СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЗЛЕТА ВЕРТОЛЕТА С ПЛОЩАДКИ ОГРАНИЧЕННЫХ РАЗМЕРОВ Российский патент 1997 года по МПК B64C27/04 

Описание патента на изобретение RU2094316C1

Изобретение относится к авиации, а именно к летной эксплуатации вертолетов.

Как правило для всех вертолетов на площадках ограниченных размеров предусматривается вертикальный взлет с разгоном вне зоны влияния близости земли. Так, например, известен способ взлета вертолета, согласно которому вертолет, набрав требуемую для взлета высоту, кратковременно зависает над площадкой после чего осуществляет разгон с последующим набором высоты ("Практическая аэродинамика вертолетов", Ромасевич В.Ф. и Самойлов Г.А. Военное изд-во МО СССР, 1980, с. 360-363, рис. 74).

Однако известный способ с разгоном из режима висения имеет недостаток, заключающийся в том, что при отказе одного из двигателей для вертолета нет гарантии его безопасного приземления, так как двигатель вертолета не успевает выйти на чрезвычайный режим, что приводит к потере высоты на разгон до безопасной скорости.

Задачей изобретения является разработка способа выполнения взлета вертолета, обеспечивающего удовлетворение требований Норм летной годности к вертолетам высшей категории А согласно Нормам АП-29.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе выполнения взлета вертолета с площадки ограниченных размеров, заключающемся в отделении вертолета от площадки. вертикальном наборе высоты и последующем разгоне вертолета с набором высоты, согласно изобретению набор высоты выполняют интенсивно с нарастающей вертикальной скоростью без остановки в верхней точке, в процессе набора контролируют достижение вертолетом критической точки подъема, определяющей возможность выполнения посадки и продолжения полета в случае отказа одного двигателя, и выполняют переход в разгон с набором высоты из режима вертикального набора непосредственно после прохождения критической точки.

На фиг. 1 дана схема траекторий нормального, продолженного и прерванного вертикального взлета; на фиг. 2 и 3 результаты расчетов и летных испытаний по определению характеристик продолженного взлета с двумя значениями взлетной массы с двух разных по высоте взлетных площадок при отказе двигателя в критической точке; на фиг. 4 результаты расчетов и летных испытаний по определению характеристик прерванного взлета с двумя значениями взлетной массы с двух разных по высоте взлетных площадок при отказе двигателя в критической точке.

Способ выполняется следующим образом.

Вертолет отделяется от стартовой площадки и выполняет вертикальный набор высоты с возрастающей скоростью. Достигнув контролируемой летчиком критической точки подъема, вертолет переходит в разгон с набором высоты из режима вертикального набора высоты. В случае отказа двигателя до критической точки он может выполнить вертикальную посадку, а после критической точки продолжить взлет с одним отказавшим двигателем.

В случае взлета с буровой платформы высотой 25 м над уровнем моря вертолета типа Ми-8МТ высота критической точки составляет 10 м и взлетная масса вертолета составляет 11 т, а при взлете с земли критическая высота составляет 18 м при взлетной массе 10,5 т, что по крайней мере на 500 кг больше, чем при принятом способе вертикального взлета.

Выигрыш получается вследствии того, что в предлагаемом способе взлета в процессе выполнения продолженного взлета в верхней точке траектории вертолет имеет величину горизонтальной составляющей скорости в диапазоне 15-20 км/ч и двигатель успевает выйти на чрезвычайный режим, в то время как при взлете с разгоном на режиме висения в верхней точке скорость равна нулю, а двигатель работает на номинальном режиме. Поэтому при одинаковой взлетной массе потеря высоты на разгон до безопасной скорости при продолженном взлете согласно предлагаемому способу снижается на 20м и соответственно снижается высота критической точки принятия решения и улучшаются условия выполнения прерванного взлета (вертикальной посадки) из критической точки.

Способ наглядно иллюстрируется фиг. 1-4, где на фиг. 2-4 соответствующие зависимости относятся к двум значениям взлетной массы 10,5 и 11 т вертолета при условии стандартной атмосферы на уровне моря. Приведенные на фиг. 1-4 обозначения соответствуют:
H высота висения вертолета относительно земли (воды);
Vy вертикальная составляющая скорости;
V воздушная скорость полета;
n н.в. частота вращения несущего винта;
t время, прошедшее с начала взлета.

Похожие патенты RU2094316C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СВОБОДНОЙ ТЯГИ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА НА РЕЖИМЕ ВИСЕНИЯ 1998
  • Лисс А.Ю.
RU2157977C2
СПОСОБ ПИЛОТИРОВАНИЯ ВЕРТОЛЕТОВ 1992
  • Лисс А.Ю.
  • Евстафьева С.Л.
RU2101213C1
СПОСОБ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГИЕЙ ВИНТОКРЫЛОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ГИБРИДНОЙ СИСТЕМОЙ ПРИВОДА ВИНТА 2018
  • Сулейманов Шамиль Абдулбарович
RU2694695C1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫЙ ИНТЕРФЕЙС ЭКИПАЖА ВЕРТОЛЕТА ПО ВЫСОТНО-СКОРОСТНЫМ ПАРАМЕТРАМ И ПАРАМЕТРАМ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ, ОКРУЖАЮЩЕЙ ВЕРТОЛЕТ 2019
  • Егоров Валерий Николаевич
RU2729891C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2022
  • Яценко Василий Владимирович
RU2797468C1
Гидросамолет вертикального взлета и посадки с несущим винтом со сворачивающимися убираемыми лопастями 2021
  • Золотухин Виктор Антонович
RU2781817C1
СТАРТОВАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КРИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ОДНОВИНТОВОГО ВЕРТОЛЕТА 2012
  • Углов Андрей Александрович
  • Архипов Алексей Владимирович
  • Архипов Владимир Алексеевич
  • Олаев Виталий Алексеевич
  • Солдаткин Владимир Михайлович
  • Никитин Александр Владимирович
  • Потапов Анатолий Андреевич
  • Солдаткин Вячеслав Владимирович
  • Макаров Николай Николаевич
  • Деревянкин Валерий Петрович
  • Кузнецов Олег Игоревич
  • Моисеев Константин Юрьевич
RU2497718C1
БЕСПИЛОТНЫЙ КОНВЕРТОВИНТОКРЫЛ 2009
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2432300C2
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЕРТОЛЕТА 2013
  • Леонов Герман Николаевич
  • Привалов Валерий Валентинович
RU2543111C1
СКОРОСТНОЙ СВЕРХМАНЕВРЕННЫЙ ВИНТОКРЫЛ 2012
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2480379C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 094 316 C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЗЛЕТА ВЕРТОЛЕТА С ПЛОЩАДКИ ОГРАНИЧЕННЫХ РАЗМЕРОВ

Способ выполнения взлета вертолета с площадки ограниченных размеров. Сущность: способ заключается в отделении вертолета от площадки, вертикальном наборе высоты и последующем разгоне вертолета с набором высоты. Набор высоты выполняют интенсивно с нарастающей вертикальной скоростью без остановки в верхней точке, в процессе набора контролируют достижение вертолетом критической точки подъема, определяющей возможность выполнения посадки и продолжения полета в случае отказа одного двигателя, и выполняют переход в разгон с набором высоты из режима вертикального набора непосредственно после прохождения критической точки. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 094 316 C1

Способ выполнения взлета вертолета с площадки ограниченных размеров, заключающийся в отделении вертолета от площадки, вертикальном наборе высоты и последующем разгоне вертолета с набором высоты, отличающийся тем, что набор высоты выполняют интенсивно с нарастающей вертикальной скоростью без остановки в верхней точке, в процессе набора контролируют достижение вертолетом критической точки подъема, определяющей возможность выполнения посадки и продолжения полета в случае отказа одного двигателя, и выполняют переход в разгон с набором высоты из режима вертикального набора непосредственно после прохождения критической точки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2094316C1

Ромасевич В.Ф., Самойлов Г.А
Практическая аэродинамика вертолетов
- М.: Военное изд-во МО СССР, 1980, с.360 - 363, рис.74.

RU 2 094 316 C1

Авторы

Лисс А.Ю.

Латыпов Т.Р.

Галеев Р.М.

Даты

1997-10-27Публикация

1993-09-27Подача