В.
  • Шишкин Ю.П.
  • Шишкин С.Ю.
RU2115037C1
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, РАБОТАЮЩИЙ НА МАЛОВЯЗКОЙ ЖИДКОСТИ 1999
  • Ульянов А.Г.
  • Шишкин Ю.П.
  • Волошин Ю.П.
  • Крукович А.Р.
RU2186266C2
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОДШИПНИКОВОГО УСТРОЙСТВА 2000
  • Арон А.В.
  • Шишкин Ю.П.
  • Соболенко А.Н.
  • Кукушкин И.Н.
RU2199682C2
НЕСИММЕТРИЧНЫЙ ДВУНАПРАВЛЕННЫЙ УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК С ДВУМЯ АКТИВНЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ 2014
  • Херд Джеймс
RU2643854C2
РАДИАЛЬНАЯ ИМПУЛЬСНАЯ ТУРБИНА НАДДУВА ДИЗЕЛЯ 1994
  • Шурипа В.А.
RU2109142C1
ТУРБОАГРЕГАТ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ 1999
  • Ульянов А.Г.
  • Шишкин Ю.П.
RU2158398C1
ВИНТОДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО 1983
  • Рассказов Евгений Викторович
SU1839924A2
ВИСКОЗИМЕТР ДЛЯ ЖИДКИХ СРЕД 1993
  • Ульянов А.Г.
  • Шишкин Ю.П.
  • Арон А.В.
  • Березин С.В.
RU2087898C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 088 816 C1

Реферат патента 1997 года УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Использование: в машиностроении для высокотемпературных винтовых и турбокомпрессорных агрегатов. Сущность: упорный подшипник скольжения содержит корпус с отверстием для подвода смазки и расположенные в нем самоустанавливающиеся сегменты, упорный диск с осевыми и радиальными каналами. Осевой канал имеет конический участок и снабжен направляющим кольцом с направляющими лопатками и разделителем смазочного потока, расположенными в маслосборнике с маслособирающей проточкой и газовым и масляным патрубками. Такое выполнение обеспечивает удаление газов из смазочной смеси, что повышает несущую способность и надежность подшипника. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 088 816 C1

Упорный подшипник скольжения, содержащий корпус, размещенные в нем самоустанавливающиеся сегменты и упорный диск с выполненными в нем осевым и заглушенным радиальным каналами, вал с радиальным и осевым каналом, имеющим конический участок, отличающийся тем, что он снабжен маслосборником с газовым и масляным патрубками и маслособирающей проточкой, а также смонтированным на коническом участке осевого канала вала разделителем смазочного потока и направляющим кольцом с направляющими лопатками, обращенными к маслособирающей проточке, при этом отверстие для подвода смазки выполнено в корпусе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2088816C1

Упорный подшипник скольжения 1984
  • Баткис Григорий Семенович
  • Коханов Семен Григорьевич
  • Максимов Валерий Архипович
SU1328593A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 088 816 C1

Авторы

Ульянов А.Г.

Шишкин Ю.П.

Арон А.В.

Абрамова Г.Г.

Даты

1997-08-27Публикация

1993-03-17Подача