ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1997 года по МПК B60K37/06 B62D1/04 

Описание патента на изобретение RU2096196C1

Изобретение относится к устройствам управления транспортным средством, в частности, предназначенным для инвалидов, имеющих одну руку.

Известны устройства, имеющие органы управления, конструктивно совмещенные с рулевым управлением, которые не обеспечивают, однако, безопасного одновременного управления одной рукой направлением движения и воздействия на те или иные органы управления.

Примером такой конструкции, которая содержит ограниченное число рассредоточенных органов управления, является устройство коммутации на рулевом колесе транспортного средства, использующее световой канал для передачи сигналов управления [1]
В другом пульте управления, имеющем те же недостатки, в качестве органов управления используются спицы, размещенные в винтовых прорезях рулевой колонки [2]
Устройство, выбранное в качестве прототипа, содержит рулевой механизм, кинематически связанный через рулевой вал с рулевым приводом, включающим рулевую колонку, прикрепленную к кузову транспортного средства, и блок электропереключателей, закрепленных на рулевом колесе, причем блок электропереключателей электрически соединен посредством проводов и механизма их поворота через рулевую колонку с исполнительными устройствами [3]
Недостатков этого устройства является сложная и ненадежная конструкция связи подвижных органов управления с неподвижными исполнительными устройствами.

Уверенное совмещение функций управления направлением движения и таких функций управления транспортным средством, как переключение передач автоматизированной коробки передач, управление светом, световой и звуковой сигнализации, управление стеклоочистителями, омывателями, обогревателями и т.п. с помощью одной руки, исключающее отрыв руки водителя от рулевого колеса, достигается с помощью предлагаемой конструкции пульта управления.

Пульт содержит неподвижно закрепленную на рулевом колесе панель управления с органами управления, связанными с объектами управления, и снабжен поворотной дугой, установленной с возможностью поворота вокруг расположенных на ее концах соосных центров, размещенных на ободе рулевого колеса в местах крепления на нем панели управления и ось которых расположена в плоскости, параллельной плоскости обода рулевого колеса.

Кроме того, устройство связи органов управления пульта с объектами управления должно учитывать подвижность первых относительно корпуса транспортного средства.

Предлагаемое устройство передачи сигналов управления удовлетворяет этим требованиям благодаря тому, что передающая часть, размещенная вместе с панелью управления, включает в себя соединенный с органами управления через устройство кодирования передатчик, выход которого подключен к источнику светового излучения, а приемная часть пульта управления, размещенная неподвижно относительно корпуса транспортного средства и имеющая световую связь с передающей частью, включает в себя подключенные последовательно к светочувствительному приемному элементу приемник, декодер и устройство выработки сигналов управления, выходы которого соединены с объектами управления транспортного средства.

Кроме того, для обратного контроля прохождения сигналов управления приемная часть пульта снабжена соединенными в последовательную цепь и подключенными к выходу декодера генератором сигналов обратной связи и источником звука.

На фиг. 1 представлена конструкция пульта управления и вариант его установки на рулевом колесе; на фиг. 2 приведен один вариант блок-схемы устройства передачи сигналов управления транспортного средства; на фиг. 3 - другой вариант блок-схемы устройства передачи сигналов управления транспортного средства.

Конструктивно пульт управления представляет собой панель управления 1 (фиг. 1) с органами управления 2, жестко закрепленную на рулевом колесе 3, и дугу 4, имеющую возможность поворота вокруг соосных центров 5. Рулевое колесо закреплено на рулевом валу 6 с возможностью поворота в рулевой колонке 7.

При движении транспортного средства рука водителя, охваченная дугой 4, имеет возможность удерживать рулевое колесо и одновременно манипулировать органами управления пульта в широких пределах поворота рулевого колеса.

Повороты рулевого колеса, при которых пульт управления проходит нижнее положение, сопровождаются поворотом дуги вокруг кисти руки водителя и изменением ее наклона по отношению к плоскости рулевого колеса. Поскольку ось поворота дуги перпендикулярна оси рулевого колеса, то при захвате дуги рукой руль также надежно удерживается, как и при захвате рулевого колеса непосредственно.

Устройство передачи сигналов управления транспортного средства (фиг. 2) состоит из передающей части, размещенной вместе с панелью управления, и приемной части, закрепленной неподвижно относительно корпуса транспортного средства.

Передающая часть содержит подключенные к органам управления 2 и соединенные последовательно кодирующее устройство 8, передатчик 9, излучатель света инфракрасного диапазона 10.

Приемная часть состоит из последовательно соединенных светочувствительного элемента 11, приемника 12, декодера 13 и устройства выработки сигналов управления 14, связанного с объектами управления транспортного средства 15.

В другом варианте (фиг. 3) устройство передачи сигналов управления пульта дополнительно снабжено последовательно подключенными к выходу декодера генератором 16 и источником звука 17.

Сигналы от органов управления 2 подвергаются кодированию в устройстве 8. Импульсы кода с помощью передатчика 9 модулируют излучатель света инфракрасного диапазона 10.

Светочувствительный приемный элемент 11 реагирует на прямое и отраженное инфракрасное излучение, что позволяет уверенно передавать информацию при различных положениях панели управления, обусловленных поворотом рулевого колеса.

Выделенные приемником 12 сигналы декодируются в устройстве 13 и поступают на вход устройства выработки сигналов управления 11 объектами управления транспортного средства 12. Декодированные сигналы запускают также генератор сигналов обратной связи 13, возбуждающий источник звука 14.

Обратная связь по управлению обеспечивается постольку, поскольку определенным сигналам управления соответствует свой формируемый генератором 13 звуковой сигнал.

Похожие патенты RU2096196C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Бодик Михаил Кельманович
  • Диканский Валерий Павлович
  • Пушков Александр Сергеевич
RU2041083C1
ЖИДКОСТНЫЙ УРОВНЕМЕР 1997
  • Бодик М.К.
  • Диканский В.П.
  • Жильцов А.А.
  • Коломоец А.В.
RU2126529C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОДСВЕТОМ УРОВНЕМЕРА 1998
  • Бодик М.К.
  • Диканский В.П.
  • Жильцов А.А.
  • Коломоец А.В.
RU2156961C2
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ 2002
  • Лаукканен Микко
RU2295460C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В АВТОМОБИЛЕ И ЗАЩИТЫ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА 1999
  • Вознесенский А.Н.
  • Терещенко М.В.
  • Абидуллин Т.Б.
  • Панкратов В.Н.
  • Стах Г.Д.
RU2160674C1
МНОГОПОЗИЦИОННОЕ ПЕРЕКЛЮЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 1997
  • Тягунов Геннадий Иванович
  • Соколов Сергей Викторович
  • Федотенков Сергей Викторович
  • Храмов Александр Викторович
  • Ямбаев Рифкат Хусаинович
RU2124448C1
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РУЛЕВОГО ТИПА 2004
  • Вяхирев Георгий Русланович
RU2278796C2
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1999
RU2148515C1
Тренажер водителя транспортного средства 1986
  • Ястребов Гарри Гурьевич
  • Долгий Вера Александровна
  • Хвастунов Рюрик Михайлович
SU1387031A1
Пульт управления транспортного средства 1987
  • Якунович Михаил Игоревич
  • Екимов Сергей Варламович
SU1662891A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 096 196 C1

Реферат патента 1997 года ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к устройствам управления транспортным средством, в частности, предназначенным для инвалидов, имеющих одну руку. Пульт состоит из панели управления, жестко закрепленной на рулевом колесе, и поворотной дуги, огибающей руку водителя. Управляющая информация от пульта управления на приемно-преобразующее устройство, воздействующее на оконечные устройства транспортного средства, являющиеся объектами управления, передается по беспроводному световому инфракрасного диапазона каналу связи с помощью кодово-импульсной модуляции. Прием на использование сигналов управления сопровождается звуковой обратной связью. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 096 196 C1

1. Пульт управления транспортного средства, содержащий рулевую колонку, жестко связанную с корпусом транспортного средства, в которой размещен рулевой вал с закрепленным на нем рулевым колесом, на котором неподвижно закреплена панель управления с органами управления, связанными с объектами управления, отличающийся тем, что пульт снабжен поворотной дугой, установленной с возможностью поворота вокруг расположенных на ее концах соосных центров, размещенных на ободе рулевого колеса в местах крепления на нем панели управления и ось которых расположена в плоскости, параллельной плоскости обода рулевого колеса. 2. Пульт по п.1, отличающийся тем, что передающая часть пульта управления, размещенная вместе с панелью управления, включает в себя соединенный с органами управления через устройство кодирования передатчик, выход которого подключен к источнику светового излучения, а приемная часть пульта управления, размещенная неподвижно относительно корпуса транспортного средства и имеющая световую связь с передающей частью, включает в себя подключенные последовательно к светочувствительному приемному элементу приемник, декодер и устройство выработки сигналов управления, выходы которого соединены с объектами управления транспортного средства. 3. Пульт по п.2, отличающийся тем, что приемная часть пульта управления снабжена соединенными в последовательную цепь и подключенными к выходу декодера генератором сигналов обратной связи и источником звука.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2096196C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
FR, патент, 2567982, кл.B 60K 37/06, 1986
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Пульт управления транспортным средством 1983
  • Шмаков Юрий Михайлович
  • Савельев Владимир Антонович
SU1150138A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Система управления транспортного средства для инвалидов 1988
  • Абдурахманов Абдулмумин Абдулкадырович
  • Бочаров Владимир Васильевич
  • Кульбачный Александр Андреевич
  • Жолудев Юрий Анатольевич
  • Молотов Сергей Юрьевич
  • Ларионов Андрей Викторович
SU1601007A1

RU 2 096 196 C1

Авторы

Бодик Михаил Кельманович

Диканский Валерий Павлович

Коломоец Анатолий Викторович

Пушков Александр Сергеевич

Баварский Сергей Павлович

Тимохин Юрий Николаевич

Даты

1997-11-20Публикация

1995-04-25Подача