Изобретение относится к транспортным устройствам и может быть использовано, например, в инвалидных колясках.
Одной из проблем при конструировании транспортных устройств для инвалидов является удовлетворение таких требований, как относительно высокая скорость передвижения по проезжей части и высокая проходимость при движении по льду, песку, щебню. Кроме того, это специфическое транспортное устройство должно преодолевать такие препятствия, как пороги, бордюры, лестничные пролеты, и при этом быть устойчивым от опрокидывания.
Известно техническое решение (патент США N 4728119, кл. B 62 B 7/06, 1988 г.), содержащее раму, опоры, движитель и грунтозацепы.
Недостатком его является сложность, а порой невозможность преодоления ими таких препятствий, как бордюры, лестничные марши.
Известно и другое транспортное устройство, содержащее корпус, установленный на ведущих и ведомых поворотных колесах, и опорные элементы, связанные с корпусом посредством кривошипов с возможностью перемещения в продольных вертикальных плоскостях (RU, патент N 2034731, кл. B 62 B 9/04, 1991 г.)
Недостатком известного решения являются:
1. При движении в режиме шагания: несогласованность движения опорных элементов относительно друг друга, что приводит к непрямолинейности траектории движения; большая неравномерность нагрузки на приводах за период одного цикла шагания, связанная со следующими особенностями шагающего механизма. В известном шагающем механизме сам процесс перемещения коляски на один шаг осуществляется при угле поворота кривошипов, равном 120o, - остальное (240o) свободный ход, в результате которого опорные элементы перемещаются в новое исходное положение. Из этих 120o - 90o дают положительную нагрузку на приводах с максимальным значением в начале перемещения, затем на остальных 30o нагрузка меняет знак, при этом коляску необходимо удерживать приводами от резкого опускания, что в целом усложняет управление коляской при движении по лестнице.
2. При движении на колесах - зигзагообразность траектории движения из-за неравномерности нагрузки на приводах.
Задачей изобретения является создание нового, более надежного устройства с повышенными эксплуатационными характеристиками.
Для этого транспортное устройство снабжено расположенными в правой и левой частях корпуса механизмом взаимной блокировки опорных элементов и рекуператорами механической энергии, кинетически связанными с соответствующими кривошипами, а механизм блокировки включает вал, установленный на оси пары кривошипов, расположенных на разных сторонах корпуса, на концах которого размещены подвижные вдоль него муфты, и ответные муфты, подвижно установленные на соответствующих валах кривошипов, при этом указанные подвижные муфты кинематически связаны с механизмом их включения, кроме того, на вертикальных осях поворотных колес установлены фиксаторы положения плоскости колес параллельно продольной плоскости транспортного устройства, представляющие собой диски с канавками для взаимодействия с ними подпружиненных шариков, установленных в гнездах вилок указанных колес, а рекуператор снабжен механизмом отключения.
На фиг. 1 изображено устройство, вид сбоку; на фиг. 2 - механизм взаимоблокировки и рекуператор (сечение Б - Б) фиг. 1; на фиг. 3 - фиксатор положения ведомого колеса (сечение А - А).
Транспортное устройство состоит из корпуса 1 с установленными на нем ведущими 2 и ведомыми поворотными 3 колесами опорных элементов 4, связанных с корпусом посредством кривошипов 5, механизма взаимной блокировки опорных элементов (фиг. 2), состоящего из вала блокировки б с подвижной кулачковой муфтой 7, муфты опорного элемента 8, жестко установленной на оси кривошипа 5 и устройства 9 включения блокировки, выполненного, например, в виде подвижной вилки, подвижной совместно с муфтой 7. Кривошип 5 посредством пары шестерен 10 и 11 повышающей передачи соединен с рекуператором 12 механической энергии, выполненным в виде маховики. На каждом ведомом поворотном колесе 3, установленным на вилке 13 установлен фиксатор (фиг. 3), состоящий из диска 14 с диаметрально расположенными канавками и жестко связанным с осью 15 поворота вилки 13 колеса 3, подпружиненного шарика 16 и тарировочного винта 17.
При движении на колесах прямолинейность движения транспортного средства при неравномерности нагрузки на приводах обеспечивается благодаря фиксации ведомых поворотных колес 3 в плоскости параллельной продольной плоскости устройства (фиг. 3) за счет входа подпружиненного шарика 16 в одну из канавок диска 14. При повороте транспортного устройства усилие от привода превосходит усилие пружины подпружиненного шарика 16, которое регулируется тарировочным винтом 17, шарик выходит из канавки диска 14 и ось 15 вилки 13 ведомого поворотного колеса легко поворачивается в нужном направлении.
Перед началом движения по лестничному маршу поднимаются задние и передние колеса, при этом механизм подъема колес кинематически связанный с подвижными вилками устройства 9, расположенными по разные стороны транспортного средства. Подвижные вилки вводят в зацепление муфт 7, установленных на валу 6, с муфтами 8 опорных элементов 4. При этом осуществляется взаимная блокировка опорных элементов.
Режим шагания осуществляется вращением приводных рукояток 18, при этом свободный ход, связанный с перемещением опорных элементов а в новое исходное положение используется для накопления механической энергии в правом и левом рекуператорах 12, связанными с кривошипами 5 посредством шестерен 10 и 11, что снижает пиковые нагрузки на приводах и обеспечивает плавность хода транспортного устройства. Благодаря взаимоблокировки опорных элементов 4 посредством вала 6 их движение происходит синхронно, что исключает отклонения движения транспортного устройства от прямолинейной траектории.
При маневрировании и движении по горизонтальной поверхности рекуператор отключается с помощью элемента отключения 19.
Таким образом, использование изобретения позволит повысить эксплуатационные характеристики транспортного устройства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИНВАЛИДНАЯ ШАГАЮЩАЯ КРЕСЛО-КОЛЯСКА | 2010 |
|
RU2434622C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ УСТРОЙСТВО ШИШКОВА | 1991 |
|
RU2034731C1 |
Кресло-коляска | 1988 |
|
SU1676621A1 |
Коляска для людей с ограниченными возможностями в ходьбе | 2019 |
|
RU2688288C1 |
Кресло-коляска для инвалидов | 1988 |
|
SU1711881A1 |
Инвалидная коляска | 1988 |
|
SU1629058A1 |
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ | 1991 |
|
RU2085166C1 |
Коляска с функцией подъёма по лестницам для людей с ограниченными возможностями в ходьбе | 2019 |
|
RU2688289C1 |
САМОХОДНОЕ КРЕСЛО ДЛЯ ИНВАЛИДОВ | 1991 |
|
RU2033125C1 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ИНВАЛИДНОГО КРЕСЛА-КОЛЯСКИ | 1995 |
|
RU2116774C1 |
Использование: в транспортных средствах, а именно, в инвалидных колясках. Сущность изобретения: устройство состоит из корпуса с установленными на нем ведущими поворотными колесами, опорных элементов, связанных с корпусом посредством кривошипов, механизма взаимной блокировки опорных элементов, состоящего из вала блокировки с подвижной кулачковой муфтой, муфты опорного элемента, жестко установленной на оси кривошипа и устройства включения блокировки, выполненного в виде подвижной вилки. Кривошип посредством пары шестерен повышающей передачи соединен с рекуператором механической энергии, выполненным в виде маховика. На каждом ведомом поворотном колесе установлен фиксатор, состоящий из диска с диаметрально расположенными канавками и жестко связанным с осью поворота вилки колеса, подпружиненного шарика и тарировочного винта. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
US, патент, 4728119, B 62 B 7/06, 1988 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
RU, патент, 2034731, B 62 B 9/04, 1991. |
Авторы
Даты
1998-02-10—Публикация
1994-07-28—Подача