Изобретение относится к системам охраны, воспрепятствующим угону и недозволенной эксплуатации транспортных средств.
Известны автомобильные противоугонные устройства, выполненные на основе бортовых микрокомпьютеров.
В устройстве по патенту США N 4291237, кл. B 60 R 25/04, 1981 микроЭВМ в совокупности с датчиками измерительными приборами осуществляет контроль работы двигателя и запрограммирована для блокирующего воздействия на цепь зажигания при попытках угона автомобиля.
В устройстве по заявке ФРГ N 3544934, кл. B 60 R 25/04, 1986 микроЭВМ, воспринимая кодированную карту, замыкает цепь зажигания двигателя. При этом в специальном смотровом окошке появляется государственный номерной знак автомобиля, а также данные удостоверения на право управления этим автомобилем.
Недостатки известных противоугонных устройств определяются ограниченными функциональными возможностями, выражающимися лишь в отдельных мероприятиях по защите и идентификации транспортного средства и не позволяющими в целом реализовать его эффективную охрану.
Наиболее близким к предлагаемому является описанное в заявке ФРГ N 4325588, кл. B 60 R 25/00, 1995 устройство для предотвращения несанкционированного пользования автомобилем, содержащее установленную на автомобиле микроЭВМ с узлом ввода команд, блоком задания режима, блоком анализа и обработку информации, подключенными через интерфейс к локальной сети данных, с которой соединены узел кодирования положения выключателя зажигания, узел хранения и кодирования сигналов несанкционированного доступа, связанный с датчиками изменения состояния конструктивных элементов автомобиля, узел декодирования и хранения команд для тревожной сигнализации, связанной с местными звуковым и световым сигнализаторами, узел декодирования и хранения команд для блокировки функциональных органов автомобиля, связанный с блокираторами, и первый приемопередатчик, а также установленные у пользователя приемник, связанный радиоканалом с первым приемопередатчиком, и вспомогательный блок сигнализации, соединенный с выходом приемника.
Недостаток указанного устройства также обусловлен недоиспользованием возможностей микроЭВМ, что проявляется, в частности, в непригодности устройства для автоматической идентификации личности пользователя и параметров автомобиля при остановке последнего сотрудниками ГАИ.
Задача изобретения заключается в повышении эффективности охраны транспортного средства путем обеспечения надежной идентификации личности водителя и индивидуальных параметров автомобиля (например, государственного номерного знака).
Поставленная задача решается тем, что в устройстве для предотвращения несанкционированного пользования автомобилем, содержащем установленную на автомобиле первую микроЭВМ с узлом ввода команд, блоком задания режима, блоком анализа и обработки информации, подключенными через интерфейс к локальной сети данных, с которой соединены узел кодирования положения выключателя зажигания, узел хранения и кодирования сигналов несанкционированного доступа, связанный с датчиками изменения состояния конструктивных элементов автомобиля, узел декодирования и хранения команд для тревожной сигнализации, связанный с местными звуковым и световым сигнализаторами, узел декодирования и хранения команд для блокировки функциональных органов автомобиля, связанный с блокираторами, и передатчик, установленные у пользователя и на постах ГАИ приемники, связанные радиоканалами с передатчиком, и вспомогательные блоки сигнализации, соединенные с выходами соответствующих приемников, установленные в стационарном компьютерном центре ГАИ, и сопряженные друг с другом первый приемопередатчик и банк данных, установленный в мобильном комплекте аппаратуры ГАИ второй приемопередатчик, отличающееся тем, что первая микроЭВМ снабжена подключенными через упомянутый интерфейс к локальной сети данных программным блоком идентификации личности пользователя и параметров автомобиля и дисплеем, выполненным с возможностью графического воспроизведения фотографии пользователя и параметров автомобиля, программный блок идентификации личности пользователя и параметров автомобиля соединен с выходом блока защиты программы, а дисплей с выходом блока электронной регулировки контрастности, узел ввода команд выполнен с возможностью формирования сотрудниками ГАИ команды на включение дисплея для получения основной информации о пользователе, к локальной сети данных подключен один из компонентов электрического соединителя, предназначенного для образования временной кабельной связи с мобильным комплектом аппаратуры ГАИ, в упомянутый комплект введена вторая микроЭВМ, выполненная аналогично первой с возможностью формирования и воспроизведения требуемых идентификационных признаков в случае преднамеренного вывода из строя первой микроЭВМ без повреждения программного блока идентификации личности пользователя и параметров автомобиля, интерфейс второй микроЭВМ подключен к другому компоненту упомянутого электрического соединителя вместе с вторым приемопередатчиком, который выполнен с возможностью посылки запроса в стационарный компьютерный центр ГАИ для представления дополнительных сведений о пользователе.
Решению поставленной задачи способствует также то, что мобильный комплект аппаратуры ГАИ выполнен с возможностью опроса второй микроЭВМ адресов подключенных к локальной сети узлов и передачи по ним вторым приемопередатчиком в стационарный компьютерный центр ГАИ запроса о представлении информации о пользователе в случае преднамеренного полного вывода из строя первой микроЭВМ и то, что первая микроЭВМ выполнена с возможностью блокирования составных блоков в случае подмены программного блока идентификации личности пользователя и параметров автомобиля.
На чертеже представлена функциональная схема предлагаемого устройства для предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством.
Устройство содержит установленную на автомобиле первую микроЭВМ 1 с узлом 2 ввода команд (клавиатурой), сервисным блоком 3, блоком 4 задания режима, блоком 5 анализа и обработки информации, программным блоком 6 идентификации личности пользователя и параметров автомобиля и дисплеем 7, выполненным на жидких кристаллах с возможностью графического воспроизведения фотографии пользователя и параметров автомобиля. Программный блок 6 идентификации соединен с выходом блока защиты программы 8, а дисплей 7 с выходом блока 9 электронной регулировки контрастности. Функциональные блоки 3 7 подключены через интерфейс 10 к локальной сети данных 11. С последней соединены узел 12 кодирования положения выключателя 13 зажигания, узел 14 хранения и кодирования сигналов несанкционированного доступа, связанный с датчиками изменения состояния конструктивных элементов автомобиля (например, открытия дверей и окон, наклона и тряски автомобиля и т.д.) 15.1 15.п, узел 16 декодирования и хранения команд для тревожной сигнализации, связанный с местными звуковым (например, сиреной) 17.1 и световым (например, лампой) 17.2 сигнализаторами, узел 18 декодирования и хранения команд для блокировки функциональных органов автомобиля (например, системы зажигания, системы подачи топлива и т. д.), связанный с блокираторами 19.1 19.n, передатчик 20. Функциональные блоки 12, 14, 16, 18, 20 выполнены с памятью поступающей либо исходящей информации, их общий опрос и тактирование осуществляются блоком 5 анализа и обработки информации микроЭВМ 1. У пользователя (например, на дому) и на постах ГАИ (показан только один) установлены приемники 21.1, 21.2, связанные радиоканалом с передатчиком 20, и вспомогательные блоки сигнализации (например, звонки) 22.1 и 22.2, соединенные с выходами соответствующих приемников 21.1 и 21.2. В стационарном компьютерном центре ГАИ 23 установлены первый приемопередатчик 24 и банк 25 данных, сопряженные друг с другом посредством интерфейса 26. Узел 2 ввода команд выполнен с возможностью формирования сотрудниками ГАИ команды на включение дисплея 7 для получения основной информации о пользователе. К локальной сети данных 11 подключен один из компонентов электрического соединителя 27, предназначенного для образования временной кабельной связи с мобильным комплектом аппаратуры ГАИ 28 (например, патрульной службы). В комплекте 28 имеются вторая микроЭВМ (показаны, не все составные блоки), выполненная аналогично первой с возможностью формирования и воспроизведения требуемых идентификационных признаков в случае преднамеренного вывода из строя первой микроЭВМ 1 без повреждения программного блока 6 идентификации личности пользователя и параметров автомобиля. Интерфейс 32 второй микроЭВМ подключен к другому компоненту электрического соединителя 27 вместе с вторым приемопередатчиком 33, который выполнен с возможностью посылки запроса в стационарный компьютерный центр ГАИ 23 для представления дополнительных сведений о пользователе.
Мобильный комплект аппаратуры ГАИ 28 выполнен с возможностью опроса второй микроЭВМ адресов подключенных к локальной сети узлов 12, 14, 16, 18, 20 и передачи по ним приемопередатчиком 33 в стационарный компьютерный центр ГАИ 23 запроса о представлении информации о пользователе в случае преднамеренного полного вывода из строя первой микроЭВМ 1.
МикроЭВМ 1 выполнена с возможностью блокирования составных блоков в случае подмены программного блока 6 идентификации личности пользователя и параметров автомобиля.
Работает устройство следующим образом.
Покидая автомобиль, водитель вынимает из замка выключатель 13 зажигания, закрывает капот, багажник, окна, двери. Изъятие выключателя зажигания фиксируется узлом 12, который формирует и сохраняет соответствующий выключенному зажиганию код. По сигналу опроса сформированный код передается в блок 5 анализа и обработки информации и далее в блок 4 задания режима. Устройство автоматически устанавливается в режим охраны, при котором датчики 15.1 15n, сигнализаторы 17.1 17.n и передатчик 20 находятся в состоянии готовности, а блокираторы 19.1 19.n, воспринимая команды от блока 4 задания режима через узел 18 декодирования и хранения команд, выводят из работоспособного состояния основные функциональные органы автомобиля, препятствуя его угону.
Снятие устройства с режима охраны производится введением в замок 13 выключателя зажигания. В узле задания режима 4 предусмотрена блокировка, которая не позволяет ввести режим охраны при движущемся автомобиле.
При проникновении злоумышленника в поставленный на охрану автомобиль (например, путем взламывания двери или разбивания оконного стекла) срабатывают соответствующие сигналы из датчиков 15.1 15.n. Узел 14 запоминает сигналы, свидетельствующие о несанкционированном доступе, и после их кодирования направляют в блок 5. После необходимого анализа и обработки в нем полученной информации с исключением из рассмотрения (отфильтровыванием) ложной информации, вызванной однократными кратковременными срабатываниями датчиков 15.1 15.n, блоком 4 задания режима через узел 16 декодирования включаются местные звуковой и световой сигнализаторы 17.1 и 17.2, реализуя первую ступень тревожной сигнализации. Одновременно блоком 4 запускается передатчик 20, который посылает предупредительный сигнал непосредственно владельцу автомобиля и на посты ГАИ. Этот сигнал принимается приемниками 21.1 и 21.1, после чего вводятся в действие блоки сигнализации 22.1 и 22.2, выполняющие функции второй ступени тревожной сигнализации.
Если все же, несмотря на принятые меры, угонщику удается отключить местную сигнализацию (например, разрывом электрических цепей), разблокировать функциональные органы автомобиля (например, введением электрических перемычек), запустить двигатель и отогнать машину от места парковки с последующей сменой ее номера, подделкой удостоверения и другими ухищрениями, вероятность возврата автомобиля его истинному владельцу с использованием предлагаемого устройства остается очень высокой.
При профилактической или по другим причинам остановке угнанного автомобиля сотрудником ГАИ нажимается соответствующая кнопка в узле 2 ввода команд, что позволяет активизировать блок 6 идентификации личности пользователя и параметров автомобиля. В последний введена программа, защищаемая от постороннего вмешательства блоком 8 защиты. В этой программе записаны цифровая фотография пользователя, а также государственный номерной знак, удостоверение на право управления автомобилем и другие необходимые сведения.
Блок 6 передает сигналы на дисплей 7, где в итоге осуществляется четкое графическое воспроизведение фотографии истинного пользователя и истинные параметры автомобиля. При этом контрастность изображений регулируется электронными средствами, предусмотренными в блоке 9. Если полученные фото и параметры не соответствуют человеку, сидящему за рулем и предъявленным им документам, сотрудник ГАИ принимает решение о задержании автомобиля и водителя.
Данное устройство обеспечивает возможность запрограммированной идентификации личности пользователя и параметров автомобиля и при преднамеренном выводе из строя узла 2 ввода команд, блока 5 анализа и обработки информации и дисплея 7 (например, их деформацией). При поломанном в автомобиле узле 2 и разбитом дисплее 7 сотрудник ГАИ имеет возможность использовать для целей идентификации мобильный комплект аппаратуры 28 со своей микроЭВМ, аналогичной микроЭВМ 1, т.е. со своими блоком 29 ввода команд, блоком 30 анализа и обработки информации, дисплеем 31 и интерфейсом 32. В этом случае временная кабельная связь комплекта 28 с локальной сетью 11 осуществляется с помощью электрического соединителя 27.
Сервис-блок 3 непосредственно для целей охраны транспортного средства не используется и выдает лишь вспомогательную, интересующую пользователя информацию (например, дату, время и т.д.).
Следует подчеркнуть, что каждый экземпляр подобного охранного устройства и каждый входящий в микроЭВМ 1 модуль имеют свои уникальные адреса (конфигурации). При попытках злоумышленника подменить программный блок 6 идентификации личности пользователя и параметров автомобиля (например, со своей фотографией) блокируются составные блоки 3 5 и 7 микроЭВМ 1.
В случае, если на фото изображен несомненно истинный владелец автомобиля, но сотрудника ГАИ интересуют дополнительные сведения о нем (например, не находится ли тот в розыске), с помощью узла 29 ввода команд и блока 30 задания режима формируется и через приемопередатчик 33 посылается запрос в стационарный компьютерный центр ГАИ 23 на приемопередатчик 24. Затребованная информация отыскивается в банке 26 данных и через приемопередатчик 24 передается по радиоканалу обратно на приемопередатчик 33, блок 30 анализа и обработки информации и дисплей 31.
Управление данным устройством, располагающимся на приборной панели автомобиля, не требует профессионализма и ограничивается только простым нажатием минимального количества кнопок в узлах 2 и 29 набора команд. Устройство может быть применено на любом транспортном средстве. От образца к образцу меняется только программное обеспечение блока 6.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОМПЛЕКСИРОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2138409C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В АВТОМОБИЛЕ И ЗАЩИТЫ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА | 1999 |
|
RU2160674C1 |
БОРТОВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА (БИУС) АВТОМОБИЛЯ | 2002 |
|
RU2203814C1 |
СИСТЕМА ОХРАННОЙ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2019 |
|
RU2725654C1 |
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДОСТУПОМ И ОХРАНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2320503C1 |
СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2249514C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕННОГО ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ | 1997 |
|
RU2117976C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АГРЕГАТАМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ДИНАМИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ | 1997 |
|
RU2102258C1 |
СИСТЕМА ОХРАННО-ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2003 |
|
RU2263972C2 |
РАДИОКАНАЛЬНАЯ ОХРАННО-ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА | 2006 |
|
RU2295466C1 |
Использование: легковые и грузовые транспортные средства. Сущность изобретения: в состав охранного устройства входят установленная на автомобиле микроЭВМ с узлом ввода команд, блоком задания режима, блоком анализа и обработки информации, программным блоком идентификации личности пользователя и параметров автомобиля, дисплеем, подключенными к локальной сети данных. С последней соединены узел кодирования положения выключателя зажигания, узел хранения и кодирования сигналов несанкционированного доступа, узел декодирования и хранения команд для тревожной сигнализации, узел декодирования и хранения команд для блокировки функциональных органов автомобиля и передатчик. У пользователя и на постах ГАИ установлены приемники и вспомогательные блоки сигнализации. При несанкционированном доступе в автомобиль срабатывают соответствующие датчики, включается местная тревожная сигнализация и по радиоканалу предупредительный сигнал передается непосредственно пользователю и в пункты ГАИ. В случае разблокирования злоумышленником функциональных органов и перемещения автомобиля с места парковки задержание угнанного транспортного средства осуществляется при его профилактической остановке сотрудником ГАИ путем идентификации личности водителя, которая устанавливается по фотографии на дисплее. При поломанном в автомобиле блоке набор команд и разбитом дисплее для необходимой идентификации используется мобильный комплект аппаратуры ГАИ с аналогичной микроЭВМ. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
DE, заявка, 4325588, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1997-12-27—Публикация
1996-12-30—Подача