Изобретение относится к области психологии, медицине и может быть использовано для коррекции психологического состояния человека, оздоровления путем устранения обусловленных этим состоянием невротических расстройств, а также для осуществления последующей социальной реабилитации.
Существует ряд психотехник, направленных на вытеснение из подсознания тех или иных установок, которые существуют у данного человека и реально мешают ему.
Известен способ психологического воздействия, заключающийся в том, что сначала оператор-ритмолог проводит беседу с пациентом, концентрируя его внимание на проблеме здоровья в данный момент времени, в ходе беседы фиксирует повторяемые пациентом слова и определяет характер причины проблемы здоровья - обида или страх, или то и другое одновременно, после чего в зависимости от характера причины проблемы оператор-ритмолог выбирает соответствующие звукосочетания-ритмы, в которых упоминается зафиксированное оператором слово, и вместе с пациентом прочитывает его вслух (RU 2002118752).
Однако связь причины проблемы, вызвавшей ухудшение здоровья, с повторяемыми пациентом словами совершенно не очевидна и никак не доказывается. Также не доказано влияние на состояние здоровья звукосочетаний-ритмов, в которых упоминается выбранное и зафиксированное оператором слово. И самое главное: способ не предусматривает анализ и осознание причины существования проблемы.
Известен способ коррекции психологического состояния, включающий психоанализ с выявлением психотравмирующих факторов и последующим психотерапевтическим воздействием; коррекцию проводят в три этапа, на каждом из которых используют приемы введения пациента в состояние измененного сознания, при этом на первом этапе выявляются отрицательные события и образы в жизни пациента и с помощью аутогетеросуггестивного воздействия добиваются явного для пациента снижения эмоциональной и детальной окраски их воспроизведения в памяти, далее на втором этапе под контролем оператора путем повторных аутотренировок пациента с анализом сенсорных ощущений обучают его навыку соотнесения этих ощущений с фактом подтверждения правильности предлагаемой информации, при этом внушают пациенту, что у него развилась способность интуитивного предвидения, являющаяся ключом выбора правильного решения в любой ситуации, а на третьем этапе пациенту предлагают в ряде конкретных затруднительных ситуаций с помощью приобретенного навыка самостоятельно выбрать модель поведения, при этом предварительно внушают обязательность достижения успеха, прослеживают его действительное достижение и при положительном результате курс лечения заканчивается; в качестве сенсорных используют температурные или зрительные ощущения или ощущения упругой среды или парестезии; при выборе модели поведения пациенту последовательно предъявляют целый ряд различных рекомендаций, касающихся изменения образа жизни, имиджа или другую индивидуально подобранную информацию, и учитывают ту, которая вызывает определенные сенсорные ощущения (RU 2096046).
Существенным недостатком способа является необходимость введения пациента в состояние измененного сознания. Кроме того, необходимы специальные обучение и тренировки пациента; предполагаемый выбор реальных изменений в жизни опирается только на эмоционально-интуитивную оценку, что создает большую вероятность принятия неправильных решений.
Известен также способ коррекции психологического состояния, включающий психодиагностику путем определения оператором индивидуальных жизненных целей пациента; способ включает три этапа; на первом этапе осуществляется проведение психодиагностических тестов, выявление особенностей личности, проведение восстановительной терапии, корректирующей соматическое состояние больного, на втором этапе - проведение сеансов коллективной психотерапии, включающих рациональную психотерапию, освоение элементов аутогенной тренировки и гипнотерапию с суггестией, на третьем - проведение индивидуальных психотерапевтических сеансов; на втором этапе сеансы коллективной психотерапии проводят ежедневно в течение шести дней, при этом каждый сеанс состоит из трех частей: в первой части проводят тематическую дискуссию, во второй части осваивают элементы аутогенной тренировки, в третьей части - гипнотерапию с суггестивным закреплением рациональных выводов тематической дискуссии; при этом в первый день тематическую дискуссию направляют на снижение уровня анозогнозии, обсуждают причины и последствия психической зависимости, обучают аутогенному погружению, при гипнотерапии осуществляют суггестивное воздействие, направленное на закрепление доверия к проводимому лечению, осознание необходимости лечения и активного участия в лечении самого больного; во второй день при тематической дискуссии ориентируют больного на пересмотр жизненных отношений и личностную ответственность за сделанный выбор, обсуждают поступки, обозначенные психической зависимостью, понятия долга и ответственности, осваивают упражнения мышечной релаксации в процессе аутогенной тренировки, а при гипнотерапии осуществляют суггестивное воздействие на закрепление измененных жизненных отношений и соблюдение личностной ответственности за сделанный выбор; в третий день лечения тематическую дискуссию направляют на выявление и преодоление психологического стресса, в процессе аутогенной тренировки осваивают упражнения сюжетного воображения, а при гипнотерапии гармонизируют отношения больного с окружающим миром и дают установку на предупреждение стресса и предстрессовых состояний; на четвертый день лечения тематическую дискуссию направляют на осознание причин одиночества и роль психической зависимости в проявлении феномена одиночества, в процессе аутогенной тренировки осваивают упражнения трансовой саморегуляции, при гипнотерапии осуществляют суггестивное воздействие с закреплением в сознании больного установки, что выход из одиночества возможен при преодолении психической зависимости и адаптации в окружающем мире; на пятый день тематическую дискуссию направляют на поиск индивидуального смысла жизни, в основе которого лежит преодоление психической зависимости, в процессе аутогенного погружения больной мысленно воспроизводит свой образ в позитивной ситуации в прошлом до появления психической зависимости, а также образ себя в настоящем или будущем, преодолевшим психическую зависимость, и соединяет эти два образа в единый, а при гипнотерапии осуществляют суггестивное воздействие, закрепляющее в сознании больного установки, что достижение выбранной цели возможно только путем преодоления психической зависимости; на шестой день лечения тематическую дискуссию направляют на профилактику, диагностику и предупреждение рецидива психической зависимости и роли социальных и психологических факторов, провоцирующих рецидив, аутогенная тренировка включает имаго терапевтический процесс, при котором образно разделяют личность больного на здоровую и больную субличности, выделяют большую субличность как основу дезадаптации больного, воспроизводят картину смерти и захоронения больной субличности, а при гипнотерапии осуществляют суггестивное воздействие на абсолют здорового образа жизни, самопрограммирование на предупреждение рецидива психической зависимости и сотрудничество с психотерапевтом при появлении признаков психической зависимости (RU 2198690 C2).
Данное техническое решение принято за прототип настоящего изобретения.
Этот способ характеризуется исключительной сложностью и длительностью; имеет место необходимость комбинирования индивидуальных и групповых сеансов, обязательным является введение в гипнотическое и трансовое состояния, пациенты должны овладеть специальными, весьма непростыми, методиками, а также аутотренингом, что практически лишает пациента внутренней свободы, возможности принятия осознанных самостоятельных решений, все выводы делаются только оператором; существует также вполне реальная опасность негативных последствий в результате гипнотических сеансов, как правило, возникает выраженная зависимость пациента от психотерапевта, закрепленная длительным периодом осуществления психологического воздействия; воздействие на психику человека - весьма жесткое, включающее внушение необходимости пересмотра жизненных ценностей, "похорон" субличности, что является, по существу, кодировкой, которая по прошествии определенного времени, вероятно, обусловит необходимость перекодировки. Элементы психоанализа в данном способе, по существу, не используются.
Кроме того, для реализации способа необходим сложный набор средств воздействия: психотерапевтические, вербальные, медикаментозные, физические (звук, свет), что, помимо специального образования, предполагает разностороннюю, в том числе техническую, профессиональную подготовку операторов.
В основу настоящего изобретения положено решение задачи создания эффективного, сравнительно несложного способа коррекции психологического состояния человека, исключения необходимости введения пациента в гипнотическое и трансовое состояния, кодировки и устранения связанной с этим опасности негативных последствий для пациента; решается также задача резкого сокращения времени, необходимого для осуществления эффективного психологического воздействия.
Согласно изобретению способ коррекции психологического состояния включает психодиагностику путем определения оператором жизненных целей пациента; новым является то, что оператор, выслушивая рассказ пациента о волнующих его проблемах, устанавливает иерархию открыто демонстрируемых жизненных целей пациента, выделяет из этой иерархии 1-5 доминирующих жизненных целей, открыто демонстрируемых пациентом в процессе рассказа, затем оператор выявляет скрытые жизненные цели пациента, связанные с выделенными открыто демонстрируемыми жизненными целями, устанавливает иерархию значимости для пациента выявленных скрытых жизненных целей, определяет доминирующую скрытую жизненную цель пациента и предлагает пациенту реализацию этой цели.
Заявителем не выявлены источники, содержащие информацию о технических решениях, идентичных настоящему изобретению, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "новизна".
Заявленный способ реализуется следующим образом.
Оператор (специалист-психолог или психотерапевт) выслушивает рассказ пациента о волнующих его проблемах. Пациент в ходе беседы прежде всего открыто демонстрирует явно осознаваемые им жизненные цели, например: найти супруга за рубежом и уехать за границу, радикально изменить свою внешность к лучшему, похудеть, улучшить состояние кожи, улучшить сон, избавиться от страхов, отомстить врагам, добиться богатства и т.п.
Таких целей демонстрируется пациентом, как правило, довольно много; оператор в беседе с пациентом устанавливает иерархию этих осознаваемых им и открыто демонстрируемых жизненных целей и выделяет из этой иерархии 1-5 наиболее значимых, доминирующих жизненных целей. При этом пациент, как правило, всегда заявляет, что попытки реализовать эти цели не увенчались успехом, в результате чего, собственно, и существуют то негативное психологическое состояние и связанные с ним проблемы со здоровьем, побудившие пациента обратиться к специалисту.
Затем оператор тактично, очень осторожно и не торопясь в ходе дальнейшей беседы с пациентом выявляет скрытые на уровне подсознания жизненные цели пациента, которые не были им открыто продемонстрированы, но которые тесно связаны с открыто продемонстрированными целями; о них пациент ничего не сказал, отвечая на вопросы оператора в начале беседы, эти скрытые цели существовали лишь в подсознании пациента, и только в ходе беседы с оператором эти цели и их связь с открыто демонстрируемыми целями были осознаны пациентом; если этих скрытых целей оказывается несколько, оператор совместно с пациентом определяют самую основную, значимую, доминирующую скрытую цель пациента.
Именно на достижении этой цели пациенту предлагают сосредоточиться.
Реализация заявленного способа иллюстрируется приведенными ниже примерами.
Пример 1.
Пациентка Ж. 34 года. Обратилась в Центр психологического консультирования "ЭТОЛ", Санкт-Петербург, в связи с неудовлетворительным состоянием (апатия, подавленность и т.п.), связываемым ею с проблемой взаимоотношений с мужчиной С., который проявлял к Ж. знаки внимания и, разойдясь со своей предыдущей сожительницей, предложил Ж. строить совместную жизнь на серьезной основе. Однако постепенно ситуация развивалась таким образом, что бывшая сожительница прореагировала резко отрицательно и оказала сильное давление на С., вынудив его продолжить с ней отношения, который с этого момента в течение года находится в состоянии выбора между двумя женщинами. Ж. хотелось бы изменить эту ситуацию.
В ходе разговора мы определили, что для Ж. приемлемы как возможность измениться самой, так и изменение своего отношения к происходящему. В ответ на прямой вопрос оператора: "что бы Вы хотели в этой жизни?", Ж. открыто демонстрирует следующие цели: выйти замуж за С., родить ребенка, избежать одиночества, гармонизировать сексуальные отношения с С., просто жить спокойно, улучшить состояние здоровья, в частности сон, аппетит и т.д.
Вместе с тем, продолжая беседу с пациенткой, оператор установил ее скрытые цели и мотивации, связанные с открыто демонстрируемыми целями, побуждающие ее к определенным действиям. Во-первых, Ж. страдает от уязвленного самолюбия, задета ее гордость, она в глубине души переживает утрату чувства собственного достоинства и хотела бы изменить эту ситуацию. Во-вторых, рождение ребенка позволит, по ее убеждению, не только прочно привязать С. к себе, но и явится ударом для его сожительницы, поскольку у С. с ней детей нет. В-третьих, Ж. хотела бы сохранить общий с С. бизнес. В-четвертых, выявлено скрытое, существующее на подсознательном уровне, стремление Ж. пожертвовать многими личными интересами для С.
Проанализировав и подробно обсудив с пациенткой выявленные скрытые жизненные цели, связанные с открыто демонстрируемыми целями, оператор установил иерархию значимости для С. этих скрытых жизненных целей. В результате оказалось, что основной, самой значимой, причиной душевного дискомфорта пациентки является потеря чувства гордости и собственного достоинства, снижение личностной самооценки. Было установлено, что открыто продемонстрированные цели (стремление привязать к себе С., отомстить предыдущей сожительнице, родить ребенка) являются отражением скрытого в подсознании стремления восстановить чувство собственного достоинства, уровень самоуважения. Пациентке было объяснено, что для достижения этой скрытой, в действительности самой важной для нее, цели совершенно не обязательно любой ценой отомстить сопернице, привязать к себе С., родить ребенка и т.д. Было достигнуто понимание этой ситуации со стороны пациентки, которая решила прекратить достижение открыто демонстрируемых целей, стала уделять больше внимания себе, вести себя спокойно, с достоинством, уравновешенно, ненавязчиво, постепенно ограничила общение с С. общими деловыми и профессиональными вопросами, предоставив ему возможность без какого-либо давления с ее стороны сделать свой выбор в личном аспекте. При повторной беседе с пациенткой через полтора месяца констатировано значительное улучшение ее состояния, отсутствие какой-либо депрессии. Такие изменения привели к тому, что существенно улучшилась ее ситуация с С., с которым она поддерживает ровные, чисто деловые отношения. Изменение поведения положительно сказалось на внешнем облике пациентки, что, возможно, явилось одной из причин появления у нее нового, значительно более привлекательного и свободного партнера.
Пример 2.
Пациентка Л., 40 лет. Никогда не была замужем. Мать-одиночка. Жалуется на частые эмоциональные срывы и депрессивное состояние. Настойчиво пытается найти себе пару среди иностранцев. В последнем случае через Интернет-службу знакомств познакомилась с итальянцем, временно проживающим в России. Общение с итальянцем характеризуется полной неопределенностью и не имеет выраженной перспективы. Партнер не спешит оформить отношения, а Л. объясняет очередную неудачу мистическими причинами ("сглаз"). При этом женщина имеет достаточно привлекательную внешность. В процессе беседы с оператором пациентка сообщила, что ее цели состоят в следующем: во-первых, она хотела бы выйти замуж; во-вторых, хотела бы жить за границей; в-третьих, мужчина должен стать хорошим отцом имеющемуся у нее ребенку; в-четвертых, приобрести достаточное материальное благосостояние; в-пятых, хотела бы вести совместный бизнес с мужем, а также продекларировала еще около десяти целей. В результате беседы оператор установил, что указанные выше пять целей являются доминирующими среди названных пациенткой. Обсуждая эти открыто демонстрируемые жизненные цели, оператор выяснил, что у пациентки нет какой-либо квалификации для участия в бизнесе, тем более за пределами России. Л. не знает иностранных языков, но надеется, что языковый барьер можно будет преодолеть на месте. О стереотипе европейской домохозяйки (жены) никаких представлений не имеет. По мнению Л., открыто демонстрируемые цели являются наиболее доступным и, с ее точки зрения, эффективным путем для осуществления нереализованных социальных амбиций, избавления от страха за свою состоятельность, положение в обществе и карьеру. Л. говорит: "пусть карьеру мне сделает муж".
Анализ и совместное с Л. выявление скрытых подсознательных целей позволил установить, что главной, доминирующей скрытой целью является все же социальная реализация, а остальные цели (в частности, сексуальные отношения) - вторичны и могут являться следствиями завоеванного социального статуса, карьерного роста и, соответственно, материального благосостояния. Пациентка с этим согласилась. Ей было рекомендовано сосредоточиться на достижении именно этой важнейшей для нее скрытой цели.
При последующих контактах с Л. было установлено, что она перестала уделять основное внимание попыткам найти мужа за рубежом, закончила курсы менеджеров, успешно работает в серьезной фирме и благодаря определенным личным качествам весьма быстро преуспела в карьерном росте. Деятельность фирмы тесно связана с импортно-экспортными операциями, и это позволило Л. познакомиться с коммерческим представителем германской фирмы, владеющим русским языком. В настоящее время Л. поддерживает с ним личные отношения, и, по мнению Л., эти отношения имеют серьезную перспективу; по приглашению своего друга Л. посещала его в Германии с кратким частным визитом, во время которого он представил ее своим родителям. Последний визит Л. в Центр "ЭТОЛ" был не связан с какими-либо жалобами, а обусловлен ее желанием выразить благодарность специалистам Центра.
Пример 3.
Пациент И., 37 лет. Обратился в Центр психологического консультирования "ЭТОЛ" в связи с проблемой полной апатии. Боится, что это может привести к глубокой депрессии. При этом пациент открыто заявил, что у него серьезных проблем в жизни нет: есть жена, есть хорошая работа (менеджер), которая не занимает много времени, ранее был интерес к спорту; поддерживает нормальные отношения с родственниками, бытовые условия - хорошие.
Оператор определил, что у пациента совсем нет интереса к карьере. Ему предлагают стать совладельцем фирмы, где он работает, но он отказывается. Есть возможность собственного бизнеса, но ему этого не очень хочется. Отношения с женой стали абсолютно формальными, практически их ничего не связывает друг с другом, детей нет. Жена вполне самостоятельна. Супруги пробовали развестись, но не довели дело до конца. Вместе с тем И. сообщил, что у него есть любовница, с которой существует глубокое взаимопонимание, причем жена знает о ней, но открыто не выражает претензий.
Оператор, выслушав рассказ пациента, не выявил наличия у него ясно выраженных открыто демонстрируемых целей, за исключением желания жить ярче и интереснее без каких-либо усилий с его стороны.
Далее оператор в тактичной форме выявил, что у И. имеется скрытая склонность к так называемым быстрым делам и процессам, не связанным с серьезной ответственностью. Оператор также установил, что скрытой целью пациента является стремление избежать излишней, по его мнению, нагрузки. Соответственно, И. подсознательно избегает практически любой деятельности. Углубленный анализ мотиваций И. привел к выявлению того факта, что пациент подсознательно стремится к положительной оценке своей личности, своих возможностей со стороны окружающих. Поэтому его прежде всего вдохновляет и интересует только та деятельность, которая потенциально может быть связана с такой оценкой, а также с благодарностью окружающих. Деятельность, приносящая только организационные или финансовые результаты, его не интересует. В ходе беседы с пациентом оператор установил, что И. очень интересна благотворительная деятельность, поскольку именно в этом случае он может гарантированно рассчитывать на восторженную оценку своей личности и благодарность. И. готов развить свой бизнес, если у него будет возможность эффективно участвовать в благотворительных программах и акциях, в особенности, связанных с оказанием помощи конкретным людям.
Оператор порекомендовал И. начать реализацию именно этой скрытой цели, достижение которой должно вызвать у И. желаемые им положительные эмоции. И. согласился, что именно реализация указанной доминирующей скрытой цели является для него в глубине души наиболее желаемой.
При повторном посещении центра И. сообщил, что совместно с женой открыл новый бизнес. Результаты деятельности они используют, главным образом, для оказания помощи детям из интерната. Кроме того, И. совместно с детьми занимается изготовлением моделей самолетов, что не только интересно ему самому, но и вызывает горячий интерес и благодарность у детей. Как заявляет И., он при этом испытывает весьма сильные положительные эмоции и получает мощный заряд энергии. В настоящее время у него отсутствует какая-либо апатия, что позволяет ему эффективно осуществлять его деятельность.
Пример 4.
Пациентка Ю., 32 года, замужем. Обратилась в Центр психологического консультирования "ЭТОЛ" с проблемой нервного расстройства, связанного, по ее мнению, с взаимоотношениями с любовником (И.). Ю. с мужем, а также И. живут в Германии, где муж работает по контракту. Детей нет. Пациентка считает, что отношения с мужем исчерпали себя. Она познакомилась с молодым человеком И., завязался роман. Ю. ушла от мужа, устроилась на работу и живет самостоятельно. Но с новым партнером отношения не складываются. Ю. осознает, что они из разных социальных слоев, что у них разный круг интересов, разные взгляды на жизнь, существенная разница в возрасте. Родственники И. против их серьезных отношений. Сам И. не может определиться: он то заявляет, что хочет расстаться, то извиняется и говорит, что любит, и просит вернуться. Пациентка чувствует сильную эмоциональную зависимость от И. Она все время думает о нем и строит планы на будущее, при этом Ю. никак не может решить, разводиться ей или нет. Пациентка хотела бы избавиться от этой зависимости, являющейся травмирующим психику фактором.
В ходе беседы, подробно анализируя ситуацию, в которой находится пациентка, обсуждая ее взгляды на жизнь, стало понятно, что Ю. в первую очередь сильно беспокоит отсутствие круга знакомых, есть страх остаться одной в чужой стране (у И. большой круг друзей среди русских и немцев). Во-вторых, Ю. очень задело, что И. не отваживается на серьезные отношения, в ней говорит уязвленное самолюбие. Возможно, она бы бросила его, но хотела бы это сделать сама, когда он предложит ей зарегистрировать их отношения. Оператор, продолжая обсуждать страхи Ю., вместе с ней определил, что, очевидно, наиболее приемлемо для нее пренебречь идеей вернуть И. любой ценой, а затем после его возвращения оставить его. Установлено, что доминирующей, скрытой на уровне подсознания, целью Ю. является устранение страха одиночества в чужой стране. Рекомендовано начать вести более активный и самостоятельный образ жизни, лучше узнать страну, в которой она живет, выучить язык. Это позволит ей приобрести уверенность в себе, вписаться в новый для нее образ жизни, найти занятия, хобби и развлечения, способствующие расширению круга знакомств и общения.
В последствии пациентка сообщила, что она резко изменила к лучшему свою внешность, занялась шейпингом, с помощью Интернета завязала контакты с бывшими российскими гражданами, проживающими в Мюнхене, и поддерживает с ними дружеские отношения; кроме того, Ю. поменяла работу. В результате у нее пропал страх одиночества. Ю. оставила идею отмщения любовнику и сохранила с ним чисто дружеские отношения.
Пример 5.
Пациентка Т., 48 лет. Обратилась в Центр психологического консультирования "ЭТОЛ" с жалобами на выраженное депрессивное состояние. Т. обнаружила у супруга вторую семью, которая существует уже пять лет. Пациентка довольно сложно и путанно формулировала свои открыто демонстрируемые цели. С одной стороны, она хотела бы удержать супруга любой ценой, а с другой, предполагала, что, может быть, следует "отпустить" его в другую семью. То есть Т. демонстрировала совершенно противоположные цели, заявляя, с одной стороны: "предательство должно быть наказано, пусть идет куда хочет", а с другой стороны: "его надо спасать, он без меня пропадет". При этом пациентка постоянно мучилась от чувства унижения.
Оператор в ходе беседы выяснил, что у пациентки доминирует скрытое гипертрофированное устремление к тотальной заботе, что, по существу, является формой контроля супруга. Это является для нее своего рода психологической компенсацией полной материальной зависимости от мужа. При этом Т. отказывается от своих интересов и увлечений в угоду супругу. Образ и ритм жизни был полностью подстроен под желания мужа.
Проведенный оператором совместно с пациенткой анализ данной ситуации помог пациентке прийти к мысли, что ей не следует бросать мужа, в первую очередь потому, что она нужна ему. Но теперь она не будет навязывать ему свои заботы и свое общество, а будет ждать просьб с его стороны. Одновременно Т. займется курсами Фэн-Шуй и восточными танцами, о чем давно мечтала. Так она сможет меньше бывать дома и больше уделять внимания себе. Она решила взять репетиторские часы, так как является квалифицированным преподавателем английского языка.
Еще три посещения Центра потребовались пациентке, чтобы окончательно утвердиться в своем решении. Взрослые дети поддержали ее в принятом решении. Депрессия исчезла.
Произошедшие с Т. изменения вызвали у мужа не только удивление, но и новый интерес к ней. Он стал уделять Т. намного больше внимания, а также тратить значительно больше денег на свою законную семью. Это вызвало резкую реакцию у его любовницы, которая разорвала с ним все отношения. В настоящее время Т. имеет нормальные отношения с мужем, обсуждает с ним и со взрослыми детьми возможность организации совместного семейного бизнеса.
Благодаря реализации отличительных признаков заявленного способа достигается важное новое свойство (технический результат): исключается введение пациента в состояние измененного сознания, кодировка, свойственные как прототипу, так и практически подавляющему большинству известных способов коррекции психологического состояния человека. Тем самым предотвращается возникновение связанных с этим возможных негативных последствий; пациент самостоятельно, без какого-либо давления "заглядывает" в собственное подсознание и с помощью оператора осознает, что же он хочет прежде всего на самом деле, что же для него действительно является главнейшей и важнейшей целью; такие цели, как правило, никогда не лежат "на поверхности", они почти всегда скрыты на подсознательном уровне, а открыто демонстрируемые цели лишь находятся с ними в причинно-следственной связи; пациент, осознав с помощью оператора свою истинную цель, успешно реализует ее, поскольку понимает, что это - его выбор, а не нечто, навязанное оператором в состоянии измененного сознания, что обусловливает высокую эффективность способа. Пациенту не нужно овладевать какими-либо навыками, чему-либо учиться.
Заявителем не обнаружены какие-либо источники информации, содержащие сведения о влиянии заявленных отличительных признаков на достигаемый вследствие их реализации технический результат. Это, по мнению заявителя, свидетельствует о соответствии данного технического решения критерию "изобретательский уровень".
Для реализации способа не требуется какого-либо оборудования. По мнению заявителя, способ соответствует критерию "промышленная применимость".
Изобретение относится к психологии и предназначено для коррекции психологического состояния. Оператор, выслушивая рассказ пациента о волнующих его проблемах, устанавливает иерархию открыто демонстрируемых жизненных целей пациента. Выделяет из этой иерархии 1-5 доминирующих жизненных целей, открыто демонстрируемых пациентом в процессе рассказа. Затем оператор выявляет скрытые мотивы пациента, связанные с выделенными открыто демонстрируемыми жизненными целями. Устанавливает иерархию значимости для пациента выявленных скрытых мотивов, определяет доминирующий скрытый мотив пациента. Предлагает пациенту реализацию этого мотива. Способ позволяет исключить введение пациента в состояние измененного сознания, кодировку, предотвращая возникновение связанных с этим возможных негативных последствий.
Способ коррекции психологического состояния, включающий психодиагностику путем определения оператором индивидуальных жизненных целей пациента, отличающийся тем, что оператор, выслушивая рассказ пациента о волнующих его проблемах, устанавливает иерархию открыто демонстрируемых жизненных целей пациента, выделяет из этой иерархии 1-5 доминирующих жизненных целей, открыто демонстрируемых пациентом в процессе рассказа, затем оператор выявляет скрытые мотивы пациента, связанные с выделенными открыто демонстрируемыми жизненными целями, устанавливает иерархию значимости для пациента выявленных скрытых мотивов, определяет доминирующий скрытый мотив пациента и предлагает пациенту реализацию этого мотива.
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ | 2000 |
|
RU2198690C2 |
БУРЛАЧУК Л.Ф | |||
Словарь-справочник по психодиагностике, СПб, 1999, с.369-371 | |||
ЗИНЧЕНКО В.П | |||
Психологический словарь, М., Педагогика-Пресс, 1996, с.142-143, 203-204 | |||
АЛЕКСАНДРОВ А.А | |||
Современная психотерапия, Курс лекций, Академический проект | |||
СПб, 1997, с.180-208 | |||
US 20040094166 A1, 20.05.2004 | |||
ЕНИКЕЕВ М.И | |||
Психологическая диагностика, Стандартизированные тесты, М., 2003, с.143-150 | |||
РАЙГОРОДСКИЙ Д.Я | |||
Практическая психодиагностика | |||
Методы и тесты, Самара, БАХРАХ, 1998, с.641-649. |
Авторы
Даты
2006-10-20—Публикация
2004-10-22—Подача