Изобретение относится к транспортным средствам для инвалидов и может быть использовано для перемещения инвалида на улице, а также в стационарных больницах и домах престарелых.
Известны исполнительные механизмы привода инвалидного кресла-коляски, состоящие из двух механизмов, включающих аккумулятор, двигатель, редуктор и пульт управления (авт. св. SU 1630822 A1, кл. A 61 G 5/04, БИ N 8, 1991).
Недостаток известного исполнительного механизма заключается в том, что он не обеспечивает безопасность инвалида во время эксплуатации кресла-коляски из-за отсутствия двух ручных механизмов для передачи мускульных усилий инвалида на колеса и из-за возможности самопроизвольного движения при отсутствии управляющего воздействия в виде мускульного усилия или сигнала управления в режиме подъема или спуска по наклонным поверхностям. Кроме того, известные исполнительные механизмы привода имеют большие массогабаритные показатели.
Цель изобретения - повышение безопасности за счет введения дополнительных двух ручных механизмов для передачи мускульных усилий на колеса и обеспечения самоторможения кресла-коляски при отсутствии управляющего воздействия в виде мускульного усилия или сигнала управления на электропривод, а также уменьшение массогабаритных показателей.
На фиг. 1 изображено кресло-коляска с исполнительными механизмами; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 3; на фиг. 3 - разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 4 - муфта самоторможения исполнительного механизма, поперечный разрез; на фиг. 5 - фиксаторы опорного кольца редуктора и опорного кольца муфты самоторможения.
Исполнительные механизмы привода 1 расположены соосно с ведущими колесами инвалидного кресла-коляски 2. Исполнительные механизмы представляют собой устройства, которые включают в себя электрический двигатель, редуктор и муфту самоторможения.
Электродвигатель состоит из ротора 3 с полым валом 4 и магнитопроводов статора 5.
Редуктор привода выполнен на базе волновой передачи и состоит из дискового волнообразователя 6 с полым валом, гибкого зубчатого колеса 7, жесткого зубчатого колеса 8 и зубчатой волновой муфты 9. Вал волнообразователя 6 является входным звеном редуктора, жесткое колесо 8 - выходным, гибкое колесо 7 - промежуточным звеном, а волновая зубчатая муфта 9 соединена с опорным диском 10, установленным с возможностью вращения относительно цилиндрического выступа 11 корпуса двигателя.
Муфта самоторможения состоит из двух ведущих валов 12 и 13, ведомого вала 14, тормозного опорного кольца 15 и установленных внутри его двух тормозных дисков 16. Тормозные диски 16 имеют по две диаметрально расположенные секторные прорези 17 и одну осевую прорезь 18, а валы 12, 13 и 14 выступы: ведущие валы 12 и 13 в виде вилок, а ведомый вал 14 - выступ с параллельными лысками. Внутри прорезей 17 расположены выступы ведущих валов 12 и 13, а внутри осевой прорези 18 - выступ полого ведомого вала 14. При этом вилочный выступ ведущего вала 12 имеет меньший диаметр и расположен внутри вилочного выступа ведущего вала 13.
Между параллельными лысками выходного вала 14 и параллельными поверхностями прорезей 18 в дисках 16, а также между вилками ведущих валов 12, 13 и секторными прорезями 17 в дисках 16 имеются зазоры. Наличие этих зазоров обеспечивает концентричное расположение дисков 16.
Электродвигатель, редуктор и муфта самоторможения расположены в одном корпусе 19 и соединены следующим образом: вал 4 ротора электродвигателя соединен с валом дискового волнообразователя 6; жесткое зубчатое колесо 8 - с ведущим валом муфты 12, а ведущий вал муфты 13 - с осью 20 обода 21 ручного привода. Ведомый выходной вал 14 муфты соединен с колесом 22. Ось 20 обода ручного привода проходит внутри выходного вала 14 (ведомого вала муфты, являющейся осью колеса), который в свою очередь проходит внутри вала 4 ротора электродвигателя и вала волнообразователя 6 волнового редуктора.
Опорное кольцо 15 муфты установлено на опорном диске 23 с возможностью вращения относительно цилиндрического выступа 24 корпуса 19 механизма.
Опорные диски 10 и 23 снабжены зубчатыми колесами 25 и 26 механизмов стопорения, выполненных в виде однопружинных фиксаторов 27 и 28. Фиксатор 28 установлен на оси 29 с некоторым угловым лифтом относительно фиксатора 27. Кроме того, на ось 29 установлен рычаг 30 поочередного поворота фиксаторов 27 и 28.
Рычаг 30 своим цилиндрическим пальцем взаимодействует с подпружиненным пружиной 31 поворотным плоским ступенчатым кулачком 32. Кулачок 32 соединен с фиксируемой поворотной рукояткой тяговым тросом 33. Рукоятка расположена рядом с подлокотником кресла-коляски (на фиг. 1 - 5 не показана).
Корпус 19 исполнительного механизма жестко крепится к раме кресла-коляски 2 планками и накладками, охватывающими трубы рамы кресла-коляски.
Исполнительный механизм привода инвалидной кресла-коляски работает следующим образом.
В режиме электромобиля при наличии сигала управления на электродвигатель зубчатые колеса 25 и 26 заторможены фиксаторами 27 и 28.
Ротор 3 электродвигателя вращается совместно с волнообразователем 6 волнового редуктора. Волнообразователь 6 осуществляет передеформацию гибкого колеса 7, под действием которой вращается жесткое колесо 8 с ведущим валом муфты 12 в том же направлении, что и волнообразователь 6. Вилочный выступ ведущего вала 12 муфты давит своими торцевыми поверхностями на тормозные диски, заставляя их сходиться радиально к центру, отводя тормозные фрикционные поверхности дисков 16 от опорного кольца 15. При моменте на ведущем валу 12 муфты больше момента трения между тормозными дисками 16 и опорным кольцом 15 тормозные диски 16 вращаются совместно с выходным валом 14 и колесом кресла-коляски 22.
В режиме передвижения кресла-коляски от приложенных мускульных усилий к ободу ручного привода опорный диск муфты 23 заторможен фиксатором 28.
Усилие от обода ручного привода передается на ведущий вал 13 муфты. Вилочный выступ ведущего вала 13, расположенный в секторных прорезях 17, действует аналогично выступам вала 12 в режиме электромобиля, но имеет больший диаметр, что обуславливает меньшее требуемое усилие на преодоление трения между тормозными дисками 16 и опорным кольцом 15. В результате обод ручного привода 21, его ось 20, ведущий вал 13 муфты и тормозные диски 16 вращаются совместно с выходным валом 14 и колесом кресла-коляски 22.
В режиме нахождения кресла-коляски на наклонной поверхности подъем или спуск при отсутствии управляющих воздействий в виде сигнала управления на электропривод или мускульного усилия на обод ручного привода движение кресла невозможно, так как ведущие колеса застопорены. Это обусловлено тем, что колесо жестко соединено с выходным валом 14 исполнительного механизма (ведомым валом муфты), выступ вала 14 с параллельными лысками расположен с зазором в осевых прорезях 18 торцевых дисков 16, и возникающий момент на колесах кресла-коляски передается на плоские поверхности осевой проточки. Выступы вала 14, перемещаясь в зазорах осевых прорезей 18, раздвигают тормозные диски 16, прижимая их фрикционные поверхности к внутренней поверхности опорного кольца 15, и тем самым затормаживают вал 14 и обеспечивают исключение самопроизвольного движения.
В режиме передвижения кресла-коляски с помощью обслуживающего персонала фиксаторами 27 и 28 переводятся в крайнее положение и освобождают от стопорения опорные диски 10 и 23 редуктора и муфты. В результате колеса кресла-коляски имеют свободное вращение с ведущими валами 12 и 13 муфты, тормозными дисками 16 и опорными дисками 10 и 23, так как волновой редуктор и муфта самоторможения отсоединяются от рамы кресла-коляски.
Таким образом, введение ручных механизмов и муфты самоторможения по указанной схеме позволяет увеличить безопасность инвалида во всех режимах его самостоятельного передвижения, а также исключить затраты мускульных сил и электроэнергии аккумулятора на удержание кресла-коляски на любой наклонной поверхности, в том числе на лестничных пролетах, а также при отказе электропривода или выхода из строя аккумулятора.
Реализация схемы с использованием муфты самоторможения, ротора электродвигателя с печатной обмоткой и волновой передачи, в которых объединены ротор электродвигателя с волнообразователем, а жесткое колесо - с ведущим валом муфты, позволяет создать компактную конструкцию с уменьшенными массогабаритными показателями.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РУЛЕВОГО ПРИВОДА | 2004 |
|
RU2265553C1 |
СИЛОВОЙ МИНИПРИВОД (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2281597C1 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ НА ОСНОВЕ ВОЛНОВОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2003 |
|
RU2253775C1 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ НА ОСНОВЕ ВОЛНОВОЙ ПЕРЕДАЧИ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2003 |
|
RU2265146C2 |
БЛОК РУЛЕВЫХ ПРИВОДОВ | 1996 |
|
RU2102282C1 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ НА ОСНОВЕ ВОЛНОВОЙ ПЕРЕДАЧИ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2004 |
|
RU2265147C1 |
СИЛОВОЙ МИНИ-ПРИВОД ПОДВИЖНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2010 |
|
RU2408125C1 |
РЕЗЕРВИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 2005 |
|
RU2283975C1 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СУСТАВОВ | 1997 |
|
RU2171102C2 |
Инвалидная коляска | 1988 |
|
SU1629058A1 |
Изобретение относится к транспортным средствам для перемещения инвалидов на улице, в стационарных больницах и домах престарелых. Исполнительный механизм состоит из двух электрических приводов, включающих аккумулятор, двигатель-редуктор и пульт управления. Приводы расположены соосно с ведущими колесами кресла-коляски и представляют собой устройства, включающие кроме электродвигателя и редуктора фрикционную муфту самоторможения, выполненную из двух ведущих валов, одного ведомого, тормозных дисков и опорного кольца. Электродвигатель и редуктор выполнены с центральным сквозным отверстием, при этом ось обода ручного привода проходит внутри оси колеса кресла-коляски, а ведомый вал муфты - внутри двигателя и редуктора. Имеются два ручных механизма для передачи мускульных усилий на колеса, например, с помощью ободов захвата. Опорные кольца муфты и редуктора установлены на опорах вращения и снабжены механизмами стопорения, в виде зубчатого колеса с фиксатором. Выходной вал редуктора соединен с одним ведомым валом муфты, а другой ведущий вал муфты соединен с ободом ручного привода. В результате введение ручных механизмов и муфты самоторможения по указанной схеме позволяет увеличить безопасность инвалидов во всех режимах его самостоятельного передвижения, а также исключить затраты мускульных сил, электроэнергии аккумулятора на удержание кресла-коляски на любой наклонной поверхности, в том числе на лестничных пролетах, при отказе электропровода или выхода из строя аккумулятора. Уменьшаются также массогабаритные показатели конструкции. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Кресло-коляска для инвалидов | 1988 |
|
SU1630822A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Автокресло | 1988 |
|
SU1680164A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
SU 1591977 A1, 07.07.90, A 61 G 5/04. |
Авторы
Даты
1998-08-10—Публикация
1995-07-25—Подача