Изобретение относится к психологии, медицине и может быть использовано для коррекции психологического состояния человека с последующей его социальной реабилитацией.
Системный кризис современной цивилизации проявляется особенно остро в социальной сфере, экономике, экологии, духовной жизни. Человек как субъект социальной системы сталкивается с проявлением кризиса каждый день. Меняющиеся отношения создают ситуацию когда все: работа, семья, отношения, экономика, духовная жизнь становится неопределенными и постоянно изменяются. В этой ситуации человек может быть подавлен, растерян, не находить ответов на вопросы, и тогда все его действия приводят не к стабилизации, а наоборот к хаосу и развалу, развитию депрессии. Человек теряет способность стать полнокровным членом одной из групп и даже не может найти признаки, по которым он мог бы вписаться в те или иные группы, этносы. Увеличение числа психических заболеваний, внутриличностных конфликтов и напряженности в свою очередь углубляет кризис, затрудняет процессы обучения и воспитания, способствует росту преступности.
Предлагаемый способ по сути направлен на оздоровление личности, коррекцию психологического состояния человека, который в данное время находится в подавленном состоянии либо на нижней ступеньке социальной жизни в данном обществе или среде обитания. К настоящему времени в отечественной [1] и зарубежной психологии [2, 3] накоплен достаточно большой опыт использования психологического воздействия на человека в критических ситуациях.
Большинство психотехник, существующих в мире, направлены на вытеснения из подсознания тех или иных стрессовых ситуаций установок, которые существуют у данного человека и реально мешают ему. Так, например, одним из аналогов изобретения является "интерекционизм" направление в западной социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида [2] Интеракционизм предусматривает способность человека интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия, а в процессе взаимодействия с людьми происходит трансформация личности. Однако такая трансформация может привести к потере индивидуальности и не всегда играет положительную роль для общества в целом.
Ближайшим аналогом можно считать способ оздоровления человека путем проведения психоанализа с выявлением психотравмирующей ситуации, осознанием ее пациентом с последующим воздействием психотерапевтическими факторами, направленными на разрешение конфликта возникшего на уровне подсознания [3] В то же время этот способ, а также ряд других известных аналогичных способов, позволяя оздоравливать личность в целом и разрешать текущую психологическую ситуацию, не гарантирует рецидива внутриличностного конфликта в последующих психотравмирующих ситуациях и социальных конфликтах.
В результате использования настоящего изобретения человек преобретает ролевые функции и поведение без трансформации личности и за счет знаний, полученных при прохождении трех этапов, составляющих способ, вживается или точнее вписывается в систему, группу, этнос вне зависимости от религии, системы государственности, образования, социального происхождения. Обучение и взаимодействие осуществляется при помощи информации с применением медитационных методик анализа и развития ощущений физических, энергетических, эмоциональных, чувственных, которых до времени обращения человек не получал и не имел возможности воспринимать. Необходимо отметить, что способ работает и приносит эффект при выполнении трех этапов последовательно. Если одна из составляющих не запущена, то способ не срабатывает.
Сущность способа заключается в следующем. С пациентом работают в определенной программе, состоящей из трех этапов. На каждом этапе по мере необходимости используют методы психотерапевтического воздействия для введения пациента в состояние измененного сознания, в основном на уровне медитации, при этом могут быть использованы известные приемы психотехники.
На первом этапе путем психоанализа выявляют отрицательные события и образы в жизни пациента, и пациент вспоминает все то, что было с ним за прошедшие годы, высвечивая события и людей, которые явились носителями отрицательных эмоций. Есть несколько путей, позволяющих исправить отрицательные последствия данных эмоций и переживаний.
Техническим результатом настоящего изобретения на 1 этапе является не вытеснение переживаний и ситуаций из подсознания, а разрыв их связи с событиями сегодняшнего дня. Таким образом, интерес в этом плане представляют те события прошлого, которые наложили отпечаток на сегодняшний день, и как правило, в отрицательном аспекте. Выполняют этот этап следующим образом. Располагают напротив себя человека, и он начинает вспоминать события и людей, связанных с отрицательными эмоциями. Обнаружив данное событие, человек с помощью аутогетеросуггестивного воздействия ярко его вспоминает, при этом вслух проговаривает например такую фразу "Я принимаю ситуацию такой, какая она есть, любую свою реакцию на данную ситуацию положительную и отрицательную я принимаю и забираю". Если это событие касается каких-то людей, то фраза звучит следующим образом: "Я принимаю данного человека таким, какой он есть, свою реакцию на него положительную и отрицательную я забираю". Данные фразы и состояние человека работают как-бы на отстранение ситуации, которая приносит сегодня отрицательное воздействие на человека. Образы и события тускнеют, и их воспоминание дается каждый раз труднее и труднее. Это значит, есть эффект срабатывания первого этапа, его составляющая запущена и начинает работать. Данный прием особенно эффективен в работе над событиями, в результате которых человек утерял жизненные позиции: работа, семья, друзья, любимые, смысл жизни. Сеансы проводят неоднократно, ко второму этапу переходят только при достижении явного для пациента снижения эмоциональной и детальной окраски при воспроизведении в памяти указанного события.
Второй этап способа, его технический результат состоит в развитии способностей пациента к анализу своих ощущений и интуиции и отношении к ним как к "ключу" правильного выбора пути выхода за границы сложившихся стереотипов поведения и решения задач, стоящих перед человеком на данном этапе жизни, с которыми он сталкивается при движении по жизненному пространству. Согласно теории о полевом строении мира и отражении этого вопроса в учебном курсе Мюнхенского института парапсихологии нас окружают информационные поля различных видов и назначений. Есть поля о науке, религии, строении общества и нашей планеты и т.д. Применив упражнения и те знания, которые дают человеку, он входит в особое измененное состояние сознания и в этом состоянии человек получает уверенность в преобретении способности получения правдивой информации о ситуации и предметах, о людях.
В качестве сенсорных ощущений, которые развиваются у пациента, используют температурные, зрительные ощущения упругой среды, различные перестезии. Могут быть использованы и экстрасенсорные восприятия например: с помощью рук, рамки, маятника. Процесс обучения производят при помощи набора определенных упражнений. Путем повторных тренировок под контролем оператора развивают способность анализировать ощущения, возникающие в ладонях, их начало, конец, степень выраженности и качество. Создавая эксперементальные ситуации, обучают соотносить эти ощущения с фактом поступления информации, а вернее, подтверждения правильности предполагаемой информации, подкрепляя уверенность пациента в приобретении навыка "считывать" информацию при помощи рук и способности проникновения в информационные поля.
В качестве экспериментальной ситуации используют перемещение ладоней над квадратами бумаги, окрашенными в разные цвета сначала открытых, а затем помещенными в закрытые конверты над текстами, несущими и не несущими информацию, каждый раз предлагая запомнить вид и степень выраженности ощущений, например: холода, тепла, покалывания, жжения, упругой среды и т.п. Постепенно усложняют упражнения, например: на столе лежат конверты, в конвертах визитные карточки людей, стоящих рядом. Предлагается по ощущениям найти, какая визитка принадлежит кому из присутствующих. С учетом анализа предварительных ощущений предлагают с завязанными глазами отгадать пол людей. Еще более сложным является упражнение, направленное на появление мысленного образа при попытке отгадывания факта получения информации. Наш опыт показывает, что в процессе обучения пациент развивает свои сенсорные ощущения и, главное, преобретает уверенность в обретении способности к интуитивному предвидению.
К третьему этапу способа переходят при достижении получения правильных ответов не менее 50% На третьем этапе переходят собственно к разрешению сложившейся у человека нежелательной ситуации, в процессе которой пациент выходит из психологического кризиса и приобретает уверенность в возможности принятия правильных решений и в последующей жизни. При этом реализуется назначение способа снимаются стрессы, оздоравливается психика. Пациент по своему желанию и с уверенностью в обладании ранее скрытой для него информации подключается к тем или иным общественным, профессиональным или религиозным группам, меняет имидж или принимает другие жизненно важные решения. Для этого пациенту сначала предлагают последовательно самостоятельно выбирать модель поведения в ряде конкретных, затруднительных для него ситуаций. Эти упражнения сопровождаются внушением обязательности достижения успеха. Модель поведения пациент выбирает основываясь на предварительной проверке правильности предполагаемых изменений. Такая проверка обычно проводится следующим образом. Готовят ряд вопросов или рекомендаций, касающихся дальнейшей жизни и поведения пациента, и представляют их в устной (мысленной) или письменной форме в зависимости от того, с какими ощущениями обучен работать пациент. Пациент выбирает ту рекомендацию (информацию), которая вызывает появление сенсорных ощущений. Такая информация может касаться смены работы или места жительства, прекращения или возобновления отношения с определенными людьми, изменения имиджа внешнего вида, стиля одежды и поведения, речи, походки и т. п. Подбор информации индивидуален и разнообразен, проводится с помощью оператора и с учетом выводов психоанализа. Пациенту предлагают произвести необходимые изменения в его реальной жизни, прослеживают и суггестивно закрепляют положительный результат. После чего курс заканчивается.
Пример. Пациент И. 38 лет обратился с жалобами на плохой сон, потерю уверенности в себе и наличие нервных срывов в процессе общения с окружающими людьми, выражающееся в плохом контакте с людьми и постоянном разговоре на повышенных тонах. Долгое время не может найти работу, которая его устроила бы. Попытки медикаментозной коррекции состояния успеха не имели. На первом этапе проведенный психоанализ выявил ряд событий в детстве и во время учебы в институте, связь которых с постоянными отрицательными эмоциями представлялась очевидной. В течение 7 дней проводились сеансы воспроизведения указанных событий в памяти пациента с аутогетеросуггестией и проговариванием формулы внушения на эмоциональное отстранение от них. Повторение сеанса пациентом производилось и самостоятельно до 5 раз в день. К моменту перехода на второй этап воздействия пациент с трудом сосредотачивался на воспоминаниях об этих событиях, отмечалось явное эмоциональное к ним равнодушие.
На втором этапе пациент И. в течение месяца, работая каждый день по одному часу, вначале вместе с оператором, затем самостоятельно обучился "считывать информацию" при помощи ощущений в ладонях. Анализ индивидуальных ощущений указал на возможность ориентироваться на возникновение "покалывания" и ощущения упругой среды при поступлении информации. Упражнения проводились с закрытыми конвертами с проведением над ними ладоней на расстоянии 2-3 см. К концу обучения правильность ответов достигла 80%
Третий этап способа оздоровления был начат сеансом, сочетавшим элементы рациональной и суггестивной психотерапии. Под музыкальное сопровождение (исполнялась 5-я симфония Баха) при наложении рук оператора на левое плечо пациента произведено внушение, что все последующие шаги пациента с учетом приобретенных навыков и получаемой информации приведут к разрешению затруднительных ситуаций и оздоровлению личности. Были изготовлены карточки, на которых было зафиксирована информация различного назначения, а именно: прекратить отношения с отдельными людьми, поменять место жительства, внешний вид, походку, позу при сидении, стиль речи.
Задавая себе вопрос, что необходимо предпринять, чтобы поправить свое состояние и проводя рукой над разложенными над столом карточками И. почувствовал покалывания на ладонях над карточкой "поменять место жительства". По истечении месяца, во время которого было изменено место проживания, у пациента наладился сон, он приобрел уверенность в себе, прекратились нервные срывы. Появились некоторые идеи по поводу работы, которые были проверены по описанной методике и подкреплены сеансом внушения. При обращении в выбранную организацию успешно прошел вступительную беседу и был принят на работу.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ И.М. СПИВАКА АУТОКРЕАТИВНОЙ ТЕРАПИИ | 2010 |
|
RU2424828C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА | 1997 |
|
RU2093136C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ | 2002 |
|
RU2233179C1 |
СПОСОБ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2016 |
|
RU2654661C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА "МЕТОД ТРАНСОВО-ДИАЛОГОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ БЕРНАЦКОГО" | 2004 |
|
RU2303466C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 2004 |
|
RU2285545C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ | 2014 |
|
RU2561004C1 |
СПОСОБ Н.П. ЗАХАРОВА ПСИХОТЕРАПИИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ | 2004 |
|
RU2289435C2 |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА | 1999 |
|
RU2191040C2 |
МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ "ИНТЕГРАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" | 2004 |
|
RU2276999C2 |
Изобретение относится к психологии, медицине и может быть использовано для коррекции психологического состояния. Технический результат состоит в разрыве психологической связи отрицательных событий в жизни пациента с его настоящим состоянием и последующем обучении выбору правильных решений. Сущность изобретения: способ состоит из трех этапов, на каждом из которых используют приемы введения пациента в состояние измененного сознания. На первом этапе добиваются явного снижения эмоциональной и детальной окраски воспроизведения в памяти пациента психотравмирующей ситуации. На втором этапе развивают сенсорные ощущения и обучают соотносить их с фактом подтверждения правильности предлагаемой информации. На третьем этапе обучают самостоятельно выбирать модель поведения и прослеживают достижения положительного результата. 2 з.п. ф-лы.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Сухарев А.В | |||
Этнопсихотерапевтический подход к человеку в условиях современного кризиса его экосистемы, ж | |||
"Мир психологии и психология в мире", N 0, - М., 1994 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Мид Дж.Г | |||
Сознание личности и общества | |||
- М., 1985 | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Клаудиа Бенгард Поческо Исцеление через сознание | |||
Теомания: причина стресса | |||
- М., 1994, с.175. |
Авторы
Даты
1997-11-20—Публикация
1997-02-14—Подача