Изобретение относится к устройствам управления транспортным средством, в частности, предназначенным для инвалидов, имеющих одну руку.
Известны устройства, имеющие органы управления, конструктивно совмещенные с рулевым управлением, которые не обеспечивают, однако, безопасного одновременного управления одной рукой направлением движения и воздействия на те или иные органы управления.
Примером такой конструкции, которая содержит ограниченное число рассредоточенных органов управления, является устройство коммутации на рулевом колесе транспортного средства, использующее световой канал для передачи сигналов управления [1]
В другом пульте управления, имеющем те же недостатки, в качестве органов управления используются спицы, размещенные в винтовых прорезях рулевой колонки [2]
Устройство, выбранное в качестве прототипа, содержит рулевой механизм, кинематически связанный через рулевой вал с рулевым приводом, включающим рулевую колонку, прикрепленную к кузову транспортного средства, и блок электропереключателей, закрепленных на рулевом колесе, причем блок электропереключателей электрически соединен посредством проводов и механизма их поворота через рулевую колонку с исполнительными устройствами [3]
Недостатков этого устройства является сложная и ненадежная конструкция связи подвижных органов управления с неподвижными исполнительными устройствами.
Уверенное совмещение функций управления направлением движения и таких функций управления транспортным средством, как переключение передач автоматизированной коробки передач, управление светом, световой и звуковой сигнализации, управление стеклоочистителями, омывателями, обогревателями и т.п. с помощью одной руки, исключающее отрыв руки водителя от рулевого колеса, достигается с помощью предлагаемой конструкции пульта управления.
Пульт содержит неподвижно закрепленную на рулевом колесе панель управления с органами управления, связанными с объектами управления, и снабжен поворотной дугой, установленной с возможностью поворота вокруг расположенных на ее концах соосных центров, размещенных на ободе рулевого колеса в местах крепления на нем панели управления и ось которых расположена в плоскости, параллельной плоскости обода рулевого колеса.
Кроме того, устройство связи органов управления пульта с объектами управления должно учитывать подвижность первых относительно корпуса транспортного средства.
Предлагаемое устройство передачи сигналов управления удовлетворяет этим требованиям благодаря тому, что передающая часть, размещенная вместе с панелью управления, включает в себя соединенный с органами управления через устройство кодирования передатчик, выход которого подключен к источнику светового излучения, а приемная часть пульта управления, размещенная неподвижно относительно корпуса транспортного средства и имеющая световую связь с передающей частью, включает в себя подключенные последовательно к светочувствительному приемному элементу приемник, декодер и устройство выработки сигналов управления, выходы которого соединены с объектами управления транспортного средства.
Кроме того, для обратного контроля прохождения сигналов управления приемная часть пульта снабжена соединенными в последовательную цепь и подключенными к выходу декодера генератором сигналов обратной связи и источником звука.
На фиг. 1 представлена конструкция пульта управления и вариант его установки на рулевом колесе; на фиг. 2 приведен один вариант блок-схемы устройства передачи сигналов управления транспортного средства; на фиг. 3 - другой вариант блок-схемы устройства передачи сигналов управления транспортного средства.
Конструктивно пульт управления представляет собой панель управления 1 (фиг. 1) с органами управления 2, жестко закрепленную на рулевом колесе 3, и дугу 4, имеющую возможность поворота вокруг соосных центров 5. Рулевое колесо закреплено на рулевом валу 6 с возможностью поворота в рулевой колонке 7.
При движении транспортного средства рука водителя, охваченная дугой 4, имеет возможность удерживать рулевое колесо и одновременно манипулировать органами управления пульта в широких пределах поворота рулевого колеса.
Повороты рулевого колеса, при которых пульт управления проходит нижнее положение, сопровождаются поворотом дуги вокруг кисти руки водителя и изменением ее наклона по отношению к плоскости рулевого колеса. Поскольку ось поворота дуги перпендикулярна оси рулевого колеса, то при захвате дуги рукой руль также надежно удерживается, как и при захвате рулевого колеса непосредственно.
Устройство передачи сигналов управления транспортного средства (фиг. 2) состоит из передающей части, размещенной вместе с панелью управления, и приемной части, закрепленной неподвижно относительно корпуса транспортного средства.
Передающая часть содержит подключенные к органам управления 2 и соединенные последовательно кодирующее устройство 8, передатчик 9, излучатель света инфракрасного диапазона 10.
Приемная часть состоит из последовательно соединенных светочувствительного элемента 11, приемника 12, декодера 13 и устройства выработки сигналов управления 14, связанного с объектами управления транспортного средства 15.
В другом варианте (фиг. 3) устройство передачи сигналов управления пульта дополнительно снабжено последовательно подключенными к выходу декодера генератором 16 и источником звука 17.
Сигналы от органов управления 2 подвергаются кодированию в устройстве 8. Импульсы кода с помощью передатчика 9 модулируют излучатель света инфракрасного диапазона 10.
Светочувствительный приемный элемент 11 реагирует на прямое и отраженное инфракрасное излучение, что позволяет уверенно передавать информацию при различных положениях панели управления, обусловленных поворотом рулевого колеса.
Выделенные приемником 12 сигналы декодируются в устройстве 13 и поступают на вход устройства выработки сигналов управления 11 объектами управления транспортного средства 12. Декодированные сигналы запускают также генератор сигналов обратной связи 13, возбуждающий источник звука 14.
Обратная связь по управлению обеспечивается постольку, поскольку определенным сигналам управления соответствует свой формируемый генератором 13 звуковой сигнал.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2041083C1 |
ЖИДКОСТНЫЙ УРОВНЕМЕР | 1997 |
|
RU2126529C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОДСВЕТОМ УРОВНЕМЕРА | 1998 |
|
RU2156961C2 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ | 2002 |
|
RU2295460C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В АВТОМОБИЛЕ И ЗАЩИТЫ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА | 1999 |
|
RU2160674C1 |
МНОГОПОЗИЦИОННОЕ ПЕРЕКЛЮЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1997 |
|
RU2124448C1 |
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РУЛЕВОГО ТИПА | 2004 |
|
RU2278796C2 |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1999 |
|
RU2148515C1 |
Тренажер водителя транспортного средства | 1986 |
|
SU1387031A1 |
Пульт управления транспортного средства | 1987 |
|
SU1662891A1 |
Изобретение относится к устройствам управления транспортным средством, в частности, предназначенным для инвалидов, имеющих одну руку. Пульт состоит из панели управления, жестко закрепленной на рулевом колесе, и поворотной дуги, огибающей руку водителя. Управляющая информация от пульта управления на приемно-преобразующее устройство, воздействующее на оконечные устройства транспортного средства, являющиеся объектами управления, передается по беспроводному световому инфракрасного диапазона каналу связи с помощью кодово-импульсной модуляции. Прием на использование сигналов управления сопровождается звуковой обратной связью. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
FR, патент, 2567982, кл.B 60K 37/06, 1986 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Пульт управления транспортным средством | 1983 |
|
SU1150138A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Система управления транспортного средства для инвалидов | 1988 |
|
SU1601007A1 |
Авторы
Даты
1997-11-20—Публикация
1995-04-25—Подача