ФРИКЦИОННЫЙ АМОРТИЗАТОР ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА Российский патент 1998 года по МПК B61F5/12 

Описание патента на изобретение RU2101205C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к центральному рессорному подвешиванию тележки грузовых вагонов.

Известно фрикционное демпфирующее устройство, содержащее подвижный и неподвижный корпусные элементы с контактирующими между собой фрикционным пластинами, причем последние выполнены составными из последовательно расположенных деталей с различным коэффициентом трения. (См. SU, авт. свид. N 1687960, кл. F 16 F 7/08, B 61 G 9/10, 1991 г.)
Недостатком известного устройства является то, что с его помощью невозможно решать вопросы, связанные с гашением колебаний, когда фрикционные поверхности должны иметь переменные коэффициенты трения. Устройство работает как амортизатор удара с уменьшающимися коэффициентами трения по мере увеличения хода устройства.

За прототип выбран фрикционный амортизатор тележки грузового вагона, содержащий клин, установленный на пружинах рессорного подвешивания, взаимодействующий наклонной частью с надрессорной балкой, а вертикальной с фрикционной планкой боковой работы, причем нижний и наклонный участки клина выполнены многослойными с коэффициентами трения слоев, увеличивающимися в глубину. (См. SU, авт. свид. N 1437277, B 61 F 5/12, 1988 г.)
Однако при работе фрикционного амортизатора тележки на порожнем и груженом режиме не решен вопрос об управлении триботехническими характеристиками. При износах клина в глубину по вертикальной или наклонной плоскости амплитуды колебаний будут расти, т.к. уменьшенная геометрия от износа позволяет колебаться на пружине с большим размахом, норма должна быть 6 мм, а фактически амплитуда достигает 30 мм. Это обстоятельство приводит к резкому увеличению скоростей скольжения и ухудшению динамических характеристик системы (вагона).

Цель изобретения управлять фрикционными характеристиками в груженых и порожних режимах работы амортизаторов.

Цель достигается тем, что в известном фрикционном амортизаторе тележки, содержащем клин, установленный на пружинах рессорного подвешивания, взаимодействующий наклонной частью с надрессорной балкой, а вертикальной с фрикционной планкой боковой рамы, верхняя и наклонная части клина выполнены армированными на участках, равных 1/3 длины всей фрикционной поверхности, при этом армированы соответствующие поверхности фрикционной планки и надрессорной балки в средней зоне соприкосновения с клином на величину, также равную 1/3 фрикционной поверхности, причем коэффициенты трения фрикционных поверхностей обратно пропорциональны нагрузкам.

На фиг. 1 дан фрикционный амортизатор тележки грузового вагона; фиг. 2 - схема взаимодействия поверхностей трения 4, 5.

Фрикционный амортизатор состоит из клина 1 (см. фиг. 1), установленного на пружинах 2 рессорного подвешивания, с выступом 3. Клин 1 имеет вертикальную 4 и наклонную 5 поверхности трения. Клин 1 взаимодействует наклонной поверхностью 5 трения с надрессорной балкой 6, а вертикальной поверхностью 4 трения с фрикционной планкой 7.

Вертикальная поверхность 4 трения содержит верхнюю фрикционную часть 8, предназначенную для груженного режима, и нижнюю фрикционную часть 9, предназначенную для порожнего режима работы (см. фиг. 1). Верхняя фрикционная часть 8 вертикальной поверхности 4 трения клина 1 выполнена с вплавленной арматурой 10 (см. фиг. 2) на расстоянии 1/3 от края клина. Нижняя фрикционная часть 9 вертикальной поверхности 4 трения клина 1 многослойное износостойкое покрытие 11 с переменными фрикционными характеристиками (с переменным коэффициентом трения скольжения, который увеличивается в глубину от слоя к слою).

Фрикционная планка 7 имеет три зоны I, II, III, причем каждая из них составляет 1/3 от всей длины L планки. Во второй зоне на поверхности трения 8 заплавлена арматура 10 (см. фиг. 3).

Наклонная поверхность 5 клина 1 также имеет три зоны I, II, II, каждая из которых составляет по ширине 1/3 L, где L ширина фрикционной поверхности (см. фиг. 2), наклонная поверхность 5 надрессорной балки 6 также имеет три зоны, средняя из которых армирована прутками 10.

Арматуру 10 в виде прутков накладывают на фрикционные поверхности, засыпают износостойким слоем шихты и с помощью индукционной наплавки заплавляют прутки.

Фрикционный амортизатор работает следующим образом.

Работа фрикционного амортизатора начинается с порожнего режима. В этот момент работа сил трения на поверхности 4 и 5 разная. В порожнем режиме благодаря пружине 2 клин 1 находится выше фрикционной планки 7 и надрессорной балки 6 (значение 3-6 мм). Чтобы обеспечить нормальное скольжение клина вниз при увеличении силы трения, должно соблюдаться условие
F5 2F4,
где F5 сила трения по поверхности наклонной клина;
F4 сила трения по вертикальной поверхности;
F4 N•f4, где N сила давления зависит от P - нагрузки (груженый порожний режим);
f коэффициент трения.

Исходя из этого условия, при рабочем (груженом) режиме, т.е. когда N остается постоянной величиной, благодаря коэффициентам трения f5, f4 клин легко выходит на режим скольжения. При взаимном перемещении поверхности трения 4 и 5 происходят действия (см. фиг. 2):
верхнее положение клина 1 относительно фрикционной планки 7 и надрессорной балки 6 выход на скольжение (коэффициент трения f1 0,2);
среднее положение, после скольжения входя в зону II зоной I, коэффициент трения нарастает от f1 0,2 до f2 0,4, а в зоне наложения зоны I на зону II коэффициент трения увеличивается до f3 0,6;
выходя на зону III зоной I коэффициент трения начинает снижаться до f3 0,2.

В результате возврат клина 1 в исходное (порожнее положение) вверх будет свободным, т.к. при уменьшении сил трения F5, F4 (при снятии нагрузки) уменьшается и коэффициент трения, что обеспечивает свободное вхождение на скольжение.

Использование фрикционного амортизатора тележки грузового вагона позволяет за счет выполнения фрикционных поверхностей клина, планки и надрессорной балки армированными регулировать триботехнические характеристики амортизатора в порожнем и груженом режимах.

Похожие патенты RU2101205C1

название год авторы номер документа
Фрикционный амортизатор тележки грузового вагона 1987
  • Сенаторов Сергей Александрович
  • Зайченко Юрий Александрович
SU1437277A1
Фрикционно-амортизирующее устройство тележки грузового вагона 2023
  • Колпаков Владислав Васильевич
  • Иванов Сергей Анатольевич
  • Гофман Екатерина Владимировна
RU2811186C1
Устройство связи кузова железнодорожного транспортного средства с тележкой 2017
  • Николаев Виктор Александрович
  • Нехаев Виктор Алексеевич
RU2664022C1
ТЕЛЕЖКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2004
  • Коссов В.С.
  • Чаркин В.А.
  • Добрынин Л.К.
  • Мещерин Ю.В.
  • Оганьян Э.С.
  • Огуенко В.Н.
  • Березин В.В.
  • Сорочкин Э.М.
  • Панин Ю.А.
  • Ткаченко В.Н.
RU2256573C1
КОМБИНИРОВАННОЕ ДВУХРЕЖИМНОЕ РЕССОРНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ ГРУЗОВОГО ВАГОНА (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Чупраков Егор Владимирович
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Деревцов Виктор Александрович
RU2497701C2
РЕССОРНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ РАМЫ ТЕЛЕЖКИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2002
  • Галиев И.И.
  • Нехаев В.А.
  • Николаев В.А.
RU2224665C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ИЗДЕЛИЙ НАПЛАВКОЙ 1998
  • Зайченко Ю.А.
  • Косаревский В.В.
RU2124975C1
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2010
  • Бурмистров Николай Васильевич
  • Маненков Александр Владимирович
RU2461480C2
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ТРЕХЭЛЕМЕНТНАЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ТИПОРАЗМЕРНОГО РЯДА ТЕЛЕЖЕК 2015
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Гамзалов Станислав Джахпарович
RU2608205C2
РЕССОРНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2018
  • Маненков Александр Владимирович
  • Мишин Вячеслав Михайлович
  • Григорьев Алексей Владимирович
RU2703444C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 101 205 C1

Реферат патента 1998 года ФРИКЦИОННЫЙ АМОРТИЗАТОР ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к центральному рессорному подвешиванию тележки грузовых вагонов. Сущность изобретения заключается в том, что клин амортизатора, взаимодействующий наклонной частью с надрессорной балкой, а вертикальной - с фрикционной планкой боковой рамы, выполнен армированным в верхней и наклонной части на участках, равных 1/3 длины всей фрикционной поверхности, при этом армированы соответствующие поверхности фрикционной планки и надрессорной балки в средней зоне соприкосновения с клином на величину, также равную 1/3 фрикционной поверхности, причем коэффициенты трения фрикционных поверхностей обратно пропорциональны нагрузкам. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 101 205 C1

Фрикционный амортизатор тележки грузового вагона, содержащий клин, установленный на пружинах рессорного подвешивания, взаимодействующий наклонной частью с надрессорной балкой, а вертикальной с фрикционной планкой боковой рамы, отличающийся тем, что верхняя и наклонная части клина выполнены армированными на участках, равных 1/3 длины всей фрикционной поверхности, при этом армированы соответствующие поверхности фрикционной планки и надрессорной балки в средней зоне соприкосновения с клином на величину, также равную 1/3 фрикционной поверхности, причем коэффициенты трения фрикционных поверхностей обратно пропорциональны нагрузкам.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2101205C1

SU, авторское свидетельство, 1437277, кл
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1

RU 2 101 205 C1

Авторы

Зайченко Ю.А.

Косаревский В.В.

Даты

1998-01-10Публикация

1996-04-18Подача