МАЯТНИКОВАЯ ПОДВЕСКА НА ПОДВИЖНОЙ ОПОРЕ Российский патент 1998 года по МПК B61F5/00 

Описание патента на изобретение RU2106270C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к системам подвешивания железнодорожных экипажей, и адресовано к парку отечественных электровозов Вл-10,15,80,82,85 и их модификаций, работа узлов люлечного подвешивания которых вызывает нарекания со стороны ремонтных (в части повышенного износа деталей узлов) и эксплуатационных служб (в части интенсификации подреза гребней и бокового износа рельсов) системы МПС.

Известна маятниковая подвеска на подвижной опоре, являющаяся узлом подвешивания кузова железнодорожного транспортного средства к тележке, содержащим подвеску со сферическим шарниром на верхнем конце, изготовленным сочетанием сферического утолщения на конце подвески и ответных ему стыкующихся по плоскости диаметральной симметрии деталей вкладыша из антифрикционного материала и его ложемента, и упругий элемент, выполненный в виде пружины (SU, авт.св. 1384452, кл. B 61 F 5/00, 1988 г.).

Техническим результатом изобретения является снижение технологической сложности изготовления и сборки узла подвешивания, а также предупреждение износовых контактов деталей, не предусмотренных их функциональным назначением и, таким образом, повышение надежности и эксплуатационной долговечности системы подвешивания.

Для достижения этого технического результата маятниковая подвеска на подвижной опоре, являющаяся узлом подвешивания кузова железнодорожного транспортного средства к тележке, содержащим подвеску со сферическим шарниром на верхнем конце, изготовленным сочетанием сферического утолщения на конце подвески и ответных ему стыкующихся по плоскости диаметральной симметрии деталей вкладыша из антифрикционного материала и его ложемента, и упругий элемент, выполненный в виде пружины, снабжена нижним ложементом, являющимся опорой для кузова, и подвесной цапфой с нижним концом, являющимся опорой для ложемента верхнего сферического шарнира и выполненным с утолщением, в котором концентрично оси цапфы выполнен кольцевой призматический опорный паз, а на внутренней поверхности ложемента верхнего сферического шарнира выполнен ответный этому пазу, обращенный выпусклостью вниз кольцевой призматический выступ с возможностью обеспечения путем опирания этого выступа на опорный паз в цапфе стыковки по плоскости диаметральной симметрии и надежной фиксации в этом положении элементов верхнего сферического шарнира, внешняя боковая поверхность этого ложемента выполнена как поверхность усеченного конуса, обращенного малым основанием вверх, с возможностью обеспечения дополнительной фиксации надежной стыковки деталей шарнира фиксирующим кольцом, внутренняя поверхность которого имеет конусность, ответную конусности внешней боковой поверхности ложемента, при этом подвеска имеет симметричные относительно ее геометрического центра упомянутый верхний сферический шарнир и сферический шарнир на нижнем конце, изготовленный сочетанием сферического утолщения на нижнем конце подвески и ответных ему стыкующихся по плоскости диаметральной симметрии деталей вкладыша из антифрикционного материала и упомянутого нижнего ложемента, а подвесная цапфа охвачена упомянутым упругим элементом, выполненным в виде пружины или резинометаллического демпфера и расположенным между цапфой и кронштейном тележки, на которой она опирается своим верхним концом, причем проекции опорных поверхностей ложементов на плоскость, перпендикулярную оси подвески, не меньше проекций на эту плоскость рабочих поверхностей сферических шарниров.

На чертеже схематично изображена маятниковая подвеска на подвижной опоре.

Маятниковая подвеска на подвижной опоре, являющаяся узлом подвешивания кузова железнодорожного транспортного средства к тележке, содержащим подвесную цапфу 1, расположенную внутри упругого элемента 2, опираясь на нее своим верхним концом. Упругий элемент 2 может быть выполнен в виде металлической пружины или резинометаллического демпфера и устанавливается на кронштейне тележки. Нижний конец цапфы 1 выполнен с утолщением, в котором концентрично ее оси выполнен кольцевой паз, ответным которому является кольцевой выступ, обращенный выпуклостью вниз и выполненный на внутренней поверхности верхнего ложемента 3 концентрично оси ложемента. Внутри ложемента 3 концентрично его оси расположен вкладыш 4 верхнего сферического шарнира, выполненный из антифрикционного материала. Число деталей, образующих в сборке верхний ложемент 3 и вкладыш 4 - не менее двух для каждого из этих конструктивных элементов, в этом случае эти детали симметричны относительно диаметральной плоскости элемента. На внешней боковой поверхности ложемента 3 концентрично его оси расположено фиксирующее кольцо 7. Внешняя боковая поверхность ложемента 3 и внутренняя поверхность кольца 7 могут быть выполнены как поверхности усеченного конуса, обращенного большим основанием вниз. Подвеска 5 на своих концах имеет сферические утолщения, ответные вкладышу 4. Вкладыши верхнего и нижнего сферических шарниров взаимозаменяемы. Верхний и нижний сферические шарниры расположены симметрично относительно геометрического центра подвески 5. Нижний ложемент 6 с вкладышем 4 нижнего сферического шарнира и крышкой 8 расположен в кронштейне кузова транспортного средства. Кронштейн кузова соединен с цилиндрической частью подвески 5 при помощи манжета 9, изготовленной из технической резины. Способ изготовления деталей нижнего ложемента 6 аналогичен способу изготовления верхнего ложемента 3.

Нижнее шарнирное соединение смонтировано на сферическом утолщении конца подвески 5 и заключено в нижний ложемент 6, надежность смыкания деталей которого в конструктивный элемент обеспечено размещением ложемента 6 в кронштейне кузова транспортного средства и крышкой 8. Манжета 9 предотвращает попадание пыли и грязи в зону нижнего сферического шарнира.

При сборке пространство между манжетой и крышкой набивается густой консистентной смазкой.

Верхнее шарнирное соединение смонтировано на сферическом утолщении другого конца подвески 5 и заключено в ложемент 3, надежность смыкания деталей которого в конструктивный элемент и, таким образом, предотвращение попадания пыли и грязи в зону верхнего сферического шарнира обеспечивается опиранием кольцевого выступа ложемента 3 на кольцевой паз цапфы 1 и фиксирующим кольцом 7.

Последовательность передачи усилий в узле такова: кронштейн кузова - нижний ложемент - вкладыш нижнего сферического шарнира - подвеска - вкладыш верхнего сферического шарнира - верхний ложемент - подвесная цапфа - упругий элемент - кронштейн тележки.

В стояночном положении железнодорожного транспортного средства подвеска точно соответствует понятию "физический маятник", имеет неподвижный центр вращения (центр верхнего сферического шарнира), не совпадающий с ее центром тяжести и находится под действием только сил тяжести. Опорой для центра вращения служит цапфа 1. При движении транспортного средства цапфа 1 перемещается вместе с тележкой в горизонтальной плоскости и относительно тележки вдоль вертикали под действием упругого элемента 2. Подвеска при этом совершает малые колебания относительно центра вращения. Таким образом, узел подвешивания представляет собой маятниковую подвеску на подвижной опоре.

При движении транспортного средства неметаллические элементы узла - вкладыши сферических шарниров, и, возможно, упругий элемент работают на сжатие. Цапфа 1 работает на растяжение и на смятие по опорным поверхностям. Верхний ложемент работает так же, как цапфа 1. Нижний ложемент работает на смятие по опорным поверхностям. Подвеска работает на растяжение и изгиб от пары трения в сферических шарнирах.

Применение антифрикционного материала - неметалла во вкладышах сферических шарниров обусловило их нагружение в работе: полностью исключается возможность нагружения вкладышей срезающими или изгибающими усилиями. Это условие определило форму ложементов, проекции опорных поверхностей ложементов на плоскость, перпендикулярную оси подвески, не меньше проекций на эту плоскость рабочих поверхностей сферических шарниров.

Похожие патенты RU2106270C1

название год авторы номер документа
УЗЕЛ ЛЮЛЕЧНОГО ПОДВЕШИВАНИЯ КУЗОВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Милованов Алексей Игоревич
RU2097234C1
Устройство крепления верхнего конца подвески люлечного подвешивания к раме тележки железнодорожного транспортного средства 1986
  • Милованов Алексей Игоревич
SU1384452A1
Устройство крепления верхнего конца подвески люлечного подвешивания кузова железнодорожного транспортного средства (его варианты) 1984
  • Гуляев Виктор Васильевич
  • Милованов Алексей Игоревич
  • Мельников Геннадий Федорович
  • Шерманов Леонид Алексеевич
  • Олейник Витольд Леонидович
SU1193048A1
УЗЕЛ ЛЮЛЕЧНОГО ПОДВЕСА КУЗОВА ЭКИПАЖА 2004
  • Остроменский Петр Иванович
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Коротаев Борис Владимирович
  • Болотов Алексей Сергеевич
  • Воротилкин Алексей Валерьевич
  • Ходакевич Алексей Николаевич
RU2272728C2
Устройство крепления верхнего конца подвески люлечного подвешивания железнодорожного транспортного средства 1984
  • Гуляев Виктор Васильевич
  • Милованов Алексей Игоревич
  • Мельников Геннадий Федорович
  • Шерманов Леонид Алексеевич
  • Лобань Анатолий Иванович
SU1235775A1
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Белоусов Сергей Вячеславович
  • Василенко Александр Иванович
  • Рейдин Павел Викторович
  • Савинов Сергей Юрьевич
  • Тринда Антон Владимирович
  • Назаров Владимир Михайлович
RU2573100C1
Трехосная тележка для скоростного грузового железнодорожного вагона (варианты) 2019
  • Березин Василий Витальевич
  • Коссов Валерий Семенович
  • Панин Юрий Алектинович
  • Егоров Алексей Юрьевич
  • Матях Дмитрий Игоревич
RU2726509C1
ДВУХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА СКОРОСТНОГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2017
  • Березин Василий Витальевич
  • Панин Юрий Алектинович
  • Бидуля Александр Леонидович
  • Матях Дмитрий Игоревич
  • Дисветов Максим Леонидович
  • Гапченко Владимир Николаевич
  • Егоров Алексей Юрьевич
  • Чижиков Алексей Николаевич
  • Милов Андрей Александрович
  • Жуков Сергей Викторович
RU2653908C1
Безрамная двухосная тележка локомотива 1984
  • Бирюков Иван Вячеславович
  • Бусаров Виктор Георгиевич
  • Купрашвили Гиви Георгиевич
  • Циклаури Альберт Георгиевич
  • Битиева Лидия Габриеловна
SU1167089A1
Восьмиосный рельсовый экипаж 2021
  • Березин Василий Витальевич
  • Коссов Валерий Семенович
  • Панин Юрий Алектинович
  • Гапченко Владимир Николаевич
RU2760372C1

Реферат патента 1998 года МАЯТНИКОВАЯ ПОДВЕСКА НА ПОДВИЖНОЙ ОПОРЕ

Использование: в подвесках железнодорожных экипажей. Сущность изобретения: маятниковая подвеска содержит подвеску с симметричными относительно ее геометрического центра сферическими шарнирами на нижнем и верхнем концах и подвесную цапфу с нижним концом, являющимся опорой для ложемента верхнего сферического шарнира. Шарниры изготовлены сочетанием сферических утолщений на концах подвески и ответных им стыкующихся по плоскостям диаметральной симметрии деталей вкладышей из антифрикционного материала и ложементов, нижний из которых является опорой для кузова. Подвесная цапфа охвачена упругим элементом, выполненным в виде пружины или резинометаллического демпфера и расположенным между цапфой и кронштейном тележки, на который она опирается своим верхним концом. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 106 270 C1

Маятниковая подвеска на подвижной опоре, являющаяся узлом подвешивания кузова железнодорожного транспортного средства к тележке, содержащим подвеску со сферическим шарниром на верхнем конце, изготовленным сочетанием сферического утолщения на конце подвески и ответных ему стыкующихся по плоскости диаметральной симметрии деталей вкладыша из антифрикционного материала и его ложемента, и упругий элемент, выполненный в виде пружины, отличающаяся тем, что она снабжена нижним ложементом, являющимся опорой для кузова, и подвесной цапфой с нижним концом, являющимся опорой для ложемента верхнего сферического шарнира и выполненным с утолщением, в котором концентрично оси цапфы выполнен кольцевой призматический опорный паз, а на внутренней поверхности ложемента верхнего сферического шарнира выполнен ответный этому пазу обращенный выпуклостью вниз кольцевой призматический выступ с возможностью обеспечения путем опирания этого выступа на опорный паз в цапфе стыковки по плоскости диаметральной симметрии и надежной фиксации в этом положении элементов верхнего сферического шарнира, внешняя боковая поверхность этого ложемента выполнена как поверхность усеченного конуса, обращенного малым основанием вверх, с возможностью обеспечения дополнительной фиксации надежной стыковки деталей шарнира фиксирующим кольцом, внутренняя поверхность которого имеет конусность, ответную конусности внешней боковой поверхности ложемента, при этом подвеска имеет симметричный относительно ее геометрического центра упомянутый верхний сферический шарнир и сферический шарнир на нижнем конце, изготовленный сочетанием сферического утолщения на нижнем конце подвески и ответных ему стыкующихся по плоскости диаметральной симметрии деталей вкладыша из антифрикционного материала, а подвесная цапфа охвачена упомянутым упругим элементом, выполненным в виде пружины или резинометаллического демпфера и расположенным между цапфой и кронштейном тележки, на который она опирается своим верхним концом, причем проекции опорных поверхностей ложементов на плоскость, перпендикулярную оси подвески, не меньше проекций на эту плоскость рабочих поверхностей сферических шарниров.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2106270C1

SU, авторское свидетельство, 1384452, кл
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1

RU 2 106 270 C1

Авторы

Милованов Алексей Игоревич

Милованов Алексей Алексеевич

Даты

1998-03-10Публикация

1995-07-11Подача