Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касается конструирования летательных аппаратов, перемещающихся в экранном режиме над поверхностью воды и кратковременно над сушей со скоростью 400 600 км/час.
Известен экраноплан, содержащий корпус в виде несущего крыла, фюзеляж, хвостовые оперения, самолетные двигательные установки и воздухонагнетатели для создания воздушных подушек (патент СССР N 676153, кл. B 60 V 1/08, 1979).
Недостатком известного экраноплана является его низкая эксплуатационная эффективность.
Технический результат от внедрения этого изобретения заключается в повышении эксплуатационной эффективности экраноплана.
Технический результат достигается тем, что экраноплан содержит корпус в виде несущего крыла, фюзеляж, хвостовые оперения, самолетные двигательные установки и воздухонагнетатели для создания воздушных подушек, экраноплан выполнен с дополнительными параллельными друг другу фюзеляжами, поворотными воздухозаборными устройствами и камерами распыления воды для подачи ее в дисперсном состоянии в сопла самолетных двигателей и в область воздушных подушек между дополнительными фюзеляжами, при этом несущее крыло выполнено с выдвижными гибкими участками, имеющими возможность натяжения их между смежными фюзеляжами за хвостовой кромкой несущего крыла.
Кроме того, несущее крыло выполнено с консольными крайними участками, а экраноплан выполнен со скегами, расположенными на нижних частях фюзеляжей и этих консольных участках несущего крыла поперечно ему для ограждения воздушных подушек.
Кроме того, оси поворота водозаборных устройств размещены на нижних кромках скегов под фюзеляжами.
Кроме того, скеги выполнены с надувными поплавками для подъема экраноплана над водой при стоянке и режиме медленного маневрирования.
На фиг. 1 представлен боковой вид описываемого экраноплана; на фиг. 2 - вид по стрелке A фиг. 1; на фиг. 3 экраноплан из сочлененных между собой модулей экраноплана по горизонтали и вертикали; на фиг. 4 носовая оконечность экраноплана с шарнирным соединением модулей; на фиг. 5 кормовая часть такого экраноплана; на фиг. 6 носовая оконечность экраноплана с модулями размещенными по вертикали и по горизонтали и с шарнирным соединением модулей, расположенных по горизонтали; на фиг. 7 средняя часть такого экраноплана; на фиг. 8 кормовая оконечность экраноплана с модулями, размещенными по вертикали и по горизонтали при шарнирном соединении.
Экраноплан снабжен самолетными фюзеляжами 1 с центропланом, хвостовыми оперениями, самолетными двигательными установками, консольными крайними участками 2 несущего крыла, воздухозаборниками 3 воздухонагнетателей для создания воздушных подушек, тубусами 4 для укладки выдвижных гибких участков 5 крыла, скегами 6, выдвижной частью крыла, надувными поплавками 7, колесами 8 для водозабора, камерами 9 распыления дисперсной воды, а также поворотным водозаборным устройством 10.
Между поверхностью воды и нижней плоскостью крыла (фиг. 1,2) создается воздушно-водяная подушка 11. Модули экраноплана имеют между собой шарнирное соединение 12.
Экраноплан эксплуатируется следующим образом.
Перед взлетом выдвигаются гибкие участки 5 несущего крыла из их тубусов 4, запускаются самолетные двигательные установки, воздухонагнетатели и водозаборное устройство 10 с колесами 8 и создается воздушно-водяная подушка 11 с помощью камер 9, размещенных в несущем крыле. Экраноплан начинает подниматься над водой и двигаться по направлению векторов тяги самолетных двигательных установок; по мере увеличения горизонтальной скорости и подъема экраноплана над водой, происходит процесс укладки в полость скегов 6 надувных поплавков 7. Далее происходит разгон экраноплана и дальнейший подъем его над водой. Скеги 6 выходят из соприкосновения с водой и с набором достаточной скорости экраноплана убираются в дополнительные полости (не показаны), что позволяет произвести увеличение скорости полета до крейсерской. Посадка осуществляется посредством снижения тяги самолетных движительных установок, увеличением угла атаки крыла, и при снижении горизонтальной скорости до допустимой выдвигаются дополнительные гибкие участки 5 крыла, после чего (из-за возросшей подъемной силы) возможно дальнейшее снижение тяги вышеуказанных установок и снижение скорости и высоты полета экраноплана. После касания скегов 6 с водой начинается более интенсивное торможение экраноплана, и возможна его посадка на воду в двух вариантах:
1) посадка на фюзеляжи, останов, надувание поплавков 7 и всплытие;
2) до касания фюзеляжей поверхности воды, по достижении безопасной горизонтальной скорости надувание поплавков и всплытие экраноплана до окончания горизонтального передвижения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭКРАНОПЛАН-АМФИБИЯ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2003 |
|
RU2211773C1 |
ЭКРАНОПЛАН-АМФИБИЯ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2003 |
|
RU2211772C1 |
ЭКРАНОПЛАН | 2005 |
|
RU2314219C2 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ПОВЫШЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ И ТРАНСПОРТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, ЭКРАНОПЛАН ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УКАЗАННОГО СПОСОБА (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА | 2010 |
|
RU2539443C2 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЭКРАНОПЛАН | 2013 |
|
RU2546357C2 |
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ САМОЛЕТА С ШАССИ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ (ЕГО ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2083402C1 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПАССАЖИРОВ, ЭКИПАЖА И ГРУЗОВ ПРИ АВАРИИ САМОЛЕТА В ВОЗДУХЕ | 1998 |
|
RU2152335C1 |
ЭКРАНОЛЕТ | 2006 |
|
RU2317221C1 |
ЭЛЕКТРОМОТОРНЫЙ ЭКРАНОПЛАН-АМФИБИЯ | 2019 |
|
RU2737406C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ДИНАМИЧЕСКОЙ ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 1990 |
|
SU1786768A1 |
Изобретение относится к транспортным средствам на динамической воздушной подушке и касается конструирования летательных аппаратов, перемещающихся в экранном режиме над поверхностью воды и кратковременно над сушей со скоростью 400 - 600 км/час. Сущность заключается в том, что экраноплан выполнен с дополнительными параллельными друг другу фюзеляжами, поворотными воздухозаборными устройствами и камерами распыления воды для подачи ее в дисперсном состоянии в сопла самолетных двигателей и в область воздушных подушек между дополнительными фюзеляжами, при этом несущее крыло выполнено с выдвижными гибкими участками, имеющими возможность натяжения их между смежными фюзеляжами за хвостовой кромкой несущего крыла. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.
Быстроходное надводное судно | 1973 |
|
SU676153A3 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1997-10-27—Публикация
1995-07-07—Подача