Изобретение относится к самолетостроению, преимущественно к конструкциям легких летательных аппаратов, в частности к мотодельталетам.
Известен мотодельталет, содержащий мягкое крыло с органами управления, шасси с опорными элементами, кабину с расположенными внутри, по крайней мере, одним посадочным местом, в задней части которой установлена рама для крепления двигателя толкающего винта, и элемент для присоединения кабины к мягкому крылу (патент Великобритании N 2 239 642, кл. В 64 С 39/00, 1991).
Применение кабины транспортного средства автомобиля в качестве пилотской кабины значительно повышает комфортабильность пассажира-пилота при использовании летательного аппарата, но при этом ухудшаются аэродинамические, массовые и скоростные характеристики, следствием чего является увеличение удельного расхода топлива, уменьшение продолжительности полета и потеря пилотажных свойств летательного аппарата.
Техническим результатом изобретения является улучшение летных характеристик мотодельталета при одновременном сохранении комфортности пассажира-пилота в полете.
Поставленный технический результат достигается тем, что в мотодельталете, содержащем мягкое крыло с органами управления, шасси с опорными элементами, кабину с расположенным внутри, по крайней мере, одним посадочным местом, в задней части которой установлена рама для крепления двигателя толкающего винта, и элемент для присоединения кабины к мягкому крылу, шасси имеет три опоры, кабина выполнена в виде гондолы из композитного материала, а элемент для присоединения кабины к крылу выполнен в виде пилона, имеющего, по крайней мере, один лонжерон, и шарнирно связанного с гондолой с возможностью складывания с ней, причем стенки гондолы имеют переменную толщину, создаваемую путем нанесения различного количества слоев композитного материала в зависимости от степени нагружения стенок, при этом число слоев материала на продольном участке основания гондолы и на трех боковых двух вертикальных и одном диагональном участках, соответственно в зонах размещения передней и задних опор и крепления сиденья и пилона с гондолой, больше числа слоев материала стенки гондолы, причем к основанию гондолы в задней части продольного участка прикреплен нижний рычаг подвески рамы для крепления двигателя, а ее верхние рычаги присоединены шарнирно к гондоле в верхней части боковых диагональных участков. Кроме этого, спинка сидения посадочного места выполнена в виде силового элемента, соединенного со стенками гондолы в средней части диагональных участков, в носовой части гондолы установлен силовой шпангоут, опирающийся на основание в передней части продольного участка, а силовая оболочка пилона служит в качестве кожуха двигателя толкающего винта.
На фиг. 1 изображен общий вид мотодельталета; на фиг. 2 мотодельталет, вид сбоку; на фиг. 3 сечение А-А на фиг. 2; на фиг.4 сечение Б-Б на фиг. 2.
Мотодельталет, согласно изобретению, содержит мягкое крыло 1 с органами управления 2, шасси с опорными элементами 3, в качестве которых могут быть использованы лыжи, колеса или комбинация из них (на чертеже не показано). К крылу 1 подвешивается посредством пилона 4 гондола 5. Гондола выполнена из композитного материала, причем стенки 6 гондолы имеют переменную толщину, создаваемую путем нанесения различного количества слоев композитного материала в зависимости от степени нагружения стенок, при этом число слоев материала на продольном участке 7 основания гондолы и на трех боковых двух вертикальных 8 и одном диагональном 9 участках соответственно в зонах размещения передней опоры 10 и крепления сиденья 11 и пилона 4 с гондолой, больше числа слоев материала стенки 6 гондолы, причем к основанию гондолы в задней части продольного участка 7 шарнирно прикреплен нижний рычаг 12 подвески рамы 13 для крепления двигателя 14, а ее верхние рычаги 15 и 16 присоединены шарнирно к гондоле в верхней части боковых диагональных участков 9.
Для повышения несущей способности корпуса гондолы спинка сиденья 11 посадочного места (в случае выполнения мотодельталета с одним местом) может быть выполнена в виде силового элемента пространственной формы с элементами жесткости, соединенного со стенками 6 гондолы 8 средней части диагональных участков 9, кроме этого предусмотрена возможность (в одном из вариантов выполнения) установки в передней части гондолы силового шпангоута 17, связанного с основанием в передней части продольного участка 7 в зоне крепления передней опоры 10, которая может быть выполнена и управляемой.
Пилон 4 крепления гондолы 5 к крылу 1 выполнен лонжеронного типа, имеющего по крайней мере один лонжерон 18.
В варианте изобретения на чертеже (фиг. 1) пилон выполнен с двумя лонжеронами. Пилон шарнирно посредством двух осей 19 и 20 соединен с гондолой в верхних частях диагональных участков 9 с возможностью складывания с гондолой в транспортном положении. В рабочем положении пилон 4 зафиксирован на гондоле элементом фиксации 24. Использование в качестве кожуха двигателя силовой оболочки пилона позволяет с одной стороны повысить аэродинамические свойства мотодельталете, а с другой упростить доступ к двигателю при его обслуживании.
Мотодельталет представляет собой легкий летательный аппарат, в котором может быть выполнено одно или несколько посадочных мест. Пилон крепления гондолы выполнен в виде силовой обшивки, прикрепленной двумя лонжеронами, распределяющей крутящий момент, возникающий под воздействием аэродинамических сил, с минимальной нагрузкой на единицу площади ее поверхности. Аэродинамические качества пилона крепления гондолы к мягкому крылу в сочетании с обтекаемой формой гондолы придают мотодельталету высокие летные качества. Выполнение гондолы 5 со стенками 6 переменной толщины (фиг. 4) позволило резко сократить вес при сохранении требуемых прочностных характеристик гондолы. В одном из вариантов выполнения (фиг. 2) стенки 6 гондолы выполнены из одного слоя композитного материала, а на двух боковых, вертикальном и диагональном, участках 8 и 9 и на одном продольном участке 7 материал имеет соответственно по два и три слоя. Дифференцированное изменение толщины стенок гондолы позволило оптимизировать ее форму, значительно снизить вес при сохранении необходимой прочности.
Кроме этого, существенное влияние на повышение прочности гондолы оказывает взаимное расположение по бортам диагонального 9, второго вертикального 8 и продольного 7 участков, образующих силовой треугольник, в котором вертикальный участок 8 является как бы продолжением лонжерона 18 пилона 4.
Управление мягким крылом осуществляется непосредственно из кабины посредством органов управления 2.
Трехопорное колесно-лыжное шасси рессорного типа позволяет обеспечить эксплуатацию мотодельталета с мягких грунтов и снега.
Выполнение мотодельталета с предложенной силовой схемой пилона и гондолы позволяет получить варианты "летающая лодка" и "амфибия".
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ | 2005 |
|
RU2336200C2 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ С ШАССИ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2008 |
|
RU2406626C2 |
ПИЛОН ПОДВЕСКИ ДВИГАТЕЛЯ К КРЫЛУ | 2006 |
|
RU2338668C2 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ | 1996 |
|
RU2207968C2 |
БИМОДУЛЬНЫЙ БИМОБИЛЬ | 1997 |
|
RU2133207C1 |
БИМОДУЛЬНЫЙ МОНОМОБИЛЬ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ | 1995 |
|
RU2108256C1 |
КРЫЛО САМОЛЕТА | 2014 |
|
RU2557638C1 |
СОРТИМЕНТОВОЗНЫЙ КРАН-МАНИПУЛЯТОР | 1996 |
|
RU2123947C1 |
СОРТИМЕНТОВОЗНЫЙ КРАН-МАНИПУЛЯТОР | 1996 |
|
RU2124447C1 |
САМОЛЕТ И СПОСОБ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТОЯНОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ | 1992 |
|
RU2005663C1 |
Изобретение относится к самолетостроению, преимущественно к конструкциям легких летательных аппаратов, в частности к мотодельталетам. Сущность изобретения: мотодельталет содержит мягкое крыло с органами управления, трехспорное шасси, кабину, выполненную в виде гондолы из композитного материала, а элемент для присоединения кабины к крылу выполнен в виде пилона, имеющего, по крайней мере, один лонжерон, и шарнирно связанного с гондолой с возможностью складывания с ней, причем стенки гондолы имеют переменную толщину, создаваемую путем нанесения различного количества слоев композитного материала в зависимости от степени нагружения стенок. Число слоев материала на продольном участке основания гондолы и на двух боковых - вертикальном и диагональном участках и соответственно в зонах размещения передней опоры и крепления сиденья и пилона с гондолой, больше числа слоев материала стенки гондолы. При этом к основанию гондолы в задней части продольного участка шарнирно прикреплен нижний рычаг подвески рамы для крепления двигателя двухлопастного толкающего винта, а ее верхние рычаги присоединены шарнирно к гондоле в верхней части боковых диагональных участков. 3 з. п. ф-лы, 4 ил.
СЕЛЕКТИВНЫЕ ЦИКЛОПЕПТИДЫ | 2001 |
|
RU2239642C1 |
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1997-09-10—Публикация
1992-10-21—Подача