СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА "МЕТОД ТРАНСОВО-ДИАЛОГОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ БЕРНАЦКОГО" Российский патент 2007 года по МПК A61M21/00 

Описание патента на изобретение RU2303466C2

Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапевтическим способам восстановления здоровья человека, как фактор гармонизации личности, и может быть использовано в лечении патологических зависимостей.

В преамбуле устава Всемирной Организации Здоровья записано: "Здоровье - это состояние полного физического (телесного), психического (духовного) и социального благополучия". Под этим на практике понимают совокупность физического, психического и социального здоровья.

Известен способ коррекции функционального состояния человека, заключающийся в том, что изучают личность пациента, его особенности, поясняя, что причиной нарушений в функциональном состоянии является неадекватное отношение пациента к конкретным людям, группам людей, ситуациям и к себе и для успешной коррекции необходимо оценить свое отношение к себе и окружающему миру. На проводимом цикле лечения формируют навыки видения себя со стороны управления своим поведением, моделируют жизненную ситуацию, предлагают пациенту выразить несколько точек зрения на нее от позитивной точки зрения до негативной. Обучают воспринимать эту ситуацию с точки зрения наибольшего психологического комфорта. В процессе занятий оценивают жизненные ситуации до выработки такой методологии оценки ситуации, при которой пациент автоматически перестает видеть в любой из ситуаций негативные стороны, а видит приемлемый для него выход из создавшегося положения (патент РФ 2177336, опубл. 27.11.2001).

Недостатком этого способа являются низкие функциональные возможности, так как у пациента нормализуются только поведенческие реакции. Недостатком является также длительность проведения лечения.

Известен также способ коррекции психосоматических дисфункций, который используется в клинической практике для лечения различных психосоматических заболеваний. Способ позволяет повысить эффективность психотерапевческого воздействия, увеличить период ремиссии и сформировать оптимальные формы реагирования. В начале сеанса лечения проводят депривацию зрения, устанавливают ритм дыхания с удлиненной экспираторной фазой дыхательного цикла. Затем вводят пациента в состояние легкого транса, предъявляют психотерапевтическую информацию, при этом семантический акцент формулы внушения совмещают с экспираторной фазой дыхательного цикла пациента, а при выведении пациента из состояния транса переключают его внимание на другой канал информации, что обеспечивает амнезию введенной психотерапевтической программы (патент РФ № 2063248, опубл. 10.07.1996).

Недостатком этого способа является то, что он имеет ограниченные возможности, так как лечение направлено только на психосоматические заболевания и зависит от грамотности построения формулы, которая навязывается пациенту.

Известен способ коррекции психотерапевтической резистентности и личностной ригидности из патента RU № 2223796 или способ психотерапевтического воздействия, также включающий суггестивную психотерапию по патенту RU № 2179038. Известны и многие другие, также включающие суггестивные воздействия или в рациональной психотерапии и/или гипнотическом состоянии, что во многом снижает их эффективность. поскольку суггестия имеет массу отрицательных последствий (осложнений) гипнотерапии (Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, Питер. Б стр.329). Основным и, пожалуй, главным недостатком перечисленных способов психотерапии является то, что основой взаимоотношений врача и пациента является суггестия и поэтому правильность, корректность, приемлемость для пациента и в конечном итоге эффективность внушения зависит не столько даже от профессионализма врача, сколько от его морально-этических норм и правил, от его характерологических качеств и социальной зрелости.

Известен способ психосоматического оздоровления человека - конструирование здоровья по патенту RU №2222355, который включает установление зависимости состояния пациента от конкретного реального тревожного инцидента и детальное воспоминание этого инцидента, осуществление прокручивания мысленной видеозаписи на предварительно расположенном перед пациентом видеовоспроизводящем устройстве и деление мысленной видеозаписи на два этапа. На первом этапе останавливают пациента перед кульминацией, а на втором этапе инициируют замену инцидента позитивным завершением, затем дополнительно внушают пациенту, что в случае утраты приобретенного мироощущения пациент может мысленно повторно обратиться к преобразованной видеозаписи. Недостатком разработанного автором способа является то, что он может быть применен только для случаев острых ситуаций, которые запечатлелись в сознательной памяти и пациент может их вспомнить. Известно также то, что не каждый человек может сразу визуализировать эпизоды из своей жизни. Тем более, что возможная исходная причина психотравмирующей ситуации и в значительной степени ее глубина и значимость определены с детства существующими страхами, неуверенностью, неуспешностью и т.д. Поэтому если даже удастся пациенту переформировать негативную ситуацию в позитивную, то оставшиеся без изменения его детские негативы могут привести к срыву в последующих подобных ситуациях.

В отношении улучшения психосоматического здоровья, которое автор считает, произойдет автоматически, тоже вызывает сомнение, так как если инцидент произошел сравнительно давно, то нарушения в наиболее слабом месте (органе или системе) могут быть настолько глубоки и серьезны, что, сняв только боль или страх, не удается нормализовать физическое здоровье. Тем более, что возможности нормализации есть, к сожалению, не в сознании (автор же ведет сеансы в состоянии сознания), а в подсознании, но чтобы его подключить к работе по оздоровлению надо ввести человека в транс. К тому же автор не берет в расчет то, что подсознание конкретно и ему не дано логически рассуждать, поэтому если его не нацелить специально на нормализацию какого-либо органа или константы, то психосоматическое состояние полностью не нормализуется.

Наиболее близким аналогом является способ оздоровления человека, который включает психоанализ с выявлением психотравмирующих факторов, выявление отрицательных событий и образов в жизни пациента и последующее психотерапевтическое воздействие путем коррекции психологического состояния, при этом коррекцию психологического состояния проводят в три этапа. На каждом из этапов используют приемы введения пациента в состояние измененного сознания, добиваются снижения эмоциональной и детальной окраски воспроизведения в памяти пациента психотравмирующей ситуации; развивают сенсорные ощущения; обучают самостоятельно выбирать модель поведения и прослеживают достижение положительного результата. С помощью аутогетеросуггестивного воздействия добиваются явного для пациента снижения эмоциональной и детальной окраски их воспроизведения в памяти (РФ 2096046 С1, 1997.11.20).

Недостатком данного способа является то, что человек работает не самостоятельно над коррекцией своего психологического состояния, а реализует навязываемую ему модель поведения, которая часто не соответствует его внутреннему настрою.

Кроме того, недостатком является то, что, как и во многих известных способах, не уделяется внимания физическому здоровью и, соответственно, не осуществляется его нормализация.

В основу изобретения положена задача расширения функциональных возможностей оздоровления человека путем создания психотерапевтического метода комплексного оздоровления человека и повышение эффективности оздоровления путем активизации ресурсов подсознания пациента

Поставленная задача решается тем, что в способе оздоровления человека, при участии оператора, используя измененное (трансовое) состояние сознания, выявляют негативные психогенные факторы и осуществляют коррекцию психического и социального здоровья и проверку предпринятых действий на экологичность. При этом элементы рациональной психотерапии используют для понимания пациентом значимости влияния негативных факторов на состояние здоровья и формирования установок на позитивную психическую саморегуляцию личности.

Новым является то, что используют состояние легкого поверхностного транса, при введении пациента в состояние измененного сознания оператор побуждает пациента сконцентрировать внимание на выбранном объекте и применяет прием счета вслух до заданного числа, на этапе рациональной психотерапии формируют понимание пациентом его действий, направленных на психосоматическую саморегуляцию физического здоровья, в состоянии измененного сознания анализируют состояние физического здоровья пациента в зависимости от модальности мысленным формированием пациентом образа органа или системы организма или проявлением ощущения пациента с характеристиками в момент анализа, выявляют наличие психогенных факторов, установок или программ, приведших к нарушению физического здоровья, начиная с самого зачатия. Затем побуждают пациента осуществить коррекцию физического здоровья (также начиная с самого зачатия) до нормального состояния формированием образа органа или системы организма или проявления ощущения пациента с их характеристиками в нормальном состоянии, определяемым светлым фоном упомянутого образа или состоянием комфортного ощущения и проверяют эффективность каждого предпринятого действия по коррекции физического здоровья на экологичность, причем при проведении сеансов используют технику якорения ресурсного эпизода и все действия по оздоровлению осуществляют в диалоговом режиме. Оператор побуждает пациента осуществлять все действия по оздоровлению как бы самим пациентом и тем самым активизировать ресурсы собственного подсознания. При этом все действия по оздоровлению осуществляются в диалоговом режиме с использованием модальностей пациента.

Целесообразно в процессе оздоровления дополнительно корректировать уровень самооценки пациента как личности до, по меньшей мере, нормального состояния, определяемого представлением видеообраза, ощущения или понимания пациентом уровня состояния упомянутой самооценки на уровне глаз пациента.

Предпочтительно при оздоровлении побудить пациента сформировать видеообраз или понимание пациентом последовательности распределения жизненных ценностей и ранжировать упомянутые ценности, поставив свое "Я" пациента на первое место.

Целесообразно побудить пациента выявить наличие центра патологической зависимости путем формирования его видеообраза и блокировать упомянутый центр путем осветления видеообраза.

Предлагаемый способ оздоровления, основываясь на новейших разработках в области психофизиологии, медицинской психологии, физиологии высшей нервной деятельности и психолингвистики, опирается на современные научные данные об активной функции подсознания, которое в большинстве случаев в соответствии с программами, вложенными в него родителями, прародителями, посторонними лицами и самим человеком, заставляет личность жить в соответствии с этими в основном мешающими ему программами. Часто получается так, что человек живет, как бы, не свою жизнь, а повторяет жизнь родителей, прародителей или ближайших родственников. Собственная жизнь человека, обремененная негативными факторами, наполняется дополнительно психогенными факторами, откладывающимися не только в сознании, но и глубоко в подсознании. Исходя из литературных источников и собственного опыта, можно с уверенностью сказать, что многие проблемы имеют свое начало в глубоком детстве, нередко обусловлены отношением родителей к еще только зачатому плоду. Все это вместе взятое, или по отдельности, делает человека менее устойчивым в жизни, менее эффективным и менее успешным в работе, в семье, в общении, подавляет волю, активность и творчество, ведет к появлению различных психосоматических заболеваний, т.е. заболеваний, вызванных действием психогенных факторов. Для удержания в бессознательном, негативных мыслей, чувств, установок требуется постоянный расход энергии, что ограничивает ресурсные возможности организма (Кондрашенко В.Т. и др. Общая психотерапия. Руководство для врачей. Минск, Высшая школа, 199, стр.145).

Диалоговый режим (диалоговая речь) - это речь между двумя субъектами (материальными) с помощью материальных средств - слов (звуков, сигналов).

Таким образом, диалог врача и пациента является материальным действием над материальным объектом с помощью материальных средств (слов внешней и внутренней речи, образов, звуков, ощущений в теле).

Слово врача (оператора), побуждающее пациента находить образы, мыслить, делать выборы и находить наиболее комфортные и успешные решения его проблемы, является значимым материальным фактором для человека, поскольку имеет кроме физического (звукового) воздействия еще и понятийное.

Слово посредством звуковых сигналов действует на материальную субстанцию - ухо. Информация в виде импульсов-кодов передается в подсознание, которое контролирует и управляет всеми показателями гомеостаза, т.е. постоянства внутренней среды организма.

Под ресурсами подсознания понимаются различные физические, биохимические процессы и различные активные вещества, находящиеся в костном мозге, крови и клетках ткани, т.е. факторы, возможности, механизмы и средства, используя которые подсознание может нормализовать константы гомеостаза в случае их сбоя, нарушения. Подсознание в целом управляет общим состоянием гомеостаза, удерживая константы гомеостаза в норме (например, давление), а то что эти ресурсы имеют именно подсознание, общеизвестно, поскольку сознательно человек не может регулировать, например, артериальное давление или уровень сахара в крови (Кондрашенко В.Т. и др. Общая психотерапия. Руководство для врачей. Минск, Высшая школа, стр. 292). Все негативные ситуации чувства, психогении, отрицательные эмоции, негативные чувства (например, чувство страха или неуверенности), установки типа "у тебя ничего не получится", которые могут внушаться взрослыми в детстве или самим человеком, ослабляют подсознание и мешают воспользоваться этими ресурсами для поддержания констант гомеостаза. Как только найденные негативные факторы при побуждении словом врача (побудить-склонить к какому-нибудь действию Ожегов С.И. Словарь русского языка, Москва, Русский язык, 1982) убираются пациентом (врач предлагает варианты как это сделать: как бы стереть, смыть, выбросить и т.д.), его подсознание способно найти такие варианты задействования своих ресурсов-механизмов, возможностей или средств по восстановлению констант гомеостаза, которые помогут восстановить не только функцию, но и структуру больного органа или системы, а следовательно, и восстановить физическое здоровье.

Состояние измененного сознания пациента - это состояние легкого транса. Трансовые методы - это психотерапевтические приемы, использующие измененные состояния сознания (транс) в лечебных и/или профилактических целях. Измененное сознание может быть трансом различной глубины - от легкого поверхностного и до глубокого гипнотического.

Состояние транса повышает доступ к неосознаваемой информации, позволяет прервать старые и сформировать новые условные связи, интенсифицировать интуитивные (ранее не осознаваемые) формы познания мира и переработки информации, позволяет эффективно переформировать или скорректировать установки.

Возможности, открываемые трансовыми состояниями, используются в данном случае для активизации собственных ресурсов организма - возможностей подсознания. Каждый человек несет в себе скрытые, неиспользованные возможности по нормализации здоровья в целом. У пациента в таком состоянии сохраняется сознание, критика, возможность легко производить любые движения, противостоять словесному внушению, сохранен контакт с окружающими, в данном случае с оператором.

Каждый человек в силу индивидуальных особенностей имеет полный набор модальностей, т.е. способов восприятия мира. Среди основных модальностей: визуальной, аудиальной и кинестетической, какая-то становится ведущей (Кондрашенко В.Т. и др. Общая психотерапия. Руководство для врачей. Минск, Высшая школа, 199, стр.292). В процессе оздоровления по предлагаемому методу происходит восстановление способности пациента использовать в ходе психотерапии все модальности.

При визуальной модальности пациент в состоянии легкого транса осуществляет действия по оздоровлению следующим образом: мысленно представляет органы или системы организма, видя их в черно-белом или цветном изображении, и улучшает их работу, осветляя, если в этом есть необходимость. Например, при наличии на светлом фоне представляемого органа каких-то темных образований убирает их выбранным способом или выравнивает структуру, если она не однородна.

При аудиальном восприятии мира пациент отличает больной орган или его часть, например, по неприятному внутреннему звучанию. При коррекции здоровья заменяет неприятный звук приятным, который дает ощущение комфорта, спокойствия.

При ведущей кинестетической модальности пациент получает сигналы от больного органа какими-либо физическими ощущениями (боль, жжение, покалывание и т.д.) и заменяет их комфортными.

Проверка на экологичность - это проверка эффективности предпринятых пациентом действий, приведших к позитивному результату.

Проверку на экологичность предпринятых действий по нормализации физического здоровья выполняют, предлагая пациенту посмотреть, прочувствовать, ощутить себя в каких-то ситуациях воображаемого будущего, подобных тем, в которых ранее проявлялось его заболевание. Если ощущение комфортное, если все устраивает в работе организма, присутствует чувство завершенности, то работа по коррекции считается завершенной.

Проверку на экологичность предпринятых действий по нормализации психического здоровья осуществляют, предлагая пациенту посмотреть, прочувствовать, ощутить себя в каких-то ситуациях воображаемого будущего, подобных тем, в которых ранее проявлялись его негативные чувства, установки (что-либо из нарушений высших психических функций, например памяти, эмоций и т.д.) нарушения. Если чувства адекватны ситуации, то работа по коррекции психического здоровья считается завершенной.

Проверку на экологичность предпринятых действий по нормализации социального здоровья осуществляют, предлагая пациенту посмотреть, прочувствовать, ощутить себя в каких-то ситуациях воображаемого будущего, подобных тем, в которых ранее проявлялась неадекватность во взаимоотношениях в социуме. Если взаимоотношения комфортны, успешны, то работа по коррекции социального благополучия считается завершенной.

Ресурсный эпизод - наиболее отчетливое и интенсивное положительное эмоциональное состояние из прошлого переживания (например, уверенность, защищенность, успешность, комфортность).

Для использования ресурсного эпизода применяется известная в психотерапевтической практике техника "Якорения". Якоря могут быть кинестетическими, аудиальными или визуальными

Поскольку в данной заявке рассматриваются проблемы внутренней и внешней психофизиологической деятельности человека, необходимо пояснение материальной природы средств и методов осуществления этих видов деятельности.

Известно, что слово и мысль имеют материальную природу. При этом значение имеет смысловое содержание, в том числе эмоциональная окраска информации, содержащейся в слове, произнесенном вслух или мысленно. Слово - это материализация средств вербального общения.

"...Язык - как отношение между знаками (вербальными и не вербальными) и теми, кто их произносит, воспринимает, хранит и интерпретирует..." "...Различают три аспекта языка: формальный, семантический и действенный.... Эти три аспекта вербального языка объединяются в основную и самую важную коммуникативную функцию. Знаки служат обмену информацией между людьми при помощи естественной речи. Условием речевой (вербальной) коммуникации является наличие минимум двух участников (индивидов, субъектов) и общего запаса знаков.... В коммуникации под понятием информации понимаются последовательность сигналов или знаков, которые побуждают воспринимающего к определенным действиям. Они являются по отношению к воспринимающему информацией, если сообщают ему определенные знания и приводят к целесообразным и сознательным реакциям или действиям или позволяют сделать выбор.... Речевая деятельность представляет собой специфический вид человеческой деятельности и может быть понята как форма существования сознания..." (Логопедия К.П.Беккер, "Медицина", 1981 г., с.11-14).

"...Л.С.Выготский рассматривает отношение между мыслью и словом как процесс движения от мысли к слову и обратно,... различает внешний (физический) и семантический (психологический) планы речи.... Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.... Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности..." (Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов высших учебных заведений. /Под редакцией С.С.Волковой, С.Н.Шаховской. 3-е издание, Москва. Владос. 2002).

"...В головном мозге происходит анализ и синтез речевого сообщения в виде счетных, логико-грамматических и наглядно-образных интеллектуальных операций..." (БМЭ, Москва, Советская энциклопедия, 1984, т.22).

"...В биологическом отношении звук представляет собой специфический раздражитель слухового анализатора.... К биологическим источникам звука относится голосовой аппарат (голос). У человека на базе голоса возникла специфическая форма деятельности, служащая общению между людьми - речь..." (БМЭ, Москва, Советская энциклопедия, 1984, т.23).

Психогенные факторы или иначе психологические факторы патогенеза заболевания, "застрявшие" в подсознании природные и социальные впечатления, события и другие факторы, по каким-то причинам ставшие для индивида негативными, а то и разрушающими здоровье и личность человека, выявляют с помощью аналитического метода психотерапии. К таким факторам можно отнести интрапсихический конфликт; механизмы психологической защиты; "внутренняя картина болезни", в том числе патологическая реакция личности на действие патогенных факторов, на заболевание; система значимых отношений в макро- и микросоциуме, включая нарушенные в результате заболевания социальные связи пациента.

Далее следует более подробное описание средств и методов способа оздоровления.

Лечение по предлагаемому способу проводят индивидуально, исходя из личности пациента, используя все разнообразие существующих методов, приемов, техник работы с подсознанием. Длительность лечения от одного до пяти 1,5-2-часовых сеансов в зависимости от возраста, количества психогений, образования и интеллекта. Работа врача- оператора с пациентом на протяжении всего курса оздоровления строится в диалоговом режиме с использованием на начальном этапе ведущей модальности пациента.

Перед началом собственно сеанса психотерапии пациенту вкратце объясняют суть метода и поясняют, что факторы, которые привели к нарушению состояния, могут иметь начало еще с момента зачатия и что вся негативная информация (т.е все, что он видел, слышал, чувствовал, ощущал, а также его мысли по поводу какой-то психотравмирующей ситуации) записана в подсознании до мельчайших подробностей.

Психотерапевт (оператор) объясняет, что такое трансовое состояние, находясь в котором пациент сможет, как бы проживая свою жизнь, находить все болезненные моменты в своей жизни, что транс - это не гипноз (по определению Милтона Эриксона - это состояние расфокусированного сознания), а состояние на грани сна и бодрствования, и что он сможет полностью контролировать ситуацию на сеансе, зная, что он "здесь и сейчас", но в то же время у него появляется возможность взаимодействовать с подсознанием. Оператор поясняет, что в трансе человек часто находится в повседневной жизни, например, засыпая или в длительной поездке в городском транспорте, люди часто ловят себя на мысли, что они не спят, но "куда-то улетают" - это и есть тот транс, в котором они будут находиться на сеансе. Пациенту поясняют, что работать с ним будет врач-оператор, а не следователь или судья, поэтому если у него есть какие-то тайны - то он может их оставить при себе, рассказывая только свои мысли, чувства и ощущения, которые у него были в этой ситуации.

Врач (оператор) объясняет, что пациент не должен заставлять себя что-то видеть, слышать или ощущать, а рассказывать просто то, что он понимает. Поясняют также, что у людей может быть развита преимущественно какая-то определенная модальность, т.е. кто-то хорошо может представлять, визуализировать различные ситуации, кто-то хорошо может представлять ситуации в жизни по звукам, а кто-то по ощущениям. Поясняют, что главным объективным физическим фактором, который видят все, это фон перед глазами (при закрытых глазах), который может быть светлым, может быть серым или черным, могут появиться на светлом фоне точки, кружки или другие геометрические фигуры. Наличие таких темных, серых или черных образований говорит о наличии каких-то нарушений, отклонений, поэтому в этом случае надо будет остановиться на том возрасте, где это темное появилось и разобраться, что здесь негативного. Пациенту поясняют также, что в течение сеанса он научится визуализировать, если раньше не умел.

Оператор поясняет, что в процессе работы, которая будет вестись в диалоговом режиме, пациент может находить какие-то негативные установки, которые могут быть в детском возрасте правильными, а когда человек повзрослел, они уже могут каким-то образом действовать негативно, поскольку подсознание не умеет логически рассуждать - это прерогативы сознания. И встретившись с каким-то негативом, пациент может представить, что все негативное он стирает, смывает, выдыхает, выбрасывает и т.д. или может найти какой-то свой способ очистить себя от этого негатива. Если встретятся по мере условного "движения по жизни" негативные установки или программы, то он может (привлекая уже сегодняшний опыт, мудрость, понимание жизни и жизненные человеческие ценности) их как бы стереть или смыть и написать новые - жизнеутверждающие и успешные. И таким образом, проходя по своей жизни, стирая и переформировывая негативное, пациент сможет начать в чем-то новую жизнь, освободившись от всего того, что ему мешало быть комфортным, успешным, радоваться жизни и т.д.

После этого врач-оператор выясняет у пациента, согласен ли он работать именно с ним или нет.

В случае получения согласия врач приступает к сбору краткого анамнеза. Сколько было детей в родительской семье, какой по счету сам пациент, какой интервал времени между братьями и сестрами. Комфортные ли были отношения между родителями, между родителями и детьми и между самими детьми. Не было ли вредных привычек у родителей, нет ли негативной отягощенности в семье. Живы ли родители, здоровы ли. Женат или замужем сам пациент, есть ли дети и сколько. Комфортны ли отношения. Чем болел, были ли травмы. Каковы успехи на работе и т.п. Осознает ли пациент проблему, с которой пришел, или обратился потому, что как-то не ладятся отношения в семье, на работе, не успешен по жизни, в бизнесе, какие-то проблемы со здоровьем, какая-то агрессивность или страх чего-то и т.д. После сбора анамнеза врачу кое-что уже становится понятным, где и в каком возрасте могут скрываться причины, приведшие пациента к сегодняшнему состоянию.

Вслед за этим оператор предлагает пациенту найти удобное для себя место спиной к источнику света, найти точку (объект) перед собой и сконцентрировать на ней внимание. Далее оператор поясняет, что он будет считать до 7-ми и попросит пациента закрыть глаза. Далее оператор начинает счет (считая выдохи пациента), и на счет 7 пациент закрывает глаза, а если не закрывает, то ему просто предлагают закрыть глаза и таким образом вводят пациента в легкий транс.

Далее оператор побуждает пациента представить образ пути, ведущего к подсознанию, поясняя, что он может этот путь нарисовать или представить в своем воображении или просто понять, что он существует. Этот путь может иметь образ лестницы, тропинки, аллейки, дороги и т.д. И когда пациент представляет (находит) такой путь, врач предлагает пациенту как бы пройти по нему и как бы коснуться его, поздороваться с ним.

Далее врач-оператор просит пациента найти в своей жизни какой-то комфортный эпизод и как бы пожить в нем, чувствуя, ощущая все то хорошее, что было в нем. Когда пациент находит в своей памяти такой эпизод и полностью погружается в него, врач прикасается конечными фалангами 2, 3, 4 пальцев правой руки к левому колену пациента, как бы ставя якорь на этот эпизод и делая этот эпизод ресурсным на случай, если в процессе работы пациент не сможет справиться с какой-то негативной ситуацией.

Поскольку желательно найти первопричину неприятностей, то пациента побуждают представить себя или как-то понять, куда он хотел бы вернуться в первую очередь - в рождение или зачатие (выбор без выбора).

После того как пациент как бы войдет или вернется в свое рождение, его побуждают почувствовать, ощутить, есть ли там что-то негативное. Если он этого не может определить, ему предлагают обратить внимание на фон перед глазами, и если там есть что-то темное, его побуждают вернуться к самому зачатию и посмотреть, есть ли уже там что-то темное или в зачатии все светло. Если уже в зачатии что-то есть темное (пятно, точка, круги, облако и т.п.), то побуждают его определить, по линии ли это матери или отца пришло это негативное. Оказывается, негативные чувства кого-то из родителей или прародителей могут передаваться уже при зачатии ребенку. Это может быть чей-то страх, обида, вина, безысходность и т.д. (палитра негативных чувств у человека описана в литературе по психологии), а может быть злость, причем зло, оказывается, может исходить от чужого человека или от кого-то из родни. В этом случае пациента побуждают простить этого человека. И действительно после этого фон перед глазами становится светлым. Если же это негативное чувство кого-то из родителей, то пациенту предлагаются на выбор средства, позволяющие очистить этого родителя и себя от этого негативного чувства (можно смыть, выбросить, выдохнуть и т.п. или найти свое средство). Успешным результатом этих действий будет светлый фон перед глазами. Это негативное чувство может как бы войти в какой-то орган и нарушить его деятельность, что в будущем может привести к появлению соматического заболевания. Для проверки этой возможности пациенту предлагают как бы внутренним взором посмотреть на себя и найти то место, тот орган, куда могло бы войти это негативное чувство. Когда пациент находит это место, ему предлагают уже перечисленными средствами очистить этот орган от темного пятна. Его побуждают так же определить, что нарушило это негативное чувство, например, в головном мозге. Интересно то, что пациент может понять, что нарушилось, это может быть нарушение в эмоционально-волевой сфере или в нарушении силы, уравновешенности, подвижности, основных нервных процессов в головном мозге (возбуждение и торможение), памяти.

По просьбе врача пациент может проследить, в чем проявились эти нарушения вплоть до сегодняшнего дня. И оказывается, что его, например, вспыльчивость, раздражительность и т.п. корнями уходит в эти нарушения. Пациента побуждают найти собственные образные средства для нормализации этих нарушений. Иногда пациент не может четко характеризовать эти средства, но понимает, что происходят процессы нормализации. После этого проводится проверка на экологичность (проверка конечного результата его действий). Для этого пациента побуждают мысленно представить себя в будущем в ситуации, подобной той, когда он был раздражен и агрессивен, и мысленно увидеть себя, почувствовать и ощутить, как теперь будет чувствовать в подобной ситуации. Чаще всего эта проверка показывает, что теперь в подобных ситуациях он сдержан, спокоен и уравновешен и, соответственно, более успешен.

Очень часто пациенты, обратившиеся к психотерапевту, находят у себя чувство ненужности, возникшее или после рождения, или даже еще до рождения, потому что кто-то из родителей не хотел ребенка, а надо сказать, что даже еще не родившийся ребенок очень чутко и болезненно реагирует на эмоциональное состояние матери, которое передается и ему. У подобных детей уже с раннего детства может формироваться программа на саморазрушение "зачем мне жить, если я не нужен". В подобных случаях врач предлагает простить родителей (тем более, что к концу беременности мама уже любит и ждет ребенка, но чувство, возникшее, уже останется на всю жизнь, а жизнь будет короткая - ребенок или будет часто болеть, или постоянно травмироваться, или сопьется и т.д.) и стереть негативную программу. Затем его побуждают написать новую программу исходя уже из сегодняшних представлений о жизни, жизненных человеческих ценностей, своих знаний, опыта и мудрости, что пациент и делает. После этого и налаживаются и комфортные отношения с родителями.

Негативные чувства всегда вызывают и негативные ощущения в какой-то части тела, что приводит собственно к каким-то соматическим жалобам, а часто развивается и какое-то соматическое заболевание.

Справившись с негативными чувствами, описанными выше средствами, пациент нормализует и деятельность этого органа или системы. Как уже было сказано, иногда пациент не может словами описать те средства и методы, которыми он справился с данным заболеванием, иногда он говорит, что просто закрасил темное светлой краской, иногда он, как бы, запустил в больной орган солнышко или, как бы изобрел какую-то жидкость, которой промыл этот орган и таким образом восстановил структуру и функцию больного органа или системы. Проверка на экологичность (описана выше) показывает, что здоровье физическое нормализовалось. В реальной жизни для нормализации, восстановления требуется время, и встреча через несколько недель или месяцев (в зависимости от тяжести заболевания) показывает, что и субъективное состояние и объективное (обследование у врачей) нормализовалось. Пришел в норму сахар крови, нормальное артериальное давление и т.д.

И, таким образом, двигаясь по своей жизни, находя негативные эпизоды, описывая свое состояние в них (мысли, чувства, ощущения в теле и т.д.). Убирая, стирая, смывая и т.п. их, пациент восстанавливает свое физическое и психическое здоровье.

Надо отметить, что те пациенты, у которых зрительное восприятие не является ведущей модальностью, пройдя через несколько негативных эпизодов, уже могут видеть и слышать все, что происходит в следующих эпизодах, а не только ощущать и чувствовать, т.е. они становятся способны визуализировать все последующие негативные ситуации и еще успешнее и комфортнее справляться с ними, нормализуя все отклонения в здоровье.

Иногда у пациентов возникают проблемы в социальном аспекте - конфликтность, неуживчивость, не успешность, в общении не комфортность. Тогда врач побуждает пациента мысленно представить, как бы, на каком уровне его тела находится его самооценка как личности. Чаще всего у таких пациентов уровень самооценки (в виде пятнышка, черточки, точки) находится на уровне живота или груди. В таком случае врач предлагает поднять эту планку самооценки на уровень глаз. Когда пациент находит самооценку в баллах (30-50%), тогда предлагается довести ее до 100%.

Поднимая уровень самооценки на шкале, фиксируя его на уровне глаз, пациент поднимает уровень самооценки и в своем сознании.

В случае завышенной самооценки оператор предлагает пациенту подумать над осложнениями, которые могут появиться в результате общения с окружающими, предлагает привести свой уровень самооценки в соответствие с нормой. Опытным путем установлено, что нормальному состоянию соответствует шкала самооценки "на уровне глаз".

Интересно то, что когда пациент это сделает, у него даже видно, как расправляются плечи и поднимается голова.

Повысив самооценку, пациент еще лучше, еще эффективнее находит новые взаимоотношения в социуме и делает их комфортными.

В случае, если это не полностью помогает справиться с ситуациями, пациенту предлагается расставить по местам жизненные ценности, так как они расставлены сейчас. Чаще всего у них на первом месте ребенок, родители, супруг, работа, друзья, а свое "я" они даже не находят. Иногда ценности располагаются в другом порядке, но "я" или на последнем месте, или его вообще в ряду ценностей нет.

Тогда врач просит эти ценности как бы перемешать и разбросить их перед собой, как звездочки. Далее объясняется, что "я" - это твоя личность, это твоя жизнь, твои успехи и т.д. любовь к себе, забота о себе и должно оно стоять на первом месте.

Пациент, поработавший уже достаточно над своими проблемами, соглашается и выстраивает уже другой ранг ценностей.

На 1-м месте - "я" → муж (жена) → дети → родители → работа → друзья → отдых и т.д. После этого пациент успешно справляется с ситуацией, находясь уже на новых позициях.

Первые три ценности всегда расставляются именно так, а вот следующие могут меняться местами.

Оператор побуждает ранжировать ценности, но право выбора остается за пациентом.

После этого тоже следует проверка на экологичность, показывающая, что созданный тип построения взаимоотношений входит в норму новых комфортных повседневных отношений в социуме.

Таким образом, врач, работающий по данному способу, нормализует здоровье пациента и физическое, и психическое, и социальное.

Лечение зависимостей

Начало лечение такое же, как описано выше. Дополнительно пациент находит факторы или причины, приведшие, например, к алкоголизму, и очищает себя от всего негативного. Далее врач побуждает пациента найти центр зависимости и психической и физической.

Наличие центра зависимостей считается фактом, установленным учеными, и в Англии этот центр подавляют хирургическим путем.

В предлагаемом способе врач побуждает пациента найти какие-то новые средства или использовать те, которыми он очищал себя от негативных чувств, мыслей, ощущений в течение сеанса. И пациент находит такое средство, которым подавляет или блокирует (в зависимости от профессии, например, строитель как бы бетонирует этот центр, электронщики ставят там транзистор, или как бы перерезав провода, лишают этот центр связи с чувствами, эмоциями, ощущениями).

Некоторые по предложению врача блокируют этот центр образом себя пьяного глазами любимого человека, ощущениями в теле, которые возникают после запоя.

Проверка на экологичность показывает, что, представив себя в прежней компании собутыльников, у него отсутствует желание выпить, к алкоголю сформировалось совершенно индифферентное отношение. И действительно, встреча через несколько месяцев или год показывает, что зависимость от алкоголя полностью исчезла и человек начал новую жизнь, и в этой жизни он успешен, и комфортен в семье, в коллективе, в здоровье.

Таким образом, на сеансах выявляют негативные психогенные факторы, действующие на психику (например, испуг, страх, ужас), и факторы, приведшие к нарушению физического здоровья, т.е. к психосоматическим нарушениям, с тем, чтобы побудить больного к изменению его жизненных реакций, перестройки неправильно сложившихся у него отношений к тем или иным сторонам окружающей действительности. При соматических заболеваниях необходимо корригировать реактивные наслоения, усугубляющие тяжесть заболевания.

Коррекция по предлагаемому способу проводится до полного исключения следствия действия психогенных факторов. При этом задействуются все модальности пациента, включая субмодальности. При проверке на экологичность пациент видит как бы ровно окрашенные органы, слышит или чувствует четкую работу органов и систем, чувствует комфортное состояние внутри себя.

Проверку на экологичность выполняют при осуществлении каждого действия по оздоровлению.

Оператор на протяжении всего сеанса в диалоговом режиме побуждает пациента осуществлять действия по анализу здоровья и его коррекции, активно используя собственные ресурсы подсознания. Пациент сам, используя возможности и резервы своего подсознания, анализирует свое состояние и решает свои проблемы. Психотерапевт-оператор только помогает пациенту, предлагая различные варианты, а выбор остается за самим пациентом.

При анализе и коррекции состояния психического здоровья пациенты выявляют психотравмирующие факторы следующим образом. Пациент, используя память подсознания, находит, вспоминает свой возраст, ситуации, в которых появились эти негативные моменты. Видит отрицательные действия себя и других, находит правильное решение проблемы, т.е. в случае своей ошибки корректирует ее с учетом приобретенного опыта, знаний, заново моделирует свое правильное поведение в этой ситуации, признает свои ошибки, просит прощения, изменяет ситуацию. В случае недостойного поведения других, относительно себя, находит объяснение его поступкам, прощает его, отпускает эту ситуацию, переформировывает или убирает из памяти подсознания. Оператор при этом словом побуждает пациента к поиску негативных начальных ситуаций. Пациент, ведомый оператором, находит стереотипы поведения, запреты, рамки и все то, что мешает быть успешным. Найденные в подсознании негативные установки переформировывают в позитивные установки и оставляют их в подсознании как руководство в дальнейшей жизни. Находят успешный вариант ликвидации негативных чувств и параллельно с этим нормализуют соматические нарушения, вызванные этими чувствами, установками, программами. Норма работы органа или системы заложена в подсознании пациента. У каждого человека норма здоровья индивидуальна в любом аспекте здоровья, на что ссылаются многие источники информации.

При анализе и коррекции социального здоровья пациенты выявляют болезни с учетом ее биопсихосоциальной сущности, т.е. дискомфорта во взаимоотношениях. Анализируется социальное благополучие, т.е. то, что заключает в себе положительный смысл, общечеловеческие ценности в жизни. Задача социальной психотерапии - с помощью психотерапевтических воздействий нормализовать конфликтные взаимоотношения в микро- и макросоциуме. При наличии соматических нарушений, вызванных дискомфортом в социальной сфере, пациент, нормализуя социальное здоровье, получает возможность нормализовать и физическое. Эффект оздоровления усиливается, если при коррекции социального здоровья дополнительно учитывать влияние таких факторов как самооценка и жизненные ценности.

Все действия по оздоровлению осуществляют с соблюдением этических и правовых норм.

Пример 1.

Пациент Татьяна. 40 лет.

После объяснения, что и как будет происходить на сеансе и получения желания работать, был проведен анализ. Юрист, начальник отдела. Семья: муж, сыновья 18 и 14 лет. Мама жива, разошлась с мужем, когда Татьяне было 5 лет. Есть старший брат на 9 лет. Мама авторитарна. Отец пил, скандалил с матерью. Умер 14 лет назад. С мужем отношения комфортные. Со старшим сыном несколько холодные. На работе из-за конкуренции Татьяна постоянно находится в состоянии стресса. Очень чувствительна, ранима, обидчива. Работает как бы за всех по 12 часов в сутки. Считает, что стала хуже память, высокий холестерин, проблемы с позвоночником, тревога.

На счет 7 была введена в транс. На предложение найти путь к подсознанию нашла его в образе лестницы, ведущей вверх. Прошла по ней и, как бы коснувшись его, поздоровалась с ним. Предложено войти в зачатие, затем в рождение и посмотреть, почувствовать и поощущать, все ли там светло и комфортно. Обнаружила в левом поле зрения на светлом фоне темное пятно. Предложено пройти еще дальше - в зачатие и посмотреть, есть ли уже там это темное или еще нет. Оказалось, что это темное пятно есть уже в зачатии. Врач предложил (дал указание, побудил) понять или даже увидеть, по чьей линии идет это темное. Татьяна нацелила себя на отслеживание линии матери и отметила, что там все светло, затем она отследила линию отца и обнаружила, что это темное идет от отца. Понять, что это и с чем связано не смогла.

Тогда ей было предложено просто очистить себя от этого темного, и были даны на выбор различные средства, которыми она может воспользоваться или по аналогии найти какое-то свое. Она просто как бы смыла с себя это темное, и таким образом ее поля зрения становятся светлыми.

По просьбе найти какой-то хороший эпизод в своей жизни, когда она была комфортна, успешна, чувствовала себя защищенной, пациентка нашла такой эпизод в детстве, и когда по просьбе врача она его хорошо представила и ощутила, оператором был поставлен "якорь" прикосновением пальцами правой руки на левом колене.

Далее врач-оператор дал указание отследить по цвету, как бы "идя" от зачатия к рождению, как формируется и развивается ее физическое здоровье. Пациентка отметила, что нечто темное идущее от отца, что она обнаружила, что-то нарушило в ее сердце. Что конкретно не может представить - просто понимает это. Врач побудил пациентку как-то очистить сердце от темного пятнышка и нормализовать то, что могло быть нарушено. Татьяна просто закрасила темное светлой краской и поняла, что в нем все восстановилось. "Пройдя" до рождения, больше ничего темного в физическом здоровье не обнаружила.

Предложено было таким же образом "пройти" от зачатия к рождению, отслеживая, все ли нормально формируется и развивается в плане психического здоровья, и пояснилось, что под этим подразумевается, что процессы возбуждения и торможения должны быть уравновешены, подвижны и сильны. Нормально ли формируется и функционирует головной мозг. Татьяна отследила эти процессы по цвету перед глазами, когда ее внимание было мысленно направлено на поиск нарушений. Пройдя весь путь, она отметила, что во всем этом периоде перед глазами было светло. Тогда ей предложено таким же образом отследить свою биоэнергетику (см. БМЭ).

Она обнаружила, что ее энергетическая оболочка светлая и она понимает, что открыта энергиям извне.

В рождении отмечает, что все светло и комфортно. Далее врач побудил пациентку "двигаясь по жизни" находить те эпизоды, где есть какие-то негативные чувства, мысли, ощущения, образы и звук, и обращать внимание на те негативные установки, которые могли возникнуть после каких-то неприятных, болезненных ситуаций.

Интересно отметить, что к этому времени пациентка уже научилась отслеживать негативные эпизоды не только по цвету перед глазами, но и визуализировать все то, что происходит в них. Так, когда она "вошла" в эпизод (2,5 года назад) смерти дедушки, она увидела и дедушку в гробу и людей. Возникло чувство страха, хорошо ощущает, как "колотится сердце, тяжесть в голове, колючки в руках, ногах, во всем теле". Предложено еще раз "как бы прожить" этот эпизод с начала до конца, отмечая возможное появление каких-то новых деталей в образах, звуках, чувствах, мыслях, ощущениях в теле. Нового не было обнаружено, и пациентка отметила, что те чувства и ощущения, которые были, постепенно стираются. И, наконец, сказала, что там стало все светло. Остался сам эпизод, но он не несет уже в себе ничего дискомфортного.

Во время "прохождения - проживания" периода до школы отметила, что жесткая, авторитарная позиция матери в воспитании привела к раздражению на мать за излишнюю опеку и к желанию "уйти в себя" и не общаться. Уже в этом возрасте начала формироваться в установку "молча слушать, не показывать свои чувства". Возникло чувство обиды, переходящее в обидчивость, которая сопровождалась ощущением "комка в горле, слез".

Было предложено, "двигаясь" по жизни к сегодняшнему дню, отследить, как развиваются события дальше. "Проходя" таким образом по свой жизни, пациентка отметила, что дальше состояние усугубилось тем, что сформировался пассивный уход от ссор, развилась усталость, вялость, ожидание того, что потом станет легче, неудовлетворенность собой, беспомощность - "мысли разбегаются". Опыт другого вызывает панику, депрессию, тревожность, страх ожидания неудачи. Ухудшается память, периодически ощущение тупости в голове и такое чувство, что не может достать из памяти необходимую информацию и часть ее безвозвратно уходит. Начальник вызывает состояние ступора.

Эти негативные чувства вызывают ощущения жжения в желудке (сейчас хронический гастрит), боли в позвоночнике, коленях. Выяснила и поняла, что все это и привело к постоянному стрессу на работе, к необходимости, чтобы удержаться на работе, работать как бы за всех по 12 часов в сутки.

Было предложено вернуться к началу в детский возраст и простить мать за ее авторитарность, и еще раз как бы прожить все эпизоды, что-то уже меняя в них. Пациентка отметила, что становится светлее и комфортнее. После этого ей было предложено найти уровень самооценки, представив свое тело в виде шкалы. Нашла самооценку себя как личности на уровне эпигастрия и показала этот уровень рукой. Рекомендовано поднять самооценку на уровень глаз как бы мысленно и реально рукой. С колебаниями, но все же подняла руку на уровень глаз. На вопрос, что она чувствует и ощущает теперь, отметила, что чувствует себя намного увереннее, комфортнее, да и видно, что у нее расправились плечи и поднялась голова, которая до этого была несколько опущена.

Предложено еще раз "пройти по жизни" и отметить, что там произошло. Пациентка отметила, что многие эпизоды уже как бы стерлись сами, что она стала более уверена, спокойна и комфортна. Но все же что-то еще мешает быть успешной, что выяснилось при проверке на экологичность совершенных ею действий, когда было предложено создать мысленно ситуацию в будущем, подобную тем, где она чувствовала себя негативно. Было предложено еще раз "пройти по жизни", отслеживая негативные установки или вторичные выгоды. Нашла, что те установки, которые были, все еще сохранились и мешают. Оператор предложил стереть или смыть их и написать новые, исходя уже из своего нового состояния, освобождения от всех тех негативных чувств, которые были. Пациентка их стерла так, как стирают магнитофонную запись, и написала новую: уверена в себе, хорошо чувствую себя; спокойно, уравновешенно и адекватно воспринимаю стрессовые ситуации; оптимистично, с радостью хожу на работу, охотно общаюсь с детьми; с удовольствием занимаюсь домашним хозяйством, нейтральное отношение к лицемерным людям. Далее отметила, что паника, возникшая по поводу работы, заблокировала память, отняла ее ресурсы. Очистив себя от паники по побуждению врача "как бы заглянула" в память и восстановила ее.

После этого врач предложил расставить жизненные ценности в ряд (пояснив, что это такое). Ряд выстроился следующим образом: работа - дети - муж - отдых - я - дом. Было предложено эти ценности как бы перемешать и раскинуть перед собой, как звездочки. Пояснено, что такое "я", где оно должно стоять. Татьяна согласилась, что это правильно, и расставила уже в новом порядке: "я" - муж - дети - работа - отдых - дом и т.д. Оператор дал задание проверить состояние физического и психического здоровья, как она уже делала - отмечает, что все светло.

В заключение была осуществлена проверка предпринятых действий на экологичность, а именно было предложено мысленно представить себя, почувствовать и ощутить в какой-то ситуации в будущем, подобную тем, где она чувствовала и ощущала себя дискомфортно на работе, дома, в общении с начальником и подчиненными.

Представив в будущем эти ситуации, Татьяна отметила, что теперь во всех ситуациях она успешна, комфортна, коммуникабельна и ей нравятся эти новые отношения, которые она создала.

Было сказано, что на счет 3 она с полным чувством комфорта и безопасности будет здесь и сейчас. По мере счета давалась установка, что голова становится ясной, свежей, легкой, тело - бодрым, энергичным. На счет 3 легко средним пальцем правой руки оператор сделал легкий толчок - удар в середину лба, и пациентка была выведена из транса, действительно отмечая что-то новое, прекрасное как бы в душе и в теле.

Пример 2.

Пациент Павел. 37 лет.

После беседы о том, как будет проходить сеанс, что такое транс и после получения согласия на сеанс, коротко рассказал о себе - то, что отложилось в сознании. Мастер спорта международного класса. Женат. Дочь 14 лет. Отношения комфортные. Родители разошлись, когда Павлу было 7 лет. Отец пил и избил мать. Тогда же мать еще раз вышла замуж. Отношения с отчимом вначале были комфортные, но затем испортились, так как отчим стал пить, когда Павлу исполнилось 14 лет. Есть брат, моложе на 4 года, и две сестры, младше на 8 лет и на 18 лет. Мать авторитарна. С детства (с 13-14 лет) возник "барьер" в отношениях с матерью, братом и сестрами. Примерно тогда же возникла обида на брата, злость на мать, ненависть к отчиму и жалость к себе.

Обратился к психотерапевту по поводу алкоголизма (начал пить с 14 лет), страха за жизнь, за будущее, раздражения в состоянии похмелья. Запои нерегулярные по 2-4 дня. Возникает подавленное, депрессивное состояние, во время которого появляется чувство неудовлетворенности, потерянности, отношение к себе как к неудачнику "для чего живу".

На счет 7 был введен в транс. Пациент нашел ресурсный эпизод, и был поставлен якорь. На предложение найти путь к подсознанию представил образ - тропинку, как бы прошел по ней и поздоровался с подсознанием.

На вопрос, в какой период он хотел бы возвратиться, ответил, что в зачатие. Было предложено войти в этот период и увидеть, почувствовать и ощутить, есть ли там что-либо негативное по цвету фона перед глазами. Ответил, что там все светло и комфортно.

Было предложено как бы пройти, прожить период от зачатия до рождения и обратить внимание, не изменится ли светлый фон перед глазами на какой-нибудь темный. Ответил, что там все светло и комфортно, из чего он сделал заключение, что все органы и ткани закладываются и развиваются нормально. При дальнейшем "движении" по жизни нашел эпизод, свидетелем которого он был в 5 лет (драка между пьяным отцом и матерью).

На вопрос, что он чувствует и ощущает в теле в этом эпизоде, ответил, что он чувствует страх за маму, который выразился в телесных ощущениях холодка в теле. Появилось также чувство стыда и непонимания, которое появилось в ощущениях "кипения в голове". В этом же эпизоде сказал себе: "Вырасту - пить не буду" (надо отметить, что в подсознании частица "не" не работает, она как бы выпадает, что и проявилось в том, что он стал выпивать с 15 лет).

Было предложено вернуться к началу эпизода и как бы прожить его еще раз, отслеживая, не появятся ли еще какие-то детали в его мыслях, чувствах и ощущениях, и, проходя по этому эпизоду, простить отца, как бы обратившись к нему. И простив отца, представить, что он стирает или смывает, выдыхает или выбрасывает все негативные чувства, мысли и ощущения в теле, как бы освобождаясь от них. Пациент новых деталей не нашел и представил образ струящейся воды, смывающей с него все эти негативные мысли, чувства и ощущения. Обратившись мысленно к отцу, простил его. После предложения еще раз вернуться к началу и проверить, осталось ли там что-либо негативное из того, что было во всех модальностях, т.е. в образах, звуках, чувствах и ощущениях. Ответил, что теперь там все светло и комфортно.

Было предложено продолжать "движение по жизни". Нашел, что после развода родителей появился страх неизвестности, который сопровождался ощущением того, что голова и шея как будто скованы. По просьбе врача очистить себя от этого чувства страха и ощущений ответил, что он воспользовался тем же действием и убрал это чувство и ощущение. "Двигаясь дальше по жизни", нашел следующий эпизод (и надо отметить, что к этому моменту пациент уже научился визуализировать). В 8 лет на день рождения отец подарил игрушки и он видит, что мать ломает подарки отца, и он чувствует обиду, непонимание, злость на мать, которые вновь сопровождаются ощущением "сжатости во всем теле". Воспользовавшись уже известным ему способом (отмывания), очистил этот эпизод от всего негатива, простил мать, и там стало все светло и комфортно.

При дальнейшем движении обнаружил эпизод в 15 лет на танцах. Он выглядел моложе и, чтобы казаться взрослым, напился и почувствовал себя уверенным, сильным и раскованным. Отношение к себе самому и со стороны - "герой", "как здорово". Было предложено вернуться в этот эпизод и переформировать отношение к себе пьяному, исходя уже из сегодняшнего понимания того, что взрослость оценивается по поступкам, а не по тому, как кажусь. Вернулся и стер то детское представление о геройстве и переформировал отношение к алкоголю как к вредной привычке.

На этом 2-часовой сеанс был прекращен. Была высказана врачом рекомендация - до следующего сеанса избегать прежние компании. После чего на счет 3 легким ударом - толчком в середину лба конечной фалангой среднего пальца правой кисти пациент - был выведен из состояния транса с одновременным введением вводной о хорошем самочувствии, светлой, ясной голове и хорошем ощущении тонуса в теле.

Через 2 недели был проведен следующий сеанс. Перед сеансом пациент отметил, что он чувствует себя гораздо лучше, увереннее и комфортнее. Нет той тяги к алкоголю, которая была раньше. Уже описанным способом пациент был введен в состояние транса. Было предложено продолжить дальше движение по жизни, останавливаясь на тех эпизодах, где есть какой-то негатив или в фоне перед глазами появится что-то темное, серое или черное.

Пациент уже приобрел опыт как и что отслеживать, поэтому уверенно "пошел по жизни" дальше. 1-й курс института - и здесь остановился на зависти коллег спортсменов за его успехи - темно перед глазами. Уже сам, пользуясь опытом прошлого сеанса, простил их, и перед глазами стало светло. Следующий эпизод на 3-м курсе, когда он проиграл схватку и еще менее удачливые коллеги спортсмены стали язвить по этому поводу. Появились чувства неуверенности, униженности, обида, снизилась самооценка, и все это вызвало ощущение подавленности, "ком в горле", и появилась мысль "надо выпить, чтобы вновь почувствовать себя героем". С этого момента стал выпивать чаще. Врач предложил вернуться в начало эпизода - простить коллег и смыть с себя все негативные чувства и ощущения, что пациент с успехом проделал.

Далее было предложено "пройти" по всей жизни, вплоть до сегодняшнего дня, отслеживая все эпизоды, сопровождающиеся выпивкой. Пациент отметил, что в компании людей постарше, поувереннее, чувствует себя как бы неполноценным, неуверенным, маленьким, и чтобы казаться увереннее, решительнее, "надо выпить - и опять герой, опять в центре внимания и, кажется, что теперь все слушают, уважают". Отсюда формируется установка "надо выпить".

Врачом-оператором было предложено найти уровень самооценки, представив свой образ тела "в виде шкалы", и показать рукой, на каком уровне тела находится планка самооценки, пациент обнаружил ее зрительно на уровне середины груди. Врач порекомендовал поднять уровень самооценки до уровня глаз (из опыта выявлено, что уровень глаз - это действительно высокий уровень самооценки). Пациент поднял самооценку до уровня глаз, и стало даже видно, как поднялась, до этого опущенная, голова.

Было также предложено поставить "я" на первое место в иерархии жизненных ценностей, что также пациентом было сделано. И вот теперь, с учетом нового отношения к себе, было предложено вернуться во все эти ситуации и изменить их.

При прохождении всех негативных ситуаций пациент их стер и почувствовал и ощутил себя легко, свободно, комфортно и светло.

Было предложено вернуться к установке "надо выпить" - стереть ее и написать на ее месте какую-то новую, исходя из сегодняшнего понимания вредности алкоголя. Пациент вернулся к моменту формирования этой установки, стер ее и написал новую "хочу вернуться к здоровому образу жизни".

Далее врач предложил найти центр психической и физической зависимости от алкоголя. Оказалось есть уже и тот и другой, пациент обнаружил их где-то в стволовой части мозга как темные вкрапления. Было предложено найти какой-то способ заблокировать и даны на выбор несколько способов - как бы эти участки повышенной активности подавить, как бы заблокировать, выбросить, поместить туда свой образ пьяного глазами любимого человека, поместить туда свои ощущения во время похмелья (тошнит, головная боль, корежит все тело и т.д.). Пациент выбрал два последних способа, т.е. в центр психической зависимости поместил свой образ пьяного глазами любимой дочери, а центр физической зависимости заблокировал ощущениями во время похмелья.

Потом была проведена проверка на экологичность действий, предпринятых врачом и пациентом. Было предложено где-то в будущем (завтра или послезавтра, через месяц и через год) мысленно представить ситуации, подобные тем, в которых он раньше напивался, и посмотреть, почувствовать и ощутить, как в них будет теперь. Пациент мысленно представил эти ситуации и увидел, что теперь в них он чувствует и ощущает себя уверенным, комфортным, взрослым, успешным человеком, к алкоголю относится совершенно спокойно, индифферентно, не испытывает тяги, даже желания выпить, и что это ему очень нравится, и он уважает себя за это. Такая же проверка была проведена в отношении к своей и родительской семье. Отметил, что и в своей семье и в родительской теперь отношения комфортные, добрые, светлые и даже более доверительные.

На этом сеанс был прекращен таким же выведением из транса, как и на предыдущем сеансе.

Через месяц в беседе было выяснено, что Павел чувствует себя прекрасно и в здоровье и в социальном плане. Улучшились взаимоотношения на работе, стал более успешным в бизнесе. Отношение к алкоголю индифферентное.

Пример 3.

Больная М., 47 лет, с 8 сентября по 6 октября 2000 года находилась на лечении в Омской городской клинической больнице № 1 с диагнозом артериальная гипертония II типа средней тяжести, хронический пиэлонефрит, хронический гастродуоденит, холецисто-панкреатит умеренное обострение, тиреоидит, гипертрофия щитовидной железы, сахарный диабет.

С 20 апреля по 7 мая 2001 года находилась там же вновь на лечении, где к прежнему диагнозу прибавился астено-невротический синдром, хронический гепатит не уточненной этиологии, синдром портальной гипертонии.

В январе 2002 года обратилась к психотерапевту с жалобами на дискомфорт во взаимоотношениях дома и на работе, тревогу, раздражительность, снижение трудоспособности, быструю утомляемость; на финансовые трудности.

После краткой беседы, где больной было рассказано, что такое психотерапия, какие есть методы, техники и т.д., как будет проходить сеанс. Врач-оператор пояснил, что сеанс будет проходить в состоянии легкого транса больной, в диалоговом режиме. Ей в это время не надо заставлять себя что-то видеть. Слышать или ощущать, поскольку у каждого человека могут быть разные ведущие модальности. Можно просто, каким-то образом понимать, что происходит. Больной было сказано, что психотерапевт ничего не будет внушать, не будет за нее решать ее задачи, что она все это будет искать и корректировать самостоятельно, опираясь на свое подсознание. Если она не хочет, может не рассказывать свое сокровенное и тайное, а только описывать чувства и ощущения, возникающие в соответствующих эпизодах.

После получения согласия на проведение сеансов больная была введена в состояние легкого транса, и ей было предложено найти начало своих проблем, в том числе и со здоровьем.

Оказалось, что проблема появилась с самого детства, поскольку росла в семье алкоголиков, где были постоянные ссоры, скандалы между родителями, что привело к состоянию страха, тревожности, чувства униженности и несправедливости. Позже появилась обида, жалость к себе. Все эти негативные чувства естественно стали находить отражение в физическом здоровье: стала появляться слабость, стало периодически повышаться артериальное давление, появились боли в области живота. Больная, помогая всем в семье, в свою сторону получала зло. В конечном итоге у пациентки сформировалась программа на саморазрушение, что и привело к возникновению вышеперечисленных заболеваний. Больной было предложено любыми способами убрать все негативные чувства. После осуществления этого стали уходить физические ощущения боли, тяжести и т.д.

На следующем сеансе пациентке было предложено, какими-либо известными ей способами стереть негативную программу на саморазрушение и переформировать ее в жизнеутверждающую программу. На предложение найти и оценить уровень самооценки больная нашла ее на уровне груди, что говорит о заниженной самооценке. Самооценка была поднята ею до уровня глаз и закреплена на этом высоком уровне. На предложение найти распределение жизненных ценностей больная нашла их расположенными в следующем порядке: дети - муж - родные (сестра) - работа - отдых - друзья и на последнем месте "Я". После короткого разговора о самоценности "Я", о том, что могут быть крайности от эгоцентризма до альтруизма и что есть середина, ей было предложено переставить ценности так, как они должны были бы быть расположены. Пациент представила их следующим образом: "Я" - семья - работа - отдых - родные - друзья.

На следующем сеансе у пациентки появилась возможность уверенно просканировать состояние всех органов и систем. Ориентируясь на визуальную картинку исследуемого органа или на его цвет, пациентка, изменяя цвет, нормализовала его деятельность. Проверила и нормализовала обменные процессы, привела в соответствие гомеостатические показатели, ориентируясь просто на понимание этого. Создала адекватные отношения в социуме. После чего была проведена экологическая проверка, т.е. правильность предпринятых действий, на результаты лечения. Для этого было предложено создать какие-то ситуации в будущем, похожие на те, в которых она чувствовала себя дискомфортно и проверить, как там будет сейчас.

Результаты оценки показали, что, изменив и нормализовав свое психоэмоциональное состояние и социальный статус, нормализовав физическое состояние, пациентка удовлетворена проведенной работой.

Было предложено через какое-то время провести обследование здоровья в той же больнице, теми же методами. С 5.06.2002 по 15.06.2002 г. пациентка прошла обследование. Результаты: в щитовидной железе только умеренная диффузия. Поджелудочная железа в норме. Сахар крови - в норме. Печень не увеличена, контур ровный, структура однородна, плотность обычная. Почки - в норме. Нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы не выявлено. AD - 120/90 мм. рт. столба.

Пример 4.

Пациент С. 67 лет, доктор наук, профессор. Жалобы на общую слабость, быструю утомляемость, снижение либидо. Иногда забывает то, что хотел сказать. Частые мочеиспускания. Сам себя не чувствует стариком. Пациент раздражителен, вспыльчив, а потом ему становится стыдно за свое поведение. Нормального телосложения, рост 174 см, вес 76 кг, AD - 140/90 мм рт. ст. Сердце, легкие, живот без особенностей, наследственность не отягощена. В прошлом мастер спорта по гимнастике. Пациент женат, имеет двоих детей. Взаимоотношения в семье конфликтные. Причины для возникновения вышеперечисленных симптомов не находит.

Пациенту было дано краткое пояснение, что такое психотерапия и какие существуют методы и приемы. Было объяснено также, что такое состояние измененного сознания, что в таком состоянии сознание может присутствовать, а значит, будут присутствовать анализ и критика и что пациент может разговаривать с психотерапевтом (оператором), не выдавая какие-то свои тайны.

Затем пациенту было предложено сесть на удобное для него место и на удобное расстояние, после чего он был введен в состояние измененного сознания.

Пациенту было предложено, как бы отслеживая свою жизнь (читая ли "книгу жизни", просто двигаясь по жизненному периоду), найти начало нынешнего состояния. Находясь в состоянии измененного сознания, пациент нашел, что в пять лет его напугали мальчишки, он почувствовал ужас, страх, как бы оцепенение, парализацию, но это быстро ушло, оставив только темный след где-то в области мочевого пузыря. Далее ситуации со страхом были в 9 лет и в 50 лет. Перестал спать на спине, в дальнейшем появились проблемы с мочеиспусканием и снижением либидо. После предложения как бы еще раз прожить все ситуации, связанные со страхом, нашел еще несколько моментов по ощущениям холодка. Напряжение внизу живота, оказывается, осталось, поскольку чувство страха стало уже частью подсознания. Тогда было предложено переформировать страх во что-то другое. Пациент переформировал его в чувство адекватной осторожности. Далее известными методами было предложено восстановить энергию организма, нормализовать удобным для него способом деятельность органов и систем. Проведена проверка на экологичность: пациент, создав ситуацию в будущем, подобную тем, которые вызывали страх, выяснил, что страха там он уже не испытывал, его там не осталось.

На следующем сеансе пациент отметил, что мочеиспускание стало реже, вместо 5-6 раз за ночь, стало 1 раз. Появилось спокойствие, но симптоматика личностного и социального плана еще осталась. После введения в состояние легкого транса пациент нашел установку от мамы с самого детства: к любому поступку она прибавляла слово "кажется". Со школы это трансформировалось в установку "чем меньше подчеркиваю, что получится, тем лучше получится" и сформировалась позиция "наверное, может быть" и не всегда на пользу дела. Позже появилось уже сомнение, неуверенность в себе, что теперь как бы тормозит активность, интуицию. Мелочь становится проблемой, а это ведет к усталости и уже как бы боязни чего-то хорошего. Отсюда злость на себя, обида, самоедство и еще большая усталость к кратковременности радости и дискомфорту в социуме. Большое количество энергии растрачивается на борьбу с самим собой.

Было предложено найти варианты переформирования отношения к себе, к жизни, к людям. Пациент убрал неуспешные установки и создал новую установку на успех. Его ведущая модальность - визуализация, поэтому он просто увидел, визуализировал возможные ситуации в позитивном плане. Поднял самооценку, которая была ниже достаточно высокого уровня. Ранжировал жизненные ценности, поставив свое "Я" на первое место. При экологической проверке выяснилось, что осталась все же неуверенность. Оператор тогда побудил пациента найти то, что удерживает неуверенность. Пациент нашел, что уверенность закрыта опасением "показаться не умным", а в основе лежит полученная опять-таки в детстве установка "не высовываться", "нечего себя показывать, другие как бы умнее". Отсюда чувство ущербности. Пациент переформировал отношение к себе, убрал таким образом эту установку.

Проверка на экологичность показала, что теперь отношение к себе и в социуме комфортные. Оператор пояснил пациенту, что необходимо какое-то время на адаптацию к себе, включающему в себя уже новые установки.

На встрече через два месяца пациент отметил высокую работоспособность, уверенность, успешность в работе и во взаимоотношениях, спокойствие, комфортность в здоровье и в социуме.

Предлагаемый метод трансово-диалоговой терапии позволяет освободить человека от негативных чувств и установок, позволяет восстанавливать здоровье вплоть до генетических отклонений, используя внутренние (подсознательные) и как бы внешние (сверхсознательные) ресурсы человека. Преимущества предлагаемого способа в том, что по мере того, как пациент освобождает себя от негативных чувств и программ, начиная с самого зачатия, он целенаправленно восстанавливает свое физическое здоровье, становится увереннее и успешнее в решении последующих проблем. Подходя к осознанной психотравмирующей ситуации в более старшем возрасте, он уже не тот, который был в той реальной ситуации, он уже благополучен и в физическом, и в психическом, и в социальном плане, приобрел опыт освобождения от негатива. Поэтому переживания и эмоции в последующих эпизодах становятся менее острыми, менее травмирующими и освобождение от них становится более быстрым и успешным, поскольку пациент мысленно сам уже находит способы, как освободить себя от этих психогений.

Способ позволяет успешно проводить лечение пациентов с любыми проблемами из различных сфер жизни и деятельности человека. Позволяет нормализовать и гармонизировать поведение пациента в различных ситуациях, наладить взаимоотношение со всеми людьми, то есть восстановить здоровье полностью.

Способ оздоровления в случае необходимости сочетается с любыми традиционными способами лечения, например медикаментозным.

В результате оздоровления человек становится устойчив к различным стрессам и жизненным невзгодам. Приобретает способность не только творческого, но и не стандартного подхода к решению различных задач, что повышает его коэффициент полезного действия на работе.

Способ оздоровления доступен врачу любой специальности и позволяет лечить людей различного интеллектуального, образовательного, возрастного и т.д. уровней.

Преимущество также в том, что методика, разработанная автором экспериментально за 16 лет работы психотерапевтом, на сегодняшний день наиболее простая и доступная, не требующая дополнительных устройств, препаратов и даже музыки, использует технику введения в транс, глубина которого по шкале Дэвиса и Хусбенда находится на 1-2 стадии гипноза, а по классификации по стадиям гипноза, предложенным В.М.Бехтеревым, Е.В.Рожновым и др., находится еще перед или в самом начале первой стадии (Кондрашенко В.Т. и др. Общая психотерапия, Минск, Высшая школа, 1990, стр.76-77), поскольку пациент сохраняет сознание, самоотождествление и, соответственно, критику и в то же время способен взаимодействовать со своим подсознанием и вести диалог на уровне личностей. Поэтому данная техника позволяет использовать ее врачу любой специальности. Освоив ее, врач может, введя больного в транс, предложить ему найти начало заболевания, разобраться в том, что послужило причиной или что усугубило заболевание (это могут быть ранее возникшие чувства неуверенности, страха, вины обиды или какие-то комплексы ущербности, неполноценности, или это вообще сложившаяся программа на саморазрушение), и освободить себя от негатива, предлагая варианты как это сделать, что позволит найти ресурсы, направленные на оздоровление, поднять его самооценку и таким образом укрепить больного в вере в себя, в свои силы, сделать его успешнее в борьбе с болезнью и таким образом привлечь больного к соучастию в этой борьбе. Все вместе взятое позволит восстановить также душевное и социальное благополучие.

Методы, техники, приемы и т.д., используемые в работе по предлагаемому направлению, позволяют использовать его в лечении любых психосоматических заболеваний или любых функциональных нарушений, а также убрать орел психогений при любых других заболеваниях и таким образом улучшить психоэмоциональное состояние и, следовательно, сделать более комфортным социальное благополучие. Совершенно ясно, что заявленный способ не является панацеей. Существует целый ряд чисто соматических заболеваний, не имеющих в основе психогений. Но в то же время общеизвестно, что особенно тяжелые заболевания часто "обрастают" собственными негативными чувствами, например страхом смерти, неуверенностью, безысходностью, мнительностью и т.д., что утяжеляет клиническую картину болезни. Следовательно, убрав эти негативные чувства, отнимающие у больного энергию, а также веру и надежду и нацелив больного на благополучный исход и социальную реабилитацию, у больного появится возможность найти в себе скрытые резервы для выздоровления.

Похожие патенты RU2303466C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА 1998
  • Жалнов А.М.
  • Жумаева О.В.
  • Кубасов В.А.
RU2145889C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ 2004
  • Сахарова Елена Владимировна
RU2285545C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ - ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 1997
  • Сиранчиева Ольга Александровна
RU2110287C1
СПОСОБ И.М. СПИВАКА АУТОКРЕАТИВНОЙ ТЕРАПИИ 2010
  • Спивак Игорь Маратович
RU2424828C1
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ ЖЕНСКОГО БЕСПЛОДИЯ 2018
  • Ротова Ирина Александровна
  • Куприянова Ирина Евгеньевна
  • Ротова Наталья Александровна
RU2687565C1
СПОСОБ СИСТЕМНОЙ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА 2020
  • Светоч Влад Евгеньевич
RU2745192C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ И АДДИКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ 2003
  • Захаров Н.П.
RU2255770C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОЖИРЕНИЯ 2001
  • Якубов Л.М.
RU2212255C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА 2004
  • Хвостова Ольга Ивановна
  • Кубасов Виктор Аркадьевич
  • Тихонов Сергей Иванович
  • Котляров Борис Павлович
RU2277941C2
СПОСОБ МЕДИКО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ ИНФАРКТ МИОКАРДА 2015
  • Сорокин Николай Васильевич
  • Гордиенко Александр Волеславович
  • Леонтьев Олег Валентинович
  • Соловьев Михаил Викторович
  • Рыжков Алексей Иванович
RU2611888C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА "МЕТОД ТРАНСОВО-ДИАЛОГОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ БЕРНАЦКОГО"

Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии. Проводят рациональную психотерапию и вводят пациента в измененное состояние сознания. При этом на этапе рациональной терапии формируют понимание пациентом своих действий и действий психотерапевта, проводят сбор анамнеза и выявляют причины, приведшие пациента к настоящему состоянию. Затем пациент концентрирует внимание на выбранном объекте и входит в состояние поверхностного транса. Находят в жизни пациента комфортный эпизод и, применяя технику якорения, используют его в качестве ресурсного состояния. Для коррекции состояния, осуществляя в процессе сеанса проверку каждого действия на экологичность, побуждают пациента с учетом его модальности мысленно сформировать образ органа или системы организма или ощущать их. В случае обнаружения темного фона или дискомфортного ощущения предлагают мысленно сформировать светлый фон или создать комфортные ощущения органа или системы организма. При коррекции проблем в социальном аспекте находят отрицательные действия самого пациента и других людей, заново моделируют его правильное поведение, при этом психотерапевт предлагает различные варианты решения. Побуждают пациента признать свои ошибки, просить прощение, изменять ситуацию. Поднимают уровень его самооценки путем ранжирования жизненных ценностей с постановкой своего «Я» на первое место. Психотерапию проводят в режиме диалога. Способ расширяет арсенал средств проведения психотерапевтической коррекции расстройств. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 303 466 C2

1. Способ оздоровления человека, включающий рациональную психотерапию, введение пациента в измененное состояние сознания, выявление негативных психических факторов и их коррекцию, отличающийся тем, что на этапе рациональной терапии формируют понимание пациентом своих действий и действий психотерапевта, проводят сбор анамнеза и выявляют причины, приведшие пациента к настоящему состоянию; затем пациент концентрирует внимание на выбранном объекте, на счет семь закрывает глаза и входит в состояние поверхностного транса, после этого находят в жизни пациента комфортный эпизод и, применяя технику якорения, используют его в качестве ресурсного состояния; для коррекции состояния пациента, осуществляя в процессе сеанса проверку каждого действия на экологичность, побуждают пациента с учетом его модальности мысленно сформировать образ органа или системы организма или ощущать их и, в случае обнаружения темного фона или дискомфортного ощущения, мысленно сформировать светлый фон или создать комфортные ощущения органа или системы организма; при коррекции проблем в социальном аспекте находят отрицательные действия самого пациента и других людей, заново моделируют его правильное поведение, при этом психотерапевт предлагает различные варианты решения, проводя проверку на экологичность, побуждают пациента признать свои ошибки, просить прощение, изменять ситуацию; также поднимают уровень его самооценки путем ранжирования жизненных ценностей с постановкой своего «Я» на первое место; психотерапию проводят в режиме диалога.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для поднятия самооценки пациента предлагают ему представить образ тела в виде шкалы и, если его самооценка, представляемая в виде планки, находится на уровне живота или груди, побуждают поднять ее до уровня глаз.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2303466C2

СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПУТЕМ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ 1997
  • Чичварин Александр Борисович
  • Чичварина Нина Николаевна
RU2096046C1
СПОСОБ КАТАРСИСА ПО М.Р.КУЗНЕЦОВОЙ 1996
  • Кузнецова Мирослава Робертовна
RU2087161C1
СПОСОБ Л.А.ПРОТАСОВСКОЙ СУГГЕСТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ 1996
  • Протасовская Любовь Антоновна
RU2088269C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ДИСФУНКЦИЙ 1994
  • Миронов Владимир Андреевич
RU2063248C1
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА 2000
  • Жуков С.В.
  • Жукова Ю.С.
  • Жукова Е.С.
RU2179430C2
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА 1999
  • Бурзянцева О.А.
  • Шосталь С.А.
RU2191040C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДУШЕВНОГО РАВНОВЕСИЯ 1995
  • Чадаев Николай Вениаминович
RU2076745C1
СПОСОБ НАПРАВЛЕННОЙ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА 1997
  • Рябиков Вадим Вадимович
  • Куй-Беда Вячеслав Юрьевич
  • Ихсанова Светлана Геннадиевна
RU2122442C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ И ПОГРАНИЧНЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ 2002
  • Ушнурцев А.М.
RU2216300C2
СВЯДОЩ A.M
Психотерапия
С-Пб.: Питер, 2000, с.66-67
КОНДРАШЕНКО В.Т., ДОНСКОЙ Д.И
Общая психотерапия
- Минск, 1997, с.294-298.

RU 2 303 466 C2

Авторы

Бернацкий Эрнст Осипович

Даты

2007-07-27Публикация

2004-06-21Подача