ТОРМОЗНОЙ ДИСК Российский патент 1997 года по МПК F16D65/12 

Описание патента на изобретение RU2093726C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в дисковых тормозах авиационных колес.

Известен тормозной диск с фрикционным элементом из материала на основе углеродной композиции, содержащий на периферии равномерно расположенные по окружности пазы в виде ласточкиного хвоста и установленные в них металлические вкладыши со стопорными элементами для фиксации их на диске. Для крепления вкладышей пазы выполняются различной формы, в том числе и в виде ласточкина хвоста, а фиксация этих вкладышей осуществляется с помощью клея или заклепок, проходящих через фрикционный элемент в его осевом направлении [1]
Недостатком такой конструкции является то, что она недостаточно технологична, т.к. крепление вкладышей в хрупком углеродном материале диска заклепками требует высококвалифицированного труда и сложного прессового оборудования, а также значительного расхода рабочего времени на расклепку. Кроме того, конструкция недостаточно надежна, т.к. в процессе клепки возможно образование скрытых трещин в углеродном материале в зоне пазов, что в процессе эксплуатации может привести к разрушению диска, и тем самым приводит к сокращению срока его службы из-за преждевременного его разрушения и невозможности ремонта. Технический результат от использования предлагаемого диска выражается в повышении технологичности и экономичности его изготовления, а также эксплуатационной надежности, упрощении процесса, изготовления /сборки/ тормозного диска и улучшения его прочностных характеристик.

Указанный результат достигается тем, что в тормозном диске стопорные элементы выполнены в виде П-образных скоб и закреплены в радиальных пазах, выполненных во вкладышах вдоль оси диска с обеспечением контактирования своими полками с торцевыми поверхностями диска.

На фиг. 1 частично изображен тормозной диск, вид с торца; на фиг. 2 то же, вид сверху; на фиг. 3 элементы тормозного диска в объемном виде.

Тормозной диск содержит фрикционный элемент 1 на основе углеродной композиции, на периферии которого равномерно по окружности расположены пазы 2 в виде ласточкиного хвоста. В каждом пазу 2 размещен металлический вкладыш 3, выполненный в виде силового профилированного элемента с внешними наклонными поверхностями 4 на боковых стенках 5 и радиальными пазами 6 в этих стенках 5, перпендикулярными торцевым поверхностям 7 фрикционного элемента 1. В радиальных вдоль оси диска пазах 6 боковых стенок 5 металлического вкладыша 3 размещены стопорные элементы 8 в виде скоб П-образной формы с полками 9, прилегающими к торцовым поверхностям 7 фрикционного элемента 1.

Удержание вкладыша 3 в радиальном направлении обеспечивается боковыми наклонными поверхностями 10 паза 2 фрикционного элемента 1, выполненного в виде ласточкиного хвоста или иной формы, обеспечивающей те же функции. Удержание вкладыша 3 в осевом направлении фрикционного элемента 1 обеспечивается полками 9 стопорных элементов 8. Стопорные элементы 8 закреплены в радиальных пазах 6 боковых стенок 5 металлического вкладыша 3 путем закернивания, развальцовки, точечной сварки, посадки натягом или иным способом.

Тормозной диск работает следующим образом. При подаче давления на тормоз происходит сжатие вращающихся и невращающихся тормозных дисков и затормаживание колеса или иного объекта. При этом тормозной момент создается трением фрикционных элементов 1 вращающихся тормозных дисков о фрикционные элементы 1 невращающихся тормозных дисков и передается от неподвижного корпуса /на чертеже не показано/ через контактирующие наклонные поверхности 4 и 10 соответственно вкладышей 3 и фрикционных элементов 1 и невращающихся тормозных дисков на взаимоконтактирующие в процессе торможения торцовые поверхности 7 вращающихся и невращающихся тормозных дисков, затем через контактирующие наклонные поверхности 4 и 10 соответственно вкладышей 3 и фрикционных элементов 1 вращающихся тормозных дисков к вращающемуся колесу /на чертеже не показано/. После сброса давления в тормозе вращающиеся и невращающиеся тормозные диски разъединяются, торможение прекращается.

Выполнение тормозного диска с металлическими вкладышами в виде единого силового элемента, как части профилированного проката, легко изготавливаемого серийным производством металлургическим, химическим, механическим или иным способом, с радиальными пазами в его боковых стенках для размещения стопорных элементов, фиксирующих силовой элемент в осевом направлении диска, позволит упростить изготовление и повысить надежность в работе, в результате чего повысится технологичность, эксплуатационная надежность и соответственно экономичность.

Похожие патенты RU2093726C1

название год авторы номер документа
ТОРМОЗНОЙ ДИСК 1997
  • Бобылев И.К.
  • Бобылева Л.И.
  • Макаров Ю.И.
RU2127838C1
ТОРМОЗНОЙ ДИСК 2000
  • Бобылев И.К.
  • Окулов Б.С.
  • Бобылева Л.И.
RU2196261C2
ТОРМОЗНОЙ ДИСК 2004
  • Николаев Владимир Анатольевич
  • Максимов Владимир Александрович
  • Клинков Вячеслав Петрович
RU2277192C2
ТОРМОЗНОЙ ДИСК 2003
  • Зубов Ю.И.
  • Кузнецов В.В.
RU2241875C1
ТОРМОЗНОЙ ДИСК 2003
  • Николаев В.А.
  • Максимов В.А.
  • Клинков В.П.
RU2237203C1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ЗАЗОРА 1998
  • Акимцев А.А.
  • Бакин А.И.
RU2149293C1
МНОГОДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ 1998
  • Бобылев И.К.
  • Окулов Б.С.
  • Богуславский А.А.
  • Бобылева Л.И.
RU2143381C1
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 2000
  • Зубов Ю.И.
  • Зубов В.Ю.
  • Ямковенко Д.П.
RU2175616C2
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 1995
  • Бобылев И.К.
  • Бобылева Л.И.
  • Макаров Ю.И.
RU2099611C1
ТОРМОЗНОЕ КОЛЕСО 1998
  • Зубов Ю.И.
  • Бакин А.И.
RU2135392C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 093 726 C1

Реферат патента 1997 года ТОРМОЗНОЙ ДИСК

Использование: в дисковых тормозах транспортных средств, в частности в авиационных колесах с тормозными дисками из материала на основе углеродной композиции. Сущность изобретения: тормозной диск содержит фрикционный элемент 1, на периферии которого выполнены пазы 2 в форме ласточкиного хвоста. Вкладыши 3 выполнены с пазами 6, в которых установлены стопорные элементы 8 в виде скоб П-образной формы. Полки скоб контактируют с боковыми поверхностями диска. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 093 726 C1

Тормозной диск, содержащий равномерно расположенные по окружности пазы в виде ласточкина хвоста и установленные в них вкладыши со стопорными элементами для их фиксации на диске в осевом направлении, отличающийся тем, что стопорные элементы выполнены в виде П-образных скоб и закреплены в радиальных пазах, выполненных во вкладышах вдоль оси диска, с обеспечением контактирования своими полками с торцевыми поверхностями диска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2093726C1

Способ определения координат дефектов в сварных соединениях по сигналам акустической эмиссии 1987
  • Апасов Александр Михайлович
  • Бридько Иван Иванович
SU1446554A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 093 726 C1

Даты

1997-10-20Публикация

1994-07-19Подача