Изобретение относится к транспортным и грузовым плавучим средствам, в частности к плавсредству для транспортировки и хранения различных грузов, преимущественно лесоматериала и изготовленной из него готовой продукции.
Уровень техники
Известно судно для перевозки грузов, содержащее по меньшей мере один грузовой трюм, выполненный с люковыми проемами в палубе и закрытием с приспособлениями для обеспечения герметизации трюма, швартовное и грузовые устройства и надстройку, включающую в себя боковые и торцевые стенки, установленные на палубе по периметру люковых проемов, причем боковые стенки надстройки выполнены с лацпортами (см. а.с. СССР N950984, кл. МКИ B 63 B 25/02, 35/00, опубл. 15.08.82).
Известное судно обладает недостаточно эффективными средствами механизации, обеспечивающими погрузочно-разгрузочные работы. Конструкция корпуса судна и погрузочно-разгрузочных механизмов не позволяет погрузочным механизмам и транспортным средствам непосредственно с грузом с причала въезжать внутрь надстройки судна, внутреннее пространство которой защищено от атмосферных осадков. Это особенно важно для транспортировки пиломатериалов.
Известно судно-терминал, содержащее корпус с разделенными поперечными переборками грузовыми трюмами, выполненный с надстройкой, имеющей верхнее палубное перекрытие, боковые, промежуточные и торцевые стенки, которые установлены по периметру проемов грузовых трюмов с возможностью образования дополнительного трюмного пространства, грузовые устройства, расположенные в надстройке и выполненные в виде двухбалочных мостовых кранов, направляющие которого установлены вдоль диаметральной плоскости судна по боковым стенкам надстройки, причем на боковых стенках надстройки выполнены лацпорты, а промежуточные стенки надстройки выполнены несущими, при этом грузовые лацпорты расположены напротив промежуточных стенок (см. патент РФ N2100246, кл. МКИ B 63 B 35/00, опубл. 27.12.97).
Известное транспортное судно-терминал обладает ограниченными функциональными возможностями, оно не может обеспечить доставку потребителю грузов в режиме река-море из-за его неприспособленности осуществлять плавание в условиях штормового моря, а также невозможности осуществлять самостоятельное маневрирование при подходе к причалу для производства погрузочно-разгрузочных работ при волнении моря. Кроме этого, оно не приспособлено для транспортировки длинномерных грузов.
Сущность изобретения
Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является создание транспортного (мобильного) терминала в виде плав-средства, обладающего возможностью обеспечения доставки потребителю грузов в режиме река-море, маневрирования при подходе к причалу для производства погрузочно-разгрузочных работ, а также транспортировки длинномерных грузов.
Технический результат заключается в расширении грузового пространства плавучего терминала при одновременном повышении прочности корпуса на кручение и излом в продольной и поперечной плоскости, за счет наличия дополнительных несущих стенок, перегородок и палуб, образующих конструкцию "труба", и повышении маневренности и остойчивости при движении терминала в режиме "река-море", при этом снижается осадка судна до режима мелкосидящего, что актуально при эксплуатации в судоходных реках.
Для решения задачи с получением технического результата в известном судне-терминале содержится корпус с разделенными поперечными переборками грузовыми трюмами, выполненный с надстройкой, имеющей верхнее палубное перекрытие, боковые, промежуточные и торцевые стенки, которые установлены по периметру проемов грузовых трюмов с возможностью образования дополнительного трюмного пространства, грузовые устройства, расположенные в надстройке и выполненные в виде двухбалочного мостового крана, направляющие которого установлены вдоль диаметральной плоскости судна по боковым стенкам надстройки, причем на боковых стенках надстройки выполнены лацпорты, а промежуточные стенки надстройки выполнены несущими, при этом грузовые лацпорты расположены напротив промежуточных стенок, корпус судна выполнен плоскодонным длинной 130-150 метров, шириной 26-35 метров и имеет осадку при полной загрузке судна 0,4 -1,2 метра, причем судно снабжено по меньшей мере двумя парами бортовых выдвижных швертов с приводами их выдвижения и подъема, а в упомянутом верхнем палубном перекрытии надстройки выполнен люк на всю ее длину со скользящим закрытием для загрузки в надстройку длинномерных грузов, в кормовой и носовой частях судна в вертикальных шахтах установлены движительно-рулевые колонки с возможностью их вертикального перемещения и поворота вокруг вертикальной оси.
Возможны и другие варианты выполнения судна-терминала, согласно которым необходимо, чтобы:
- в носовой и кормовой частях судна были установлены по две пары бортовых швертов;
- корпус был выполнен с двойными бортами и двойным дном.
- в полостях двойных бортов и двойного дна были размещены балластные системы для движения в морях.
- движительно-рулевые колонки были установлены с возможностью поворота вокруг вертикальной оси на 360o.
- в упомянутом верхнем палубном перекрытии надстройки выполнен люк на всю ее длину со скользящим закрытием для загрузки в надстройку длинномерных грузов
Краткое описание чертежей
На фиг. 1 изображен общий вид судна-терминала.
На фиг. 2 - сечение А-А по фиг. 1.
На фиг. 3 - вид сверху на судно-терминал.
На фиг. 4 - продольный разрез части судна-терминала.
На фиг. 5 - поперечный размер судна терминала в одном из вариантов выполнения.
Судно-терминал является универсальным плавсредством, относящимся к сухогрузным судам типа - "река-море" и предназначенным для перевозки пакетируемых грузов. Мобильный терминал, по сути представляющий собой "транспорт-терминал", обеспечивает не только транспортировку грузов, а также и их накопление и хранение в местах их изготовления и/или заготовления. К таким грузам, в частности, относятся лесоматериал и изготовленная из него продукция.
Судно-терминал содержит корпус 1 (фиг. 1) с разделенными поперечными переборками 2 грузовыми трюмами 3. Корпус выполнен с надстройкой 4, имеющей верхнее палубное перекрытие 5, боковые 6, промежуточные 7 и торцевые 8 стенки, которые установлены по периметру проемов грузовых трюмов 3 с возможностью образования дополнительного трюмного пространства. Корпус 1 судна выполнен плоскодонным длиной 130-150 метров, шириной 26 - 35 метров и имеет осадку при полной загрузке судна 0,4 -1,2 метра. Размеры судна обусловлены не только его мореходными качествами, а также условиями преодоления искусственных сооружений, в частности шлюзов и т.п. сооружений, условиями движения в режиме "река-море".
В верхнем палубном перекрытии 5 надстройки 4 выполнен люк, преимущественно во всю его длину и ширину со скользящим (сдвижным) закрытием 9. В одном из вариантов выполнения корпуса судна, когда люк выполнен во всю длину и ширину перекрытия, осуществляют погрузку длинномерных грузов.
Корпус судна выполнен с двойными бортами и двойным дном, в полостях которых размещены балластные системы, а также дополнительное оборудование.
Судно-терминал оборудовано грузовыми устройствами, расположенными в надстройке и выполненными в виде двухбалочного мостового крана 10, направляющие 11 которого установлены вдоль диаметральной плоскости судна по боковым стенкам 6 надстройки 4, причем на боковых стенках 6 надстройки 4 выполнены лацпорты 12, а промежуточные стенки 7 надстройки 4 выполнены несущими.
Судно снабжено по меньшей мере двумя парами бортовых выдвижных швертов 13 (фиг. 1, 3) с приводами 14 их выдвижения и подъема. Привод может быть выполнен электрическим или гидравлическим. Шверты 13 служат для обеспечения остойчивости судна при переходе его в открытом штормовом море. В упомянутых кормовой и носовой частях судна в вертикальных шахтах установлены движительно-рулевые колонки 15 (фиг. 1, 2) с возможностью их вертикального перемещения и поворота вокруг вертикальной оси на 360o. Движительно-рулевые колонки 15 предназначены для осуществления маневрирования судна-терминала при подходе к причалу для производства погрузочно-разгрузочных работ при волнении моря и отходе от него после завершения этих работ.
Возможно расположение шарниров дверей лацпортов 12 по нижнему их краю с возможностью поворота дверей относительно продольной оси и образования причального мостика, в частности, для размещения груза перед погрузкой в трюм.
В одном из вариантов корпус 1 может быть выполнен с продольной стенкой 16, повышающей продольную и поперечную его прочность, а центральные части 17 промежуточных стенок 7 надстройки 4 могут быть шарнирно связаны с межтрюмной переборкой 18 с возможностью поворота относительно поперечной оси судна. При этом части 17 промежуточных стенок 7, расположенных между грузовыми лацпортами 12, установлены с возможностью в одном положении соединения при помощи соединительных устройств с ее боковыми стенками 6 и верхним палубным перекрытием 5, а в другом положении - контактирования с опорами 19, закрепленными на стенках корпуса 1, и продольной стенкой 18.
Пример реализации изобретения
Мобильное судно-терминал согласно изобретению предназначено преимущественно для хранения любых пакетируемых грузов, накапливаемых в грузовых трюмах по мере их изготовления и поступления на склад, и транспортируемых в навигационный период.
Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного веса и габаритов, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные работы на судне-терминале выполняются за короткое время, что позволяет не нарушая параметров среды хранения обеспечить длительное хранение груза.
С наступлением ледостава прекращается транспортировка грузов самым экономичным способом - водными транспортными средствами. Во льдах российских рек не менее полугода тысячи судов находятся в неработающем состоянии и требуют больших затрат на обслуживание. В то же время с прекращением навигации многие предприятия различных отраслей промышленности, пользующиеся транспортными услугами водного транспорта, также испытывают в своей экономике отрицательное воздействие сезонности, в виду отсутствия реализации продукции.
Открытие навигации направляет все усилия предприятий на получение максимальной эффективности от использования водных магистралей в качестве дешевых транспортных путей. При этом решающим фактором является готовность груза и эффективность погрузочно-разгрузочных работ. Для решения этой проблемы разработано специальное судно-терминал.
Судно-терминал в период навигации доставляется посредством буксировки или самоходом к местам, где осуществляется производство (изготовление) продукции, подлежащей транспортировке. Это может любое предприятие, расположенное в зоне судоходных рек.
В зимнее время судно-терминал устанавливается у причала или пришвартовывается непосредственно к береговой части посредством выносных движительно-рулевых колонок 15, установленных в носовой и кормовой частях корпуса с возможностью поворота вокруг вертикальной оси на 360o. Судно-терминал устанавливается вблизи производителя груза. С наступлением ледостава судно-терминал остается на зимовку и выполняет функцию склада-накопителя, принимающего продукцию от производителя.
Для заполнения грузовых трюмов 3 открывают двери лацпорта 12 соответствующего трюма, поворачивая их относительно вертикальной оси до положения, при котором консоли 22, закрепленные на дверях 23, совместятся с балками 21 мостового крана 10. В этом положении двери 23 опираются на конструктивные элементы бортового перекрытия и закрепляются посредством фиксатора, например штыревого.
После этого перемещают грузоподъемный механизм по направляющим 11 вдоль диаметральной плоскости судна до открытого лацпорта 12, затем его перемещают по балкам 21 и консолям 22 за пределы судна. Таким образом грузоподъемный механизм, установленный на тележке, может перемещаться вместе с балками 21 по направляющим 11 вдоль диаметральной плоскости судна, затем поперек судна.
Управление работой мостового крана и грузозахватного механизма выполняется одним оператором, который при помощи автоматического захвата известной конструкции навешивает пакетируемый груз или контейнер на крюк и транспортирует его в трюмное пространство. На входе в трюм в люковом проеме лацпорта 12 может быть размещена штора из гибкого материала, открывающаяся автоматически или за счет перемещаемого груза. Применение штор позволяет сохранять параметры среды хранения груза в требуемом диапазоне.
Закончив погрузку, мостовой кран занимает соответствующее место, двери закрываются механически или вручную и задраиваются при помощи приспособлений для герметизации трюмного пространства.
Для загрузки в надстройку 4 длинномерных грузов в верхнем палубном перекрытии 5 надстройки 4 выполнен люк на всю ее длину со скользящим закрытием 9. В этом варианте выполнения длинномерные изделия загружаются через люк и располагаются на частях 17 промежуточных стенок 7, контактирующих с опорами 19, установленными на стенках корпуса 1, и опертых на продольную стенку 16.
В закрытом положении двери 23 лацпортов 12 и перекрытие 5 надстройки образуют единую с боковыми стенками 6 конструкцию надстройки 4 и в целом корпуса, обеспечивая, тем самым, высокие прочностные свойства корпуса.
После загрузки судна и открытии навигации груз транспортируется потребителю с привлечением буксира или своим ходом в случае выполнения судна самоходным. Особенную роль при этом выполняют расположенные по бортам судна по меньшей мере две пары выдвижных швертов 13 (фиг. 1,3) с приводами 14 их выдвижения и подъема. Применение швертов 13 расширяет технические возможности судна-терминала, обеспечивая его остойчивость при переходе судна в открытом штормовом море.
Применение настоящего изобретения позволяет создать транспортный (мобильный) терминал, обладающий возможностью обеспечения доставки потребителю грузов в режиме река-море, возможностью маневрирования при подходе к причалу для производства погрузочно-разгрузочных работ, а также возможностью транспортировки длинномерных грузов. Кроме этого, данное судно-терминал имеет большие технические возможности, заключающиеся в одновременном обеспечении мореходных свойств судна и обеспечении при этом качественного хранения длительное время различных грузов, преимущественно в период между навигациями, используемое для изготовления продукции, а также в сокращении сроков доставки грузов непосредственно в режиме река-море за счет повышения эффективности использования погрузочно-разгрузочных механизмов в период между навигациями.
Изобретение отвечает условию охраноспособности "промышленная применимость", поскольку реализуемо с использованием известных средств производства и технологий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДНО-ТЕРМИНАЛ (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2100246C1 |
СУДНО-ТЕРМИНАЛ | 1996 |
|
RU2100247C1 |
ПЛАВУЧИЙ ПРИЧАЛ-ТЕРМИНАЛ | 1996 |
|
RU2100249C1 |
СУДНО-ТЕРМИНАЛ | 1995 |
|
RU2064738C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО-ТЕРМИНАЛ (ЕГО ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2064737C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2005 |
|
RU2297941C2 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО | 2005 |
|
RU2297942C2 |
Судно для перевозки массовых грузов | 1979 |
|
SU950584A1 |
ТРИМАРАН ЛЕДОВОЗ | 2000 |
|
RU2177429C2 |
Многофункциональное судно обеспечения морских буровых платформ и комплекс судовой системы грузообработки для применения на многофункциональном судне | 2020 |
|
RU2747109C1 |
Изобретение относится к судостроению и водному транспорту, в частности к созданию плавсредств для транспортировки и хранения различных грузов, преимущественно лесоматериала и изготовленной из него готовой продукции. Судно-терминал имеет корпус с грузовыми трюмами, разделенными поперечными переборками. Надстройка судна выполнена с верхним палубным перекрытием, боковыми, промежуточными и торцевыми стенками, которые установлены по периметру проемов трюмов с образованием дополнительного трюмного пространства. Грузовые устройства находятся в надстройке и выполнены в виде двухбалочных мостовых кранов. Направляющие мостового крана установлены по боковым стенкам надстройки вдоль диаметральной плоскости судна. Лацпорты выполнены на боковых стенках надстройки, а ее промежуточные стенки - несущими. Корпус судна является плоскодонным. Он имеет длину 130-150 м, ширину 26-35 м и осадку при полной загрузке судна 0,4 - 1,2 метра. Судно снабжено по крайней мере двумя парами бортовых выдвижных швертов с приводами их выдвижения и подъема. В вертикальных шахтах в кормовой и носовой частях установлены движительно-рулевые колонки с возможностью их вертикального перемещения и поворота вокруг вертикальной оси. Корпус может иметь двойное дно и двойные борта, в полостях которых могут размещаться балластные системы. В упомянутом перекрытии надстройки целесообразно выполнять люк на всю ее длину со скользящим закрытием для загрузки длинномерных грузов в надстройку. Технический результат реализации изобретения состоит в расширении функциональных возможностей и повышении эксплуатационных качеств судна-терминала. 5 з.п.ф-лы, 5 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
СУДНО-ТЕРМИНАЛ (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2100246C1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
СУХОГРУЗНО-НАЛИВНОЕ СУДНО | 1994 |
|
RU2081023C1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Винто-рулевой комплекс судна | 1978 |
|
SU1178653A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Парусный тримаран | 1981 |
|
SU1004194A1 |
Авторы
Даты
2000-07-10—Публикация
1999-07-12—Подача