АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ВОЗБУДИТЕЛЬ ВИБРАЦИИ КРЫЛА САМОЛЕТА Российский патент 2000 года по МПК G01M5/00 

Описание патента на изобретение RU2144657C1

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам возбуждения упругих колебаний конструкции, и может быть использовано, например, в авиации при определении динамических характеристик элементов конструкции планера летательного аппарата (ЛА).

Предлагаемое устройство предназначено для повышения эффективности летных частотных испытаний. При проведении подобных испытаний в качестве тестового воздействия используют обычно гармоническое возбуждение со сканируемой частотой. Известны устройства возбуждения упругих колебаний ЛА синусоидальным сигналом, использующие в своем составе в большинстве случаев электродинамические и аэродинамические силовозбудители [1] . Аэродинамические силовозбудители имеют более высокие удельные показатели.

Существенным недостатком используемых ныне аэродинамических силовозбудителей является наличие гидравлического привода. Особенная трудность возникает с монтажом гидросистемы, в частности, с прокладкой гидромагистрали вдоль плоскости крыла. Кроме того, в системах аэродинамического возбуждения используют специальные устройства формирования тестового сигнала - генераторы синусоидального сигнала, которые представляют собой сложные электронные устройства.

Известен аэродинамический силовозбудитель, консольно расположенный на законцовке крыла [2], содержащий гидравлический привод, генератор синусоидальных сигналов и расположенную на оси привода (рулевого агрегата) вращающуюся аэродинамическую поверхность ВАП в виде небольшого крылышка.

Наиболее близким по технической сущности является аэродинамической возбудитель вибрации крыла самолета, содержащий вращающуюся аэродинамическую поверхность, установленную на конце крыла, выполненную в виде двухлопастного воздушного винта и снабженную электроприводом [3].

Недостатком устройства является то, что возбудитель мало эффективен для создания изгибных колебаний, кроме того периодическое изменение положения точки приложения сил от лопастей аэродинамического возбудителя вибрации крыла вызывает крутильные колебания крыла.

Указанные недостатки снижают эффективность аэродинамического возбудителя вибрации и его функциональную надежность.

Предлагаемое изобретение позволяет повысить эффективность и функциональную надежность при возбуждении вибрации крыла самолета.

Для этого аэродинамический возбудитель вибрации крыла самолета, содержащий вращающуюся аэродинамическую поверхность, установленную на конце крыла, и электропривод этой поверхности, выполнен в виде двухлопастного винта, лопасти которого с заданным установочным углом атаки закреплены параллельно друг к другу, ось винта расположена между двумя лопастями, направлена вдоль хорд крыла самолета, при этом фокус аэродинамических лопастей совмещен с осью жесткости крыла самолета.

Эффективность повышается за счет увеличения величины подъемной силы вдвое (при отсутствии динамического дисбаланса). Поскольку точка приложения подъемной силы такого аэродинамического возбудителя в процессе возбуждения не претерпевают изменения, то при возбуждении изгибных колебаний крутильные колебания отсутствуют (при условии расположения его на оси жесткости крыла).

Устройство представлено на фиг. 1, 2.

На фиг. 1 изображен аэродинамический возбудитель, на фиг. 2 изображен аэродинамический возбудитель на крыле самолета, установленный для проведения испытаний.

Как показано на фиг. 1, 2 устройство содержит лопасти вращающейся аэродинамической поверхности 1, установленных параллельно друг другу, выполненные в виде двухлопасного воздушного винта с электроприводом 2, размещенные на конце крыла 3, лопасти спарены, установлены под заданным углом атаки, ось винта 4 расположена между двумя лопастями и направлена вдоль хорд крыла самолета, при этом фокус аэродинамических лопастей совмещен с осью жесткости 5 крыла самолета. Аэродинамический возбудитель вибрации крыла самолета работает следующим образом.

Приводной электродвигатель приводит во вращение воздушный винт, который преобразует вращательное движение в подъемную силу, пропорциональную углу атаки и скоростному напору. Эта сила через электродвигатель передается на конструкцию ЛА, вызывая колебания последней по гармоническому закону.

Источник информации
1. М. Д. Клячко, Е.В. Арнаутов. Летные прочностные испытания. Динамические нагрузки. М.: Машиностроение, 1984 г.

2. Техническая информация. N 6, 1988 г. ЦАГИ.

3. Прототип Заявка N 93013734, 17.03.93 г.

Похожие патенты RU2144657C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАБЕГАЮЩЕГО ПОТОКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПОЛЕТЕ НА РЕЖИМАХ ПЛАНИРОВАНИЯ С ГИПЕРЗВУКОВЫМИ ИЛИ ДОЗВУКОВЫМИ СКОРОСТЯМИ ДВИЖЕНИЯ 1998
  • Арсеньев Е.Н.
  • Василькова Т.В.
  • Постникова Н.И.
  • Гильфанова О.В.
RU2135974C1
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК АВТОМАТИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ 1994
  • Арсеньев Е.Н.
  • Васильева Т.В.
RU2124711C1
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ ВОЗДУШНО-ВИНТОВОГО АГРЕГАТА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ НА САМОЛЕТЕ 1992
  • Конычев В.И.
  • Митенков В.Б.
  • Рябов Л.П.
  • Мартынов Ю.В.
RU2039958C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ВОЗДУШНОЙ СПУТНОЙ СТРУИ ЗА ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ 1993
  • Кабачинский В.В.
  • Минеев М.И.
  • Лапшин Г.М.
  • Калинин Ю.И.
RU2088487C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1988
  • Мухин Ю.В.
RU2022878C1
КОРАБЕЛЬНАЯ ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1993
  • Кабачинский В.В.
  • Зябкин Б.Г.
  • Калинин Ю.И.
RU2083443C1
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ДЕФОРМИРУЕМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 1991
  • Рогачев В.М.
  • Ягодкин В.Н.
RU2085890C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТЬЮ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ПОСАДКЕ НА ПАЛУБУ КОРАБЛЯ 1995
  • Минеев М.И.
  • Калинин Ю.И.
  • Школьников И.А.
RU2129971C1
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ЛОПАТОЧНОГО КОЛЕСА МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЛОПАТОК ЛОПАТОЧНОГО КОЛЕСА МАШИНЫ 1994
  • Жаворонков Л.А.
RU2082072C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ВИБРОНАГРУЗОК НА ДВИГАТЕЛЯХ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ САМОЛЕТА 1992
  • Конычев В.И.
  • Митенков В.Б.
  • Важнов Ю.Л.
RU2036450C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 144 657 C1

Реферат патента 2000 года АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ВОЗБУДИТЕЛЬ ВИБРАЦИИ КРЫЛА САМОЛЕТА

Изобретение относится к устройствам возбуждения упругих колебаний конструкции и может быть использовано, например, в авиации при определении динамических характеристик элементов конструкции. Сущность изобретения заключается в том, что аэродинамические колебания крыла самолета возбуждают с помощью аэродинамического возбудителя вибрации крыла самолета, содержащего вращающуюся аэродинамическую поверхность, размешенную на конце крыла с электроприводами этой поверхности, выполненную в виде двухлопастного винта. Лопасти с заданным установочным углом атаки закреплены параллельно друг к другу, ось винта расположена между двумя лопастями, направлена вдоль хорд крыла самолета. При этом фокус лопастей совмещен с осью жесткости крыла самолета. Предлагаемое изобретение позволит повысить эффективность испытаний. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 144 657 C1

Аэродинамический возбудитель вибрации крыла самолета, содержащий вращающуюся аэродинамическую поверхность, выполненную в виде двухлопастного воздушного винта с электроприводом, установленную на конце крыла, отличающийся тем, что лопасти установлены под заданным углом атаки параллельно друг другу, ось винта расположена между ними и направлена вдоль хорды крыла, при этом фокус лопастей винта совмещен с осью жесткости крыла самолета.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2144657C1

RU 93013734 A1, 19.06.95
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОШТУЧНОЙ ВЫДАЧИ ЛИСТОВ ИЗ ПАКЕТА 0
SU299436A1
Устройство для исследования динамических характеристик тонкостенных элементов конструкции 1982
  • Морогов Борис Викторович
  • Лучинский Михаил Николаевич
  • Калинин Владимир Иванович
SU1054700A1

RU 2 144 657 C1

Авторы

Морогов Б.В.

Даты

2000-01-20Публикация

1996-02-08Подача