Изобретение относится к области строительства, машиностроения и судостроения, в частности к соединению фланцев судовых валопроводов.
Известно соединение, в отверстиях фланцев которого установлены конические болты и полувтулки с цилиндрической наружной и конической внутренней поверхностями [1]
Из-за произвольного положения втулок относительно тела болта и между собой и отсутствия ограничителя их осевого перемещения невозможно обеспечить заданную посадку болтов в отверстиях и равномерное распределение нагрузки между болтами, что снижает надежность соединения.
Известно описанное [2] соединение, выбранное в качестве прототипа, содержащее установленный в отверстиях соединяемых деталей болт, на промежуточной части которого выполнен конический участок с большим основанием конуса со стороны головки, втулку с внутренней конической поверхностью и продольной прорезью, сопряженную с коническим участком болта и отверстиями соединяемых деталей, гайку и расположенный между гайкой и втулкой промежуточный элемент в виде монтажного кольца.
Свободное перемещение вокруг оси промежуточного элемента (монтажного кольца) между опорной поверхностью гайки и торцевой поверхностью конической втулки является причиной, препятствующей получению надежного соединения. Это объясняется тем, что в затяжных (разборных) конусных соединениях сдвигу (несущей способности соединения) препятствуют сила трения Т и осевая сила затяжки 3 (сила упругой реакции). Полная сила Р равна сумме названных ранее составляющих, а именно Р Т+3. В известном соединении из-за проскальзывания при затяжке промежуточного элемента (монтажного кольца) между поверхностью торца втулки и опорной поверхностью гайки сила трения Т в посадочных поверхностях будет иметь минимальное значение из-за отсутствия притирки конусных поверхностей втулки и болта. Посадка обеспечивается только за счет продольного перемещения втулки, и надежность соединения требует увеличения осевой нагружаемости в направлении от вершины конусности, что ведет к возникновению опасных для прочности напряжений в резьбе, особенно при многократных разборках-сборках. Кроме того, во-первых, из-за повышения требования к отклонениям диаметральных размеров конусов втулки и болта увеличиваются затраты на изготовление. Во-вторых, из-за отсутствия притирки при циклических нагрузках происходит наклеп и сваривание посадочных поверхностей, (что имело место на фланцевых соединениях валопроводов атомных ледоколов "Сибирь" и "Арктика"), что требует применения мощных съемных устройств.
Задачей изобретения является обеспечение высокой надежности соединения, снижение затрат при его изготовлении и эксплуатации и упрощение конструкции.
Поставленная задача достигается тем, что в известном соединении, содержащем установленный в отверстиях соединяемых деталей болт, на промежуточной части стержня которого выполнен конический участок с большим основанием конуса со стороны головки, втулку с внутренней конической поверхностью и прорезью, сопряженную с коническим участком болта и отверстиями соединяемых деталей, гайку и промежуточный элемент, согласно изобретению, промежуточный элемент выполнен за одно целое с гайкой в виде выступа на ее опорной поверхности. Кроме того, обе сопрягаемые торцевые контактные поверхности конической втулки и выступа гайки или одна из них имеют насечку или рифления, а конические участки болта и втулки выполнены с конусностью от 1:10 до 1:25. Ввиду того что в заявляемой конструкции соединения промежуточный элемент выполнен за одно целое с гайкой в виде выступа на ее опорной поверхности, обеспечивается надежность соединения. Это объясняется тем, что при закручивании гайки происходит перераспределение усилий в суммарной составляющей Р= Т+3. Увеличивается составляющая сила трения за счет того, что при закручивании гайки втулка при контакте с промежуточным элементом получает еще дополнительно вращательное движение. Наличие же на обеих или на одной из контактируемых поверхностей насечки или рифления повышает качество притирки конических поверхностей болта и втулки. Раз возрастает составляющая сила трения, то, очевидно, может быть уменьшена нагрузка на резьбу. Кроме того, выполнение конусности в пределах от 1:10 до 1:25 облегчает операцию притирки и разъем соединения без использования сложных съемных устройств. Одновременно упрощается конструкция за счет сокращения количества деталей из-за выполнения промежуточного элемента за одно целое с гайкой.
Все вышесказанное доказывает причинно-следственную связь между совокупностью существенных признаков настоящего технического решения и достигаемым техническим результатом.
На фиг.1 показан общий вид соединения; на фиг.2 торец конической втулки с насечкой.
Соединение содержит болт 1, на промежуточной части которого выполнен конический участок 2, втулку 3 с прорезью, на торцевой поверхности 4 которой со стороны гайки 5 выполнена насечка. Болт 1 и втулка 2 вставлены в отверстия соединяемых фланцев 6 и 7. Между торцем втулки 3 и опорной поверхностью гайки расположен промежуточный элемент 8, выполненный за одно целое с гайкой 5 в виде выступа на ее опорной поверхности. Промежуточный элемент 8 входит в отверстие фланца 7.
Соединение работает следующим образом. При затягивании гайки 5 под действием промежуточного элемента 8 сначала происходит продольное перемещение втулки 3. Затем с ликвидацией зазоров между втулкой 3, конусной части болта 1 и отверстиями во фланцах 6 и 7 усиливается контакт торцевых поверхностей втулки 3 и выступа. При этом благодаря насечке на торце втулка 3 получает дополнительно вращательное движение, эффективность которого еще более заметна, если торцевая поверхность выступа также снабжена насечкой (получение притирки на большей площади). При этом повышается усилие, препятствующее сдвигу, и исключается наклеп посадочных поверхностей. Затяжка производится до устранения зазора между опорной поверхностью гайки 5 и плоскостью фланца 7.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БОЛТОВОЕ БЕЗЗАЗОРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ФЛАНЦЕВ | 2020 |
|
RU2740147C1 |
ЛЕГКОСЪЕМНОЕ БЕЗЗАЗОРНОЕ КРЕПЕЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ФЛАНЦЕВ | 2013 |
|
RU2519996C1 |
Крепежный элемент стопорного резьбового соединения и стопорное резьбовое соединение с его использованием | 2021 |
|
RU2755105C1 |
Крепежный элемент стопорного резьбового соединения и стопорное резьбовое соединение с его использованием | 2020 |
|
RU2743635C1 |
РОТОР ТУРБОМАШИНЫ | 2008 |
|
RU2375588C1 |
Крепежный элемент стопорного резьбового соединения и стопорное резьбовое соединение с его использованием | 2020 |
|
RU2743320C1 |
Крепежный элемент стопорного резьбового соединения и стопорное резьбовое соединение с его использованием | 2021 |
|
RU2755107C1 |
Способ монтажа фланцевого соединения | 1982 |
|
SU1032260A1 |
КРЕПЕЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2011 |
|
RU2485363C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗДАЧИ ТРУБ | 1996 |
|
RU2104110C1 |
Изобретение относится к области строительства, машиностроения и судостроения, в частности к соединению фланцев судовых валопроводов. Соединение содержит установленный в отверстиях соединяемых деталей болт, на промежуточной части стержня которого выполнен конический участок с большим основанием конуса со стороны головки, и втулку с прорезью, сопряженную с коническим участком болта и отверстиями соединяемых деталей, гайку и промежуточный элемент. Новым в соединении является выполнение промежуточного элемента за одно целое с гайкой в виде выступа на опорной поверхности гайки. Кроме того, обе торцевые контактные поверхности конической втулки и выступа гайки или одна из них имеют насечку или рифления, а конические участки болта и втулки выполнены с конусностью от 1:10 до 1:25. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Узел фланцевого соединения | 1979 |
|
SU839863A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторское свидетельство СССР N 1592607, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1997-09-20—Публикация
1992-04-16—Подача