СПОСОБ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ВО ВСЕДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ Российский патент 1997 года по МПК B60T1/14 

Описание патента на изобретение RU2098299C1

Изобретение относится к способам аварийного торможения транспортных средств, двигающихся по твердому основанию на колесном, гусеничном или лыжном ходу в доступных для движения условиях.

Известен способ аварийного торможения путем наложения силовой энергогасящей связи между транспортным средством и отделяемым от него и затем внедряемым в дорогу силовым элементом, например, в виде стержня /1,2/.

К недостатку такого способа можно отнести ограниченность его работоспособности условиями обязательного проникновения стержня в дорожную среду в любой точке движения, в наличии дорожной среды и определенными механическими свойствами в точке внедрения, а также опасность, которую представляет внедренный в дорогу стержень для самого тормозимого транспортного средства при задействовании аварийного тормоза в момент движения юзом (боковое скольжение) и соударения с ним, например, боковой поверхностью гусеничного движителя.

Также известны способы аварийного торможения путем наложения силовой энергопоглощающей связи между транспортным средством и внедряемым в дорогу элементом, перемещающимся в плоскости, параллельной продольной оси транспортного средства, в направляющих и на пути перемещения, осуществляющим энергогашение /3/.

Недостатком такого способа торможения является ограниченная величина энергопоглощения, т. к. длина направляющих элементов составляет лишь часть длины транспортного средства, а максимальное усилие торможения во всех случаях ограничивается допустимыми перегрузками на груз и людей и устойчивостью транспортного средства в целом.

Широко известен способ торможения за счет разрушения дорожной среды (дороги) силовыми элементами, внедряемыми в дорогу, при перемещении которых транспортными средствами совершается работа, гасящая энергию движущегося транспортного средства /4,5,6/.

Наиболее близким к предлагаемому является способ торможения /7/, к недостатку которого способа следует отнести затруднительность исключения недопустимого возрастания нагрузки на внедряемом силовом элементе при использовании всего пути перемещения для торможения транспортного средства на различных дорожных средах.

Целью изобретения является осуществление способа аварийного торможения транспортного средства во вседорожных условиях и без ограничения величины энергогашения и исключение возможности нерегламентированного воздействия внедренного в дорогу силового элемента на транспортное средство.

Цель достигается тем, что внедряемый элемент, являясь составной частью энергогасящего устройства, смонтированного на транспортном средстве, входит в контакт с дорожной средой (дорогой) под воздействием части веса транспортного средства, удерживается на транспортном средстве до возникновения силы торможения, больше заданной, перемещается в плоскости, параллельной продольной оси транспортного средства, оставаясь нагруженным частью веса транспортного средства, а затем разгружается от весовой составляющей транспортного средства, одновременно уменьшая силу торможения на величину максимальной весовой составляющей перед разгрузкой.

В зависимости от свойств материалов дорожной среды (дороги) при внедрении силового элемента величина развиваемой на силовом элементе горизонтальной силы может не достичь величины силы, превышающей удерживающую силу, и тогда работа разрушения дороги перемещаемым вместе с транспортным средством силовым элементом будет расходоваться для гашения энергии движущегося транспортного средства.

При достижении и превышении усилия удержания силовой элемент и транспортное средство будут перемещаться друг относительно друга до момента, когда силовой элемент выйдет за пределы транспортного средства, при этом работа удерживающей силы на этом пути будет расходоваться для гашения энергии движущегося транспортного средства, и при дальнейшем движении транспортного средства торможение его будет осуществляться через гибкую силовую связь энергогасящего устройства, настроенного на уменьшенную силу торможения.

Взаимоперемещение силового внедряемого элемента и транспортного средства в плоскости, параллельной продольной оси транспортного средства, позволяет вывести силовой элемент за пределы движителей или опорных элементов транспортных средств, тем самым исключить возможность их соприкосновения в нерегламентированном режиме.

Кроме этого, взаимоперемещение силового внедряемого элемента и транспортного средства без снятия вертикальной нагрузки на внедряемом элементе при выполнении работы торможения позволяет повысить надежность закрепления в дорожной среде (дороге) в момент перехода от динамического к статическому взаимодействию дорожной среды и силового внедряемого элемента за счет продления времени закрепления силового элемента в дорожной среде.

При разгрузке весовой составляющей транспортного средства на силовом внедряемом элементе анкерного назначения может понизиться сила, удерживающая его от перемещения в горизонтальной плоскости в дорожной среде на величину силы трения, поэтому для повышения надежности удержания силового элемента реализуемая на нем горизонтальная сила должна быть уменьшена. Учитывая наихудшие условия взаимодействия острой металлической кромки внедряемого элемента с твердой абразивной средой дороги, когда коэффициент трения приближается к 1, целесообразно понизить силу горизонтальную, действующую на внедренный силовой элемент, на величину вертикальной силы, приходящейся на внедряемый элемент в момент, предшествовавший разгрузке, и в этом режиме погружения осуществлять торможение до полной остановки.

На фиг. 1-5 дана очередность выполнения действий.

На фиг. 1 показан момент перевода силового элемента анкерного типа энергопоглощающего устройства из положения транспортного в рабочее; на фиг. 2 момент начала внедрения в дорогу силового элемента частью веса транспортного средства; на фиг. 3 момент заглубления силового элемента, когда горизонтальная сила на нем меньше силы, удерживающей силовой элемент от перемещения в горизонтальной плоскости относительно транспортного средства, и в таком режиме происходит гашение энергии движения транспортного средства на слабых дорожных средах (дорогах); на фиг. 4 момент фиксации силового элемента дорожной средой, когда сила, удерживающая силовой элемент на транспортном средстве, меньше силы, необходимой для горизонтального перемещения силового элемента в дорожной среде; на фиг. 5 момент нагружения силового элемента гибким силовым элементом энергопоглощающего устройства после схода с внедряемого элемента транспортного средства, что сопровождается разгрузкой силового внедряемого элемента от вертикальной силовой составляющей части веса транспортного средства.

Похожие патенты RU2098299C1

название год авторы номер документа
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО 1995
  • Плавинский Геннадий Иванович
RU2093723C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ, ПРИЖИМАЮЩЕЙ КОЛЕСА К ДОРОЖНОМУ ПОЛОТНУ ПРИ НАЧАЛЕ ДВИЖЕНИЯ И ПРИ ТОРМОЖЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Людин Николай Александрович
RU2279991C2
СПОСОБ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1999
  • Ласков В.Н.
  • Демешко А.А.
RU2148513C1
Тормозное устройство 1978
  • Плавинский Геннадий Иванович
  • Остапова Наталия Кирилловна
SU721610A1
Дорновое аварийное тормозное устройство автотранспортного средства 2021
  • Тихомиров Василий Александрович
  • Чемусов Александр Викторович
  • Старостин Данила Александрович
  • Коровайцев Дмитрий Андреевич
RU2769894C1
АВАРИЙНОЕ ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО 2004
  • Белый Давид Михайлович
  • Скуба Иван Николаевич
RU2274566C1
ДОРОЖНОЕ УДЕРЖИВАЮЩЕЕ БОКОВОЕ БАРЬЕРНОЕ ОГРАЖДЕНИЕ 2020
  • Нецвет Виталий Александрович
  • Федотов Максим Михайлович
  • Попов Алексей Владимирович
  • Волошина Валентина Юрьевна
RU2723319C1
БАМПЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Белый Давид Михайлович
RU2561687C1
Дорожное фронтальное ограждение 2019
  • Чкалин Александр Валерьевич
  • Чкалин Евгений Валерьевич
  • Иванов Андрей Игоревич
RU2724634C1
АВАРИЙНОЕ ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО 2004
  • Белый Давид Михайлович
  • Скуба Иван Николаевич
RU2276021C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 098 299 C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ВО ВСЕДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

Использование: может быть применено для транспортных средств на колесном, гусеничном ходу или на полозьях, оснащенных энергогасящими устройствами торможения с внедряемыми в дорогу силовыми элементами анкерного назначения. Сущность: способ заключается во внедрении силового элемента анкерного типа в дорогу под действием части веса транспортного средства. После достижения на силовом элементе заданной силы торможения его смещают в пределах транспортного средства вдоль оси последнего, затем снижают весовое воздействие транспортного средства на силовой элемент и одновременно уменьшают тормозное воздействие энергогасящим устройством. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 098 299 C1

Способ аварийного торможения транспортного средства во вседорожных условиях, заключающийся в том, что внедряют в дорогу силовой элемент анкерного типа, относительно которого через энергогасящее устройство осуществляют торможение, отличающийся тем, что для внедрения силовой элемент нагружают частью веса транспортного средства, по достижении на внедряемом силовом элементе заданной силы торможения его смещают в пределах транспортного средства, вдоль оси последнего, затем снижают весовое воздействие транспортного средства на силовой элемент с одновременным уменьшением тормозного воздействия энергогасящим устройством.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2098299C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
US, патент, 3292738, кл
Поршень для воздушных тормозов с сжатым воздухом 1921
  • Казанцев Ф.П.
SU188A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
RU, патент, 2022842, кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
US, патент, 2812039, кл
Поршень для воздушных тормозов с сжатым воздухом 1921
  • Казанцев Ф.П.
SU188A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
US, патент, 2856029, кл
Поршень для воздушных тормозов с сжатым воздухом 1921
  • Казанцев Ф.П.
SU188A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
US, патент, 2868334, кл
Поршень для воздушных тормозов с сжатым воздухом 1921
  • Казанцев Ф.П.
SU188A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
SU, авторское свидетельство, 1801829, кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
RU, патент, 2007313, кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 098 299 C1

Авторы

Плавинский Геннадий Иванович

Даты

1997-12-10Публикация

1995-12-18Подача