СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЛЕТЧИКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ Российский патент 1997 года по МПК B64D25/10 

Описание патента на изобретение RU2090456C1

Изобретение относится к способам управления катапультированием летчика скоростного летательного аппарата в условиях ограниченной видимости при возникновении аварийной ситуации в виде препятствия по курсу движения, когда летчик уже не в состоянии произвести необходимые действия для покидания летательного аппарата по временным параметрам.

Изобретение имеет преимущественное использование для летательных аппаратов военного назначения, когда он в зоне боевых действий двигается на малой высоте для устранения обнаружения станциями оповещения противника. Изобретение также имеет значение для захода на посадку при сложном рельефе окружающей местности и ограниченной видимости.

Известны летательные аппараты военного назначения (в основном истребители), в которых при возникновении аварийной ситуации летчик катапультируется с сиденьем (например, истребитель французский "Мираж").

Недостатком такого выхода из аварийной ситуации следует считать неэффективность способа управлением катапультированием, которое осуществляется летчиком, при неожиданном возникновении препятствия по курсу и недостатке времени для осуществления необходимых действий для подачи сигнала.

Ближайшим аналогом является способ спасения летчика летательного аппарата, включающий определение путевой скорости и подачу управляющего сигнала на катапультирование (Сверхзвуковые самолеты. Сборник переводов и рефератов из иностранной периодической литературы. Под ред. Н.И. Листвина, М. Иностранная литература, 1958, с.89).

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является надежное предупреждение летчика при ограниченной видимости до автоматического вывода кресла, катапультируемого с летчиком.

Задача решается тем, что определяют расстояние до препятствия по курсу движения и по значению скорости вычисляют временной интервал подлета к препятствию, по полученным параметрам до достижения порога реакции человека подают предупреждающий сигнал, например звуковой, а при достижении порога реакции человека подают управляющий сигнал на катапультирование.

Способ может быть легко реализован как для действующего парка летательных аппаратов, так и для вновь проектируемых, причем на известных комплектующих с простейшей автоматикой.

Определение расстояния по курсу осуществляют бортовым локатором, сдвиг временной отраженного сигнала от препятствия регистрируется бортовым компьютером, на который поступают и данные по скорости движения летательного аппарата. Расчет ведется по жесткому алгоритму. Как только временной интервал приближается к порогу реакции летчика, допустим за 3 с до него, за спиной летчика появляется световой сигнал и звуковой, которые нарастают. При достижении порога чувствительности и реакции (в среднем 0,2 с) подается управляющий сигнал на катапультирование.

Похожие патенты RU2090456C1

название год авторы номер документа
КОМПЛЕКС СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1994
  • Таланов Борис Петрович
RU2088481C1
СПОСОБ СПАСЕНИЯ СКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1996
  • Таланов Борис Петрович
RU2096272C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2128602C1
СРЕДСТВО СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1996
  • Таланов Борис Петрович
RU2111153C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМ ВОЗДУШНЫМ ОБЪЕКТОМ В ЗОНЕ ОПАСНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ 1999
  • Таланов Б.П.
RU2158697C1
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2130872C1
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ БОЕВОГО ВОЗДУШНОГО КОМПЛЕКСА 1998
  • Таланов Б.П.
RU2139226C1
СКОРОСТНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1995
  • Таланов Борис Петрович
RU2114030C1
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ БОЕВОГО НАДВОДНОГО СУДНА 1999
  • Таланов Б.П.
RU2160212C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2121945C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЛЕТЧИКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

Использование: при спасении летчика летательного аппарата при ограниченной видимости. Сущность изобретения: способ позволяет подготовить летчика по мере нарастания аварийной ситуации и произвести катапультирование в автоматическом режиме без участия летчика благодаря тому, что определяют радиолокатором расстояние до препятствия, вычисляют время подлета к препятствию с учетом скорости движения компьютером и вырабатывают раздражающий сигнал при приближении к временному порогу реакции человека, а при его достижении подают сигнал на катапультирование.

Формула изобретения RU 2 090 456 C1

Способ спасения летчика летательного аппарата при ограниченной видимости, включающий определение путевой скорости и подачу управляющего сигнала на катапультирование, отличающийся тем, что определяют расстояние до препятствия по курсу движения и по значению скорости вычисляют временной интервал подлета к препятствию, по полученным параметрам до достижения порога реакции человека подают предупреждающий сигнал, а по достижении порога реакции человека подают управляющий сигнал на катапультирование.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2090456C1

Сверхзвуковые самолеты: Сборник переводов и рефератов из иностранной периодической литературы
/ Под ред
Листвина Н.И
- М.: Иностранная литература, 1958, с
Способ размножения копий рисунков, текста и т.п. 1921
  • Левенц М.А.
SU89A1

RU 2 090 456 C1

Авторы

Таланов Борис Петрович

Даты

1997-09-20Публикация

1995-12-15Подача