АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ЗАЗОРА Российский патент 2000 года по МПК F16D65/54 

Описание патента на изобретение RU2149293C1

Изобретение относится к регуляторам зазора тормозов, предназначенным для поддержания постоянного зазора между фрикционными дисками по мере их износа, и может найти применение в тормозах колес автомобилей и самолетов.

Известен автоматический регулятор зазора, содержащий втулку, возвратную пружину, шток с деформирующим элементом, связанный с диском тормоза, и элемент фиксации штока, зафиксированный во втулке с зазором по цилиндрическим поверхностям, обеспечивающим возможность его деформации деформирующим элементом штока. Элемент фиксации выполнен с возможностью пластического деформирования в виде разрезного трубчатого элемента, на одном конце которого предусмотрен фланец, а на другом - паз V-образной формы, обеспечивающий одинаковое сопротивление трубчатого элемента по всей его длине при движении деформирующего элемента (см. патент США N 4171036 A, 16.10.79, кл. F 16 D 65/54).

Недостатком данной конструкции является то, что деформированный в процессе отслеживания заданного тормозного зазора трубчатый элемент не обеспечивает фиксацию штока при возврате его в исходное положение, вследствие чего регулятор зазора не может быть использован для дальнейшего применения без замены трубчатого элемента. Замена же трубчатого элемента приводит к повышению трудозатрат по техобслуживанию транспортного средства.

Другим недостатком известной конструкции является то, что она не может быть использована в пневматических тормозных системах, в которых отсутствует противодавление, так как постоянное возвращение штока в исходное положение, в силу отсутствия его фиксации в сторону растормаживания, приводит к потере функционального назначения устройства как регулятора зазора.

Технический результат от использования предлагаемого технического решения выражается в расширении эксплуатационных возможностей регулятора зазора за счет обеспечения дальнейшего его использования после возврата в исходное положение, а также возможности использования регулятора зазора в тормозах как с гидравлическим, так и с пневматическим приводами.

Кроме того, предложенное техническое решение позволяет существенно снизить трудозатраты по техобслуживанию транспортного средства, так как дальнейшее его использование, после возврата в исходное положение, осуществляется без демонтажа регулятора, поскольку устранена необходимость замены элемента фиксации штока.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в предложенной конструкции регулятора зазора элемент фиксации штока выполнен в виде цилиндрической винтовой пружины с поджатыми друг к другу витками, обжимающей деформирующий элемент штока, с возможностью ее упругой деформации деформирующим элементом штока. Благодаря упругой деформации элемента фиксации штока обеспечивается обжим деформирующего элемента штока и тем самым фиксация его как в сторону торможения, так и в сторону растормаживания, что позволяет использовать регулятор зазора как в гидравлических, так и в пневматических тормозных системах, а также устраняет необходимость замены элемента фиксации при возврате регулятора зазора в исходное положение.

На чертеже изображен предложенный регулятор зазора в разрезе.

Автоматический регулятор зазора содержит установленные в расточке 1 тормозного блока 2 втулку 3, возвратную пружину 4, расположенную между фланцем 5 втулки 3 и крышкой 6, шток 7 с деформирующим элементом в виде цилиндрического утолщения 8 и элемент фиксации в виде цилиндрической винтовой пружины 9 с поджатыми друг к другу витками с возможностью ее упругой деформации деформирующим элементом. Пружина 9 установлена во втулке 3 с зазором относительно ее внутренней цилиндрической поверхности и зафиксирована в ней с помощью шайбы 10 и стопорного кольца 11. Шток 7 связан с нажимным диском 12, а его цилиндрическое утолщение 8 обжимается пружиной 9.

Между торцом втулки 3 и крышкой 6 имеется зазор "а", равный рабочему зазору между фрикционными тормозными элементами (не показаны), то есть ходу замыкания тормоза.

Автоматический регулятор зазора работает следующим образом.

При подаче рабочего давления в тормоз, связанный с нажимным диском 12, шток 7 вместе с пружиной 9 и втулкой 3 перемещается, сжимая возвратную пружину 4 и выбирая при этом зазор "а" между крышкой 6 и внешним торцом втулки 3.

По мере износа фрикционных элементов втулка 3 своим внешним торцом упрется в крышку 6, а шток 7, преодолевая действующие на его утолщение 8 радиальные усилия сжатия со стороны пружины 9, сместится на величину износа.

При сбросе рабочего давления возвратная пружина 4 перемещает втулку 3 с пружиной 9 и штоком 7 до упора в дно расточки 1 в блоке 2, выдерживая тем самым неизменным зазор "а".

При необходимости возврата регулятора зазора в исходное положение достаточно приложить осевое усилие к штоку 7, превышающее усилие обжатия пружиной 9 утолщения 8 штока 7.

Таким образом, благодаря выполнению элемента фиксации упругодеформируемым и обжатию им деформирующего элемента штока обеспечивается дальнейшее использование регулятора зазора после возврата его в исходное положение без демонтажа, а также использование его в тормозах как с гидравлическим, так и с пневматическим приводами, что расширяет эксплуатационные возможности регулятора и снижает трудозатраты по техобслуживанию транспортного средства.

Похожие патенты RU2149293C1

название год авторы номер документа
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 1998
  • Зубов Ю.И.
  • Ямковенко Д.П.
RU2139457C1
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 2000
  • Зубов Ю.И.
  • Зубов В.Ю.
  • Ямковенко Д.П.
RU2175616C2
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 2002
  • Бобылев И.К.
  • Окулов Б.С.
  • Бобылева Л.И.
RU2220340C2
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 1995
  • Бобылев И.К.
  • Бобылева Л.И.
  • Макаров Ю.И.
RU2099611C1
ТОРМОЗ С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 1999
  • Бакин А.И.
  • Максимов В.А.
  • Макаров Ю.И.
  • Николаев В.А.
RU2153610C1
ТОРМОЗНОЕ КОЛЕСО 1998
  • Зубов Ю.И.
  • Бакин А.И.
RU2135392C1
ТОРМОЗ С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 1999
  • Бакин А.И.
  • Максимов В.А.
  • Макаров Ю.И.
  • Николаев В.А.
RU2153609C1
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ 2003
  • Бакин А.И.
  • Николаев В.А.
RU2237829C1
ПРИВОД ТОРМОЗА 1995
  • Бакин А.И.
  • Зубов Ю.И.
RU2094314C1
МНОГОДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ 1998
  • Бобылев И.К.
  • Окулов Б.С.
  • Богуславский А.А.
  • Бобылева Л.И.
RU2143381C1

Реферат патента 2000 года АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ЗАЗОРА

Изобретение относится к регуляторам зазора тормозов. Автоматический регулятор зазора содержит элемент фиксации штока, выполненный в виде цилиндрической винтовой пружины с поджатыми друг к другу витками, обжимающей деформирующий элемент штока, с возможностью ее упругой деформации деформирующим элементом штока. Технический результат - расширение эксплуатационных возможностей регулятора. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 149 293 C1

Автоматический регулятор зазора, содержащий втулку, возвратную пружину, шток с деформирующим элементом и элемент фиксации штока, зафиксированный во втулке с возможностью его деформации деформирующим элементом штока, отличающийся тем, что элемент фиксации штока выполнен в виде цилиндрической винтовой пружины, с поджатыми друг к другу витками, обжимающей деформирующий элемент штока, с возможностью ее упругой деформации деформирующим элементом штока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2149293C1

US 4171036 A 16.10.76
GB 1300432 A 20.12.72
US 3990547 A 09.11.76
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 1989
  • Бобылев И.К.
  • Богуславский А.А.
  • Шариков Б.И.
SU1741504A1

RU 2 149 293 C1

Авторы

Акимцев А.А.

Бакин А.И.

Даты

2000-05-20Публикация

1998-04-22Подача