Изобретение предназначено для предотвращения асфальтосмолистопарафиновых отложений (АСПО) и может быть использовано в нефтяной и других отраслях промышленности, связанных с добычей, транспортом, переработкой и хранением нефти.
Известен реагент для предотвращения АСПО, состоящий из следующих углеводородных компонентов, мас. бензина 30; керосина 40; солярового дистиллята 40 [1] Недостатком реагента является низкая эффективность предотвращения АСПО при обработке обводненных скважин.
Известен реагент, состоящий из растворителя (стабильного газового конденсата) и поверхностно-активного вещества (низшие алкиловые спирты или их смеси), в котором для повышения эффективности действия дополнительно содержатся тиоспирты при следующих соотношениях, мас. [2]
Тиоспирты (C2-C6) 0,8-3,0
Низшие алкиловые спирты (C1-C3) 0,1-0,5
Стабильный газовый конденсат Остальное
Основным недостатком реагента является ограниченность применения, поскольку серусодержащие соединения, входящие в его состав, попадают в газ, конденсат или нефть. Для использования такого реагента требуются дополнительные затраты на очистку от серы.
Ближайшим аналогом составом для предотвращения АСПО является состав, содержащий 4,4-диметил-1,3-диоксан и добавку к нему 4-оксиэтилированные алкилфенолы (ОП-4), смешанные в соотношениях, мас.
ОП-4 0,005-4,0
4,4-Диметил-1,3-диоксан Остальное [3]
Основными недостатками данного реагента являются его слабая эффективность и экологическая ограниченность применения 4-оксиэтилированных алкилфенолов.
Цель изобретения повышение ингибирующей способности реагента при одновременном удешевлении и расширении сферы применения.
Поставленная цель достигается тем, что в качестве реагента для предотвращения АСПО предлагается состав, содержащий 4,4-диметил-1,3-диоксан и добавку к нему, отличающийся тем, что добавкой служит кубовый остаток от разгонки жидких продуктов пиролиза с температурой начала кипения свыше 220oC или окисленный битум, или отработанное моторное масло при следующем соотношении исходных ингредиентов, мас. 4,4- диметил-1,3-диоксан 99,980-99,995; кубовый остаток от разгонки жидких продуктов пиролиза с температурой начала кипения cвыше 220oC или окисленный битум, или отработанное моторное масло остальное.
4,4-Диметил-1,3-диоксан является, в частности продуктом процесса получения изопрена из изобутилена и формальдегида [4] Его свойства приведены в табл. 1.
Кубовый остаток от разгонки жидких продуктов пиролиза является малоценным побочным продуктом переработки углеводородного сырья и содержит до 15,8
19,1% асфальтенов, 45,6-49,4% полициклической ароматики и некоторое количество карбенов и карбондов. В настоящее время он не находит квалифицированного применения. Его свойства приведены в табл. 2.
Окисленный битум является продуктом переработки нефти. Его получают окислением остаточных продуктов прямой перегонки нефтей и их смесей с асфальтами и экстратами масляного производства или же компаундированием окисленных и неокисленных вышеуказанных продуктов [5] Физико-химические свойства представлены в табл. 3.
Отработанное моторное масло представляет собой базовое масло для моторов с композицией присадок, в том числе депрессорной. Старение масла сопровождается изменением его свойств за счет накопления асфальтосмолистых соединений, коллоидного кокса, сажи и других примесей [6] Свойства отработанного моторного масла представлены в табл. 4.
Применение реагента для предотвращения АСПО осуществляется вводом его в поток нефти, проходящей по внутренней полости трубопровода (оборудования) с помощью дозировочных насосов.
Эффективность ингибирования АСПО предлагаемым реагентом и реагентом- прототипом проверяли на нефтях Гантовского, Максимовского (скв. 4267) и Уренгойского месторождений методом "холодного стержня".
Сущность метода состоит в следующем: в два стакана наливают по 400 см3 асфальтосмолистопарафиносодержащей нефти и подогревают до 70oC. После расплавления содержащихся в нефти парафинов в один из стаканов добавляют испытуемый реагент в заданных количествах. Содержимое стаканов тщательно перемешивают и после снижения в них температуры до 65oC в стаканы опускают предварительно взвешенные цилиндры ("холодный стержень") высотой 13 мм и диаметром 35 мм. Затем через цилиндры в течение 30 мин пропускают воду с температурой 10oC. После этого цилиндры извлекают из стаканов и через 10-15 мин взвешивают. По привесу цилиндров находят массу отложившихся на них АСПО.
Эффективность ингибиторов рассчитывают по формуле
где а0 масса отложений на цилиндре, погруженном в исходную нефть, г;
а масса отложений на цилиндре, погруженном в исходную нефть с испытуемым реагентом.
Результаты приведены в табл. 5-8.
Из данных табл. 5-8 следует, что эффективность ингибирования АСПО предлагаемым реагентом выше, чем реагентом прототипом. Причем наибольшая эффективность наблюдается в случае, если предлагаемый реагент готовится в соотношении 99,990% 4,4-диметил-1,3-диоксан остальное добавки (кубовый остаток от разгонки жидких продуктов пиролиза такой, как окисленный битум или отработанное моторное масло). Предпочтительное количество реагента, вводимого в нефть, составляет 0,010 мас.
Таким образом, предлагаемый реагент является эффективным средством для предотвращения асфальтосмолистопарафиновых отложений и может быть использован в нефтяной и других отраслях промышленности, связанных с добычей, транспортом, переработкой и хранением нефти. Компоненты реагента являются продуктами переработки нефти, поэтому не могут влиять отрицательно на ее химические свойства и процессы переработки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕАГЕНТ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АСФАЛЬТЕНОСМОЛИСТОПАРАФИНОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ | 1995 |
|
RU2092677C1 |
РЕАГЕНТ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ АСФАЛЬТОСМОЛИСТОПАРАФИНОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ | 1998 |
|
RU2132453C1 |
РЕАГЕНТ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ АСФАЛЬТОСМОЛОПАРАФИНОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ | 1998 |
|
RU2132932C1 |
СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАННОГО МОТОРНОГО МАСЛА | 1995 |
|
RU2079549C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ИНГИБИРОВАНИЯ АСФАЛЬТОСМОЛОПАРАФИНОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ | 2003 |
|
RU2249674C1 |
ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА КОМПЛЕКСНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2004 |
|
RU2258079C1 |
ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА КОМПЛЕКСНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2004 |
|
RU2285034C2 |
СОСТАВ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ АСФАЛЬТОСМОЛОПАРАФИНОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ | 2000 |
|
RU2175376C1 |
Диспергатор асфальтоносмолопарафиновых образований для кислотных обработок | 1990 |
|
SU1788961A3 |
Состав для восстановления приемистости водонагнетательных скважин | 1989 |
|
SU1724664A1 |
Использование: в нефтяной и других отраслях промышленности, связанных с добычей, транспортом, переработкой и хранением нефти. Сущность: реагент для предотвращения асфальтосмолистопарафиновых отложений содержит, мас.%: 4,4-диметил-1,3-диоксан 99,980-99,995; кубовый остаток от разгонки жидких продуктов пиролиза с температурой начала кипения свыше 220oC; окисленный битум или отработанное моторное масло - остальное. 8 табл.
Реагент для предотвращения асфальтосмолистопарафиновых отложений, содержащий 4,4-диметил-1,3-диоксан и добавку, отличающийся тем, что в качестве добавки он содержит кубовый остаток от разгонки жидких продуктов пиролиза с температурой начала кипения выше 220oС, или окисленный битум, или отработанное моторное масло при следующем соотношении исходных ингредиентов, мас.
4,4-диметил-1,3-диоксан 99,980 99,995
Кубовый остаток от разгонки жидких продуктов пиролиза с температурой начала кипения выше 220oС, или окисленный битум, или отработанное моторное масло Остальноер
SU, авторское свидетельство, 1002541, кл | |||
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
SU, авторское свидетельство, 1162947, кл | |||
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
SU, авторское свидетельство, 1495353, кл | |||
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Справочник нефтехимика | |||
/Под ред | |||
Огородникова С.К | |||
- М.: Химия, 1978, т | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Саморазгружающаяся железнодорожная платформа | 1921 |
|
SU366A1 |
Гун Р.Б | |||
Нефтяные битумы | |||
Учебное пособие для рабочего образования | |||
- М.: Химия, 1989, с | |||
Способ образования азокрасителей на волокнах | 1918 |
|
SU152A1 |
Григорьев М.А | |||
и др | |||
Качество моторного масла | |||
Надежность работы двигателей | |||
- М.: Изд | |||
стандартов, 1981, с | |||
Крутильно-намоточный аппарат | 1922 |
|
SU232A1 |
Авторы
Даты
1997-11-27—Публикация
1995-05-30—Подача