РЕЛЬСОВАЯ СМАЗКА Российский патент 2003 года по МПК C10M169/04 C10M169/04 C10M159/02 C10M125/22 C10M125/02 C10N40/20 

Описание патента на изобретение RU2204586C1

Изобретение относится к области создания противоизносных композиций, используемых на железнодорожном транспорте для снижения износа рельсовых путей и гребней колес подвижного состава.

Известна смазка "Рельсовая ЖР" по ТУ 32ЦТ553-83 (В.В. Синицын "Пластичные смазки в СССР", 2 издание, М., Химик, 1984, с. 126), содержащая смесь осевого и индустриального И-5А масел (73:5), Na-Ca-мыла жирового гудрона (6%), касторовое масло (5), саломас (4), графит ГС-4 или П (6-7%), серу (1%), озокерит (2-3%), воду (до 0.5%), свободную щелочь (до 1% NaOH).

Данное рельсовое покрытие не обладает высокой противоизносной эффективностью, что обусловлено отсутствием в его составе дисульфида молибдена, в частности синтетического MoS2. Природный дисульфид молибдена, получаемый очисткой флотоконцентратов обогатительных фабрик, по своему дисперсному составу и трибологическим характеристикам значительно уступает MoS2, синтезированному из химических соединений.

По способности внедряться в металл и образовывать поверхностную пленку синтетический дисульфид молибдена превосходит все известные противоизносные присадки. Повышенные температуры не ухудшают смазывающих свойств MoS2.

В связи с этим принятой за прототип является смазка следующего состава (патент РФ 2152429, зарегистрирован 21.09.1998 г.). мас.%:
Синтетический дисульфид молибдена - 0,5 - 2,0
Графит - 0,2 - 1,0
Полиизобутилен - 1,5 - 3,0
Солидол - 10,0 - 20,0
Дизельное и/или трансформаторное масло - До 100
Данная известная композиция применяется путем нанесения на боковую грань наружного рельса с помощью пневмодозирующих систем, устанавливаемых на электровозах-рельсосмазывателях ВД-60. К ее недостаткам относится низкая эксплуатационная эффективность при высоких температурах окружающей среды и невозможность использования в путевых лубрикаторах и дрезинах. Для устранения указанных недостатков предложена рельсовая смазка, включающая в свой состав синтетический дисульфид молибдена, графит, солидол и минеральное масло или смесь минеральных масел, отличающаяся тем, что дополнительно содержит мазут и/или битум при следующем соотношении ингредиентов, мас.%:
Синтетический дисульфид молибдена - 0,5 - 1,5
Графит - 1,0 - 3,0
Мазут и/или битум - 2,0 - 15,0
Солидол - 20,0 - 50,0
Минеральное масло или смесь минеральных масел - До 100
Разработанная композиция обеспечивает возможность эффективного осуществления процесса лубрикации пар трения "колесо-рельс" при высоких температурах эксплуатации (30-40oС), позволяет использовать ее в электровозах-рельсосмазывателях, дрезинах и стационарных лубрикаторах.

Определение свойств известной и предлагаемой смазок с помощью четырехшариковой машины трения показало, что они обладают аналогичными трибологическими характеристиками: диаметр пятна износа не превышает 0,7 мм, критическая нагрузка и нагрузка сваривания составляют соответственно не менее 80 кг и 400 кг.

Основным критерием возможности использования антифрикционных композиций при повышенных температурах являлась интенсивность сползания смазок при 30-40oС и длительности выдержки пластинок с нанесенными на них покрытиями 30 минут. Данные параметры обусловлены практическими условиями применения рельсовых смазок. Полученные результаты приведены в таблице.

Из представленных данных следует, что интенсивность сползания известной смазки составляет 48% при 30oC и 74% - при 40oC, в то время как при указанных вариациях содержаний компонентов разработанной композиции данный показатель не превышает 5%.

В промышленных условиях апробация новой рельсовой смазки была проведена на Забайкальской железной дороге в летний период 2001 года. Увеличение в ее составе по сравнению с известной композицией содержания солидола наряду с введением мазута либо битума, равно как и их совместное использование, позволило эффективно эксплуатировать предлагаемое покрытие и наносить его не только электровозами-рельсосмазывателями, но и дрезинами, а также путевыми лубрикатами.

Похожие патенты RU2204586C1

название год авторы номер документа
РЕЛЬСОВОЕ ПОКРЫТИЕ 1998
  • Баженов М.И.
  • Литвиненко В.Г.
  • Шелудченко В.Г.
  • Шаравара Н.А.
  • Редькин В.И.
  • Прохоров И.С.
  • Егиазарян А.В.
RU2152429C1
РЕЛЬСОВОЕ ПОКРЫТИЕ 2001
  • Головин В.Ф.
  • Литвиненко В.Г.
  • Баженов М.И.
  • Шелудченко В.Г.
  • Шаравара Н.А.
  • Редькин В.И.
  • Прохоров И.С.
  • Егиазарян А.В.
RU2200184C2
РЕЛЬСОВАЯ СМАЗКА 2004
  • Головин Валерий Фёдорович
  • Баженов Михаил Иванович
  • Литвиненко Валерий Григорьевич
  • Шелудченко Владимир Георгиевич
RU2271382C1
КАНАТНАЯ СМАЗКА 2001
  • Баженов М.И.
  • Галинов Ю.Н.
  • Литвиненко В.Г.
  • Овсейчук В.А.
  • Шелудченко В.Г.
  • Шаравара Н.А.
RU2211857C2
КОНСИСТЕНТНАЯ СМАЗКА 2001
  • Галинов Ю.Н.
  • Литвиненко В.Г.
  • Баженов М.И.
  • Шелудченко В.Г.
  • Шаравара Н.А.
RU2200185C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСУЛЬФИДА МОЛИБДЕНА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ МАСЛЯНЫХ СУСПЕНЗИЙ 2000
  • Спирин К.Э.
  • Спирин Э.К.
  • Морозов А.А.
  • Бобровников Н.В.
RU2200203C2
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ 2015
  • Неверов Александр Сергеевич
  • Приходько Иван Васильевич
  • Макеев Вячеслав Валерьевич
  • Приходько Алла Петровна
RU2599005C2
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ И ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2013
  • Баженов Михаил Иванович
  • Кавинин Игорь Алексеевич
  • Неживляк Андрей Евгеньевич
  • Бачурин Сергей Николаевич
  • Бугаев Алексей Иванович
  • Герасимов Андрей Алексеевич
RU2547125C1
РЕЛЬСОВАЯ СМАЗКА 2013
  • Баженов Михаил Иванович
  • Кавинин Игорь Алексеевич
  • Неживляк Андрей Евгеньевич
  • Бачурин Сергей Николаевич
  • Бугаев Алексей Иванович
  • Герасимов Андрей Алексеевич
RU2537388C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСУЛЬФИДА МОЛИБДЕНА 1999
  • Спирин К.Э.
  • Спирин Э.К.
  • Сазанов Н.П.
  • Дерешова И.П.
  • Морозов А.А.
RU2156318C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 204 586 C1

Реферат патента 2003 года РЕЛЬСОВАЯ СМАЗКА

Изобретение относится к созданию противоизносных композиций, используемых на железнодорожном транспорте. Сущность изобретения: рельсовая смазка содержит синтетический дисульфид молибдена 0,5-1,5%, графит 1,0-3,0%, мазут и/или битум 2,0-15,0%, солидол 20,0-50,0%, минеральное масло или смесь минеральных масел - остальное. Технический результат: снижение износа рельсовых путей и гребней колес подвижного состава. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 204 586 C1

Рельсовая смазка, содержащая синтетический дисульфид молибдена, графит, солидол и минеральное масло или смесь минеральных масел, отличающаяся тем, что дополнительно содержит мазут и/или битум при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Синтетический дисульфид молибдена - 0,5 - 1,5
Графит - 1,0 - 3,0
Мазут и/или битум - 2,0 - 15,0
Солидол - 20,0 - 50,0
Минеральное масло или смесь минеральных масел - До 100

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2204586C1

РЕЛЬСОВОЕ ПОКРЫТИЕ 1998
  • Баженов М.И.
  • Литвиненко В.Г.
  • Шелудченко В.Г.
  • Шаравара Н.А.
  • Редькин В.И.
  • Прохоров И.С.
  • Егиазарян А.В.
RU2152429C1
RU 2064008 C1, 20.07.1996
СМАЗКА ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 1994
  • Шаповалов В.В.
  • Супрун Е.В.
  • Майба И.А.
  • Богданов В.М.
  • Озябкин А.Л.
RU2065484C1
ЗАЩИТНАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1993
  • Саркисянц Н.Р.
  • Шехтер Ю.Н.
  • Самгина В.В.
  • Ломинадзе Т.Д.
  • Уварова И.М.
  • Минкина Е.Н.
  • Литвиненко В.Г.
  • Школьников В.М.
  • Порай-Кошиц А.Б.
  • Фошкин В.Г.
RU2044762C1

RU 2 204 586 C1

Авторы

Головин В.Ф.

Баженов М.И.

Литвиненко В.Г.

Шелудченко В.Г.

Шаравара Н.А.

Бугаев А.И.

Даты

2003-05-20Публикация

2001-11-28Подача