МЕЖОСЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ С ВЯЗКОСТНОЙ КОРРЕКТИРОВКОЙ МОМЕНТА ВНУТРЕННЕГО ТРЕНИЯ Российский патент 1998 года по МПК B60K17/348 

Описание патента на изобретение RU2102257C1

Изобретение относится к области трансмиссии транспортных средств и предназначено для распределения крутящего момента между колесами и мостами автомобиля.

Наиболее близким техническим решением является межосевой дифференциал с автоматически включающейся многодисковой муфтой. Диски муфты поочередно связаны с ее валом и корпусом. В зазоре между днищем корпуса и нажимным диском муфты находится соединенный с валом дисковый ротор с сегментными окнами. Зазор заполнен силоксановой жидкостью. При определенной величине относительного вращения под действием возрастающего давления рабочей жидкости пакет дисков сжимается и муфта работает как межосевой дифференциал.

Недостатком данного дифференциала является возможность возникновения в силовом приводе больших динамических нагрузок при работе муфты в режиме блокировки, а также невозможность применения на автомобилях большой грузоподъемности по причине недостаточности максимального крутящего момента, передаваемого вязкостной муфтой, при допустимых габаритных показателях.

Изобретение направлено на снижение динамической нагруженности элементов трансмиссии.

Решение поставленной задачи достигается тем, что вязкостная муфта снабжена пакетом концентрически расположенных цилиндрических колец, которые установлены поочередно на основаниях полумуфт. На основаниях каждой полумуфты выполнены концентрические канавки, в которые с натягом установлены концентрические кольца с выполненными в них пазами и отверстиями, обеспечивающие перетекание рабочей жидкости и передачу крутящего момента.

Сопоставительный анализ показал, что предлагаемая вязкостная муфта отличается от известной тем, что вместо пакета дисков в муфте установлен пакет концентрически расположенных цилиндрических колец, посаженных в канавки полумуфт с натягом. Данная конструкция обеспечивает предотвращение самоблокировки дифференциала и увеличение общей площади рабочих поверхностей вязкостной муфты, что позволяет увеличить развиваемый ею момент.

На фиг.1 приведена схема межосевого дифференциала с вязкостной корректировкой момента внутреннего трения; на фиг.2 зависимости изменения момента внутреннего трения дифференциала от скорости относительного вращения выходных валов (а- цилиндрического диффренциала с вязкостной муфтой; б- стандартного цилиндрического дифференциала; в вязкостной муфты).

Дифференциал состоит из солнечной шестерни 1, выполненной заодно с валом 8, эпициклической шестерни 2, водила с сателлитами 3.

Вязкостная муфта состоит из двух полумуфт 4,5, которые соединены с солнечной 1 и эпициклической 2 шестернями соответственно, пакета концентрически расположенных цилиндрических колец 6, которые устанавливаются с натягом в концентрические канавки, выполненные на основаниях (а) полумуфт. При этом полумуфта 5, соединенная с эпициклической шестерней 2, выполнена из двух элементов: основания (а) для крепления колец и диска (б) с подвижным уплотнением. Обе полумуфты 4,5 связаны посредством шлицов с шестернями 1,2 соответственно.

Межосевой дифференциал с вязкостной корректировкой момента внутреннего трения работает следующим образом.

При увеличении относительной частоты вращения выходных валов 7,8 дифференциала возрастает крутильная жесткость муфты: при увеличении относительной частоты вращения полумуфт 4,5 за счет касательных напряжений от сил сдвига в тонких слоях вязкой жидкости между кольцами 6 возникает вязкое трение, что обеспечивает передачу крутящего момента. При этом регрессивная характеристика жидкого трения вязкостной муфты, фиг. 2 (в), обеспечивает приведение прогрессивной характеристики внутреннего трения дифференциала, фиг.2(б), к ассимптотичной форме приближения рассматриваемой характеристики, фиг. 2(а), к предельному по блокировке значению момента внутреннего трения в звеньях дифференциала, тем самым препятствуя достижению этого значения и устраняя возможность самоблокировки дифференциала. При выравнивании разности частот вращения выходных валов 7, 8 касательные напряжения от сил сдвига в тонких слоях вязкой жидкости между кольцами 6 снижаются, что приводит к уменьшению крутильной жесткости муфты.

Похожие патенты RU2102257C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СИНХРОНИЗАЦИИ ВРАЩЕНИЯ ВЫХОДНЫХ ВАЛОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛА 2010
  • Кувалдин Алексей Николаевич
RU2435089C1
Трансмиссия транспортного средства 1986
  • Самойлов Сергей Александрович
SU1632816A1
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ 1998
  • Пахомов А.Н.
  • Назаров Д.Н.
RU2163868C2
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2003
  • Надеждин С.В.
  • Васильченков В.Ф.
  • Гоняев В.С.
RU2258623C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ 2011
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Котиев Георгий Олегович
  • Плиев Игорь Арчилович
  • Сайкин Андрей Михайлович
  • Коршунов Георгий Валерьевич
RU2479445C1
Раздаточная коробка транспортного средства 1989
  • Семендяев Николай Николаевич
  • Семендяев Константин Николаевич
  • Намазов Кули Гурбанали
SU1659250A1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Семендяев Константин Николаевич
RU2092335C1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ 1999
  • Ерофеев А.А.
  • Горячев В.А.
  • Сперанский Н.Г.
RU2166138C2
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Драгунов Г.Д.
  • Семендяев К.Н.
RU2171750C1
Ведущий мост транспортного средст-BA 1978
  • Александров Евгений Борисович
  • Коршунов Георгий Валериевич
  • Таболин Владимир Владимирович
  • Трофимов Станислав Алексеевич
  • Эзрохи Хайм Лейзерович
  • Ястребов Дмитрий Лаврентьевич
SU818923A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 102 257 C1

Реферат патента 1998 года МЕЖОСЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ С ВЯЗКОСТНОЙ КОРРЕКТИРОВКОЙ МОМЕНТА ВНУТРЕННЕГО ТРЕНИЯ

Использование: в области трансмиссии транспортных средств для распределения крутящего момента между колесами и мостами автомобиля. Сущность: вязкостная муфта снабжена пакетом концентрически расположенных цилиндрических колец, которые установлены поочередно на основаниях полумуфт. На основаниях каждой полумуфты выполнены концентрические канавки, в которые с натягом установлены концентрические кольца с выполненными в них пазами и отверстиями, обеспечивающие перетекание рабочей жидкости и передачу крутящего момента. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 102 257 C1

Межосевой дифференциал с вязкостной корректировкой момента внутреннего трения, состоящий из цилиндрического дифференциала с ведущим водилом и вязкостной муфты, которая установлена в планетарной передаче, причем одна полумуфта соединена с солнечной шестерней, а другая с эпициклической шестерней, отличающийся тем, что вязкостная муфта содержит пакет концентрически расположенных цилиндрических колец, установленных поочередно на основаниях полумуфт, при этом в основании каждой полумуфты выполнены концентрические канавки, в которые установлены с натягом цилиндрические кольца.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2102257C1

US, патент, 5063738, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 102 257 C1

Авторы

Медведев Е.В.

Григорьянц М.В.

Даты

1998-01-20Публикация

1996-04-29Подача