ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА Российский патент 1998 года по МПК B64C27/46 B64C11/06 

Описание патента на изобретение RU2104222C1

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к несущим винтам вертолетов.

Лопасти несущих винтов вертолетов обычно включают лонжерон и хвостовую часть в виде отсеков с сотовым заполнителем. На лопастях несущих винтов используются также пластины, установленные на нескольких хвостовых отсеках в задней кромке. Такие пластины установлены, в частности, на лопастях вертолета Ка-26 на относительных радиусах 0,8 - 0,9 [1] и на отсеках N 16, 17 лопастей вертолетов Ми-8, Ми-8МТ и модификаций этих вертолетов [2]. Эти пластины используют для выравнивания шарнирных моментов лопастей путем их отгиба при отработке несущих винтов.

В качестве прототипа выбрана лопасть несущего винта вертолета Ми-8 [2], которая содержит лонжерон, хвостовые отсеки, причем на задней кромке части хвостовых отсеков установлены пластины.

На ряде вертолетов, например на вертолетах Ми-8МТ, Ми-17 и их модификациях, после установки более мощного двигателя появилась возможность увеличения полетной массы вертолета, максимальной и крейсерской скоростей. Однако такая возможность ограничивалась недостаточной несущей способностью лопастей и появлением срыва потока на отступающей лопасти при больших скоростях полета, что приводит к недопустимому возрастанию нагрузок в лопасти и элементах забустерного управления.

Технической задачей изобретения является усовершенствование лопастей несущего винта вертолета, которое не требовало бы больших затрат и обеспечивало бы возможность увеличения максимальной и крейсерской скоростей вертолета или его максимальной взлетной массы без существенного увеличения нагрузок в лопасти и забустерном управлении.

Технический результат достигается тем, что в лопасти, содержащей лонжерон, хвостовые отсеки и пластины, которые установлены на задней кроме отсеков на относительных радиусах более примерно 0,5, увеличивают хорду приблизительно на 10%.

На фиг. 1 изображена схема конструкции лопасти; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - граница срыва несущего винта вертолета Ми-8; на фиг. 5 - переменный поперечный момент на автомате перекоса вертолета Ми-8МТ с серийной и уширенной лопастями; на фиг. 6 - переменный продольный момент на автомате перекоса вертолета Ми-8МТ с серийной и уширенной лопастями.

Лопасть содержит лонжерон 1, хвостовой отсек 2, пластины 3.

Описанные выше пластины шириной 50 мм, увеличившие хорду лопасти с 520 до 570 мм, были установлены на отсеках N 10 - 21 лопастей вертолетов типа Ми-8МТ на длине L 4,8 м при относительных радиусах . Существенно, что это не потребовало изменения сборочной оснастки лопастей и поэтому может быть внедрено в серийное производство без существенных затрат.

Проведены летные испытания вертолета Ми-8МТ с указанными лопастями. Некоторые результаты таких испытаний в виде зависимостей переменной нагрузки в забустерном управлении от скорости полета для серийного и доработанного комплектов лопастей приведены на фиг. 3, 4. Согласно этим результатам у доработанных лопастей резко уменьшился прирост переменных нагрузок на больших скоростях полета, связанный со срывом потока в лопастях. Напряжения в лопастях несущего винта изменились незначительно. Указанные результаты делают возможным увеличить максимальную и крейсерскую скорости вертолета Ми-8МТВ (Ми-17) на 20 км/ч (на 9%) либо увеличить максимальную взлетную массу и полезную нагрузку вертолета с модифицированными лопастями на 1 т (7,6% взлетной массы или на 25% массы груза), что на 9 - 20% повысит транспортную производительность и соответственно снизит стоимость перевозки тонно-километра груза. Технико-экономические характеристики вертолета приблизятся к уровню лучших мировых образцов и повысится конкурентоспособность вертолета.

Похожие патенты RU2104222C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРИКЛЕЙКИ ХВОСТОВЫХ ОТСЕКОВ К ЛОНЖЕРОНУ ЛОПАСТИ НЕСУЩЕГО ВИНТА 1994
  • Лисс А.Ю.
  • Антохин В.А.
RU2112702C1
СПОСОБ ПИЛОТИРОВАНИЯ ВЕРТОЛЕТОВ 1992
  • Лисс А.Ю.
  • Евстафьева С.Л.
RU2101213C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СВОБОДНОЙ ТЯГИ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА НА РЕЖИМЕ ВИСЕНИЯ 1998
  • Лисс А.Ю.
RU2157977C2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ МНОГОВИНТОВОЙ СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2629483C1
СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 2017
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2655249C1
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЗЛЕТА ВЕРТОЛЕТА С ПЛОЩАДКИ ОГРАНИЧЕННЫХ РАЗМЕРОВ 1993
  • Лисс А.Ю.
  • Латыпов Т.Р.
  • Галеев Р.М.
RU2094316C1
БЕСПИЛОТНЫЙ КОНВЕРТОВИНТОКРЫЛ 2009
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2432300C2
СКОРОСТНОЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ ВИНТОКРЫЛ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2610326C1
ВЕРТОЛЕТНО-АЭРОСТАТНЫЙ КОМПЛЕКС 1994
  • Лисс А.Ю.
  • Тюхтиенко В.И.
RU2104903C1
СКОРОСТНОЙ СИНХРОКОПТЕР-АМФИБИЯ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2645515C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 104 222 C1

Реферат патента 1998 года ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА

Использование: изобретение относится к несущим винтам вертолета. Сущность изобретения: лопасти несущих винтов включают лонжерон, хвостовые отсеки и на задних кромках некоторых отсеков пластины, используемые при отработке соконусности несущих винтов. Иногда пластины устанавливают по всей длине лопасти с целью увеличения хорды лопасти а, следовательно, ее несущей способности. Однако влияние пластин на относительных радиусах на несущую способность лопасти мало. С целью увеличения несущей способности лопасти, увеличения максимальной и крейсерской скоростей полета, а также максимальной полетной массы вертолета на относительных радиусах устанавливают пластины, увеличивающие хорду лопасти ≈ на 10%. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 104 222 C1

Лопасть несущего винта вертолета, содержащая лонжерон, хвостовые отсеки и пластины, установленные на задней кромке части хвостовых отсеков, отличающаяся тем, что пластины установлены на относительных радиусах более примерно 0,5 и увеличивают хорду приблизительно на 10%

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2104222C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Суриков Н.Ф
и др
Прибор для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба 1917
  • Кауфман А.К.
SU26A1
Способ получения нерастворимых лаков основных красителей в субстанции и на волокнах 1923
  • Лотарев Б.М.
SU132A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Данилов В.А
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
Устройство и техническое обслуживание
- М.: Транспорт, 1988, с
Халат для профессиональных целей 1918
  • Семов В.В.
SU134A1

RU 2 104 222 C1

Авторы

Лисс А.Ю.

Антохин В.А.

Даты

1998-02-10Публикация

1994-11-08Подача