АКСЕЛЕРОМЕТР Российский патент 1997 года по МПК G01P15/12 

Описание патента на изобретение RU2091797C1

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности, к средствам измерения вибраций и может быть использовано в акселерометрах с жидкостным демпфированием для повышения температурной стабильности их амплитудно-частотных и фазочастотных характеристик в расширенном диапазоне рабочих температур.

Известен акселерометр, содержащий корпус, упругий чувствительный элемент консольного типа, инерционную массу и демпфирующую жидкость [1]
Недостатком известного акселерометра является резкое изменение показателя демпфирования при изменении температуры. Так, при изменении температуры от -5oС до +50oC показатель его демпфирования, равный при нормальной температуре Φ ≈ 0,7, уменьшается вдвое. Существенная зависимость величины демпфирования от температуры в акселерометрах приводит к снижению достоверности их амплитудно-частотных характеристик в широком диапазоне рабочих температур.

Технический результат изобретения повышение достоверности измерений в широком диапазоне рабочих температур за счет стабильности показателя демпфирования акселерометра с жидкостным демпфированием.

Результат достигается тем, что в акселерометре, содержащем корпус, упругий чувствительный элемент, инерционную массу, корпус снабжен компенсирующим элементом, образующим терморегулируемый зазор между сопряженными поверхностями компенсирующего элемента и инерционной массой. При этом зазор выполнен с заполняющей его демпфирующей жидкостью, удерживаемой в нем силами поверхностного натяжения.

Для достижения температурной стабильности, оптимальных значений демпфирования, при которых АЧХ линейна, компенсирующий элемент может быть выполнен в виде монолитной подставки из материала с большим температурным коэффициентом линейного расширения, чем у материала корпуса, и установлен под инерционной массой. Высота подставки выполнена по следующему соотношению:

где α1, α2 температурные коэффициенты линейного расширения материалов корпуса и подставки;
K1 коэффициент зависимости показателя демпфирования от температуры в заданном интервале рабочих температур;
K2 коэффициент зависимости показателя демпфирования от величины зазора.

Компенсирующий элемент акселерометра может быть выполнен в виде изогнутой пластины с закрепленными на корпусе концами из материала с температурным коэффициентом линейного расширения большим, чем у материала корпуса, и установлен под инерционной массой, обеспечивая повышение эффективности стабилизации показателя демпфирования в области низких температур.

Компенсирующий элемент акселерометра может быть выполнен в виде биметаллической стойки, образующей зазор с боковой поверхностью инерционной массы, обеспечивая больший ход инерционной массы и стабилизацию показателя демпфирования.

На фиг. 1 представлена конструкция акселерометра с компенсирующим элементом, выполненным из монолитной подставки; на фиг. 2 конструкция акселерометра с подставкой в виде изогнутой пластины; на фиг. 3 конструкция акселерометра с подставкой в виде биметаллической стойки.

Акселерометр (фиг. 1) содержит корпус 1, на котором закреплен чувствительный элемент в виде консольной балки 2, выполненной, например, из монокристалла кремния по интегральной технологии за одно целое с узлом крепления 3 и инерционной массой 4. На верхней поверхности балки 2 сформированы полупроводниковые тензорезисторы, образующие тензометрический мост.

Под инерционной массой 4 на корпусе 1 установлена монолитная подставка 5. Сопряженные поверхности инерционной массы 4 и подставки 5 образуют зазор 6, в который вводят несколько капель демпфирующей жидкости. Инерционная масса и подставка выполнены из материалов, смачиваемых демпфирующей жидкостью, а зазор имеет относительно малую величину ( δ <0,2 мм), в результате чего обеспечивается удерживание демпфирующей жидкости в зазоре 6 силами поверхностного натяжения.

Корпус 1 и подставка 5 выполнены из материалов с различными температурными коэффициентами линейного расширения a1 и α2 причем материал подставки имеет температурный коэффициент значительно больше, чем материал корпуса.

Устройство работает следующим образом.

При увеличении температуры вязкость демпфирующей жидкости, находящейся в зазоре, уменьшается, что приводит к уменьшению показателя демпфирования. Но так как в предложенной конструкции акселерометра температурное расширение подставки превышает температурное расширение корпуса, то при увеличении температуры происходит уменьшение зазора 6, что вызывает увеличение показателя демпфирования.

Для получения желаемого технического результата в предложенной конструкции акселерометра могут быть использованы различные виды термодеформирующихся подставок (фиг. 2 и 3), но в любом случае подставка должна быть отделена от какой-либо из поверхностей инерционной массы зазором, величина которого при увеличении температуры уменьшается за счет деформации подставки.

Конструкция, представленная на фиг. 1, обеспечивает высокую воспроизводимость характеристик акселерометра, однако, ее реализация связана с заметным увеличением его высоты. В случае, когда важна миниатюризация акселерометра, некоторое предпочтение имеет конструкция, изображенная на фиг. 2, которая позволяет получить требуемую величину ΔδT при существенно меньшей высоте подставки, роль которой выполняет изогнутая пластина 7 с закрепленными на корпусе концами, выполненная из материала с температурным коэффициентом линейного расширения большим, чем у материала корпуса. Дополнительным достоинством такой конструкции является более четкая компенсация температурного изменения показателя демпфирования при отрицательных температурах, при которых коэффициент K1 значительно возрастает.

В конструкции, представленной на фиг. 3, реализована возможность использования в качестве термодеформирующейся подставки биметаллической стойки 8, а также возможность формирования термосужающегося зазора между подставкой и боковой поверхностью инерционной массы.

Вариант конструкции предложенного акселерометра, в котором жидкость удерживается в зазоре силами поверхностного натяжения, и при этом площадь рабочей части зазора, перекрываемая жидкостью, изменяется при изменении температуры, обеспечивает упрощение технологии изготовления акселерометра и уменьшение его массы по сравнению с акселерометрами, в которых жидкость заполняет не только зазор, но и весь внутренний объем корпуса. Изменение площади рабочей части зазора при изменении температуры усиливает эффект температурной компенсации демпфирования.

Похожие патенты RU2091797C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ДЕФОРМИРУЕМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 1991
  • Рогачев В.М.
  • Ягодкин В.Н.
RU2085890C1
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ ТЕНЗОПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1992
  • Марков В.А.
  • Брехов Р.С.
RU2008638C1
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК АВТОМАТИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ 1994
  • Арсеньев Е.Н.
  • Васильева Т.В.
RU2124711C1
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ ВОЗДУШНО-ВИНТОВОГО АГРЕГАТА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ НА САМОЛЕТЕ 1992
  • Конычев В.И.
  • Митенков В.Б.
  • Рябов Л.П.
  • Мартынов Ю.В.
RU2039958C1
ПАССИВНАЯ ИНФРАКРАСНАЯ МИРА 1994
  • Утицкий В.Д.
  • Сазонов Н.И.
  • Яковлев Е.Я.
RU2105956C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОГО СПУСКА 1993
  • Морогов Б.В.
  • Судариков Н.М.
RU2081639C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗНЫМ КРЮКОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1993
  • Кабачинский В.В.
  • Калинин Ю.И.
  • Филиппов Г.Н.
  • Токарев А.П.
RU2067951C1
ИМИТАТОР ВИДИМОСТИ В СЛОЖНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 1991
  • Калинин Ю.И.
RU2056646C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ВОЗБУДИТЕЛЬ ВИБРАЦИИ КРЫЛА САМОЛЕТА 1996
  • Морогов Б.В.
RU2144657C1
ВИБРОЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО 1991
  • Рогачев В.М.
  • Ягодкин В.Н.
RU2029156C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 091 797 C1

Реферат патента 1997 года АКСЕЛЕРОМЕТР

Использование: в контрольно-измерительной технике, в акселерометрах с жидкостным демпфированием. Сущность изобретения: акселерометр содержит корпус, упругий чувствительный элемент, инерционную массу, при этом корпус снабжен компенсирующим элементом, образующим терморегулируемый зазор между сопряженными поверхностями компенсирующего элемента и инерционной массой, заполненный демпфирующей жидкостью, удерживаемой в нем силами поверхностного натяжения. Компенсирующий элемент выполнен в виде монолитной подставки или в виде изогнутой пластины с закрепленными на корпусе концами из материала с температурным коэффициентом линейного расширения большим, чем у материала корпуса, и установлен под инерционной массой. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 091 797 C1

1. Акселерометр, содержащий корпус, упругий чувствительный элемент, инерционную массу и демпфирующую жидкость, отличающийся тем, что корпус снабжен компенсирующим элементом, образующим между сопряженными поверхностями компенсирующего элемента и инерционной массой терморегулируемый зазор, в котором размещена демпфирующая жидкость. 2. Акселерометр по п.1, отличающийся тем, что компенсирующий элемент выполнен в виде монолитной подставки из материала с большим температурным коэффициентом линейного расширения, чем у материала корпуса. 3. Акселерометр по п. 1, отличающийся тем, что компенсирующий элемент выполнен в виде изогнутой пластины с закрепленными на корпусе концами из материала с температурным коэффициентом линейного расширения большим, чем у материала корпуса, и установлен под инерционной массой. 4. Акселерометр по п. 1, отличающийся тем, что компенсирующий элемент выполнен в виде биметаллической стойки, образующей зазор с боковой поверхностью инерционной массы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2091797C1

Способ получения полимеров хлоропрена 1974
  • Карапетян Норайр Гарегинович
  • Бошняков Игорь Сергеевич
  • Назар Кеворк Назар
  • Маргарян Арам Суренович
  • Саядян Светлана Вагановна
  • Празян Георгий Макичевич
SU504798A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 091 797 C1

Авторы

Брехов Р.С.

Даты

1997-09-27Публикация

1994-06-30Подача