Изобретение относится к области полимерных композиций, используемых для получения антифрикционных покрытий, применяемых в узлах сухого трения при высоких температурах и нагрузках.
Покрытие на основе заявляемой композиции наиболее эффективно может быть использовано в машино- и приборостроении.
Известна композиция для антифрикционного покрытия, состоящая из акриловой смолы, меламиноформальдегидной или мочевиноформальдегидной смолы, загустителей (до 40% ) полиметилметакрилатов, сополимеров олефинов и твердой смазки (графита, дисульфида молибдена), растворителей [1]
Однако большое содержание полиолефинов в композиции не позволяет получить антифрикционное покрытие с высокими эксплуатационными свойствами.
Известна композиция для антифрикционного покрытия [2] на основе полиамидоимида, олигофурфурилиденимида в диметилформамиде с антифрикционными наполнителями. Композиция в виде суспензии наносится на поверхность трения и термообрабатывается.
Однако высокая реакционная способность олигофурфурилиденимида при взаимодействии с полиаминоимидом приводит к образованию нерастворимого сшитого полимера, выпадающего в осадок в виде крупных частиц, нарушающих технологию получения покрытия.
Недостатком этой композиции является нетехнологичность получения равномерного покрытия узлов трения, что ухудшает эксплуатационные свойства материала.
Известна композиция для антифрикционного материала [3] взятая нами за прототип, содержащая: вес.ч.
полиаминоимид 20,0 35,0
мочевиноформальдегидный олигомер 10,0 15,0
графит 10,0 20,0
дисульфид молибдена 40,0 55,0
роданид меди 0,5 1,5
Недостатком этой композиции является высокий коэффициент трения (0,20 - 0,23) и высокий износ (0,0012 г).
Задача изобретения состоит в создании для антифрикционного покрытия с низким коэффициентом трения и низким износом.
Поставленная задача решается тем, что в смесь бис-(малеимидо) дифенилметана, диаминодифенилметана и ароматических аминов общей формулы
вводят антифрикционные наполнители при следующем соотношении компонентов: мас. част.
бис-(малеимидо)дифенилметан 20,0 35,0
ароматические амидоамины 10,0 25,0
диаминодифенилметан 2,0 5,0
дисульфид молибдена 40,0 55,0
графит 10,0 15,0
Использование заявленной композиции для антифрикционного покрытия позволяет снизить, по сравнению с прототипом, износ покрытия с 0,0012 до 0,0007 г, а коэффициент трения в выбранном режиме испытаний с 0,18-0,22 до 0,15.
Для получения заявленного антифрикционного покрытия смесь бисмалеимида, ароматических диаминов и диаминодифенилметана соединяют с антифрикционными наполнителями дисульфидом молибдена с размером частиц 5-7 мкм (не менее 95%) и графитом с размером частиц 5-7 мкм (не менее 95%).
Приготовленную композицию наносят на поверхность детали узла трения, предварительно нагретую или без нагрева, и термообрабатывают в течение 1 часа при температуре 150oC и 1 часа при температуре 200oC. Нанесение композиции осуществляют напылением суспензии в амидных растворителях, окунанием деталей в суспензию либо напылением сухой композиции методом электростатики.
Фрикционные испытания проводили на машине торцевого трения на втулках н. 22 мм, вн. 12 мм при нагрузке 0,1 МПа и скорости скольжения 0,3 м/с.
В табл. приведены примеры конкретных составов заявленной композиции и свойства полученных антифрикционных покрытий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ | 1991 |
|
RU2024597C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ | 1994 |
|
RU2079519C1 |
ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ | 1991 |
|
RU2089575C1 |
Антифрикционное покрытие | 1983 |
|
SU1135751A1 |
ОГНЕСТОЙКАЯ РЕЗИНОВАЯ СМЕСЬ С УЛУЧШЕННЫМИ АНТИФРИКЦИОННЫМИ СВОЙСТВАМИ | 2018 |
|
RU2692316C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИИЗОЦИАНУРАТОВ ДЛЯ ТЕПЛО- И ТЕРМОСТОЙКИХ МАТЕРИАЛОВ | 1992 |
|
RU2061709C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2015 |
|
RU2596820C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ | 2015 |
|
RU2600651C2 |
РЕЛЬСОВАЯ СМАЗКА | 2001 |
|
RU2204586C1 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1993 |
|
RU2044762C1 |
Изобретение относится к области полимерных композиций, используемых для получения антифрикционных покрытий, применяемых в узлах сухого трения. Покрытие на основе заявляемой композиции наиболее эффективно может быть использовано в машиностроении, приборостроении, в частности в медицинских эндоскопах. Сущность изобретения: композиция для антифрикционного покрытия с низким коэффициентом трения и более низким износом. В смесь бис/малеимидо/ дифенилметана, диаминодифенилметана и ароматических аминов общей формулы, приведенной в описании изобретения, вводят антифрикционные наполнители при следующем соотношении компонентов /мас.ч./: бис-/малеимидо/дифенилметан 20,0-35,0, ароматические амидоамины 10,0-25,0, диаминодифенилметан 2,0-5,0, дисульфид молибдена 40,0-55,0, графит 10,0-15,0. Использование композиции для антифрикционного покрытия позволяет снизить износ покрытия за 5 часов трения до 0,0007 г, а коэффициент трения в выбранном режиме испытаний - до 0,15. 1 табл.
Композиция для антифрикционного покрытия на основе олигомеров имидного типа, содержащая дисульфид молибдена и графит, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит бис-(малеимидо)- дифенилметан, диаминодифенилметан и ароматические амидоамины общей формулы
где n 1 5
при следующем соотношении компонентов, мас.ч.
бис-(Малеимидо)дифенилметан 20 35
Ароматические амидоамины 10 15
Диаминодифенилметан 2 5
Дисульфид молибдена 40 55
Графит 10 200
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
JP, заявка 53-70370, кл | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
SU, авторское свидетельство, 392079, кл | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
RU, патент, 2024597, кл | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Авторы
Даты
1997-12-20—Публикация
1995-06-23—Подача