УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ РАСХОДА МАСЛА ЧЕРЕЗ ПОДШИПНИК РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА Российский патент 1997 года по МПК F16C33/10 

Описание патента на изобретение RU2090787C1

Изобретение относится к электромашиностроению, а более конкретно, к турбогенераторам и турбовозбудителям с выносными подшипниками.

Известен регулирующий многоступенчатый клапан для регулирования расхода пропускаемой среды. Клапан управляется рычажной системой от электрического исполнительного механизма [1]
Однако эти клапаны имеют сложную многоступенчатую конструкцию и функциональное несоответствие.

Наиболее близким аналогом является дифференциальный регулятор давления масла, встраиваемый в напорный маслопровод, в виде регулятора перепада давления. Регулятор содержит золотник, перемещающийся в буксе и удерживающий после себя постоянное давление [2]
Непосредственное использование указанного регулятора, как и клапана регулирующего, невозможно из-за его функционального несоответствия и относительной сложности устройства. В турбогенераторах и их турбовозбудителях в случае резкого увеличения вибрации опор, например, при обрыве лопаток турбины, разрыве бандажного кольца ротора турбогенератора, при превышении критического числа оборотов и т. п. может произойти раскрытие соединения между крышкой и корпусом опорного подшипника или отрыв крышки опорного подшипника, а также разрушение подшипников уплотнений вала, что сопровождается прорывом масла наружу и возможным его возгоранием. Для турбогенераторов с водородным охлаждением в указанных, хотя в практике крайне редких случаях виброразрушение опорных подшипников и водородных уплотнений вала сопровождается прорывом водорода наружу, что, в свою очередь, увеличивает размеры аварии.

Техническим результатом является повышение надежности турбогенератора и уменьшение масштабов возможной аварии.

Это решается тем, что в устройстве для ограничения расхода масла через подшипник ротора турбогенератора, содержащем клапан, состоящий из золотника, размещенного в углублении, выполненном от разъема через подводящий масло канал подшипника, в углублении со стороны разъема размещены два диска с ограничительными кольцевыми выступами, обращенными один к другому, и центральными отверстиями, оси которых совпадают с осью золотника, который с одной стороны подпружинен, а с другой стороны имеет конусообразное окончание, клапан снабжен шарами, расположенными между кольцевыми выступами дисков и конусообразным окончанием стержня, причем высота выступов равна величине потенциального раскрытия разъема подшипника, а диск со стороны подводящего канала закреплен к корпусу.

На чертеже изображено предлагаемое устройство для ограничения расхода масла. Устройство для ограничения расхода масла через подшипник ротора турбогенератора имеет встроенный клапан, который состоит из золотника 1 со стержнем 2, имеющим упор 3 и конусообразное окончание 4. На дне углубления 5 расположена сжатая пружина 6. Упор 3 и конусообразное окончание 4 стержня 2 пересекают подводящий масло канал 7 к подшипнику 8. Конусообразное окончание 4 стержня 2 упирается в шары 9 и 10, удерживаемые выступами 11 и 12 в дисках 13, 14 снизу и сверху шаров вокруг конусообразного окончания стержня, проходящего через центральное отверстие в нижнем диске, закрепленном винтами 15 к корпусу, причем общая высота верхнего и нижнего выступов равна величине потенциального раскрытая разъема между корпусом 16 и крышкой 17 подшипника, соединенных болтами 18 (показана ось болта).

Золотник 1 содержит кольцевой канал 19, который пропускает часть масла, достаточную лишь для аварийного останова и не представляющую опасности в пожарном отношении.

Установка золотника 1 в канал 7 и сжатие пружины 6 производится до установки крышки 17 путем предварительного сжатия пружины 6 через золотник 1 сверху и фиксации золотника 1 ниже канала размещением в подводящий канал 7 распорной пластины (на фиг. 1 не изображено). Пластина удаляется после окончательной установки крышки 17.

Устройство работает следующим образом.

В нормальном режиме турбогенератора золотник 1 удерживает пружину 6 на дне углубления 5 в сжатом состоянии благодаря нажатию крышкой 17 подшипника на конус стержня 2 шарами 9, 10, в нижнем 13 и верхнем 14 дисках. Шары 9, 10 от смещения в стороны расклинивающим действием конусообразного окончания стержня 2 удерживаются сверху и снизу кольцевыми выступами 11, 12 в дисках 13, 14 фиксирующими положение шаров 9, 10.

В аварийном состоянии в момент раскрытия разъемного соединения подшипника виброразрушительной вибрацией на величину, лишь незначительно превышающую высоту выступов, конусообразным окончанием стержня 2 усилием пружины 6 шары 9, 10 сместятся в стороны и перекатятся через кольцевые выступы 11, 12, перемещая усилием пружины 6 золотник 1 до упора в нижнюю обойму 1, 3, обеспечивая перекрытие золотником 1 маслоподводящего канала 7.

Так как пружина 6 сжата крышкой 17 подшипника в зоне разъема, то устройство срабатывает как при частичном, определяемом конструктивными размерами устройства, так и при полном отрыве крышки подшипника от корпуса.

В процессе эксплуатации все элементы устройства неподвижны и находятся в среде масла, что обеспечивает их надежность срабатывания.

Похожие патенты RU2090787C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ТУРБОГЕНЕРАТОРА С ВОДОРОДНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1993
  • Червяковский В.М.
  • Стулов Н.Н.
RU2102827C1
КОРРЕКТИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОПЛИВОВПРЫСКИВАЮЩЕГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С НАДДУВОМ 1996
  • Малышев Л.М.
  • Теренев А.Т.
RU2116485C1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТОЛКАТЕЛЬ 1995
  • Чугунов А.С.
  • Нахамкес К.В.
RU2111366C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОЖИДКОСТНЫМ АЭРОЗОЛЬНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1995
  • Рубинов Е.А.
  • Канискин Н.А.
  • Постников А.С.
  • Шевченко А.А.
RU2095921C1
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 1992
  • Благовещенский В.В.
  • Кирюхин В.И.
RU2031211C1
ТУРБОГЕНЕРАТОР С ГАЗОЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ РОТОРА 1995
  • Рубинов Е.А.
  • Канискин Н.А.
  • Постников А.С.
  • Шевченко А.А.
RU2095920C1
ПАКЕР ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДВУСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ 1998
  • Володин А.М.
  • Казелин А.С.
  • Лимаренко В.А.
RU2160356C2
СИСТЕМА МАСЛОСНАБЖЕНИЯ ПАРОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 1987
  • Благовещенский В.В.
RU2090760C1
ПАРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА С НЕЗАВИСИМЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ПАРА 1992
  • Благовещенский В.В.
  • Циммерман С.Д.
  • Семенов Ю.М.
RU2036316C1
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ 1993
  • Яфаров Ш.Н.
  • Прошанов Е.Н.
RU2041102C1

Реферат патента 1997 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ РАСХОДА МАСЛА ЧЕРЕЗ ПОДШИПНИК РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА

Использование: в области электромашиностроения для повышения надежности турбогенераторов. Сущность: устройство для ограничения расхода масла через подшипник ротора турбогенератора содержит клапан, состоящий из золотника со стержнем, имеющим конусообразное окончание. Золотник расположен на дне углубления и подпружинен. Конусообразное окончание стержня упирается в шары, удерживаемые кольцевыми выступами в дисках. В нормальном режиме турбогенератора золотник удерживает пружину на дне углубления в сжатом состоянии благодаря нажатию крышкой подшипника на конус стержня. В аварийном состоянии в момент раскрытия разъемного соединения подшипника на величину, лишь незначительно превышающую высоту выступов, конусообразным окончанием стержня усилием пружины шары сместятся в стороны и обеспечат перекрытие золотником маслоподводящего канала 1 ил.

Формула изобретения RU 2 090 787 C1

Устройство для ограничения расхода маcла через подшипник ротора турбогенератора, содержащее клапан, состоящий из золотника, размещенного в углублении, выполненном от разъема через подводящий масло канал подшипника, отличающееся тем, что в углублении со стороны разъема размещены два диска с ограничительными кольцевыми выступами, обращенными один к другому, и центральными отверстиями, оси которых совпадают с осью золотника, который с одной стороны подпружинен, а с другой имеет конусообразное окончание, клапан снабжен шарами, расположенными между кольцевыми выступами дисков и конусообразным окончанием стержня, причем высота выступов равна величине потенциального раскрытия разъема подшипника, а диск со стороны подводящего канала закреплен к корпусу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2090787C1

Имбрицкий М.И
Справочник по арматуре тепловых электростанций
- М.: Энергоиздат, 1981, с
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям 1919
  • Калашников Н.А.
SU105A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Иванов В.С., Серебренский Ф.З
Газомасляное хозяйство генераторов с водородным охлаждением
- М.: Энергия, 1970, изд
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта 1923
  • Мадьяров А.
  • Туганов Т.
SU25A1

RU 2 090 787 C1

Авторы

Хуторецкий Г.М.

Трофимов А.М.

Стулов Н.Н.

Червяковский В.М.

Даты

1997-09-20Публикация

1993-12-02Подача